Урок № 38
Тема: Путешествие в страну “Основания” (химические свойства оснований)
Цели:
- ознакомить учащихся с химическими свойствами оснований; продолжить формировать навыки составлять уравнения химических реакций. Сравнить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.
- развивать умение логически мыслить анализировать, оценивать объекты, явления; делать аргументированные выводы; развивать навыки выполнения химического эксперимента, соблюдая правила ТБ.
- воспитывать умение работать в группах, интерес к предмету и заинтересованность в результатах своей умственной деятельности.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, растворы NaOH, HCl, H2SO4, CuSO4, индикатор, Ca (OH)2 , Fe (OH)3 , CO2 , газоотводная трубка, горелка, пробирки, штатив, держатель пробирок, инструкция по TБ.
Базовые понятия и термины: “основания”, “щелочи”, “кислоты”, “соли”,
“соли”, “реакция нейтрализации”, “реакция обмена”, “индикаторы”, “растворимость”.
Тип урока: комбинированный , урок –путешествие
Девиз “От теории - к практике”.
“Научить не мыслям, а мыслить”.
Ход урока
Организационный этап
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Ознакомление с темой и целями урока.
I. Актуализация знаний.
1. Беседа “Микрофон”
Какие классы неорганических соединений вы знаете?
Какие вещества называют основаниями?
От чего зависит число ОН - групп ?
Как образуются названия оснований. Пример ?
На какие виды делят основания?
Как определить растворимость оснований?
Какие основания называются щелочами ?
Расскажите о ТБ при работе со щелочами ?
Реакции обмена.
2. Химический диктант (взаимопроверка) - “Да - нет”
Щелочи - нерастворимые основания (нет)
Валентность ОН - групп всегда = 1. (да)
В состав оснований входят атомы металла. (да)
Аl(OH)3 - щелочь. (нет)
Валентность металла не влияет на состав формулы основания. (нет)
Na OH - едкое вещество. (да)
Все гидроксиды называются щелочами (нет)
К2О - это гидроксид (нет)
Al(OH)3 - это гидроксид (да)
Большинство гидроксидов получают взаимодействием металлов и оксидов металлов с водой. (да)
Кристаллические едкие щелочи, которые попали на руки, наносят ожог, их нельзя брать руками, а только пинцетом. (да)
Формула гидроксида кальция - КОН (нет)
II. Изучение нового материала.
1. Станция “Индикаторная”
действие основания на индикаторы.
Na OH + Ф.Ф. = малиновый цвет
Cu (OH)2 + Ф.Ф.→
Вывод: Как ? действуют основания на индикаторы.
Работа с учебником таблицы растворимости. Какие еще основания действуют на индикаторы ?
Работа с учебником : найдите на стр. 140 как действуют на основания другие индикаторы
2. Станция “Кислотград”.
взаимодействие оснований с кислотами.
Cu(OH)2 + 2HCl → CuCl2 + 2H2O
Что ? наблюдается в этой реакции.
Кто ? запишет уравнение этой реакции
Работа в парах :
Взаимодейсвие NaOH с кислотой
NaOH + ф.ф. + кислота = соль + вода
Кто ? запишет уравнение этой реакции
Тип реакции - реакция обмена.
Станция “Термическая”.
отношение оснований к нагреванию.
Na OH −
Cu (OH)2 −
Когда наблюдаются изменения ?
Какой признак реакции разложения ?
Вывод: Разлагаются только нерастворимые основания .
Работа с таблицами растворимости.
Примеры Fe(OH)3 −
Ba(OH)2 −
Укажите тип реакции.
Станция “Парк кислотных оксидов”
CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2
Через газоотводную трубку пропускаем CO2 через Са(ОН)2 - известковую воду.
Какой ? признак этой реакции. Наблюдается помутнение известковой воды.
Запишем уравнение этой реакции:
Cа(OH)2 + CO2 → CaCO3 + H2O
(H2CO3 )
Итак, наше путешествие подходит к концу, в котором мы познакомились с химическими свойствами жителей страны “Основания” и ответили на вопросы…
Физкультминутка
III Этап закрепления знаний.
Работа в группах. Инструктаж по ТБ. Презентация выполненных заданий – на доске
H2O , NaOH , HCl
Cu(OH)2 + HCl → Fe(OH)3 →
1 |
H2O , NaOH , HCl
Al(OH)3 + HCl → Zn(OH)2 →
2 |
H2O , NaOH , HCl
Mg(OH)2 + H2SO4 → Al (OH)3 →
3 |
|
IV Аукцион домашних заданий
Продается домашнее задание на «3» . Изучить § 42
Продается домашнее задание на «4». Изучить § 42
Сравнить химические свойства Ba(OH)2 и Fe(OH)2
Продается домашнее задание на «5». Изучить §42
Сравнить химические свойства Ba(OH)2 и Fe(OH)2.
Написать мини-сочинение об основаниях.
V. Подведение итогов урока.
Обобщение изученного.
Слово учителя.
Рефлексия (“Солнышко”)
Карточка консультанта
№ | Группа № | ||||
| | | | | |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
Кол-во баллов | | | | | |
Карточка консультанта
№ | Группа № | ||||
| | | | | |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
Кол-во баллов | | | | | |
Карточка консультанта
№ | Группа № | ||||
| | | | | |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
Кол-в баллов | | | | | |
Самоанализ урока
Класс 8-А
Тема урока: Химические свойства оснований
Тип урока и его структура: комбинированный.
Этапы урока:
-организация учащихся, мотивация учебной деятельности
-повторение учебного материала
-осмысление и усвоение нового материала
-работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике
-подведение итогов урока
Урок связан с предыдущим по классификации и физическим свойствам оснований, по которому была проведена беседа «Микрофон» и графический диктант. Материал данного урока очень важен при рассмотрении следующей темы «Расчеты по химическим уравнениям», где учащиеся должны будут решать задачи, используя знания химических свойств оснований и умения в составлении уравнений реакций.
Класс довольно сильный, но есть 2 слабоуспевающих ученика, что было учтено при организации групповой работы. Сильные ребята были консультантами в группе, помогали более слабым.
Триединая дидактическая цель урока:
- ознакомить учащихся с химическими свойствами оснований; продолжить формировать навыки составлять уравнения химических реакций. Сравнить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.
- развивать умение логически мыслить анализировать,оценивать объекты, явления; делать аргументированные выводы; развивать навыки выполнения химического эксперимента, соблюдая правила ТБ.
- воспитывать умение работать в группах, интерес к предмету и заинтересованность в результатах своей умственной деятельности.
В результате урока цель полностью достигнута. На уроке применяла проблемное изложение материала, частично-поисковый метод, групповую работу, аукцион домашних заданий (дифференцированы по сложности). Главным этапом урока является изучение нового материала с последующим его закреплением, которое было проведено в виде путешествия, что позволило заинтересовать учащихся. Этапы урока логичны и время было рационально распределено между ними. На уроке также были использованы ТСО (компьютерная техника), раздаточный дидактический материал, карточки с заданиями, фишки-смайлы.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся на протяжении всего урока: при повторении учебного материала – беседа «Микрофон» и графический диктант; при осмыслении и усвоении нового материала – навыки в составлении уравнений химических реакций; на этапе закрепления знаний - работа в группах с презентацией на доске (коррекция). Кроме того, в течение всего урока учащиеся набирали дополнительные баллы за правильные ответы (фишки-смайлы).
На уроке царила доброжелательная психологическая атмосфера, ребята были активны и настроены позитивно.
При подведении итогов урока была предложена рефлексия (“Солнышко”), результаты которой показали, что на уроке удалось реализовать все поставленные задачи урока.