Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Ступинский техникум имени А.Т.Туманова»
Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и истории по теме: «Исторический репортаж: восстание декабристов»
Подготовила: преподаватель русского языка и литературы
Позняк О.А.
Тема урока: Исторический репортаж: восстание декабристов
Образовательная цель: закрепить знания обучающихся о репортаже как о жанре публицистического стиля; показать виды репортажей; показать, как строится репортаж.
Развивающаяся цель: развитие творческих способностей и познавательного интереса студентов, развитие умений применять теоритические знания на практике.
Воспитательная цель: чувство патриотизма, активная жизненная позиция.
Тип урока: комбинированный, интегрированный, урок применения теоретических знаний
Основные понятия: репортаж, жанры публицистического стиля, приметы репортажа
Термины: репортаж, завязка, основная часть, заключение репортажа
Оборудование урока: проектор, экран, презентация, учебник
Ход урока
I.Актуализация опорных знаний о публицистическом стиле речи (слайд 1).
Этот этап урока проводит учитель русского языка. В ходе повторения обучающиеся вспоминают жанр публицистического стиля - репортаж.
Проходит диалог, побуждающий к новой теме.
Знакомство с репортажем как с жанром.
Словарно-семантическая работа (на слайде 2).
Учитель русского языка: С каким словом и из какого языка созвучно слово «репортаж»?
Репортаж (англ. Report, лат. Reporto) – рапорт, доклад, сообщение; передавать; сообщать. Репортаж сообщает о новостях и позволяет создать движущуюся панораму действий, передать ощущение динамики жизни.
Учитель русского языка: А какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое – узкое? (ответы детей).
Учитель русского языка: Репортажи печатаются в особом разделе газеты, журнала – хронике. Итак, тема урока «Репортаж». Попробуйте самостоятельно поставить цели сегодняшнего урока.
Цели урока: Узнать, что такое репортаж и как его писать.
Учитель истории: Однако сегодня мы усложним цели этого урока. Вы не только узнаете о репортаже, но и попробуете сами его написать на историческую тему. Вы побудете в роли журналиста XIX века.
Слайд 4: 14 декабря, Николай I, князь Трубецкой, Петербург.
Учитель истории: Так, какое же событие ВЫ будете освещать в сегодняшнем репортаже? (слайд 5) (восстание декабристов)
Дополним цели.
Цель: Узнать, что такое репортаж и как его писать и составить репортаж о восстании декабристов глазами очевидца.
Изучение нового материала.
Работа с учебником, беседа.
Учитель русского языка: Репортаж – жанр публицистический. Кто ведет рассказ: посторонний человек или участник?
Учитель истории: Вы будете свидетелями восстания декабристов.
Учитель русского языка: С какой целью пишется репортаж?
Учитель истории: Какова будет цель Вашего репортажа о восстании?
Учитель русского языка: репортаж – это событие, процесс.
Учитель истории: О восстании декабристов вы будете писать как о только что свершившимся событии или же, как о событии давно минувших дней?
Итак, вы репортеры эпохи XIX века. Прогуливаясь по Петербургу в морозный день 14 декабря, вы услышали гул толпы со стороны Сенатской площади и как человек причастный к новостям заинтересовались данным событием.
Структура репортажа. Зачин.
Учитель русского языка:: Как вы считаете, есть ли единые требования к написанию репортажа?
Учебник с. 214 упражнение 364, примеры зачина. Беседа о зачине.
Учитель истории: Переходим к практике. Когда произошло восстание? (слайд 6 – 14 декабря 1825)
Место происшествия? (слайд 6 - Петербург, Сенатская площадь)
Возможно ли обращение автора к кому-либо? (слайд 6 – граждане, товарищи, господа).
Что наиболее подходит к тому времени?
Учитель истории: Вспомните, кратко об этом событии и напишите 2-3 предложения для зачина, используя опорные слова.
Слайд 6: Зачин. 14 12 1825, Сенатская площадь, Петербург, Николай 1, переприсяга, толпа «черни», морозный день, выстрелы, Александр 1, генерал-губернатор Милорадович М.
Заслушать 1-2 примера.
Учитель истории: Послушайте пример зачина (выводится на слайд 7).
Господа! Позавчера 14 декабря сего года на Сенатской площади нашей столицы были слышны возгласы: «Конституцию!» В центре Петербурга гремели выстрелы. Генерал-губернатор Милорадович, герой Отечественной войны, был смертельно ранен пулей дворянина.
Центральная часть репортажа.
Учитель русского языка: Повествование. Используются глаголы настоящего времени.
Учитель истории: С нас описание действий, произошедших в тот день. Итак, мы с вами сейчас на Сенатской площади и наблюдаем за событиями. Что мы видим? (слайд 8)
Слайд 9: Для чего люди пришли на площадь? Что такого знаменательно было назначено на этот день?
Попробуйте с элементом обращения сообщить об этом читателю (те же опорные слова).
Слайд 9 (пример основной части): Как Вы знаете, скончался государь император Александр Павлович, и на 14 декабря была назначена переприсяга Николаю Павловичу.
Учитель истории: Вспомните имена участников, организаторов восстания. Чего они хотели? Не просто так же пришли.
Они пришли одни вчетвером-впятером?
Слайд 9: С. Трубецкой, братья А. И М. Бестужевы, П. Каховский, Московский полк, Гренадерский полк, матросы Гвардейского экипажа. Цели восставших. Требования толпы. Реакция со стороны властей. Ранение М. Милорадовича, П. Каховский.
Попробуйте начать описание событий, используя опорные слова и знакомый вам материал.
Слайд 10: Дворяне С. Трубецкой, братья А. И М. Бестужевы, П. Каховский, наверно предварительно проведя агитацию среди солдат, пришли на Сенатскую площадь с Московским, Гренадерским полками и Гвардейским морским экипажем, с целью помешать переприсяге императора, а возможно и его свержения с престола. Толпа кричала: «Конституцию». Полиция пыталась разогнать солдат и «чернь».
Учитель истории: На уроках истории вы подробно рассматривали события 14 декабря, поэтому останавливаться сейчас мы на этом не будем.
Концовка.
Учитель русского языка: Концовка должна подводить читателя к размышлению. В ней необязательна оценка событий, ведь они только что произошли. Упражнение 368.
Учитель истории: Зачитывает материал (слайд 11). Учащиеся должны выбрать то, что, по их мнению, можно включить в концовку их репортажа.
В 3 часа стало темнеть. Николай I отдал приказ стрелять картечью по «черни», которая усеяла крышу Сената и соседних домов. На первый залп картечью восставшие отвечали ружейным огнём, но потом под градом картечи ряды дрогнули, заколебались - началось бегство, падали раненые и убитые. Царские пушки стреляли по толпе, бегущей вдоль Английской набережной и Галерной. Толпы восставших солдат бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в наступление. Войска построились. Но ядра ударялись о лёд - лёд раскалывался, многие тонули. Попытка Бестужева не удалась.
К ночи всё было кончено.
Это событие привело меня в глубочайшее изумление. Дворяне – опора государства и Его императорского величества государя Российского посмело предпринять попытку бунта. Они не только задумали, но и организовали выступление против самодержавия с оружием в руках.
Учитель истории: Возможно, ли наш репортаж завершить вопросом? Ваши примеры.
Слайд 12: Чего нам ждать дальше? Было ли это выступление единичным или у него будут последователи и последствия?
Рефлексия.
Учитель русского языка: Приметы жанра? Структура?
Учитель истории: Это полная и достаточно достоверная информация. Никаких выдумываний. Только факты.
Учитель русского языка: Чего не хватает у нашего репортажа? (заголовок)
Хотелось бы закончить анекдотом, возникшим после этого события. Мужики, солдаты, матросы на площади кричали вместе со всеми слово «конституцию», но спросив у них о значении этого слова они отвечали, что наверно это имя жены Константина (сына Павла и брата Николая).
Домашнее задание (слайд 13): Написать репортаж, параграф 41, для «слабых» учащихся упражнение 366.