Разработка открытого урока по русскому языку с элементами новых технологий
Тема урока: Культура речи
Цель урока: закрепление теоретических знаний по теме, знакомство с понятием «Культура речи»;
развитие и умение различать ошибочное употребление и умелое использование лексических средств;
воспитывать культуру речи, бережное отношение к слову, умение заботиться о чистоте языка.
Тип урока: традиционный урок с элементами новых технологий.
Метод урока: урок – сообщение новых знаний.
Межпредметная связь: казахский язык, информатика, связь с профессией.
Материальное обеспечение: интерактивная доска, ПК, карточки, опорный конспект по новой теме.
Ход урока
I. Организационный момент (наличие присутствующих, проверка рабочих тетрадей, подготовленность кабинета).
II. Актуализация знаний: (настрой на урок).
III. Повторение пройденного материала.
1. Какие стили речи вы знаете?
2. Назовите особенности стилей речи.
IV. Проверка домашнего задания.
Сообщение учащихся на тему: «Internet: плюсы и минусы».
V. Изучение нового материала.
Что такое культура?
Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.
Связь с казахским языком (как на родном языке учащиеся понимают слово «Культура» - ответы учащихся на казахском языке).
Создание кластера (работа учащихся у интерактивной доски).
2. Лингвистическая разминка (учащиеся произносят быстро и грамотно скороговорки):
1). Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!
2). Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
3. Определение понятия «Культура речи»:
Культура речи – часть общей культуры человека – это совокупность коммуникативных качеств речи, таких, как правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность и т.д.
4. Определение понятия «Правильность речи».
Правильность речи – это соответствие речи нормам литературного языка (произносительным, грамматическим, орфографическим, стилистическим и др.).
5. Что такое «Норма речи»?
Норма речи регулирует выбор одного из вариантов слова или его грамматической формы, словосочетания или предложения, считающегося наиболее предпочтительным в данное время в обществе. Норма обязательна для всех.
6. Разновидности нормы речи: содержательность, правильность, ясность, логичность, выразительность, уместность, чистота.
VI. Работа над опорным конспектом (запись учащимися краткого конспекта в тетради, приложение 4).
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по карточкам (раздача карточек по новой теме).
1 вариант. Переведи правильно:
Пожалуйста
Здравствуйте
Извините
Доброе утро
Спасибо
До свидания
Позвольте
Прошу прощения
Позвольте, Вас спросить?
Мархабат
Сәлеметсіз бе
Кешіріңіз
Қайырлы таң
Рахмет
Сау болыңыз
Рұхсат етіңіз
Кешіресіз, өтінемін
Сізден сұрауға, рұхсат етіңіз
2 вариант. Поставить правильно ударения в словах.
Атлет, ворота, петля, сироты, мельком, рыба, шофер, приехать, красивый, лицей, мастер, дом.
2. Ролевая игра (диалог «Взаимосвязь с действительностью», чтение диалога по ролям):