«Утверждаю»
Заместитель директора по УРКГКП «Восточно-Казахстанское училище искусствимени народных артистов братьев Абдуллиных» Управления образования ВКО
______Миськив О.Н.
Ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі
Методическая разработка открытого урока
Мамандық /Специальность: 02150100- Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
Біліктілігі /Квалификация: 4S02150103– Артист оркестра народных инструментов (дирижер), преподаватель детской музыкальной школы.Специализация «Русские народные инструменты»
Пәнатауы/ Наименование дисциплины: Педагогическая практика (баян)
Курс, группа: студент –практикант Завьялов Антон, 3 курс.
Учащийся 7 класса Шолохов Алексей.
Сабақ тақырыбы /Тема урока: «Подготовка к концертному выступлению ученика старших классов».
Оқытушылар / Преподаватель: Степанищев Андрей Николаевич.
Өскемен қ./г. Усть–Каменогорск 2023ж./г.
Общие сведения
Учащийся 3 курса: Завьялов Антон. Специальность «Русские народные инструменты».
Цель: Совершенствование исполнительских качеств ребенка и развитие технических навыков игры в периоде перед концертом.
Задачи:
Образовательные:
Знание основ артикуляции.
Развивающие:
Развитие художественного вкуса, художественного образа, стилевых представлений и понимания авторского замысла.
Применение технических формул в сочетании с работой над художественным исполнением.
Воспитательные:
Воспитание осознанного отношения к звуку.
Практикант должен учитывать возрастные и творческие особенности ученика.
Формировать усидчивость и любовь к музыке.
В результате обучения (РО1) на уроке обучающийся должен научиться владеть арсеналом разнообразных штрихов в процессе концерном виде.
В результате обучения (РО2) на уроке обучающийся должен научиться применять соответствующие штрихи и динамику при создании художественного образа произведения (работа над частями).
Создание художественного образа.
Критерии оценивания РО2:
- на «5» - полное сочетание штриха и динамики с образом
- на «4» -использование только одного вида выразительных средств(штрих или динамика);
- на «3» -неиспользование в должной мере данных выразительных средств.
Критерии оценивания РО1:
- на «5» - точное исполнение штриха разными способами
- на «4» - точное исполнение штриха 2 способами
- на «3» - неточное использование щтриха
Тип урока: Открытый урок-практикум, комбинированный.
Основные методы и приёмы обучения: Словесные, практические, и наглядные.
Справочная литература:
1. Ф. Липс. «Искусство игры на баяне».
2. Б. Егоров. «К вопросу о систематизации баянных штрихов».
3. Б. Егоров. «Расчлененность музыки и смена направления движения меха».
4. М. Оберюхтин «Проблемы исполнительства на баяне».
Техническое оснащение: Баян, ноты, пульт, стулья, интернет ресурсы, аудиозаписи.
Структура урока
Организационная часть.
Приветствие;
Озвучивание темы, целей урока.
Проверка готовности учащегося к уроку;
Контроль знаний
Основной этап. Работа над художественным исполнением.
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Рефлексия и самооценка обучающегося.
Добрый день, приветствую вас на открытом уроке преподавателя Степанищева Андрея Николаевича.
Известно, что на баяне невозможно извлечь звук только посредством нажатия пальцем на клавишу, как допустим, на фортепиано, так же невозможно извлечь его только с помощью ведения мехом, как смычком. На баяне звук получается благодаря взаимодействию пальцевых движений с ведением меха. При этом характер звука находится в прямой зависимости от сочетания применяемых видов туше и способов ведения меха.
Ф. Р. Липс сформировал обозначение понятия «Штрих», как «обусловленных конкретным содержанием характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции». Штрихи фиксируются в границах от legatissimo до stoccatissimo. Достоинством такой формулировки является тесная связь штриха с артикуляцией. Внимание при выборе штриха концентрируется на образно–звуковой палитре, а не на двигательных узкоинструментальных задачах.
Штриховые определения звуков возможны лишь при их сопряжениях; сами по себе отдельные тона будут трактоваться лишь как более или менее выдержанные длительности, с определенной степени энергетики.
Концертная броскость игры, в частности на баяне, во многом возникает при артикуляционных контрастах, рельефность сопоставимых штрихов. Она может быть характерна для контрастов отдельных соседствующий мотивов, субмотивов, фраз, предложений, периодов, и даже более крупных структурных образований музыки. Крайние степени таких контрастов обладают особенно сильным эмоциональным воздействием на слушателя. К примеру: максимально остро–чрезвычайно мягко, очень коротко–придельно связно и т.д.. Важно, что штриховая краткость или выдержанность звука напрямую зависит от избранного темпа. И. А. Браудо подчеркивает: «Определенный штрих не только технически требует определенного темпа. Своим характером он обосновывает этот темп…». Понятно поэтому, что поиски правильного темпа понимаемого абстрактно как «правильной скорости», взятой в не связи определенным произношением, часто бывает безрезультативным».
Вопросы артикуляции и штрихов в баянном исполнительстве очень актуальны. Работая над освоением текста произведения внимание исполнителя на двигательно–технической стороне, освоение определенного приема через штриховую окраску, далее к выбору определенных артикуляционных средств. Но стоит помнить: музыкально–художественных образ, определяет все интонационные средства, в том числе артикуляционно штриховые палитры.
Ход урока:
Проверка домашнего задания: разобрать пьесу Б.Евдокимов «Хава Нагила» .
Переходим к основной части урока.
Ученик Играет пьесу….
Степанищев А.Н. Алексей, что ты знаешь об этом произведении, какое содержание несет эта музыка?
Алексей :Жанр танцевальной музыки еврейского народа,веселая,начинается в медленном темпе и постепенно ускоряется.
Играет по частям.
Антон Показывает эпизоды, где необходимо отразить характерные особенности.
Работают над артикуляцией, штрихами, мехом.
Степанищев А.Н. Антон, как ты будешь объяснять Алексею , что главное в художественном образе этой пьесы?
Антон Пьеса написана в двухчастной форме. Первый эпизод –мелодия проводится в правой руке при поддержке аккомпанимента. Второй эпизод- представляет собой проведение темы в виде секвенции. Третий эпизод- это реприза 1 части.
Работают…
Степанищев А.Н.На следующем уроке, будем продолжать работу над выразительностью звуковой палитры. Дома обрати внимание на штрихи в левой руке и ведению меха, в связи с артикуляцией
На этом наш открытый урок завершается.
Рефлексия перекрестная –школьника практиканта педагога.
И подведение итогов.
Домашние задание: закрепление пройденного материала и проигрывание в медленном темпе.