«Развитие творчества на уроках русского языка, воспитание бережного
отношения к языку, к русской природе»
Для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Обычно учащиеся, показывая свои работы, смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось»; «Я лучше не буду сдавать работу – у меня, наверное, все неправильно». Иногда эти слова соответствуют истине. Но часто за ними скрывается иное содержание: ребенку кажется, что он сделал работу хорошо, но он сознательно снижает впечатление от работы, надеясь, что учитель все равно заметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание. Это – ложная посылка и ложное восприятие.
Уже на первых творческих уроках следует объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно.
Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. На начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создается детьми. Возможно, на первых творческих уроках стоит полностью отказаться от критики, выбрать позицию ценностного отношения к творчеству учащихся. В дальнейшем, когда закрепятся доверительные и открытые взаимоотношения между учителем и школьниками, можно (и нужно) сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей. Следует лишь помнить о том, что любая крайность в данном вопросе нежелательна, так как она может сформировать у учащегося неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку.
Один из видов творческой деятельности – приём составления метафор (по педагогике ТРИЗ)
Красиво говорить не запретишь. А можно ли научиться (и научить!) говорить красиво? Предлагаю семиклассникам украсить свою речь метафорами, хотя, многие считают, что данное умение только от врождённых способностей. Попробуем доказать, что это не так, что метафоры можно научиться изобретать.
Итак, если рассматривать метафору как «перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обоих составляющих» (как сказано в энциклопедическом словаре), то для начала надо взять объект и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим. Например: дождь капает (льёт или течёт), как что? Может быть, как капель или водопад... Всё зависит от задач говорящего! Детям нравится сравнение со слезами. Получается: «Дождь течёт, как слезы». Возьмём и усилим! Дождь идет откуда? «Из туч... с неба...» Второе мыслительное действие: соединение сравнения с местом происходящего – вот вам и первый приём составления метафор! Что же с нашим дождём? А это, вообще-то, «слезы неба», или «водопад туч», или «капель небосклона».
Давайте потренируемся. Возьмём близлежащие (стоящие, висящие) предметы и вместо унылых обозначений типа «.. .а не повесить ли нам новую люстру?», скажем: «Зажжем-ка «потолочное солнце» (люстра светит, как солнце; люстра где находится? — под потолком; результат: люстра – это «потолочное солнце»). Или вместо обычной фразы: «Достань-ка из холодильника мороженое» – скажем: «Пусть отдаст домашний айсберг частицу своего вкусного холода...» (холодильник – ледяной, как айсберг; холодильник где находится? – в доме; метафора: «домашний айсберг», мороженое – «вкусный холод»). Благодаря этому приёму можно получить и «луговое солнце» (одуванчики), и «лесной костёр» (осенняя рябина), и «гранатовые бусинки» (клюква).
В ушах у феи был «блеск инея» или «сияние звёзд» (серёжки – блестят – блеск, как у чего ещё? – как у инея; метафора: «блеск инея»). Папа держит в руках «новости дня» (газета – новая – новость – бывает днём; метафора: «газета – новость дня»). Мама повесила на окно «пестроту полянки» (занавеска – пёстрая – пестрота, как у поляны; метафора: занавеска – это «пестрота полянки»). Второй приём детям. позволяет сказать: глаза – «звёзды лица», тюль – «облако окна» или «кружева зимы». Фраза звучит заманчиво: «пить «желтизну солнца» (апельсиновый сок)» и «закусывать «мягкостью поля» (хлеб)».
Объединение этих двух приёмов позволяет создавать фразы типа: «Темнота неба осыпала детей колючестью зимы»; «Веточки окутывала пушистость мороза» (вместо «шел снег» и «деревья в инее» в описании картины «Зимние забавы»); «Пушистые комочки раскатились по небесному зеркалу» (картина «Золотая осень»).
Анализируя тексты известных авторов, вместе с детьми делаем вывод, что прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных, т.е. они заключают в себе авторскую оценку.
Предлагаю отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой» замечательного писателя Ф.Абрамова. Прошу детей обратить внимание на разнообразие прилагательных в тексте. Что они создают?
Теплый, солнечный день. Бабье лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно сырую осень.
Удивительно целебная тишина.
Сижу над маленьким прудком в парке. Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. И они блестят в воде, как медные блесны. А поверху бежит стайка рыбешек. Наверно, рыбешки воображают себя невероятными смельчаками. Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. Жутко! Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. И опять вперед.
Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок. Далее анализируется текст при помощи наводящих вопросов:
- Какое словосочетание обратило на себя внимание? (Целебная тишина.)
- Как вы его понимаете? (Тишина, исцеляющая душу.)
- Найдите фразеологизм с именем прилагательным. (Бабье лето).
- Какое это лето? (Ранняя осень с ясными, теплыми днями.)
Разнообразную и интересную информацию об эпитетах содержит «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. В этом словаре зафиксировано около 53 эпитетов к существительному лето.
Вот лишь некоторые:
1. Бабье, ведренное, горячее, грозовое, дождливое, душистое.
2. Быстрое, длинное, запоздалое, короткое, северное.
3. Благодатное, богатое, зеленое, обильное, пышное.
4. Бледное, буйное, голубое, осеннее, ржаное, юное.
В конце урока дети делают вывод, что имена прилагательные необходимы при написании пейзажных картин. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и все ее явления.
Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.
После такого анализа восьмиклассники без труда напишут сочинение-миниатюру о любимом времени года или природном явлении, пытаясь передать свое отношение к этому времени, употребляя разные прилагательные.
При предварительной работе над сочинением использую мультимедийные программы, созданные совместно со школьниками. Так были созданы такие проекты, как слайд-шоу «Милой родине посвящается» (о красоте и богатстве родного края), «Родина моя» (о неповторимости зимнего пейзажа северной сторонки), «Поклонимся великим тем годам» (о ветеранах Великой Отечественной войны), «С детством позабыли мы проститься» (о выпускниках школы) и т.п.