Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова". (2 класс, УМК "Школа России, учебник под редакцией В.П.Канакиной)
Цели:
-учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах т.е. обнаруживать данную орфограмму;
-формировать умение проверять написание парных согласных разными способами;
-сопоставлять произношение и написание слова;
-анализировать, делать вывод.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в конце слова разными способами;
сопоставлять произношение и написание слов;
подбирать проверочное слово.
Результаты урока:
Личностные:
- формирование личностного представления о звонких и глухих согласных в конце слова;
- умение находить выходы из проблемных ситуаций.
Метапредметные:
Регулятивные:
- удерживать учебную задачу;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Познавательные:
- рефлексия способов и условий действий;
-формирование логических действий сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
- формулировать свои затруднения, доброжелательное отношение друг к другу;
-формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
-формирование умения работать в парах.
Предметные:
- научиться ставить звонкие и глухие согласные на конце слова;
-применять полученные знания на практике;
-формирование красивого почерка путем отработки букв парных согласных звуков г-к, д-т, з-с, ж-ш, в-п, в-ф.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Учитель:
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Тихо все за парту сели,
На меня все посмотрели.
Девиз сегодняшнего урока: « Не боимся мы ошибок! Вместе мы исправим их!»
II. Актуализация знаний. Отгадая загадки . вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Весь день домой и на работу
Возить людей его забота.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
2.На бахче – царица ягод
Очень сладкая на вкус
Все её прекрасно знают
Это ягода … (Арбуз)
-Чем похожи слова – отгадки?
с парными согласными на конце слова).
- Сформулируйте тему урока.
Цель: формирование умения правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова.
Учитель:
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке» .
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Все расставить по местам.
III Работа по учебнику. ( стр.16).
Минутка чистописания
– Сегодня будем писать буквы парных согласных звуков.(пишут в тетрадях заглавные и строчные буквы парных звонких и глухих согласных звуков).
-Прочитай пословицу. Объясни смысл. Списать в тетрадь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Найди слова с парными согласными на конце слов.
IV. Работа по теме урока.
- Как произносятся согласные звуки?
Что вы заметили? Что с ними происходит?
Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?
Правильно, нужно проверить.
Подбери проверочные слова: раз-разок,разы; отрежь-отрежу.
-Что нужно помнить о проверочных словах? после согласного должен стоять гласный
Работа по учебнику ( стр.17упр.26).
Алгоритм проверки парного согласного звука в корне слова.
Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова надо:
1) Найти парный согласный в слабой позиции;
на конце слова перед глухим согласным
3) Подобрать проверочное слово:
- изменить форму слова так, чтобы после этого согласного звука быль гласный или сонорный согласный
- подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного звука был гласный или сонорный
Упражнения в подборе проверочных слов.
(дети поднимают карточку с нужной буквой)
д\т б\п ж\ш
Пло-, гара-, шала- , кла-, стол-, сно-.
Учитель выслушивает ответы детей.
Учитель:
Какие способы проверки мы применили?
изменяли слово по числам.
А какие ещё способы проверки существуют?
(можно подбирать однокоренное слово( делать предмет маленьким ).
V. Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой)
Корпусом вращаем тоже-
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны..)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Сесть на место.)
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны
Учитель: работа в парах
- Отгадайте загадки( они на отдельных листах) и напишите на листке отгадки.Подберите проверочное слово.
1.Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост наружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
2.В океане тёмно-синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую, не дрожа
3Две горы по пустыне идут и идут,
И не пьют, не едят, и не устают.
Он может неделю не есть ничего —
Кладовка с едой на спине у него.
4Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
5.Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный.
Только это кран живой,
С настоящей головой.
( морковь, медведь, верблюд, ёж, жираф)
. Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой)
Корпусом вращаем тоже-
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок
потянулись
Вверх и в стороны..)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Сесть на место.)
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны
VI. Закрепление изученного материала.
1. У п р а ж н е н и е.
- Кто запомнит больше слов из стихотворения на изучаемую орфограмму. Учитель читает стихотворение.
В зоопарке
Вот царь зверей – могучий лев.
А тут жираф с длиннющей шеей.
Ушастый ёж, чем не хорош?
Енот-красавец смотрит вниз.
Там потянулась сладко рысь.
Плывёт могучий бегемот.
Медведь над нерпою ревёт.
И белый голубь там летает,
Он крошки хлеба собирает.
VII.Рефлексия.
На доске текст. Прочитай. Найди в тексте слова, требующие проверки.
Выпиши слова, подбери проверочное.
" Зимой кругом лежит снег. Как красив дуб! Мороз сковал пруд. (Взаимопроверка. Ученики меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляются карандашом).
VIII.. Итог урока.
– Какую орфограмму мы изучили?
– Как проверить парную согласную на конце слова?
Домашнее задание. Выполнить упр.28 , стр..18.
Молодцы! Спасибо за урок.