«Осенний фестиваль знаний 2024»

Разработка урока по обществознанию "Домашнее хозяйство"

: рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства; познакомить с понятием «семейный бюджет»; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: «Домашнее хозяйство» .

Цели: рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства; познакомить с понятием «семейный бюджет»; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Основные понятия: «семейный бюджет»,  «доходы», «расходы», «прожиточный минимум», «налоги».
План урока:
1. Семья и домашнее хозяйство
2. Семейный бюджет.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель предлагает обучающимся в паре придумать название к иллюстрации на стр.64 учебника, анализирует их формулировки и подводит к новой теме урока. 
2.Проверка домашнего задания.
Учитель предлагает ответить на следующие вопросы: «Кто такой предприниматель?», «Чем занимается предприниматель?», «Что такое предпринимательство и бизнес?», «Что необходимо, чтобы бизнес был успешным?», «Какие существуют виды бизнеса?».
Проверку письменную работу в рабочей тетради учитель проводит выборочно.
3.Переход к изучению нового материала. 
Учитель. Ребята, какие ассоциации у вас возникают со словом «Семья». Примерные ответы ребят: родители, дети, хозяйство, забота, воспитание, дом, любовь.
Учитель. Семья является самой малой частью общества. Каждая семья ведёт своё домашнее хозяйство. Из чего складывается мини-экономика семьи, как вы считаете ребята?
Обучающиеся высказывают свои предположения, применяя приём «Корзина идей». Примерные ответы ребят: собственность: квартира, дом, дача, машина, одежда, деньги.
Учитель. В собственности семьи могут находиться: квартира и  дом, приусадебное хозяйство и  дача, садовой участок, транспорт, мебель, одежда, деньги и  драгоценности. 
Семья, удовлетворяя потребности своих домочадцев, организует быт, домашнее питание, приобретение товаров и услуг, распределяет время на домашний труд и отдых. 
Учитель. Ребята, обратимся к заданию № 3, она предложена у вас в рабочих тетрадях на стр.34. 
«В конце XX века в тайге было обнаружено небольшое поселение. Там жили отец (уже очень старый человек) и его пожилая дочь Агафья. Они вели полностью изолированное хозяйство».
Подумайте, что и как им приходилось делать, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни. Заполните схему «Характерные черты отдельного хозяйства».
А теперь сравним, как ваша семья связана с экономической жизнью общества. Приведите конкретные примеры и заполните схему «Семья в современном обществе».
Учитель анализирует и оценивает работу ребят.
Учитель. Во все времена у разных народов девочек учили вести домашнее хозяйство. Подумайте, какие главные правила необходимо соблюдать, чтобы хозяйство семьи было успешным.
Ребята высказывают свои предположения.
Учитель. Семья в современном обществе может заниматься предпринимательской деятельностью, бизнесом, а также быть собственником фирмы или иметь акции во владении магазином. Члены семьи в обществе выступают не только в роли мужа, жены, отца, матери, но и в роли производителя и потребителя, посещают детские учреждения, учатся в школе, институте, ходят на приём к врачу, пользуются услугами транспорта, почты, интернета. Трудоспособные члены семьи работают и получают за это денежное вознаграждение (заработную плату). Таким образом, семья вступает в экономические отношения с другими членами общества и различными организациями.
Учитель. Ребята, вам известно из чего складывается доходы семьи? Что такое семейный бюджет? Обратимся к учебнику на стр. 65-66, внимательно прочитайте, выпишите в тетради понятия «семейный бюджет», «доходы», «расходы». 
Обучающиеся выписывают в тетради понятия.
Учитель. Обратимся к рабочим тетрадям на стр.33 к заданию № 1. Заполните схему «Семейный бюджет» используя текст учебника на стр.66-67.
Обучающиеся работают с рабочими тетрадями и текстом учебника, заполняют схему.
Учитель. Итак, источниками бюджета семьи являются:  заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности, процентные выплаты по денежным вкладам в банки, социальные выплаты государства.
Составляя семейный бюджет, семья при планировании расходов в первую очередь распределяет денежные средства на питание, одежду, квартплату, транспорт и др. Кроме того, семья планирует расходы  денежных средств на приобретение дорогостоящих предметов: бытовой техники, транспорта, туристических путёвок, квартиры и др. Такие расходы называются произвольными, так как выходят за рамки необходимого минимума.
В современном общества существует неравенство доходов семьи. Семья, доход которой на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимуму считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Учитель. Ребята, изучите текст учебника на стр.67 и объясните, что такое «сбалансированный бюджет», «дефицит бюджета». 
4.Подведение итогов урока. 
Учитель. Каждая семья выступает как экономическая единица  и ведёт домашнее хозяйство. Семья имеет свой семейный бюджет, состоящий из доходов и расходов. В современном обществе существует неравенство доходов семей.
5.Рефлексия.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какая информация вам была уже знакома?
6.Домашнее задание.
Прочитать параграф 10 стр.64-68.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее