ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 29»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ ЛНР УВК № 29
_________________
30 августа 2019 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная математика»
для учащихся 4 класса
Направление организации внеурочной деятельности:
общеинтеллектуальное
Срок реализации рабочей программы 1 год
Составитель рабочей программы
Тихонова Оксана Васильевна
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
элементов рабочей программы внеурочной деятельности:
Пояснительная записка
Ожидаемые результаты
Календарно-тематический план
Содержание изучаемого курса
Методическое обеспечение
Список литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
Законом Луганской Народной Республики «Об образовании» от 30.09.2016 №128-II.
Приказом МОН ЛНР № 526-од от 31.05.2019 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказом МОН ЛНР № 693-од о 15.07.2019 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2019-2020 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказом УОВ АГС ЛНР № 128-О от 08.07.2019«Об организованном начале 2019-2020 учебного года в образовательных учреждениях города Стаханова».
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 18.01.2017 г. №13 «Об утверждении типовых образовательных программ внешкольного дополнительного образования».
Действующими на территории Луганской Народной Республики санитарными правилами и нормами устройства, содержания общеобразовательных организаций (учреждений) (СанПиН).
Авторской программой «Занимательная математика». О.С. Корнеева . . Сборник программ внеурочной деятельности : 1– С23 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
Годовым планом учебно-воспитательного комплекса.
Актуальность программы «Занимательная математика» состоит в том, что в ней соблюдается преемственность с основным курсом «Математика», что позволяет показать учащимся возможности применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики, а также позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширяет целостное представление о проблеме данной науки. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Педагогическая целесообразность: обучение математике в начальной школе позволяет прочному и сознательному овладению учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Цель: развитие логического математического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения.
Задачи:.
- Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.
- Познакомить со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.
- Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.
- Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.
- Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.
- Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.
Особенности возрастной группы
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 8 – 10 лет. Однако, от учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младших школьников, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в работе; умение достигать поставленных целей, используя учебные умения учащихся, полученные на других уроках в начальной школе, интеллект и мотивы поведения детей.
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях конкурсов, загадок, игровых моментов, физкультминуток. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: творческая, исследовательская, игровая, проектная.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, на-ходить простейшие закономерности, использовать догадки, строить
проверять простейшие гипотезы;
— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Формы внеурочной деятельности
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Место курса в учебном плане.
Программой предусмотрено проведение занятий в 4 классе — 0,5 часа в неделю, всего 17 ч. Занятия проводятся по понедельникам. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Ожидаемые результаты
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Учебно-тематический план
№п-п | Темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | 5 | 2 | 4 |
2 | Мир занимательных задач | 7 | 4 | 7 |
3 | Геометрическая мозаика | 5 | 1 | 4 |
| Всего: | 17 часов | 7 | 15 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п-п |
Название разделов, тем | Всего часов | Количество часов | Дата | ||
Теор. | Практ. | По плану | По факту | |||
Числа. Арифметические действия. Величины (5 ч.) | ||||||
1 | Интеллектуальная разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 1 | Эвристи- ческая беседа | Решение задач |
|
|
2 | Числа-великаны | 1 | Беседа |
|
|
|
3 | Римские цифры | 1 |
| Круглый стол |
|
|
4 | Числовые головоломки | 1 |
| Игра |
|
|
5 | Выбери маршрут. Единица длины километр. | 1 |
| Игра |
|
|
2. Мир занимательных задач (7 ч.) | ||||||
6 | Математический марафон
Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | 1 | Эвристи-ческая беседа | Решение задач |
|
|
7 | В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 1 |
| Круглый стол |
|
|
8 | Математические фокусы | 1 | Беседа | Игра |
|
|
9 | «Математика — наш друг!»
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. | 1 | Эвристи-ческая беседа | Решение задач |
|
|
10 | Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. | 1 | Беседа | Игра |
|
|
11 | Блиц-турнир по решению задач | 1 |
| Игра |
|
|
12 | Математическая копилка. Математика в спорте. | 1 |
| Викторина |
|
|
3. Геометрическая мозаика (5 ч.) | ||||||
13 | «Спичечный» конструктор | 1 |
| Игра |
|
|
14 | Занимательное моделирование | 1 |
| Игра |
|
|
15 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | Эвристи-ческая беседа |
|
|
|
16 | Математический лабиринт | 1 |
| Викторина |
|
|
17 | Математический праздник | 1 |
| Игра |
|
|
Содержание изучаемого курса
Числа. Арифметические действия. Величины (5 ч.)
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Длина. Единицы длины.
Мир занимательных задач (7 ч.)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика (5 ч.)
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические материалы по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов учащихся:
Анкета по выявлению склонностей и интересов учащихся.
Рефлексивная карта курса внеурочной деятельности.
Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности.
Критерии оценки выполнения творческой работы.
Методические материалы по работе с детским коллективом:
1. Разработки игр, занятий, бесед
2. Дидактический материал для проведения практических работ и проектной деятельности.
3. Методики расслабляющих упражнений (для глаз).
4. Демонстрационный материал.
Диагностический материал по отслеживанию и оцениванию результатов воспитания и обучения учащихся:
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование таких форм оценки, как карты достижений, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
http://www.vneuroka.ru/mathematics. - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
http://konkurs-kenguru.ru - российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы 4 ступени.
http://www.develop-kinder.com – «Сократ» - развивающие игры и конкурсы
http://puzzle-ru.blogspot.com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы