«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока

Конспект урока по литературному чтению по теме : Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»» Ф. Кривин»Почему «А» поётся, а «Б» нет».

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Школа России, 1 класс

Тема: И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»» Ф. Кривин»Почему «А» поётся, а «Б» нет».



Цели деятельности учителя: - познакомить с произведениями;

- развивать и совершенствовать навыки осознанного чтения текста и чтения целыми словами;

-обучить выразительному чтению с опорой на знаки препинания,;

- развивать воображение, речь, память.


Планируемые результаты:


  • Предметные:

-определять отличительные особенности сказки;

-уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами;

-читать по ролям вместе с учителем;

-чётко произносить изученные звуки;

-освоить прием жужжащего чтения;

-находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения.



Личностные:

-осознавать смысл работы с учебными задачами урока;



  • Тип урока: открытие новых знаний



Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, в 2 частях, под редакцией Л.Ф. Климановой; презентация



Этап урока
Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организацион

ный

Словесный – слово учителя


-Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке.

-Садитесь.


Приветствовать учителя


Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.


Постановка учебной задачи





Практический – чтение чистоговорки













Словесный – строят речевое высказывание



На наяву и не во сне,

Без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

Литературия.

Речевая минутка

-Прочитайте чистоговорку:

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.


-Ребята, когда я готовилась к уроку, буквы перепутались, помогите мне распутать буквы.



-Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, что мы будем читать сегодня на уроке.



-Какое слово получилось? А К С З К А (сказка)


-А что такое сказка?(то, что придумано человеком)

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространенные виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые. (читает сильный читающий ученик)


-Какие сказки вы знаете? (бытовые, волшебные,.)


-Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми произведениями.










Читать чистоговорку






Составлять слово















Рассуждать о сказках










К: слушать и понимать речь других






Р: принимать и сохранять учебную задачу
















П: Строят устные речевые высказывания

Решение частных задач



Словесный:

Слово учителя












Словесный:

чтение







Практический –изучение произведения







ФИЗМИНУТКА

(имитировать сказачных героев)



Словесный – ответы на вопросы









































Продолжение работы по теме урока











Первичное знакомство с произведением








Анализ произведения














Выборочное чтение




Итог урока




-Откройте учебник на стр. 9.


-Прочитайте, кто написал это произведение? (И. Токмакова)

Краткая биография об авторе

Ирина Петровна Токмакова — профессиональный филолог, переводчица с других языков. Она была одним из первых представителей советской литературы для детей в далекой Африке. Она — поэт, сказочник.



– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:


ста-ра-лась – старалась

не слу-ша-лись – не слушались

пе-ре-ссо-ри-лись – перессорились

раз-ма-хи-ва-ла – размахивала

и-зу-ми-лась – изумилась

вы-го-во-ри-ла – выговорила

вос-клик-ну-ла – воскликнула

пле-мян-ни-ца – племянница



Словарная работа.


– Объясните значение слов:


изумилась – удивилась;

воскликнула – громко сказала, крикнула;

клякса – чернильное пятно на листе бумаги;

племянница – родственница.


- Любите ли вы сказки ?


-Что обычно происходит в сказках?

-Кто в них действует? (герои)

-Могут ли героями сказки быть буквы?


-Ну что же, переходим к чтению сказки Ирины Токмаковой.


- Давайте прочитаем эту сказку.


-Знаете ли вы, что такое клякса?

(бесформенное пятно краски или чернил)



- Каким вы представляли себе Кляксича?

-Подтвердите свой ответ текстом.


- Какое впечатление произвело на вас это произведение?

-Чем понравилось?


-Сказка это или рассказ?

- Объясните свою точку зрения.



-Расскажите, как вы себе представляете Алю, трудно ли ей было писать буквы?


-Почему с ней приключилась эта волшебная история?

-Слушаются ли вас буквы, когда вы их пишите?


-Сейчас прочитайте сказку жужжащим чтением.


-Чем была взволнована буква А?

- Как она выглядела в данный момент?

- Прочитайте соответствующий фрагмент.

-Кто рассорил буквы?

-Каким образом Кляксичу удалось выгнать буквы?

-Подтвердите свой ответ словами из текста сказки.



-Прочитайте на с. 12, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся. (Ф. Кривин.)


(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Ф. Кривина)


Кривин Феликс Давидович -писатель, поэт, прозаик.

Родился 11 июня 1928 г. в Донецкая области.

После окончания педагогического института работал учителем .

Проживает в Израиле.


-Прочитайте название

-Как вы думаете, о чем оно?


Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод. (читает сильный читающий ученик)

– Какие звуки можно петь? (АУДИОЗАПИСЬ)


– Какие звуки нельзя пропеть?


Объяснение учителя.

– Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя):

– Ааааа!

– Ооооо!

– Ууууу!

Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные. (АУДИОЗАПИСЬ)

Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные.


 Со-гласный звук – звук, который обязательно должен произноситься рядом (то есть со) гласным.


– Прочтите строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум.

– Как называются эти звуки?

– Прочтите строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными.



– Понравилась ли вам сказка?

– С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?

– Почему «А» поется, а «Б» – нет?

– Чему учит рассказ Ф. Кривина?




Зачитывать автора произведения





































Читать сказку





Высказывание своего мнения




Отвечают на вопросы












Читать жужжа















































Учащиеся читают рассказ вслух.







П: Принимают и сохраняют учебную задачу























П: Строят устные речевые высказывания

















К: аргументировать свое мнение









П: осознанно строить ответ в устной форме







Домашнее задание

- Прочитайте выразительно сказку и рассказ

-Составить рассказ о буквах гласных и (или) согласных

Записывать задание

Р: учитывать выделенные ориентиры

Рефлексия

Словесный – ответы на вопросы


-Подумайте, чего вам удалось достичь, что получилось хорошо?


Подводить итоги урока





Р: осуществляют итоговый контроль










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее