«Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) в школьных и домашних условиях»
Подготовила: Воспитатель Бойко Галина Ивановна
КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
«Озорные макароны»
Цель: побуждать ребенка сортировать предметы разной величины, развивать моторику, мышление, воспитывать трудолюбие.
Оборудование. Две емкости для макарон, макароны двух видов (крупные и мелкие).
Ход игры: Взрослый, чтобы заинтересовать ребенка, говорит о том, что она или какой-то персонаж рассыпала случайно макароны, и они теперь все перемешались, а ей нужно готовить обед. Ребёнку предлагается помочь разделить макароны на большие и маленькие.
Игра требует внимания, ловких движений, а также координации. В конце игры взрослый может сделать акцент на том, что: «Мне помогал не только ты, но и твои ручки». Так у ребенка будет формироваться желание больше работать руками.
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
Игры с прищепками необходимы для развития мелкой моторики, пространственного воображения, развития интеллекта и мышления, а также для развития речи.
Возьмите коробку с прищепками, желательно, чтобы присутствовали прищепки основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный). Также необходимо брать такие прищепки, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать, разжимать.
«Найди прищепку»
Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие - сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.
«Солнышко»
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
«Елочка»
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
«Травка»
Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
«Цветки»
Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т. д.
По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое. И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик. Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.
Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик или нос, или еще какую-нибудь часть тела
«Возьми игрушку»
Цель: продолжить знакомство с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; побуждать определять направление, в котором находится предмет.
Материалы: различные предметы и игрушки.
Ход игры: предложите малышу сесть за стол и дайте ему игрушку. Дайте возможность поиграть с игрушкой. Затем попросите ребенка закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыш откроет глаза и возьмет игрушку, не вставая со стула.
В следующий раз сначала положите игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем игрушку расположите так, чтобы её было не просто достать.
В конце игры подведите итог: «Игрушка лежит далеко, поэтому её трудно достать. Я подвинула игрушку – теперь они близко и можно легко дотянуться до них».
«Прячься в домик!»
Цель: продолжить знакомство с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи.
Материалы: игрушечный домик.
Ход игры: домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф.
По вашей команде: «Внутрь», «Наружу» - ребенок прячется в игрушечный домик или вылезает из него.
«Вверх и вниз»
Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.
Материалы: различные предметы и игрушки, скамейка.
Ход игры: по вашей команде: «Вверх», «Вниз» - ребенок взбирается на скамейку (бордюр, турник) или слезает с неё.
Можно также предложить ребенку по команде «Вверх», «Вниз» - располагать игрушки соответственно высоко или низко.
«Где же зайка?»
Цель: знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.
Материалы: стулья (два маленьких и один большой, два больших игрушечных зайца или др.)
Ход игры: предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить зайку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом.
Упражняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя свободное положение относительно большого стула.
«Лист бумаги»
Цель: формировать умение ребенка ориентироваться на листе бумаги.
Материалы: листы бумаги, картонные фигурки с изображениями различных предметов.
Ход игры: покажите ребенку лист бумаги, объясните, где у него верх, низ, правая, левая стороны, центр. Затем раздайте ребенку листы бумаги и картонные картинки с изображением предметов и игрушек. Попросите разложить их в определенных местах листа, например: «Представь, что лист бумаги – это белая полянка. Посади игрушки на полянку так, как я скажу: положи зайку посередине, а лисичку внизу, вверху посадите волчонка».
Инструкции можно уточнять и усложнять: «Поставь медвежонка наверху справа. Лягушку посади вниз посредине».