«Осенний фестиваль знаний 2024»

Тема урока "Соли аммония"

11 КЛАСС ПОВЫШЕННЫЙ

ТЕМА УРОКА: СОЛИ АММОНИЯ

- обучающие: сформировать знания о физических, химических свойствах, получении, собирании и распознавании солей аммония.

-развивающие: развивать мышление, память, речь, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; совершенствовать навыки решения тестовых заданий; развивать познавательный интерес учащихся.

-воспитывающие: формировать мировоззрение учащихся, развивать самостоятельность, ответственность.

Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурные, назовите отсутствующих.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

  • Формулируется тема урока.
  • Объяснение правил работы на уроке,
  • Представление этапов изучения новой темы.

Основные вопросы обучающей части урока:

  • Совместное выяснение цели и задач урока

Учитель сообщает тему и основные образовательные задачи урока

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Соли аммония

Соли аммония - это сложные вещества, в состав которых входят ионы аммония NH4+, соединённые с кислотными остатками.

Например,

NH4Cl – хлорид аммония (NH4)2SO4 - сульфат аммония

NH4NO3 – нитрат аммония (NH4)3PO4 – ортофосфат аммония

(NH4)2HPO4 – гидроортофосфат аммония

NH4H2PO4 – дигидроортофосфат аммония

Физические свойства

Кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде.

Получение

1 способ- Аммиак + кислота: NH3 + HNO3 → NH4NO3

2 способ- Аммиачная вода + кислота: 2NH4OH + H2SO4 → (NH4)2SO4+ 2Н2O

Химические свойства

ОБЩИЕ

1. Сильные электролиты (диссоциируют в водных растворах)

NH4Cl → NH4+ + Cl-

2. С кислотами (реакция обмена)

(NH4)2CO3 + 2НCl → 2NH4Cl + Н2O + CO2­

2NH4+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- → 2NH4+ + 2Cl- + Н2O + CO2­

CO32- + 2H+ → Н2O + CO2­

3. С солями (реакция обмена)

(NH4)2SO4 + Ba(NO3)2 → BaSO4↓ + 2NH4NO3

2NH4+ + SO42- + Ba2+ + 2NO3- → BaSO4 ↓ + 2NH4+ + 2NO3-

Ba2+ + SO42- → BaSO4 ↓

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

1. Разложение при нагревании.

a) если кислота летучая

NH4Cl → NH3­ + HCl­ (при нагревании)

NH4HCO3 → NH3­ + Н2O­ + CO2­

б) если анион проявляет окислительные свойства

NH4NO3 → N2O­ + 2Н2O­ (при нагревании)

(NH4)2Cr2O7 → N2­ + Cr2O3 + 4Н2O­ (при нагревании)

2. Качественная реакция на NH4+ - ион аммония. При нагревании со щелочами выделяется газ аммиак

NH4Cl + NaOH → NaCl + NH3­ + Н2O (при нагревании)

3. Соли аммония подвергаются гидролизу (как соль слабого основания и сильной кислоты) – среда кислая:

NH4Cl + Н2O → NH4OH + HCl

NH4+ + Н2O → NH4OH + H+

Применение

  • Нитрат аммония (аммиачная селитра) NH4NO3 применяют как азотное удобрение и для изготовления взрывчатых веществ — аммонитов;
  • Сульфат аммония (NH4)2SO4 — как дешёвое азотное удобрение;
  • Гидрокарбонат аммония NH4HCO3 и карбонат аммония (NH4)2CO3 — в пищевой промышленности при производстве мучных кондитерских изделий в качестве химического разрыхлителя, при крашении тканей, в производстве витаминов, в медицине;
  • Хлорид аммония (нашатырь) NH4Cl — в гальванических элементах (сухих батареях), при пайке и лужении, в текстильной промышленности, как удобрение, в ветеринарии.
Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

11 КЛАСС ПОВЫШЕННЫЙ

ТЕМА УРОКА: СОЛИ АММОНИЯ

- обучающие: сформировать знания о физических, химических свойствах, получении, собирании и распознавании солей аммония.

-развивающие: развивать мышление, память, речь, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; совершенствовать навыки решения тестовых заданий; развивать познавательный интерес учащихся.

-воспитывающие: формировать мировоззрение учащихся, развивать самостоятельность, ответственность.

Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурные, назовите отсутствующих.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

  • Формулируется тема урока.

  • Объяснение правил работы на уроке,

  • Представление этапов изучения новой темы.

Основные вопросы обучающей части урока:

  • Совместное выяснение цели и задач урока

Учитель сообщает тему и основные образовательные задачи урока

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Соли аммония

Соли аммония - это сложные вещества, в состав которых входят ионы аммония NH4+, соединённые с кислотными остатками.

Например,

NH4Cl – хлорид аммония (NH4)2SO4  - сульфат аммония

NH4NO– нитрат аммония (NH4)3PO4 – ортофосфат аммония

(NH4)2HPO4 – гидроортофосфат аммония

NH4H2PO4 – дигидроортофосфат аммония

Физические свойства

Кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде.

Получение

1 способ-   Аммиак + кислота:   NH3 + HNO3 → NH4NO3       

2 способ-  Аммиачная вода + кислота:   2NH4OH + H2SO4 → (NH4)2SO4+ 2Н2O

Химические свойства 


ОБЩИЕ

1.      Сильные электролиты (диссоциируют в водных растворах) 

NH4Cl → NH4+ + Cl- 

2.      С кислотами (реакция обмена)

(NH4)2CO3 + 2НCl → 2NH4Cl + Н2O + CO2­

2NH4+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- → 2NH4+ + 2Cl- + Н2O + CO2­

CO32- + 2H+  Н2O + CO2­ 

3.      С солями (реакция обмена)                                    

(NH4)2SO4 + Ba(NO3)2 → BaSO4↓ + 2NH4NO3

2NH4+ SO42- + Ba2+ + 2NO3- → BaSO4 ↓ + 2NH4+ 2NO3-

Ba2+ SO42- → BaSO4 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

1.      Разложение при нагревании.

a)     если кислота летучая

NH4Cl  → NH3­ + HCl­ (при нагревании)

NH4HCO3 → NH3­ + Н2O­ + CO2­ 

б)     если анион проявляет окислительные свойства 

NH4NO3  → N2O­ + 2Н2O­ (при нагревании)

(NH4)2Cr2O7  → N2­ + Cr2O3 + 4Н2O­ (при нагревании) 

2.       Качественная реакция на NH4+ - ион аммония. При нагревании со щелочами выделяется газ аммиак

NH4Cl + NaOH  → NaCl + NH3­ + Н2O (при нагревании)

3.      Соли аммония подвергаются гидролизу (как соль слабого основания и сильной кислоты) – среда кислая:

NH4Cl + Н2O → NH4OH + HCl

NH4+ + Н2O → NH4OH + H+ 

Применение

  • Нитрат аммония (аммиачная селитра) NH4NO3 применяют как азотное удобрение и для изготовления взрывчатых веществ — аммонитов;

  • Сульфат аммония (NH4)2SO4 — как дешёвое азотное удобрение;

  • Гидрокарбонат аммония NH4HCO3 и карбонат аммония (NH4)2CO3 — в пищевой промышленности при производстве мучных кондитерских изделий в качестве химического разрыхлителя, при крашении тканей, в производстве витаминов, в медицине;

  • Хлорид аммония (нашатырь) NH4Cl — в гальванических элементах (сухих батареях), при пайке и лужении, в текстильной промышленности, как удобрение, в ветеринарии.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ОПЫТА

РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА

– А теперь вернемся к целям нашего урока? Достигли ли мы их?

-Что изучили на сегодняшнем уроке?
- Какое у вас было настроение? на Ваш взгляд оцените Лучшего участника сегодняшнего урока.

Выставление оценок

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее