«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения

В данной статье можно ознакомиться с актуальностью проблемы, в чем особенность данной работы, а также с конкретными упражнениями на каждом этапе работы.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Здравствуйте, Уважаемые коллеги. Сейчас я хочу представить свой доклад на довольно актуальную тему, который называется «Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения».

Свое выступление я хочу начать со слов В. И. Чернышёва «Из всех знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке. Исходя из этого высказывания, я хочу раскрыть актуальность:
Актуальность проблемы заключается в том, что развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.

 Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Данный навык можно успешно развивать на уроках русского языка и литературного чтения.

Данную тему самообразования на 2017-2018 год я решила изучить с той целью, что у учащихся первого класса еще не достаточно сформировано первоначальное представление о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека. А умение построения предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянная работа над грамотным оформлением мыслей важны для дальнейшего успешного образования.

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Лучшие педагоги и методисты говорили о необходимости развития речи ребенка, воспитания у него любви к родному языку. К.Д. Ушинский отмечал высокое значение развития речи ребенка в формировании его мыслительной деятельности для дальнейшего обучения. “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета”.

Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Приведу принципы, которыми я руководствуюсь, при развитии у детей речевой деятельности:

- Принцип научности. 

- Принцип систематичности. 

- Принцип доступности. 

- Принцип наглядности. 

- Принцип сознательности и активности. 

- Принцип индивидуализации. 

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

Знакомясь с различной методической литературой, я выяснила, что

существует несколько видов речевой деятельности: связанные с восприятием чужой речи (слушание, чтение); связанные с созданием собственного высказывания (говорение, письмо).

Направления развития речи: 1. Работа над словом. 2 Работа над связной речью. 3. Работа над словосочетанием и предложением.

В течение года на уроках обучения грамоте (1 полугодие) русского языка и литературного чтения (2 полугодие) проходила систематическая работа над развитием речи у младших школьников первого класса такая как:

  • работа над словом;

  • над словосочетанием;

  • с предложением;

  • работа над текстом (загадки, сказки, пословицы игры, считалки, скороговорки и т.д.).

Работа над словом – обогащение словаря, уточнение словаря, активизация словаря.

Работа над словосочетаниями - выделяли словосочетания из предложений, устанавливали связи между словами с помощью вопросов, составляли самостоятельные словосочетания.

Работа над предложением - делили сплошной текст на отдельные предложения, составляли связный текст из предложений, составляли связный текст из деформированных предложений, составляли связный текст из неполных предложений, выполняли письменные ответы на вопросы, составляли связный текст по опорным словам.

Работа над текстом - устный пересказ прочитанного, различные текстовые выступления учащихся (стихотворения, скороговорки, пословицы, загадки и т.д.), инсценирование сказок и рассказов.

Упражнения над текстом в сказке: продолжи сказку: «Жили-были…»; доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живёт; докажи характер героя примерами из сказок; опиши героя; придумай конец сказки.

Упражнения над текстом с загадками: выделения нового или изученного звука; словарная работа (загадки об овощах, фруктах и т.д.); сочиняем загадку; отгадай кроссворд (из загадок); нарисуй отгадку; подбор загадок; звуковой анализ отгадок.

Упражнения над текстом с пословицами: доскажи пословицу; игра «Кто больше?» (вспомнить пословицы на определённую тему); соотнести пословицу и картинку, составить пословицу, Игра «Пословичная лента».

Упражнения над текстом с пословицами: работа над артикуляцией, письмо по памяти, конкурс на звание чемпионов по скороговоркам.

Упражнения над текстом со считалкой: дополни считалку, игры с использованием считалок, составить считалку, найти рифму, найти концовку.

Основные умения связной речи, которыми овладели учащиеся: овладение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи и монологической речи. Умеют понимать, осмысливать тему; готовят языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверяют правописание трудных слов, овладели речью как средством общения.

Таким образом, научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.    Чтобы учащиеся приобрели необходимые умения, нужна система упражнений, основанная на принципе систематичности и наращивания трудностей. Отразить все ключевые моменты системы развития речи  в своем докладе сложно. Работа ведется системно, непрерывно. Имеет свое продолжение в среднем звене.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее