3 класс
Развитие музыки
Учитель музыки Камалова Земфира Агабубаевна
Тема «Природа и музыка»
Цель урока : 1. Проверить знания понятийного материала
2 .Углубить знания учащихся о творчестве Норвежского композитора Эдварда Грига , на примере пьесы «Утро» , показать способы музыкальной выразительности ,которые рассказывают о природе.
3.Познакомить с новыми понятиями .
4.Продолжить разучивание новой песни , формировать певческие умения, навыки
5.Воспитывать эстетический вкус , певческую культуру учащихся , прививать любовь к окружающему миру.
Содержание:
1.Материал для восприятия - «Утро» Эдварда Грига из сюиты Пер Гюнт
2.Материал , для исполнения «Дружат дети всей Земли» муз. Льва Компанийца, Гульнара Азаматова Бас «Хорошее настроение».
3.Изучение терминологии — крещендо , диминуэндо.
Оборудование: Портрет Эдварда Грига , картины иллюстрации о природе , компьютер , кроссворд , фортепиано .
Эпиграф: Природа щедро дарит чудеса , и ждет взамен труда и удивленья
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Музыкальное приветствие :
Учитель: Прозвенел уже звонок начинается урок
он весенний и чудесный и гостей собрал прелестных
повернемся мы к гостям ,дружно скажем «Рады Вам!»
Дети: В добрый день и в добрый час Вы доехали до нас
А гостей мы уважаем посмотрите, что мы знаем !
А теперь, дети , поймайте солнышко и подарите его гостям , и пусть на протяжении всего урока оно согревает их.
Ход урока: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига и поговорим о способах музыкальной выразительности , продолжим изучение песни «Дружат дети всей земли!».
А урок у нас сегодня необычный . Урок — путешествие .
Вы любите путешествовать ?
А на чем можно путешествовать?
Для того, чтобы добраться до конечной остановки , мы должны одолеть не легкую , но интересную дорогу.
Под песню «Голубой вагон» мы поедем на этом «голубом вагоне» к первой остановке
Муз. «Голубой вагон»
Наша 1 остановка «Храм природы»:
Есть просто храм, есть храм науки
А есть природы храм
С лесами , тянущие руки
Навстречу солнцу и ветрам
На этой остановке мы повторим музыкальные термины . Если вы их хорошо запомнили, вы отгадаете кроссворд и найдете ключевое слово , и тогда мы услышим удивительные звуки.
1. Как называется повтор в музыке (реприза)
2. Большой певческий коллектив (хор)
3. Кто руководит оркестром или хором (дирижер)
4. Как называется большой коллектив музыкантов (оркестр)
5. Грустный лад в музыке (минор)
6. Первая нота звукоряда (до)
7. Маленькое инструментальное произведение (пьеса)
А теперь послушайте звуки природы , и скажите где вы их слышали ?
Звуки моря, пение птиц, журчание ручья
Тема нашего урока : «Природа и музыка»
Продолжаем наше путешествие : под музыку «Голубой вагон»
Следующая остановка «Музыкальная»
Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Эдварда Грига.
С какой музыкальной сюитой мы познакомились на прошлом уроке ? («Пер Гюнт»).
А что такое сюита (музыкальное произведение из нескольких разных картин , связанных одним сюжетом).
А кто такой Эдвард Григ ? (норвежский композитор).
О чем писал этот композитор ? (О природе Норвегии, о смелых и мужественных людях, живущих на берегах Северного моря, о сказочных гномах).
Сейчас мы прослушаем произведение Эдварда Грига , а вы подумайте
1. Как можно назвать это произведение ?
2. О каком времени суток написано это произведение ?
Слушание музыки «Утро».
1. Как вы думаете о каком времени суток это произведение ? (Утро).
Вы наверное догадались ,что называется произведение «Утро» из сюиты Пер Гюнт.
2.Что такое утро ?
А вы наблюдали , какое было сегодня утро ?
3. Как музыка нарисовало утро?
4. Какую картину вы представили прослушав это произведение?
5. Какими красками пользовался композитор?
6. Как менялась динамика ?
7. Как звучала музыка , все время громко ? (тихо, умеренно тихо, громко, очень громко.)Фортисимо
В пьесе «Утро» было постепенное нарастание силы звучания (новый термин запишем в тетрадь)
Крещендо — постепенное нарастание силы звучания
Диминуэндо — постепенное уменьшение силы звучания
Эдвард Григ изображает музыкальную картину восхода солнца Северного утра .
Какая была музыка? (мрачная, светлая)
Лад мажор . Темп не менялся . Мелодия наполнена радостным световосприятием , передает покой и тишину .
Где-то слышны голоса птиц и журчание ручейка .
Флейта — деревянный духовный инструмент .
Тембр звука меняется присоединяя другие музыкальные инструменты .
В середине произведения заиграет весь симфонический оркестр , почему ?
Все проснулись , наступило утро , вся природа ликует.
Пьеса «Утро» яркий пример динамического развития .
Это настроение утренней природы, где как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака .- Э.Григ.
Физ. Минутка
Ребята, нам пора продолжить наше путешествие, ну что ж поехали к следующей остановке .
А погода то испортилась .
1. Подул сильный ветер ( трут ладони и шипят )
2. Раскачиваются ветки деревьев ( руки вверх и по сторонам )
3. Налетела черная туча , и упала первая капля (щелчок)
4. Капли застучали по крышам вагона ( бьют себя по плечам ), по земле (по коленкам), пошел сильный ветер (топают).
5. И вдруг ветер стих, упала последняя капля (щелчок)
6. И выглянуло солнышко (руки вверх).
Молодцы ребята , вы своими руками разогнали все тучки.
Остановка «Творческая»
Домашнее задание было нарисовать природу и придумать стихотворение к этой иллюстрации
Ребята работали парами :
1. Художник
2. Поэт
Один рисовал , другой придумывал стихотворение
Остановка «Песенная»
С какой песней мы познакомились на прошлом уроке ? ( Дружат дети всей Земли ).
Земля , где мы родились и выросли — это наша Родина. Каждый человек должен любить свою Родину .
Что значит любить свою Родину ? (любить, охранять , заботиться о природе, беречь, не уничтожать а дорожить ею)
А в этом нам поможет дружба.
Ведь дружат на Земле не только люди, но и пчелка и цветок, лист и мотылек ,реки и леса, в хоре голоса.
Чтобы нам красиво петь , нужно правильно сидеть
Распевка
Обратите внимание: запев поем мелодично , четко проговариваем слова , после каждой фразы брать дыхание . Гласные округляем и протягиваем , согласно поем коротко.
Песня «Дружат дети всей Земли»
муз. Давида Львова компанейца
сл. Виктора Викторова
Пр. Шире круг , шире круг, музыка зовет , всех друзей , всех подруг в шумный хоровод.
Дружат пчелка и цветок
Дружат лист и мотылек
Дружат реки и леса
Дружат в хоре голоса
Дружат птицы в вышине
Дружат рыбы в глубине
Дружит с небом океан
Дружат люди разных стран
Дружат солнце и весна
Дружат звезды и луна
Дружат в море корабли
Дружат дети всей Земли!
И наконец , мы добрались до конечной остановки «Природа и музыка»
Природа щедро дарит чудеса , и ждет взамен труда и удивления !
Ребята перед вами дерево . Как вы думаете , что на нем не хватает ?
Ведь у нас уже весна!
Чтобы наше дерево зацвело , вы должны ответить на вопросы :
1. С произведением какого композитора , мы сегодня познакомились (Э.Григ)
2. Как называлось произведение («Утро»)
3. Как называется громкое звучание ? (Форте)
4. Постепенное нарастание силы звучания (крещендо)
5. Постепенное уменьшение силы звучания (диминуэндо)
6. Какое ключевое слово вы угадали в кроссворде? (природа)
7. Как называлась тема нашего урока? (природа и музыка)
Наше дерево зацвело
Оценки за урок !
Урок окончен . До свидания.