«Осенний фестиваль знаний 2024»

Реакции ионного обмена

презентация по теме "Реакции ионного обмена" с видеофрагментами и последующим контролем знаний в тестовой форме

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Реакции ионного обмена 8 класс. Химия. Шарипова Оксана Владимировна

Реакции ионного обмена

8 класс. Химия.

Шарипова Оксана Владимировна

ЦЕЛЬ урока: сформировать понятие о реакциях ионного обмена. ЗАДАЧИ: Образовательные: познакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протекания; научиться составлять ионные уравнения. Продолжить формирование умений записывать уравнения и предвидеть продукты реакций ионного обмена; закрепить понятие об электролитах и способности их распадаться на ионы в растворах; научить пользоваться таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций; совершенствование химического языка учащихся; Воспитательные: формирование научной картины мира, воспитание бережного отношения к окружающей среде; Развивающие: продолжить формирование у учащихся способности к проведению мысленного эксперимента, развитие памяти, мышления, познавательного интереса к предмету, активное включение учащихся в самостоятельный поиск знаний; проводить анализ и синтез учебного материала, делать умозаключения и выводы. МЕТОДЫ: лекция, самостоятельная работа учащихся, химический эксперимент.
  • ЦЕЛЬ урока: сформировать понятие о реакциях ионного обмена.
  • ЗАДАЧИ:
  • Образовательные: познакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протекания; научиться составлять ионные уравнения. Продолжить формирование умений записывать уравнения и предвидеть продукты реакций ионного обмена; закрепить понятие об электролитах и способности их распадаться на ионы в растворах; научить пользоваться таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций; совершенствование химического языка учащихся;
  • Воспитательные: формирование научной картины мира, воспитание бережного отношения к окружающей среде;
  • Развивающие: продолжить формирование у учащихся способности к проведению мысленного эксперимента, развитие памяти, мышления, познавательного интереса к предмету, активное включение учащихся в самостоятельный поиск знаний; проводить анализ и синтез учебного материала, делать умозаключения и выводы.
  • МЕТОДЫ: лекция, самостоятельная работа учащихся, химический эксперимент.
Реакции ионного обмена и условия их протекания до конца   Реакции ионного обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. Это тип реакций, протекающих без изменения степеней окисления элементов в веществах. В общем виде реакции ионного обмена можно представить: AB+CD=AD+CB

Реакции ионного обмена и условия их протекания до конца

Реакции ионного обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

Это тип реакций, протекающих без изменения степеней окисления элементов в веществах. В общем виде реакции ионного обмена можно представить: AB+CD=AD+CB

К реакциям обмена относится схема: A+B=AB AB+CD=AD+CB ABCD = AD+C+BD AB+C=AC+B
  • К реакциям обмена относится схема:
  • A+B=AB
  • AB+CD=AD+CB
  • ABCD = AD+C+BD
  • AB+C=AC+B
Ответ неверный

Ответ неверный

Правила написания уравнений реакций в ионном виде

Правила написания уравнений реакций в ионном виде

  • Правила написания уравнений реакций в ионном виде
  • Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.
  • Fe(OH) 3  + H 3 PO 4  = FePO 4  + 3H 2 O.
  • Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ, обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы.
  • Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение. Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение.
Выберите правильный ответ. На ионы диссоциируют все вещества ряда:

Выберите правильный ответ. На ионы диссоциируют все вещества ряда:

  • K 2 O , HNO 3  , , NO 2
  • K, O 2 , H 2
  • HNO 3  , CaCO 3  , HCl
  • HNO 3, HCl, H 3 PO 4  
Ответ неверный

Ответ неверный

Алгоритм составления реакций ионного обмена:    Составляем молекулярное уравнение, составляем формулы веществ, расставляем коэффициенты: CuSO 4 +2NaOH = Cu(OH) 2 +Na 2 SO 4 Составляем полное ионное уравнение (смотри таблицу растворимости!!!!!) Cu 2+ + SO 4  2- +2Na + + 2OH - = Cu(OH) 2 + 2Na+ SO 4 2- Составляем краткое ионное уравнение, сократив ионы, которые встречаются в левой и правой частях уравнения.  Cu 2+ + SO 4  2- + 2Na + + 2OH - = Cu(OH) 2 + 2Na +  + SO 4 2-  Переписываем, что осталось. Число атомов в левой и правой частях должно совпадать  Cu 2+ + 2OH - = Cu(OH) 2    

Алгоритм составления реакций ионного обмена:

  • Составляем молекулярное уравнение, составляем формулы веществ, расставляем коэффициенты:

CuSO 4 +2NaOH = Cu(OH) 2 +Na 2 SO 4

  • Составляем полное ионное уравнение (смотри таблицу растворимости!!!!!)

Cu 2+ + SO 4 2- +2Na + + 2OH - = Cu(OH) 2 + 2Na+ SO 4 2-

  • Составляем краткое ионное уравнение, сократив ионы, которые встречаются в левой и правой частях уравнения.

Cu 2+ + SO 4 2- + 2Na + + 2OH - = Cu(OH) 2 + 2Na + + SO 4 2-

  • Переписываем, что осталось. Число атомов в левой и правой частях должно совпадать

Cu 2+ + 2OH - = Cu(OH) 2

 

Условия, при которых реакции ионного обмена   протекают до конца. 1. Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода. Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой: Неизменность степеней окисления элементов во всех веществах до и после реакции говорит о том, что реакции обмена не являются окислительно-восстановительными. Полное ионное уравнение реакции: K +  + OH –  + H +  + Cl –  = K +  + Cl –  + H 2 O. Cокращенное ионное уравнение реакции: H +  + OH –  = H 2 O.

Условия, при которых реакции ионного обмена  протекают до конца.

  • 1. Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода.
  • Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:

Неизменность степеней окисления элементов во всех веществах до и после реакции говорит о том, что реакции обмена не являются окислительно-восстановительными.

  • Полное ионное уравнение реакции:

K +  + OH –  + H +  + Cl –  = K +  + Cl –  + H 2 O.

  • Cокращенное ионное уравнение реакции:

H +  + OH –  = H 2 O.

Реакция между кислотой и основанием. Реакция нейтрализации.

Реакция между кислотой и основанием. Реакция нейтрализации.

Выберите правильный ответ. Определите реакцию, соотвествующую краткому ионному уравнению  H +  + OH –  = H 2 O.  :

Выберите правильный ответ. Определите реакцию, соотвествующую краткому ионному уравнению H +  + OH –  = H 2 O. :

  • 1. KOH+HCl = KCl+H2O
  • 2. CaO + 2HNO 3  = Ca(NO 3 ) 2  + H 2 O
  • 3. Al 2 O 3  + 6HCl = 2AlCl 3  + 3H 2 O
Ответ неверный

Ответ неверный

Условия, при которых реакции ионного обмена   протекают до конца. 2. Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.  уравнение реакции растворимой соли со щелочью: CuSO4 + 2KOH = K2SO4+ Cu(OH) 2 . Cu 2+  + SO42 –  + 2K +  + 2OH –  = 2K +  + SO42 –  + Cu(OH) 2 . Cu 2+  + 2OH –  = Cu(OH) 2  .

Условия, при которых реакции ионного обмена  протекают до конца.

  • 2. Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.
  • уравнение реакции растворимой соли со щелочью:

CuSO4 + 2KOH = K2SO4+ Cu(OH) 2 .

Cu 2+  + SO42  + 2K +  + 2OH  = 2K +  + SO42  + Cu(OH) 2 .

Cu 2+  + 2OH  = Cu(OH) 2 .

Просмотрите опыт и составьте уравнение реакции

Просмотрите опыт и составьте уравнение реакции

Выберите правильный ответ, соответствующий химической реакции CuSO4+2NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4 CuSO4+NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4 CuSO3+2NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4 CuSO3+NaOH = Cu(OH)2+Na2SO3

Выберите правильный ответ, соответствующий химической реакции

  • CuSO4+2NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4
  • CuSO4+NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4
  • CuSO3+2NaOH = Cu(OH)2+Na2SO4
  • CuSO3+NaOH = Cu(OH)2+Na2SO3

Ответ неверный

Ответ неверный

Выберите правильный ответ. По таблице растворимости определите вещества из ряда, нерастворимые в воде.

Выберите правильный ответ. По таблице растворимости определите вещества из ряда, нерастворимые в воде.

  • Al 2 (SO 4 ) 3  ,  BaCl 2
  • BaSO 4, Cu(OH) 2
  • Fe(OH) 3 , FeSO 4
Ответ неверный

Ответ неверный

Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.   уравнение реакции нерастворимого карбоната с растворимой в воде солью : СaCO 3  + 2HCl = CaCl 2  + CO 2 + H 2 O СaCO 3  + 2H +  + 2Cl –   = Ca 2+  + 2Cl –  + CO 2 +H 2 O СaCO 3   = Ca 2+  + CO 2 + H 2 O

Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.

  • уравнение реакции нерастворимого карбоната с растворимой в воде солью :

СaCO 3  + 2HCl = CaCl 2  + CO 2 + H 2 O

СaCO 3  + 2H +  + 2Cl   = Ca 2+  + 2Cl  + CO 2 +H 2 O

СaCO 3   = Ca 2+  + CO 2 + H 2 O

Просмотрите опыт и составьте уравнение реакции

Просмотрите опыт и составьте уравнение реакции

Выберите правильный ответ, соответствующий химической реакции

Выберите правильный ответ, соответствующий химической реакции

  • Na2CO3+H2SO4 = Na2SO4 + H2CO3
  • Na2CO3+H2SO4 = Na2SO4 + H2O+CO2
  • NaCO3+H2SO4 = Na2SO4 + H2O+CO2
  • Na2CO3+H2SO3 = Na2SO3 + H2O+CO2
Ответ неверный

Ответ неверный

Выполните тест: 1.С выделением газа протекает реакция между:

Выполните тест:

1.С выделением газа протекает реакция между:

  • 1) карбонатом натрия и нитратом магния
  • 2) фосфорной кислотой и нитратом бария
  • 3) хлоридом аммония и гидроксидом кальция
  • 4) хлоридом калия и нитратом серебра
Ответ неверный

Ответ неверный

Выберите правильный ответ Выделение газа происходит в результате взаимодействия ионов 1) H⁺ и CI⁻ 2) H⁺ и SO₃²⁻ 3) NH₄⁺ и PO₄³⁻ 4) NH₄⁺ и S²⁻

Выберите правильный ответ

  • Выделение газа происходит в результате взаимодействия ионов

1) H⁺ и CI⁻

2) H⁺ и SO₃²⁻

3) NH₄⁺ и PO₄³⁻

4) NH₄⁺ и S²⁻

Ответ неверный

Ответ неверный

Выберите правильный ответ

Выберите правильный ответ

  • К реакциям обмена относят реакцию, уравнение которой
  • 1) CaO + SO₃= CaSO₄
  • 2) 2Na + 2H₂O = 2NaOH +H₂
  • 3) 2Al(OH)₃ = Al₂O₃+H₂O
  • 4) H₂S + 2KOH= K₂S + 2H₂O
Ответ неверный

Ответ неверный

Выберите правильный ответ Вещество, при диссоциации которого образуется сульфид-ион, имеет формулу 1) Na₂S 2) S 3) K₂SO₃ 4) CuSO₄

Выберите правильный ответ

Вещество, при диссоциации которого образуется сульфид-ион, имеет формулу

1) Na₂S 2) S 3) K₂SO₃ 4) CuSO₄

Ответ неверный

Ответ неверный

Выберите правильный ответ. При взаимодействии гидроксида железа (||) с раствором серной кислоты образуются 1) FeSO₄ H₂O 2) Fe₂(SO₄)₃ H₂O 3) FeSO₄ H₂  4) Fe₂(SO₄)₃ H₂

Выберите правильный ответ.

При взаимодействии гидроксида железа (||) с раствором серной кислоты образуются

1) FeSO₄ H₂O

2) Fe₂(SO₄)₃ H₂O

3) FeSO₄ H₂

4) Fe₂(SO₄)₃ H₂

Ответ неверный

Ответ неверный

Выберите правильный ответ. Практически необратимо
  • Выберите правильный ответ.
  • Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:

1) хлорида калия и нитрата цинка

2) сульфата калия и нитрата бария

3) сульфата натрия и гидроксида калия

4) нитрата натрия и сульфата железа (||)

Ответ неверный

Ответ неверный

При желании выполните тест

При желании выполните тест

  • http://testedu.ru/test/ximiya/11-klass/test-dlya-podgotovki-k-ege-a-23-reakczii-ionnogo-obmena.html

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее