«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок "Химические свойства оснований"

Урок изучения нового материала по теме " Химические свойства оснований"для учащихся 8 класса проведен в виде путешествия по станциям.Данная разработка - открытый урок с использованием различных интерактивных методов

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок № 38

Тема: Путешествие в страну “Основания” (химические свойства оснований)

Цели:

- ознакомить учащихся с химическими свойствами оснований; продолжить формировать навыки составлять уравнения химических реакций. Сравнить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.

- развивать умение логически мыслить анализировать, оценивать объекты, явления; делать аргументированные выводы; развивать навыки выполнения химического эксперимента, соблюдая правила ТБ.

- воспитывать умение работать в группах, интерес к предмету и заинтересованность в результатах своей умственной деятельности.



Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, растворы NaOH, HCl, H2SO4, CuSO4, индикатор, Ca (OH)2 , Fe (OH)3 , CO2 , газоотводная трубка, горелка, пробирки, штатив, держатель пробирок, инструкция по TБ.



Базовые понятия и термины: “основания”, “щелочи”, “кислоты”, “соли”,

“соли”, “реакция нейтрализации”, “реакция обмена”, “индикаторы”, “растворимость”.



Тип урока: комбинированный , урок –путешествие



Девиз От теории - к практике”.

Научить не мыслям, а мыслить”.









































Ход урока

Организационный этап



Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.



Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.



Ознакомление с темой и целями урока.



I. Актуализация знаний.

1. Беседа “Микрофон”

  1. Какие классы неорганических соединений вы знаете?

  2. Какие вещества называют основаниями?

  3. От чего зависит число ОН - групп ?

  4. Как образуются названия оснований. Пример ?

  5. На какие виды делят основания?

  6. Как определить растворимость оснований?

  7. Какие основания называются щелочами ?

  8. Расскажите о ТБ при работе со щелочами ?

  9. Реакции обмена.

2. Химический диктант (взаимопроверка) - “Да - нет”

  1. Щелочи - нерастворимые основания (нет)

  2. Валентность ОН - групп всегда = 1. (да)

  3. В состав оснований входят атомы металла. (да)

  4. Аl(OH)3 - щелочь. (нет)

  5. Валентность металла не влияет на состав формулы основания. (нет)

  6. Na OH - едкое вещество. (да)

  7. Все гидроксиды называются щелочами (нет)

  8. К2О - это гидроксид (нет)

  9. Al(OH)3 - это гидроксид (да)

  10. Большинство гидроксидов получают взаимодействием металлов и оксидов металлов с водой. (да)

  11. Кристаллические едкие щелочи, которые попали на руки, наносят ожог, их нельзя брать руками, а только пинцетом. (да)

  12. Формула гидроксида кальция - КОН (нет)





II. Изучение нового материала.



1. Станция “Индикаторная”

действие основания на индикаторы.

Na OH + Ф.Ф. = малиновый цвет

Cu (OH)2 + Ф.Ф.→

Вывод: Как ? действуют основания на индикаторы.

Работа с учебником таблицы растворимости. Какие еще основания действуют на индикаторы ?

Работа с учебником : найдите на стр. 140 как действуют на основания другие индикаторы



2. Станция “Кислотград”.

взаимодействие оснований с кислотами.

Cu(OH)2 + 2HCl → CuCl2 + 2H2O

Что ? наблюдается в этой реакции.

Кто ? запишет уравнение этой реакции



Работа в парах :

Взаимодейсвие NaOH с кислотой

NaOH + ф.ф. + кислота = соль + вода

Кто ? запишет уравнение этой реакции

Тип реакции - реакция обмена.



  1. Станция Термическая.

отношение оснований к нагреванию.

Na OH −

Cu (OH)2

Когда наблюдаются изменения ?

Какой признак реакции разложения ?

Вывод: Разлагаются только нерастворимые основания .



Работа с таблицами растворимости.

Примеры Fe(OH)3

Ba(OH)2

Укажите тип реакции.



  1. Станция Парк кислотных оксидов

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2

Через газоотводную трубку пропускаем CO2 через Са(ОН)2 - известковую воду.

Какой ? признак этой реакции. Наблюдается помутнение известковой воды.

Запишем уравнение этой реакции:

Cа(OH)2 + CO2 → CaCO3 + H2O

(H2CO3 )

Итак, наше путешествие подходит к концу, в котором мы познакомились с химическими свойствами жителей страны “Основания” и ответили на вопросы…

Физкультминутка



III Этап закрепления знаний.

Работа в группах. Инструктаж по ТБ. Презентация выполненных заданий – на доске

  1. Экспериментально различить в пробирках растворы

H2O , NaOH , HCl

  1. Закончить уравнения реакций :

Cu(OH)2 + HCl

Fe(OH)3

  1. Какие оксиды соответствуют :

  • гидроксиду кальция –

  • гидроксиду алюминия –

1

  1. Экспериментально различить в пробирках растворы

H2O , NaOH , HCl

  1. Закончить уравнения реакций :

Al(OH)3 + HCl

Zn(OH)2

  1. Какие оксиды соответствуют :

  • гидроксиду лития –

  • гидроксиду железа(III) –

2

  1. Экспериментально различить в пробирках растворы

H2O , NaOH , HCl

  1. Закончить уравнения реакций :

Mg(OH)2 + H2SO4

Al (OH)3

  1. Какие оксиды соответствуют :

  • гидроксиду калия –

  • гидроксиду меди(II) –

3




IV Аукцион домашних заданий

  1. Продается домашнее задание на «3» . Изучить § 42

  2. Продается домашнее задание на «4». Изучить § 42

Сравнить химические свойства Ba(OH)2 и Fe(OH)2

  1. Продается домашнее задание на «5». Изучить §42

Сравнить химические свойства Ba(OH)2 и Fe(OH)2.

Написать мини-сочинение об основаниях.



V. Подведение итогов урока.

Обобщение изученного.

Слово учителя.

Рефлексия (“Солнышко”)














































Карточка консультанта



Группа №






1






2






Кол-во баллов








Карточка консультанта



Группа №






1






2






Кол-во баллов








Карточка консультанта



Группа №






1






2






Кол-в баллов






Самоанализ урока

Класс 8-А

Тема урока: Химические свойства оснований

Тип урока и его структура: комбинированный.

Этапы урока:

-организация учащихся, мотивация учебной деятельности

-повторение учебного материала

-осмысление и усвоение нового материала

-работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике

-подведение итогов урока

Урок связан с предыдущим по классификации и физическим свойствам оснований, по которому была проведена беседа «Микрофон» и графический диктант. Материал данного урока очень важен при рассмотрении следующей темы «Расчеты по химическим уравнениям», где учащиеся должны будут решать задачи, используя знания химических свойств оснований и умения в составлении уравнений реакций.

Класс довольно сильный, но есть 2 слабоуспевающих ученика, что было учтено при организации групповой работы. Сильные ребята были консультантами в группе, помогали более слабым.

Триединая дидактическая цель урока:

- ознакомить учащихся с химическими свойствами оснований; продолжить формировать навыки составлять уравнения химических реакций. Сравнить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.

- развивать умение логически мыслить анализировать,оценивать объекты, явления; делать аргументированные выводы; развивать навыки выполнения химического эксперимента, соблюдая правила ТБ.

- воспитывать умение работать в группах, интерес к предмету и заинтересованность в результатах своей умственной деятельности.

В результате урока цель полностью достигнута. На уроке применяла проблемное изложение материала, частично-поисковый метод, групповую работу, аукцион домашних заданий (дифференцированы по сложности). Главным этапом урока является изучение нового материала с последующим его закреплением, которое было проведено в виде путешествия, что позволило заинтересовать учащихся. Этапы урока логичны и время было рационально распределено между ними. На уроке также были использованы ТСО (компьютерная техника), раздаточный дидактический материал, карточки с заданиями, фишки-смайлы.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся на протяжении всего урока: при повторении учебного материала – беседа «Микрофон» и графический диктант; при осмыслении и усвоении нового материала – навыки в составлении уравнений химических реакций; на этапе закрепления знаний - работа в группах с презентацией на доске (коррекция). Кроме того, в течение всего урока учащиеся набирали дополнительные баллы за правильные ответы (фишки-смайлы).

На уроке царила доброжелательная психологическая атмосфера, ребята были активны и настроены позитивно.

При подведении итогов урока была предложена рефлексия (“Солнышко”), результаты которой показали, что на уроке удалось реализовать все поставленные задачи урока.















































































































































































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее