«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Развитие самостоятельности учащихся на уроках математики как составляющей социально активной личности.

Развитие самостоятельности учащихся на уроках математики

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Развитие самостоятельности учащихся на уроках математики как составляющей социально активной личности.


Рабова Т.В., учитель математики,

МОУ СОШ №2 г. Котово

rabova26@mail.ru



Сегодня учебно - воспитательный процесс призван решать задачу вос­питания социально активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия обра­зовательного процесса современным требованиям, является формирование умений учиться, самостоятельно приобретать знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию. Развивающая функция обучения от нас, учителей, требует не просто изложения знаний в определенной сис­теме, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже извест­ные. Современные тенденции развития школьного образования опреде-лили проблему развития самостоятельности как одну из ведущих.

Самостоятельная деятельность является важнейшим условием саморе­гуляции личности, её творческих возможностей. Она побуждает умственную самостоятель­ность у детей, дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.

В связи с этим возникает проблема – как эффективно организовать развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения математике. Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя.

Самостоятельная работа в обучении математике не самоцель. Она необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние обучающегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя за их усвоением. Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления обучающихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности обучающихся, привития навыков учебного труда.

Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяться на различных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством преподавателя.

Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.

На этапе осмысления изучаемого материала самостоятельные работы на уроках математики могут занимать около 5-6 мин, на этапе формирования умений по применению изучаемого материала – до 10-15 мин, а на этапе формирования навыков – до 30 мин.

При обучении математике применяются устные и письменные самостоятельные работы; классные и домашние; групповые, фронтальные и индивидуальные.

Большую помощь в расширении математического кругозора учащихся оказывает чтение научно-популярной литературы по математике. Широкие способности для самостоятельной работы учащихся с книгой и развития их познавательных способностей предоставляют задания по подготовке коротких докладов к урокам. Темы и литературу для докладов рекомендует учитель. Доклады могут быть по истории, о жизни и деятельности выдающихся педагогов математиков. Содержание доклада нужно логически увязать с изучаемой темой. Доклады учащихся оживляют урок, способствуют развитию способностей школьников, развивают интерес к математике. Готовя доклад, учащиеся приобретают навык работы с книгой, учатся выбирать главное из прочитанного текста и излагать материал лаконичным математическим языком. Несомненно, этот вид домашнего задания должен иметь больший удельный вес в старших классах, однако его можно практиковать и в младших и средних классах.

В учебной самостоятельности на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.

Таким образом, самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики позволяет проявлять активность в познании окружающего мира, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение, быть терпеливым к мнению других, работать в коллективе, предотвращать конфликтные ситуации, быть социально успешной личностью. Развитие самостоятельности учащихся есть важнейшее средство социализации личности и развития ее интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер.

Список литературы:

1. Далингер В. А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике. Омск: Омский институт повышения квалификации работников образования, 2000. – 156 с.

2. Демидова С. И. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. М.: Просвещение, 2005. – 191с.

3. Орлов В. Н. Активность и самостоятельность учащихся. М.: Педагогика, 1998. – №3.

1


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее