Министерство образования и науки ДНР
ГПОУ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина»
Методическая разработка открытого урока теоретического обучения на тему: «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика» (из опыта работы преподавателя)
Разработала: преподаватель информатики Федоренко Н.А.
2017 г.
Тема программы: Представление чисел в компьютере.
Тема урока: Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
Цели урока:
Учебная: изучение двоичной системы счисления как знаковой системы;
усвоение правил перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления и обратно, операций в двоичной системе счисления.
Развивающая: развитие логического мышления; самостоятельности; самокритичности; развитие познавательного интереса; самокритичности; коммуникативных навыков; умение работать в паре.
Воспитательная: развитие познавательного интереса к учебной дисциплине; развитие творческого отношения к учебной деятельности.
Методическая: совершенствование методики использования интерактивных методов обучения.
Задачи урока:
- обеспечить получение навыков работы с двоичными числами,
- создать условия для индивидуальной творческой работы,
- предоставить студентам возможность совершенствования коммуникативных компетентностей.
Мотивация учебной деятельности: Не всегда и везде используют десятичную систему счисления. Для общения с ЭВМ используют, кроме десятичной - двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. Какие цифры используют в двоичной системе счисления?
Тип урока: | Урок изучения нового материала |
Вид урока: | Интерактивный |
Методы обучения: | Проблемный, ИКТ технологии, интерактивные: работа в паре, взаимоконтроль, творческая работа, самоконтроль, рефлексия |
Дидактическое обеспечение: | Презентация по теме урока, учебная программа, рабочая программа, календарно-тематический план, план урока, опорный конспект, конспект для оценивания знаний. |
Межпредметные связи: | Математика, история, литература |
Формы организации учебной деятельности студентов: | Фронтальный опрос, элементы беседы, работа в парах, решение проблемной задачи, тестирование, выполнение индивидуальных творческих заданий, работа с электронными ресурсами, комплексный подход к оценке знаний. |
Место проведения урока: | Кабинет информатики и ИКТ |
Время проведения: | 45 минут |
Ход урока:
1. Этап: Организационный момент. | 2 мин. |
2. Этап: Актуализация, мотивация обучения. | 2 мин. |
3. Этап: Формулирование темы и цели. | 5 мин. |
4. Этап: Объяснения нового материала и первичного закрепления материала. | 12 мин. |
5. Этап: Применение новых знаний в нестандартных ситуациях. | 8 мин. |
6. Этап: Творческие упражнения. | 6 мин. |
7. Этап: Тестирование. | 5 мин. |
8. Этап: Итоги урока. Рефлексия. | 3 мин. |
9. Этап: Домашнее задание. | 2 мин. |
«Дорогу осилит идущий,
а информатику – мыслящий»
Гюстав Гийом
Этап: Организационный момент.
Преподаватель:
Добрый день уважаемые гости, преподаватели, студенты. Рада приветствовать вас на уроке. Давайте пожелаем, друг другу и нашим гостям хорошего настроения.
Желаю вам удачи и прекрасных результатов! Проверка наличия студентов.
2. Этап: Актуализация, мотивация обучения.
Преподаватель: Люди предпочитают десятичную систему счисления вероятно потому, что с древних времен они считали по пальцам, а пальцев у людей по 10 на руках и ногах.
Десятичная система счисления пришла к нам из Индии. Но не всегда и везде используют десятичную систему счисления. В Китае, например, долгое время пользовались пятеричной системой счисления. В ЭВМ используют двоичную систему, потому что она имеет ряд преимуществ перед другими системами: для ее реализации нужны технические элементы с двумя возможными состояниями (есть ток, нет тока; включено, выключено и т.д. Одному из состояний ставится в соответствие 1, другому – 0), а не десять, как в десятичной системе, представление информации посредством только двух состояний надежно и помехоустойчиво, упрощается выполнение арифметических действий.
Сегодня на уроке вы имеете возможность показать свои знания не только по информатике, но и по математике и заработать хорошие оценки. У каждого на столе лежит табличка, куда вы будете записывать заработанные баллы, чтобы в конце урока их сосчитать и поставить себе оценку. Желаю удачи. “5” – 9-10 баллов, “4” – 7-8 баллов, “3” – 5-6 баллов.
3. Этап: Формулирование темы и цели.
Историческая справка. Преподаватель: Начиная со студенческих лет и до конца жизни великий европеец, немецкий ученый Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646-1716), занимался исследованием свойств двоичной системы счисления, ставшей в дальнейшем основной при создании компьютеров. Он придавал ей некий мистический смысл и считал, что на ее базе можно создать универсальный язык для объяснения явлений мира и использования во всех науках, в том числе в философии. (Слайд 1)
Сохранилось изображение медали, нарисованное В. Лейбницем в 1697г., поясняющее соотношение между двоичной и десятичной системами исчисления: на ней была изображена табличка из двух столбцов, в одном числа от 0 до 17 в десятичной системе, а в другом – те же числа в двоичной системе счисления. Вверху была надпись: «2, 3, 4, 5 и т.д. Для получения их всех из нуля достаточно единицы». Внизу же гласила надпись: «Картина создания».
Преподаватель задает вопросы. Каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 1балл. (Слайд 2)
На каком предмете вас учили работать с числами?
Ответ: С числами работали на математике.
В математике, какая система счисления используется, почему?
Ответ: Десятичная, для записи чисел используется 10 цифр.
В каком виде хранятся данные в компьютере?
Ответ: В виде двоичного кода.
Почему он называется двоичным?
Ответ: Используются 2 цифры: 0 и 1
Сформулируйте и запишите тему урока.
Ответ: Формулируют тему, записывают в тетрадь.
Компьютер работает с числами в двоичной системе счисления.
Сформулируйте цель нашего урока. (Слайд 3-5)
Ответ: Изучение двоичной системы счисления.
7. Попробуйте поставить задачи урока. Какие действия можно производить над двоичными числами?
Ответ: Научиться работать с двоичными числами:
-переводить из двоичной в десятичную СС;
-переводить из десятичной в двоичную СС;
-изучить арифметику двоичных чисел.
4. Этап: Объяснения нового материала и первичного закрепления материала.
Вспомним принцип записи числа в десятичной СС.
Представьте число 765 в виде суммы разрядных слагаемых. (Слайд 6)
Этот факт выражаем равенством:
76510=7*100+6*10+5=7*102 +6*101+5*100 - это развернутая форма записи многозначного числа. Давайте договоримся основание записывать подстрочно. (Студенты записывают развернутую форму записи чисел в тетради).
Задание. Запишите в развернутой форме число (Слайд 7):
1 вариант: 356210
2 вариант: 286410 . (Взаимопроверка).
Работа в тетрадях по вариантам:
1 вариант: 356210=3*103 +5*102+6*101 +2*100
2 вариант: 286410=2*103 +8*102+6*101 +4*100 (по 1 баллу).
(Слайд 8) Запишите в развернутой форме двоичное число 10010012
10010012=1*26+0*25+0*24+ 1*23 + 0*22+0*21+ 1*20 (1 балл)
Можете ли вы вычислить какое это число в десятичной системе счисления? Ответ: Да. 64+8+1=7310
Таблица 1. Ряд целых степеней двойки
i | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2i | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 | 1024 |
Задание. (Слайд 9). Переведите в десятичную систему счисления двоичное число.
1 вариант: 101001102=16610
2 вариант: 100102=1810 (1 балл)
Решение задач (Слайд 10)
1. Сколько ночей провела прекрасная Шахерезада у персидского царя Шахрияря по сказке «Тысяча и одна ночь»? Решение. 10012 = 910 (ночей) Ответ: 9 ночей.2. В кабинетах биологии и информатики 1010 кактусов. В биологии их 111. Сколько кактусов в кабинете информатики?
Решение.
10102 = 1*23 + 0*22 + 1*21 + 0*20 = 8 + 2 = 1010 (кактусов) – в кабинетах.
1112 = 1*22 + 1*21 + 1*20 = 4 + 2 +1 = 710 (кактусов) – в кабинете биологии.
10 – 7 = 3 (кактуса) – в кабинете информатики.
Ответ: 3 кактуса.
В кабинете книги расположены на книжных полках. На нижней полке их было 110, а на верхней – на 10 меньше. Сколько всего было книг?
Решение.
1102 = 1*22 + 1*21 + 0*20 = 4 + 2 = 610 (книг) – на нижней полке
102 = 1* 21 + 0*20 = 2 (книг) – меньше на верхней полке.
6 – 2 = 4 (книги) – на верхней полке
6 + 4 = 10 (книг) – всего.
Ответ: 10 книг.
5. Этап: Применение новых знаний в нестандартных ситуациях.
По ответам на вопросы (1 – правильно, 0 – неправильно) составьте двоичное число и переведите его в десятичное. (Работа в парах)
Переводить двоичные числа в десятичную систему счисления вы научились. Как осуществить обратный перевод десятичного числа в двоичную систему счисления? Рассмотрим.
Задание. 17510. (Слайд 11)
Есть другой способ записи.
175 | 87 | 43 | 21 | 10 | 5 | 2 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
|
Ответ: 101011112.
Задание: (Слайд 12) Перевести в двоичную систему счисления число 156.
156 | 78 | 39 | 19 | 9 | 4 | 2 | 1 |
0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
|
Ответ: 100111002 (1 балл)
Задание. Выполните перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную. (Слайд 13)
Вариант – 1. 41610 = х2
Вариант – 2. 39810 = х2
Ответы: 1). 1101000002 , 2) 1100011102. (1 балл)
6. Этап: Творческие упражнения. (Слайд 14)
Нам необходимо познакомиться с правилами двоичной арифметики: сложением и умножением. Выпишите все варианты сложения и умножения двоичных чисел. Записывают в тетрадь:
Таблица 2. Двоичная арифметика.
Сложение | Вычитание | Умножение |
0+0=0 | 0-0 = 0 | 0*0=0 |
0+1=1 | 0-1 =11 | 0*1=0 |
1+0=1 | 1-0 =1 | 1*0=0 |
1+1=10 | 1-1= 0 | 1*1=1 |
Складывать и умножать столбиком двоичные числа очень просто. Для этого предлагаю студентам поработать с ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf, где им необходимо найти примеры сложения, умножения двоичных чисел.
Задание. (Слайд 15) Сложение и умножение двоичные числа, за правильный результат выставляют себе 1 балл
111+1=
1010+1111=
1110 – 1001 =
1100 – 11 =
1111• 11=
1101• 101=
Этап: Тестирование. (Слайд 16)
Тест
№ | Согласны ли вы с утверждением | Да | Нет |
1 | Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами | + |
|
2 | Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и полупозиционные. |
| + |
3 | Основанием двоичной системы счисления является число 4 |
| + |
4 | Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011 |
| + |
5 | Число 6358 записано в десятеричной системе счисления. |
| + |
8. Этап: Итоги урока. Рефлексия.
Подведём итоги. (Слайд 17)
- Какая система счисления используется для представления чисел в памяти компьютера?
- Каким образом осуществляется перевод чисел в десятичную систему счисления?
- По какому правилу переводятся числа из десятичной системы счисления в двоичную?
- Что вам показалось более сложным сегодня на уроке?
Посчитайте свои баллы. Выставьте себе оценки.
“5” – 9-10 баллов, “4” – 7-8 баллов, “3” – 5-6 баллов.
Рефлексия. (Слайд 18)
- На уроке информатики по этой теме я узнал: ____.
- На уроке информатики по этой теме я научился: ____.
- Лучше всего у меня получалось: ____.
- Основные трудности при изучении темы: ____.
- Чтобы я изменил на уроке, чтобы улучшить свои результаты: ____.
9. Этап: Домашнее задание. (Слайд 19)
1) Перевести в десятичную систему счисления, следующие двоичные числа:
1000112
101101110112
2) Перевести в двоичную систему счисления, следующие десятичные числа:
315; 765; 2047
3) Выполнить сложение и умножение в двоичной системе счисления:
1111+1; 1101*101
Список литературы и источников (Слайд 20)
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика.Базовый уровень: учебник для 10 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 264 с.
2. ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf 3. Историческая справка: http://ru.wikipedia.org
4. Фотография Лейбница: http://fundamentalscience.ru
5. Изображение медали: http://scholazhizni.ru.
Приложение 1.
Ф.И. студента:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа в тетрадях
1 вариант | 2 вариант |
1. Запишите в развернутой форме число (взаимопроверка): | |
356210 | 286410 |
2. Запишите в развернутой форме двоичное число 10010012 | |
3. Переведите в десятичную систему счисления двоичное число (взаимопроверка) | |
101001102 | 100102 |
4. Задача. Сколько ночей провела прекрасная Шахерезада у персидского царя Шахрияря по сказке «Тысяча и одна ночь»? | |
5.Задача. В кабинетах биологии и информатики 1010 кактусов. В биологии их 111. Сколько кактусов в кабинете информатики? | |
6. Задача. В кабинете книги расположены на книжных полках. На нижней полке их было 110, а на верхней – на 10 меньше. Сколько всего было книг? | |
7. Перевод десятичного числа в двоичную систему счисления – 156. | |
8. Выполните перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную (взаимопроверка) | |
41610 = х2 | 39810 = х2 |
9. Двоичная арифметика (взаимопроверка) | |
111+1= 1110 – 1001 = 1111• 11= | 1010+1111= 1100 – 11 = 1101• 101= |
Приложение 2.
Таблица 1. Ряд целых степеней двойки
i | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2i | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 | 1024 |
Приложение 3.
Таблица перевода 10-ых чисел от 0 до 20 в 2-ую систему счисления
10-ое число | 2-ое число | 10-ое число | 2-ое число |
0 | 0000 | 11 | 1011 |
1 | 0001 | 12 | 1100 |
2 | 0010 | 13 | 1101 |
3 | 0011 | 14 | 1110 |
4 | 0100 | 15 | 1111 |
5 | 0101 | 16 | 10000 |
6 | 0110 | 17 | 10001 |
7 | 0111 | 18 | 10010 |
8 | 1000 | 19 | 10011 |
9 | 1001 | 20 | 10100 |
10 | 1010 | и т.д. |
|
Приложение 4.
Таблица 2. Двоичная арифметика.
Сложение | Вычитание | Умножение |
0+0=0 | 0-0 = 0 | 0*0=0 |
0+1=1 | 0-1 =11 | 0*1=0 |
1+0=1 | 1-0 =1 | 1*0=0 |
1+1=10 | 1-1= 0 | 1*1=1 |
Приложение 5.
Домашнее задание.
1) Перевести в десятичную систему счисления, следующие двоичные числа:
1000112 ; 101101110112
2) Перевести в двоичную систему счисления, следующие десятичные числа:
315; 765; 2047
3) Выполнить сложение и умножение в двоичной системе счисления:
1111+1; 1101*101
11