Школа России, 1 класс
Тема: И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»» Ф. Кривин»Почему «А» поётся, а «Б» нет».
Цели деятельности учителя: - познакомить с произведениями;
- развивать и совершенствовать навыки осознанного чтения текста и чтения целыми словами;
-обучить выразительному чтению с опорой на знаки препинания,;
- развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты:
Предметные:
-определять отличительные особенности сказки;
-уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами;
-читать по ролям вместе с учителем;
-чётко произносить изученные звуки;
-освоить прием жужжащего чтения;
-находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения.
Личностные:
-осознавать смысл работы с учебными задачами урока;
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, в 2 частях, под редакцией Л.Ф. Климановой; презентация
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
Организацион ный Словесный – слово учителя | -Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. -Садитесь. |
Приветствовать учителя
| Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. | ||
Постановка учебной задачи
Практический – чтение чистоговорки
Словесный – строят речевое высказывание
|
Речевая минутка -Прочитайте чистоговорку: Ло-ло-ло – на улице тепло. Лу-лу-лу – стол стоит в углу. Ул-ул-ул – у нас сломался стул. Оль-оль-оль – мы купили соль. -Ребята, когда я готовилась к уроку, буквы перепутались, помогите мне распутать буквы.
-Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, что мы будем читать сегодня на уроке.
-Какое слово получилось? А К С З К А (сказка) -А что такое сказка?(то, что придумано человеком) Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространенные виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые. (читает сильный читающий ученик) -Какие сказки вы знаете? (бытовые, волшебные,.) -Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми произведениями. | Читать чистоговорку Составлять слово Рассуждать о сказках | К: слушать и понимать речь других Р: принимать и сохранять учебную задачу П: Строят устные речевые высказывания | ||
Решение частных задач
Словесный: Слово учителя Словесный: чтение Практический –изучение произведения
ФИЗМИНУТКА (имитировать сказачных героев)
Словесный – ответы на вопросы
Продолжение работы по теме урока
Первичное знакомство с произведением
Анализ произведения Выборочное чтение Итог урока | -Откройте учебник на стр. 9. -Прочитайте, кто написал это произведение? (И. Токмакова)
Краткая биография об авторе Ирина Петровна Токмакова — профессиональный филолог, переводчица с других языков. Она была одним из первых представителей советской литературы для детей в далекой Африке. Она — поэт, сказочник. – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами: ста-ра-лась – старалась не слу-ша-лись – не слушались пе-ре-ссо-ри-лись – перессорились раз-ма-хи-ва-ла – размахивала и-зу-ми-лась – изумилась вы-го-во-ри-ла – выговорила вос-клик-ну-ла – воскликнула пле-мян-ни-ца – племянница Словарная работа. – Объясните значение слов: изумилась – удивилась; воскликнула – громко сказала, крикнула; клякса – чернильное пятно на листе бумаги; племянница – родственница. - Любите ли вы сказки ? -Что обычно происходит в сказках? -Кто в них действует? (герои) -Могут ли героями сказки быть буквы? -Ну что же, переходим к чтению сказки Ирины Токмаковой. - Давайте прочитаем эту сказку. -Знаете ли вы, что такое клякса? (бесформенное пятно краски или чернил)
- Каким вы представляли себе Кляксича? -Подтвердите свой ответ текстом.
- Какое впечатление произвело на вас это произведение? -Чем понравилось? -Сказка это или рассказ? - Объясните свою точку зрения. -Расскажите, как вы себе представляете Алю, трудно ли ей было писать буквы? -Почему с ней приключилась эта волшебная история? -Слушаются ли вас буквы, когда вы их пишите? -Сейчас прочитайте сказку жужжащим чтением. -Чем была взволнована буква А? - Как она выглядела в данный момент? - Прочитайте соответствующий фрагмент. -Кто рассорил буквы? -Каким образом Кляксичу удалось выгнать буквы? -Подтвердите свой ответ словами из текста сказки. -Прочитайте на с. 12, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся. (Ф. Кривин.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Ф. Кривина) Кривин Феликс Давидович -писатель, поэт, прозаик. Родился 11 июня 1928 г. в Донецкая области. После окончания педагогического института работал учителем . Проживает в Израиле. -Прочитайте название -Как вы думаете, о чем оно? Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод. (читает сильный читающий ученик) – Какие звуки можно петь? (АУДИОЗАПИСЬ) – Какие звуки нельзя пропеть? Объяснение учителя. – Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя): – Ааааа! – Ооооо! – Ууууу! Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные. (АУДИОЗАПИСЬ) Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные. Со-гласный звук – звук, который обязательно должен произноситься рядом (то есть со) гласным. – Прочтите строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум. – Как называются эти звуки? – Прочтите строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными. – Понравилась ли вам сказка? – С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? – Почему «А» поется, а «Б» – нет? – Чему учит рассказ Ф. Кривина? | Зачитывать автора произведения Читать сказку Высказывание своего мнения Отвечают на вопросы Читать жужжа
Учащиеся читают рассказ вслух.
|
П: Принимают и сохраняют учебную задачу
П: Строят устные речевые высказывания
К: аргументировать свое мнение П: осознанно строить ответ в устной форме | ||
Домашнее задание | - Прочитайте выразительно сказку и рассказ -Составить рассказ о буквах гласных и (или) согласных | Записывать задание | Р: учитывать выделенные ориентиры | ||
Рефлексия Словесный – ответы на вопросы | -Подумайте, чего вам удалось достичь, что получилось хорошо?
| Подводить итоги урока | Р: осуществляют итоговый контроль |