Технологическая карта урока русского языка по теме "Падеж имен существительных"

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель

закрепить знания о системе падежей русского языка.

Задачи

-Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении;

-Развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий;

-Воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе;

–Формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.

  • - Формировать у учащихся интерес к предмету.

Методы проведения урока

Игровые, коммуникационные, проблемные.

Формы работы

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Технологии

Здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.

Оборудование

Компьютер, доска, карточки с заданиями, перфокарты, светофоры.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока русского языка

Дата проведения:19.02.2019г.


Предмет

Русский язык

Класс

3

Учитель

Бутакова А.Е.

Автор учебника

Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока

«Падеж имён существительных»

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель

закрепить знания о системе падежей русского языка.

Задачи

-Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении;

-Развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий;

-Воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе;

–Формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.

  • - Формировать у учащихся интерес к предмету.

Методы проведения урока

Игровые, коммуникационные, проблемные.

Формы работы

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Технологии

Здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.

Оборудование

Компьютер, доска, карточки с заданиями, перфокарты, светофоры.

Формирование УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

- осознание значимости отобранного материала;

- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;

- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

- готовность к преодолению трудностей.

- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- формировать умение находить общее решение;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- закрепление навыка определения падежей имён существительных, правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения;

- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

- выведение алгоритма действий.

Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, усидчивость, дисциплинированность, умение находить выход из спорных ситуаций.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность

Время,

Мин

учителя

учащихся

№1

Организационный этап.


Цель: создать благоприятный психологический климат













№2 Минутка чистописания














Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.


Регулятивные: Целеполагание.


Личностные:

Самоопределение. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование мотивации и формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию.

Учитель: Ребята, станьте ровно, красиво. Порядок у всех на рабочих местах?


Первыми сядут девочки, мальчики сядьте ещё тише. Молодцы!














Учитель: Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? И сейчас мы это проверим.


2. Минутка чистописания.

ИРДВТП

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП).

Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).

Открою тетрадь, напишу на «5»!

Выполните минутку чистописания, а я посмотрю кто красивее всех напишет? Спинки, локти на месте? Молодцы! Красивее всех написала… (Имя ребенка).

Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему?

Готовятся к уроку, настраивают себя на работу.


Читает стихотворение наизусть

Я живу в России, и русский – мой язык.

Нет его красивей, я к нему привык.

Хоть язык мой трудный, я его люблю:

Я пишу диктанты, правила учу

И хотя он не цветок, он нуждается в заботе.

Прихожу я на урок и уже готов к работе.





Открывают тетрадь, записывают число, «классная работа», выполняют запись в тетрадь.







Дети отвечают на вопросы.

3





















5

№3

Этап актуализации знаний.


Цель: Проверить изученный материал, стимулировать активность ученика на восприятие учебного материала.




Познавательные: структурирование собственных знаний.


Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.



Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Личностные: оценивание усваиваемого материала.



3. Актуализация знаний.

Учитель: Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в названиях падежей).

а) Дети, а что вы знаете о названиях падежей? Как они появились?

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. (Настя)

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный. (Рита)

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

Почему у каждого падежа по два вопроса?

Как называются все падежи кроме Именительного? (Косвенные).

А что вы знаете о падежах?

В каком падеже стоит подлежащее? (Им.п.)

Какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.)

Предлоги к и по пишутся с существительными в (Д.п.)

Вспомогательное слово “вижу” (В.п.)

Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И.п.)

Вспомогательное слово “горжусь” (Т.п.)

Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке?




Слушают вопросы учителя.


Отвечают на поставленные вопросы.














(В русском языке 6 падежей, И.,Р., Д., В., Т., П., у которых есть вопросы и слова – помощники).



(Иван рубит дрова, Варвара топит печь)

3


















№4

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Цель: познакомить с темой урока и целью

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания.


Регулятивные: Целеполагание. Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.


Личностные: Самоопределение, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

4. Постановка темы и целей урока.

Учитель: Ребята, а кто-нибудь догадался какая у нас будет тема урока?

Тема урока русского языка «Падеж имён существительных»

И как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? (Упражняться в определении падежей имён существительных).


Слушают учителя, отвечают на вопросы.



Называют тему урока «Падеж имён существительных»


Проговаривают цели урока.

5

№ 5 Работа над темой урока.



Цель: повторить правило определения падежа у имен существительных


Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний.


5. Работа над темой урока.

Как определить падеж имени существительного?

1. Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например:

а) Работа по учебнику. Работа с текстом.

Учитель: Тогда приступим к определению падежей имён существительных.

Откройте учебники по закладкам на странице 59, упр.107.

б.) Работа в группах. Выполнение творческих заданий.

Приступаем к выполнению творческих заданий. Они у вас на карточках.

1 и 2 группа - из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы.

Перьями птица человек, а красна ученьем.

Не спеши делом торопись языком.

Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.

3 группа - вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж.

Доехать….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем, думал …. маме, смотрел …. море.

Проверка заданий.

Проговаривают правила: Как определить падеж имени существительного?



Работа по учебнику.

Осуществляют проверку




Выполняют задания в группах

10

№6

Физминутка.


Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональ-ную разгрузку учащихся.



Личностные: личностная ориентация на здоровый образ жизни.



Топай мишка, хлопай мишка!

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперед и вниз!

Улыбайся и садись!

Повторяют движения за учителем.

2

№7

Этап обобщения и систематизации знаний


Цель: повторить падежные вопросы, корректировать знания учащихся после выполнения задания.

Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли контроль, коррекция, оценка.


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.


Личностные: формирование позитивной самооценки.



7. Закрепление.


Учитель: Что такое родина? Подберите к нему слова синонимы (отечество, отчизна).

- Измените слово родина по падежам.

И.п. что? родина

Р.п. нет чего? Родины

Д.п. рад чему? родине

Р.п. вижу что? родину

Т.п. любуюсь чем? родиной

П.п. говорю о чём? О родине


Это слова родственные? Изменение слова по падежам – это …

Придумайте предложение, чтобы в них было слово родина.

А что значит любить родину? (Сажать цветы, деревья, заботиться о людях, помогать всем, своим трудом и достижениями прославлять её, изучать историю нашей России).

Учитель: А что для вас родина? (родной дом, село, школа и, конечно, урок русского языка).







Выполняют оценку результатов деятельности.







10


№8

Этап подведения итогов учебного занятия


Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.  

Познавательные: структурировать, выделять главное и второстепенное.


Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учета выделенных.


Личностные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


8. Итог урока.

Учитель: Скажите, в чём упражнялись мы на уроке русского языка?

Как же определить падеж имени существительного?

1.Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например…

Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах? (Грамоте учиться – всегда пригодиться).

И где же? (Грамотно писать диктанты, помочь младшему брату или сестре).

Теперь, используя фразы-помощники, расскажите о вашем мнении об уроке:

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- я научился…

- было трудно…


Отвечают на вопросы.

3

№ 9. Домашнее задание:


Цель: обеспечение понимания детьми содержания и выполнения домашнего задания

Познавательные: осуществлять анализ информации.


Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.


Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.


9. Домашнее задание: упр. 106, стр. 59 (учебник).

Записывают в дневник: упр. 106, стр. 59 (учебник).

Фиксируют информацию, задают вопросы.

2

№10

Рефлексия


Цель: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы.

Познавательные: рефлексия.


Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.


Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.


Личностные: формирование самооценки.



10 Рефлексия

Учитель: Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

Красный круг – недоволен своей работой.

Жёлтый круг – есть над чем работать.

Зелёный круг – доволен своей работой.

Оценивают свою работу на уроке.

2







- сегодня я узнал…


- было интересно…


- я научился…


- было трудно…

Красный круг –

недоволен своей работой.

Жёлтый круг –

есть над чем работать.

Зелёный круг –

доволен своей работой.



Карточки в конвертах


1 группа

из данных слов нужно составить предложения так, чтобы получились пословицы. Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.

Красна птица перьями, а человек учением.








2 группа

из данных слов нужно составить предложения так, чтобы получились пословицы. Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.




Не спеши языком торопись делом.






3 группа - вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж.


Доехать….. дома,

подбежать …. школе,

летел …. полем,

думал …. маме,

смотрел …. море.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее