«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Развитие творчества на уроках русского языка, воспитание бережного отношения к языку, к русской природе»

творческие про­явления будут замечены, приняты и пра­вильно оценены. Обычно учащиеся, пока­зывая свои работы, смущаются, начи­нают со слов: «У меня плохо полу­чилось»; «Я лучше не буду сдавать рабо­ту – у меня, наверное, все непра­вильно». Иногда эти слова соответст­вуют истине. Но часто за ними скрыва­ется иное содержание: ребенку кажется, что он сделал работу хорошо, но он сознательно снижает впечатление от ра­боты, надеясь, что учитель все равно заметит и, возможно, приятно удивится том

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«Развитие творчества на уроках русского языка, воспитание бережного

отношения к языку, к русской природе»

Для творческой атмосферы необ­ходимы свобода и ощущение уверен­ности в том, что твои творческие про­явления будут замечены, приняты и пра­вильно оценены. Обычно учащиеся, пока­зывая свои работы, смущаются, начи­нают со слов: «У меня плохо полу­чилось»; «Я лучше не буду сдавать рабо­ту – у меня, наверное, все непра­вильно». Иногда эти слова соответст­вуют истине. Но часто за ними скрыва­ется иное содержание: ребенку кажется, что он сделал работу хорошо, но он сознательно снижает впечатление от ра­боты, надеясь, что учитель все равно заметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание. Это – ложная посылка и ложное вос­приятие.

Уже на первых творческих уроках следует объяснить ученикам, что к сво­ему труду нужно относиться уважи­тельно и достойно.

Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. На начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создается детьми. Возможно, на пер­вых творческих уроках стоит полностью отказаться от критики, выбрать позицию ценностного отношения к творчеству учащихся. В дальнейшем, когда закре­пятся доверительные и открытые вза­имоотношения между учителем и школь­никами, можно (и нужно) сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей. Следует лишь пом­нить о том, что любая крайность в данном вопросе нежелательна, так как она может сформировать у учащего­ся неадекватную (заниженную или за­вышенную) самооценку.

Один из видов творческой деятельности – приём составления метафор (по педагогике ТРИЗ)

Красиво говорить не запретишь. А можно ли научить­ся (и научить!) говорить красиво? Предлагаю семиклассникам украсить свою речь метафорами, хотя, многие считают, что данное умение только от врождённых способ­ностей. Попробуем доказать, что это не так, что метафоры можно научиться изобретать.

Итак, если рассматривать метафору как «перенесение свойств одного предмета на другой на осно­вании признака, общего для обоих составляющих» (как сказано в энцик­лопедическом словаре), то для начала надо взять объект и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим. Например: дождь капает (льёт или течёт), как что? Может быть, как капель или водопад... Всё зависит от задач говорящего! Детям нравит­ся сравнение со слезами. Получается: «Дождь течёт, как слезы». Возьмём и усилим! Дождь идет откуда? «Из туч... с неба...» Второе мыслительное действие: соединение сравнения с местом происходящего – вот вам и первый приём составления метафор! Что же с нашим дождём? А это, вообще-то, «слезы неба», или «водопад туч», или «ка­пель небосклона».

Давайте потренируемся. Возьмём близле­жащие (стоящие, висящие) предметы и вместо унылых обозначений типа «.. .а не повесить ли нам новую люстру?», скажем: «Зажжем-ка «потолочное солнце» (люстра светит, как солнце; люстра где находится? — под потол­ком; результат: люстра – это «потолочное солнце»). Или вместо обычной фразы: «Дос­тань-ка из холодильника мороженое» – скажем: «Пусть отдаст домашний айсберг частицу своего вкусного холода...» (холодильник – ледяной, как айсберг; холодильник где нахо­дится? – в доме; метафора: «домашний айс­берг», мороженое – «вкусный холод»). Благо­даря этому приёму можно получить и «луговое солнце» (одуванчики), и «лесной костёр» (осенняя рябина), и «гранатовые бусинки» (клюква).

В ушах у феи был «блеск инея» или «сияние звёзд» (серёжки – блестят – блеск, как у чего ещё? – как у инея; метафора: «блеск инея»). Папа держит в руках «новости дня» (газета – новая – но­вость – бывает днём; метафора: «газета – новость дня»). Мама повесила на окно «пест­роту полянки» (занавеска – пёстрая – пест­рота, как у поляны; метафора: занавеска – это «пестрота полянки»). Второй приём детям. позволяет сказать: глаза – «звёзды лица», тюль – «облако окна» или «кружева зимы». Фраза звучит заманчиво: «пить «желтизну солнца» (апельсиновый сок)» и «закусывать «мягкостью поля» (хлеб)».

Объединение этих двух приёмов позволяет создавать фразы типа: «Темнота неба осыпала детей колючестью зимы»; «Ве­точки окутывала пушистость мороза» (вместо «шел снег» и «деревья в инее» в описании картины «Зимние забавы»); «Пушистые комочки раскатились по небесному зеркалу» (картина «Золотая осень»).

Анализируя тексты известных авторов, вместе с детьми делаем вывод, что прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает оха­рактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных, т.е. они заключают в себе авторскую оцен­ку.

Предлагаю отрывок из записной книжки, включенной в цикл «На­едине с природой» замечатель­ного писателя Ф.Абрамова. Прошу детей обратить внимание на разнооб­разие прилагательных в тексте. Что они создают?

Теплый, солнечный день. Бабье лето, кото­рое, как чудо, спустилось на землю в эту не­обыкновенно сырую осень.

Удивительно целебная тишина.

Сижу над маленьким прудком в парке. Зам­шелое дно засыпано дубовыми листьями. И они блестят в воде, как медные блесны. А по­верху бежит стайка рыбешек. Наверно, рыбеш­ки воображают себя невероятными смельча­ками. Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. Жутко! Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомо­му. И опять вперед.


Обилие прилагательных создает образную, жи­вописную картину теплого, солнечного дня. Позво­ляет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок. Далее анализируется текст при помощи наводящих вопросов:

- Какое словосочетание обратило на себя вни­мание? (Целебная тишина.)

- Как вы его понимаете? (Тишина, исцеляющая душу.)

- Найдите фразеологизм с именем прилага­тельным. (Бабье лето).

- Какое это лето? (Ранняя осень с ясными, теп­лыми днями.)

Разнообразную и интересную информацию об эпитетах содержит «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. В этом сло­варе зафиксировано около 53 эпитетов к сущест­вительному лето.

Вот лишь некоторые:

1. Бабье, ведренное, горячее, грозовое, дожд­ливое, душистое.

2. Быстрое, длинное, запоздалое, короткое, се­верное.

3. Благодатное, богатое, зеленое, обильное, пышное.

4. Бледное, буйное, голубое, осеннее, ржаное, юное.


В конце урока дети делают вывод, что имена прилагательные необходимы при написании пейзажных картин. Именно эта часть речи позволяет живописать при­роду и все ее явления.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности чело­века почти каждое четвертое слово – прилага­тельное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать пред­мет с разных сторон, придать описанию образ­ность, яркость, передать оценку, отношение пи­сателя.

После такого анализа восьмиклассники без труда напишут сочинение-миниатюру о лю­бимом времени года или природном явлении, пытаясь передать свое отношение к этому времени, употребляя разные прилагательные.



При предварительной работе над сочинением использую мультимедийные программы, созданные совместно со школьниками. Так были созданы такие проекты, как слайд-шоу «Милой родине посвящается» (о красоте и богатстве родного края), «Родина моя» (о неповторимости зимнего пейзажа северной сторонки), «Поклонимся великим тем годам» (о ветеранах Великой Отечественной войны), «С детством позабыли мы проститься» (о выпускниках школы) и т.п.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее