«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(ФГОС ДО)
В ноябре 2013г. вышел Приказ об утверждении ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января2014г. Стандарт был разработан на основе Конституции Российской Федерации и
законодательства Российской федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
Стандартпрописывает требования к Программе детского сада, содержание которой должно обеспечиватьразвитие личности ребёнка в 5 направлениях: физическое развитие, познавательное, речевое,художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие. Вот социально-коммуникативное развитие, мы сейчас с вами и рассмотрим.
Основная цель социально-коммуникативного развития - это позитивная социализация детейдошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,общества и государства.
Задачи социально ‐ коммуникативного развития:
• Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности.
• Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в организации.
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
• Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т.д.
Решить все этих задачи помогает основной вид детской деятельности - игра. Василий
Александрович Сухомлинский, сказал об игре так: «Игра – это огромное светлое окно, черезкоторое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий обокружающем мире».
В жизни ребёнка-дошкольника игра имеет важное значение. Через игру ребёнок осваиваетпредметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во времяигры приобретает знания об окружающем мире. Именно в игре происходит становление ребенкакак личности.
В игре происходят важнейшие изменения психики и личности детей, осуществляется
подготовка к новой более сложной деятельности - учению, формируются произвольные формыобщения детей с окружающими людьми.
Рассмотрим закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Д.Б. Эльконина.
На 1 этапе - От рождения до трех лет – это предметная игра, когда дети учатся пользоватьсяразличными предметами и узнают их значение через непосредственное общение со взрослыми.
2 этап - От трех до шести - это сюжетно-ролевая игра. Эта игра детей отражает различныестороны жизни, особенности деятельности и, что очень важно,взаимоотношения взрослых. Такимобразом ребёнком приобретаются и уточняются знания об окружающем мире.
3 этап - От шести до семи лет - Игра с правилами. Специфичность игр с правилами заключаетсяв том, что играющие должны строго выполнять правила игры. Такое добровольное подчинениеправилам, происходит в том случае, когда эти правила не навязываются, а вытекают изсодержания игры, её задач.
В играх современных детей произошли заметные изменения. Дети реже играют в коллективныеигры, снизилась продолжительность игр, упростились сюжеты ролевых игр (некоторые сюжетыисчезли совсем), хуже соблюдаются правила игры.Психологические исследования показывают, что в свободное время дети не играют, а занимаются:
рисованием, конструированием, рассматриванием книжек и пр.
Причины снижения игровой активности современных дошкольников вы видите на экране. У детейнет времени на игру. Дети не знают, во что играть, в «кого» играть. Дети не знают игр, не знают,как играть. Предметная среда стабильная, неменяющаяся в течении года. В среде не отражаютсяразные виды игровой деятельности.
Итак, 1-я причина: Воспитатели, практические психологи отмечают, что у детей нет фактическивремени на игру: обилие развивающих учебных занятий вытеснило игру из жизни дошкольников.
2-я причина: Среди детских сюжетов игр практически отсутствуют сюжеты, связанные спрофессиями их близких взрослых. Современные профессии взрослых (юрист, экономист,менеджер, дизайнер) в силу закрытости их содержания для детей не дают материала для игровыхролей. Их содержание никогда не было в полной мере доступно детям и никогда не былопредметом детских игр. Детям необходимо обыгрывать профессии, имеющие четко обозначеннуюсоциальную функцию и конкретное содержание.
Современные дети живут в мире информационного пространства - это телевидение, компьютер.
Объем этой наглядной информации очень велик для психики ребенка, поэтому ребенку не всегдахочется «пробовать» все те модели взрослой жизни, которые он видит вокруг себя.
3-я причина: снижения игровой активности современных дошкольников – это то, что дети незнают игр, а взрослые не играют с ними, заменяя игру развивающими занятиями.
4-я причина ухода игры из жизни современных детей - это развитие игрушки, приблизившее ее креальным объектам. Реалистичность игровой ситуации лишает игру всякого смысла. Игра приэтом не отвечает одной из важнейших потребностей детей дошкольного возраста – представлять,воображать, фантазировать.
Воспитателям и родителям необходимо создавать условия для развития игровой деятельности: неотбирать у детей время в режиме дня на свободную деятельность и игру; насыщать жизнь детейсобытиями, впечатлениями, эмоциями; владеть приёмами передачи игровых способов детям;создавать предметно-развивающую среду для каждого вида игр.
Поэтому родители и педагоги должны помогать становлению детских игр. Активно участвовать вигре в качестве друга, партнера, при этом предоставляя свободу выбора детям.
Основные правила для родителей: Начинать играть с ребёнком следует с самых простых игр,постепенно усложняя игровые задания. Учите ребёнка соблюдать правила игры, а не старатьсявыиграть и добиться первенства нечестным путём. Приучите ребёнка не обижаться, когдапроигрывает.
Когда вы играете, постарайтесь быть с ним ближе, не старайтесь постоянно учить ребенка,попробуйте просто играть. Пусть в игре командует ребенок, подчиняйтесь его правилам.
Дорогие родители, играйте с детьми! Играйте искренне! Когда мы вместе с ними бегаем, гоняеммяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что их родители не всегда были взрослыми. Иградоставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые.
Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми