Тема самообразования:
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».
Цель работы выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.
Задачи:
• провести теоретический анализ литературы по данной теме;
• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
• изучить приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся и применять их на уроках русского языка;
•разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.
Актуальность данной темы определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся. Овладение орфографическими нормами русского языка – это одна из важных задач обучения младших школьников русскому языку, представленная в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Уровень сформированности прочного орфографического навыка зависит от степени развития орфографической зоркости младших школьников. Чтобы решать орфографические задачи необходимо развить в ученике умение видеть орфограммы. Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость». От того, насколько хорошо будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.
Как же добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.
Увидеть орфограмму в слове.
Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных приёмом.
Наиболее распространенными традиционными приемами по формированию орфографической зоркости школьников являются: звукобуквенный анализ слов, письмо с проговариванием, различные варианты списывания, комментированное письмо, обучающие диктанты, написание с выделением орфограмм (цветовой гаммой, и т.д.) и др.
Приёмы, развивающие орфографическую зоркость.
Списывание.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
Диктанты
Предупредительный диктант
Объяснительный диктант
Зрительно-слуховые диктанты
Цель таких диктантов – предупреждение ошибок. Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм проводится до записи в тетрадях.
Традиционные приемы (рассмотренные и другие) очень важны для формирования орфографических умений. Они позволяют основательно проработать изученное правило, запомнить алгоритм его применения, закрепить полученные знания на практике. Однако постоянное использование существенно замедляет развивающий аспект обучения. Поэтому в практику обучения русскому языку в начальной школе постепенно внедряются нетрадиционные приемы. Нетрадиционные приемы это один из способов активизации мыслительной деятельности обучающихся, формирования интереса к изучаемому материалу и мотивации в учении.
Нетрадиционные приёмы, развивающие орфографическую зоркость.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний. Приложение 1.
Приём создания свободной ассоциации – при работе над словарными словами. К каждому словарному слову подбираем ассоциативный образ. Слова должны быть одинаковы грамматически, у них общая заданная орфограмма, общее написание. Вот примеры словарных слов и ассоциативных образов:
гАзета - бумАга,
кОрабль- лОдка
кАрман - дырА,
Приложение 2.
В словарно- орфографическую работу необходимо включать загадки, рифмованные строки, ребусы. Например, «Хорошо, что хорошо пишется через три о!». Такие задания вызывают положительное отношение детей к работе и способствуют более эффективному и быстрому заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами
«Перфокарточки» – карточки разработаны на ламинированной бумаге, что позволяет писать фломастером на карточке. После работы ответ с карточки стирается салфеткой. «Перфокарточки» позволяют не только быстро проверить и закрепить учебный материал, но и вернуться к ним на следующих уроках. Приложение 3
Мнемотехнические приемы
Одним из способов активизации мыслительной деятельности обучающихся, формирования интереса к изучаемому материалу и мотивации в учении является использование различных мнемотехнических приемов как способов применения правила.
Интересным мнемотехническим приемом являются рифмовки правил. Это рифмованные алгоритмы, способствующие надежному запоминанию способов проверки орфограмм. Данный вид работы вызывает большой интерес у обучающихся.
Приложение 4.
Вывод: воспитание младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку – важная проблема современного образования, требующая специального рассмотрения и детальной проработки.
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость. Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Систематически проводя указанные выше виды работы, помогут нам сформировать у обучающихся орфографическую зоркость.
Приложение 1
Какографические упражнения. Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
Дарагой друк!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёш?
Я лублу делать уроки.
Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки?!
Он в тетрадке написал:
«корондаш, портфел, пинал,
ручьки и тетратки у меня в порятке».
Быстро Кузе помогите,
да ошибки все найдите.
Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки:
Я ХАДИЛ СЕГОДНЯ В ЛЕЗ,
ТАМ НА ДЕРЕВО ЗАЛЕС,
А ПОТОМ СПУСКАЛСЯ ВНИС
ДА НЕЧАЯННО ПОВИЗ.
Быстро Кузе помогайте,
да ошибки исправляйте.
Приложение 2
Приём создания свободной ассоциации – при работе над словарными словами.
Словарное слово | Слово-образ, ассоциация |
кАникулы | урА |
гОризонт | далекО |
кОрабль | лОдка |
шОфёр | дОрога |
гАзета | бумАга, |
бИлeт | кассИр,пассажИр |
Приложение 3
«Перфокарточки»– карточки разработаны на ламинированной бумаге, что позволяет писать фломастером на карточке.
Приложение 4
Мнемотехнические приемы
Рифмовки к разделу «Состав слова».
Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!
Окончание в слове – это
изменяемая часть.
Оно при помощи предлога
между словами держит связь.
Без окончания всё слово
называется основой.
А чтобы корень нам найти
на родственные слова смотри:
общую часть родственных слов
выдели – и корень готов!
Суффикс в слове после корня,
образует слово он.
Суффиксы мы будем помнить,
чтоб был богатым лексикон!
Перед корнем есть приставка,
слитно пишется она.
А при помощи приставки
образуются слова.
Правописание частицы НЕ с глаголами .
НЕ – глаголу не товарищ,
Врозь они стоят всегда.
А напишете их вместе –
Не поймут вас никогда!
Правописание приставок с гласной О
О-, во-, до-, со-, по- и про' –
вот приставки с гласной о.
Об-, обо'-, от-, ото'-,
под-, подо' – приставки с О!
Правописание приставок с гласной А
За- и на-, раз- и над-
вот приставки с гласной а.
Разо-, раз-, надо-, над-
будем в них мы а писать.
Правописание суффиксов -ек, -ик в словах.
Чтобы -ик, -ек написать,
слово надо изменять.
Есть предмет и нет его –
смотрю суффикс у него.
Если гласный «убегает»,
значит, суффикс -ек вставляем.
Если гласный «не бежит»,
значит, суффикс -ик пиши.
Удвоенные согласные
С двойной согласной непременно
Пишут: класс, шоссе, антенна,
Килограмм, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна,
Элла, Нонна, ванна, класс,
Ссора, теннис и рассказ,
Миллион, шоссе, программа,
Грипп, аллея, телеграмма.
Мы слова такие слышим
И с двойной согласной пишем.