«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения по информатике, 10 класс, на тему: «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика».

Цели урока:

Учебная: изучение двоичной системы счисления как знаковой системы;

усвоение правил перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления и обратно, операций в двоичной системе счисления.

Развивающая: развитие логического мышления; самостоятельности; самокритичности; развитие познавательного интереса; самокритичности; коммуникативных навыков; умение работать в паре.

Воспитательная: развитие познавательного интереса к учебной дисциплине; развитие творческого отношения к учебной деятельности.

Методическая: совершенствование методики использования интерактивных методов обучения.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки ДНР

ГПОУ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина»













Методическая разработка открытого урока теоретического обучения на тему: «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика» (из опыта работы преподавателя)









Разработала: преподаватель информатики Федоренко Н.А.

















2017 г.

Тема  программы:  Представление чисел в компьютере.


Тема  урока:    Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.


Цели  урока:

Учебная: изучение двоичной системы счисления как знаковой системы;

усвоение правил перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления и обратно, операций в двоичной системе счисления.

Развивающая: развитие логического мышления; самостоятельности; самокритичности; развитие познавательного интереса; самокритичности; коммуникативных навыков; умение работать в паре.

Воспитательная: развитие познавательного интереса к учебной дисциплине; развитие творческого отношения к учебной деятельности.

Методическая: совершенствование методики использования интерактивных методов обучения.


Задачи урока:

- обеспечить получение навыков работы с двоичными числами,

- создать условия для индивидуальной творческой работы,

- предоставить студентам возможность совершенствования коммуникативных компетентностей.

Мотивация учебной деятельности: Не всегда и везде используют десятичную систему счисления. Для общения с ЭВМ используют, кроме десятичной - двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. Какие цифры используют в двоичной системе счисления?

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Вид урока:

Интерактивный

Методы обучения:

Проблемный, ИКТ технологии, интерактивные: работа в паре, взаимоконтроль, творческая работа, самоконтроль, рефлексия

Дидактическое обеспечение:

Презентация по теме урока, учебная программа, рабочая программа, календарно-тематический план, план урока, опорный конспект, конспект для оценивания знаний.

Межпредметные связи:

Математика, история, литература

Формы организации учебной деятельности студентов:

Фронтальный опрос, элементы беседы, работа в парах, решение проблемной задачи, тестирование, выполнение индивидуальных творческих заданий, работа с электронными ресурсами, комплексный подход к оценке знаний.

Место проведения урока:

Кабинет информатики и ИКТ

Время проведения:

45 минут

                                          

Ход  урока:

1. Этап: Организационный  момент.

2 мин.

2. Этап: Актуализация, мотивация обучения.

2 мин.

3. Этап: Формулирование темы и цели.

5 мин.

4. Этап: Объяснения нового материала и первичного закрепления материала.

12 мин.

5. Этап: Применение новых знаний в нестандартных ситуациях.

8 мин.

6. Этап: Творческие упражнения.

6 мин.

7. Этап: Тестирование.

5 мин.

8. Этап: Итоги урока. Рефлексия.

3 мин.

9. Этап: Домашнее задание.

2 мин.


«Дорогу осилит идущий,

а информатику – мыслящий»

Гюстав Гийом

  1. Этап: Организационный  момент.

Преподаватель: 

Добрый день уважаемые гости, преподаватели, студенты. Рада приветствовать вас на уроке. Давайте пожелаем, друг другу и нашим гостям хорошего настроения.

Желаю вам удачи и прекрасных результатов! Проверка наличия студентов.

2. Этап: Актуализация, мотивация обучения.

Преподаватель: Люди предпочитают десятичную систему счисления вероятно потому, что с древних времен они считали по пальцам, а пальцев у людей по 10 на руках и ногах.

Десятичная система счисления пришла к нам из Индии. Но не всегда и везде используют десятичную систему счисления. В Китае, например, долгое время пользовались пятеричной системой счисления. В ЭВМ используют двоичную систему, потому что она имеет ряд преимуществ перед другими системами: для ее реализации нужны технические элементы с двумя возможными состояниями (есть ток, нет тока; включено, выключено и т.д. Одному из состояний ставится в соответствие 1, другому – 0), а не десять, как в десятичной системе, представление информации посредством только двух состояний надежно и помехоустойчиво, упрощается выполнение арифметических действий.

Сегодня на уроке вы имеете возможность показать свои знания не только по информатике, но и по математике и заработать хорошие оценки. У каждого на столе лежит табличка, куда вы будете записывать заработанные баллы, чтобы в конце урока их сосчитать и поставить себе оценку. Желаю удачи. “5” – 9-10 баллов, “4” – 7-8 баллов, “3” – 5-6 баллов.

3. Этап: Формулирование темы и цели.

Историческая справка. Преподаватель: Начиная со студенческих лет и до конца жизни великий европеец, немецкий ученый Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646-1716), занимался исследованием свойств двоичной системы счисления, ставшей в дальнейшем основной при создании компьютеров. Он придавал ей некий мистический смысл и считал, что на ее базе можно создать универсальный язык для объяснения явлений мира и использования во всех науках, в том числе в философии. (Слайд 1)

Сохранилось изображение медали, нарисованное В. Лейбницем в 1697г., поясняющее соотношение между двоичной и десятичной системами исчисления: на ней была изображена табличка из двух столбцов, в одном числа от 0 до 17 в десятичной системе, а в другом – те же числа в двоичной системе счисления. Вверху была надпись: «2, 3, 4, 5 и т.д. Для получения их всех из нуля достаточно единицы». Внизу же гласила надпись: «Картина создания».

Преподаватель задает вопросы. Каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 1балл. (Слайд 2)

  1. На каком предмете вас учили работать с числами?

Ответ: С числами работали на математике.

  1. В математике, какая система счисления используется, почему?

Ответ: Десятичная, для записи чисел используется 10 цифр.

  1. В каком виде хранятся данные в компьютере?

Ответ: В виде двоичного кода.

  1. Почему он называется двоичным?

Ответ: Используются 2 цифры: 0 и 1

  1. Сформулируйте и запишите тему урока.

Ответ: Формулируют тему, записывают в тетрадь.

Компьютер работает с числами в двоичной системе счисления.

  1. Сформулируйте цель нашего урока. (Слайд 3-5)

Ответ: Изучение двоичной системы счисления.

7. Попробуйте поставить задачи урока. Какие действия можно производить над двоичными числами?

Ответ: Научиться работать с двоичными числами:

-переводить из двоичной в десятичную СС;

-переводить из десятичной в двоичную СС;

-изучить арифметику двоичных чисел.

4. Этап: Объяснения нового материала и первичного закрепления материала.

Вспомним принцип записи числа в десятичной СС.

Представьте число 765 в виде суммы разрядных слагаемых. (Слайд 6)

Этот факт выражаем равенством:

76510=7*100+6*10+5=7*102 +6*101+5*100 - это развернутая форма записи многозначного числа. Давайте договоримся основание записывать подстрочно. (Студенты записывают развернутую форму записи чисел в тетради).

Задание. Запишите в развернутой форме число (Слайд 7):

1 вариант: 356210

2 вариант: 286410 . (Взаимопроверка).

Работа в тетрадях по вариантам:

1 вариант: 356210=3*103 +5*102+6*101 +2*100

2 вариант: 286410=2*103 +8*102+6*101 +4*100 (по 1 баллу).

(Слайд 8) Запишите в развернутой форме двоичное число 10010012

10010012=1*26+0*25+0*24+ 1*23 + 0*22+0*21+ 1*20 (1 балл)

Можете ли вы вычислить какое это число в десятичной системе счисления? Ответ: Да. 64+8+1=7310

Таблица 1. Ряд целых степеней двойки

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2i

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

Задание. (Слайд 9). Переведите в десятичную систему счисления двоичное число.

1 вариант: 101001102=16610

2 вариант: 100102=1810 (1 балл)

Решение задач (Слайд 10)

1. Сколько ночей провела прекрасная Шахерезада у персидского царя Шахрияря по сказке «Тысяча и одна ночь»? Решение. 10012 = 910 (ночей) Ответ: 9 ночей.

2. В кабинетах биологии и информатики 1010 кактусов. В биологии их 111. Сколько кактусов в кабинете информатики?

Решение.

  1. 10102 = 1*23 + 0*22 + 1*21 + 0*20 = 8 + 2 = 1010 (кактусов) – в кабинетах.

  2. 1112 = 1*22 + 1*21 + 1*20 = 4 + 2 +1 = 710 (кактусов) – в кабинете биологии.

  3. 10 – 7 = 3 (кактуса) – в кабинете информатики.

Ответ: 3 кактуса.

  1. В кабинете книги расположены на книжных полках. На нижней полке их было 110, а на верхней – на 10 меньше. Сколько всего было книг?

Решение.

  1. 1102 = 1*22 + 1*21 + 0*20 = 4 + 2 = 610 (книг) – на нижней полке

  2. 102 = 1* 21 + 0*20 = 2 (книг) – меньше на верхней полке.

  3. 6 – 2 = 4 (книги) – на верхней полке

  4. 6 + 4 = 10 (книг) – всего.

Ответ: 10 книг.

5. Этап: Применение новых знаний в нестандартных ситуациях.

По ответам на вопросы (1 – правильно, 0 – неправильно) составьте двоичное число и переведите его в десятичное. (Работа в парах)

Переводить двоичные числа в десятичную систему счисления вы научились. Как осуществить обратный перевод десятичного числа в двоичную систему счисления? Рассмотрим.

Задание. 17510. (Слайд 11)

Есть другой способ записи.

175

87

43

21

10

5

2

1

1

1

1

1

0

1

0


Ответ: 101011112.

Задание: (Слайд 12) Перевести в двоичную систему счисления число 156.

156

78

39

19

9

4

2

1

0

0

1

1

1

0

0



Ответ: 100111002 (1 балл)

Задание. Выполните перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную. (Слайд 13)

Вариант – 1. 41610 = х2

Вариант – 2. 39810 = х2

Ответы: 1). 1101000002 , 2) 1100011102. (1 балл)

6. Этап: Творческие упражнения. (Слайд 14)

Нам необходимо познакомиться с правилами двоичной арифметики: сложением и умножением. Выпишите все варианты сложения и умножения двоичных чисел. Записывают в тетрадь:

Таблица 2. Двоичная арифметика.

Сложение

Вычитание

Умножение

0+0=0

0-0 = 0

0*0=0

0+1=1

0-1 =11

0*1=0

1+0=1

1-0 =1

1*0=0

1+1=10

1-1= 0

1*1=1



Складывать и умножать столбиком двоичные числа очень просто. Для этого предлагаю студентам поработать с ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf, где им необходимо найти примеры сложения, умножения двоичных чисел.

Задание. (Слайд 15) Сложение и умножение двоичные числа, за правильный результат выставляют себе 1 балл

111+1=

1010+1111=

1110 – 1001 =

1100 – 11 =

1111• 11=

1101• 101=

    1. Этап: Тестирование. (Слайд 16)

Тест

Согласны ли вы с утверждением

Да

Нет

1

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами

+


2

Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и полупозиционные.


+

3

Основанием двоичной системы счисления является число 4


+

4

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011


+

5

Число 6358 записано в десятеричной системе счисления.


+

8. Этап: Итоги урока. Рефлексия.

Подведём итоги. (Слайд 17)

- Какая система счисления используется для представления чисел в памяти компьютера?

- Каким образом осуществляется перевод чисел в десятичную систему счисления?

- По какому правилу переводятся числа из десятичной системы счисления в двоичную?

- Что вам показалось более сложным сегодня на уроке?

Посчитайте свои баллы. Выставьте себе оценки.

5” – 9-10 баллов, “4” – 7-8 баллов, “3” – 5-6 баллов.

Рефлексия. (Слайд 18)

- На уроке информатики по этой теме я узнал: ____.

- На уроке информатики по этой теме я научился: ____.

- Лучше всего у меня получалось: ____.

- Основные трудности при изучении темы: ____.

- Чтобы я изменил на уроке, чтобы улучшить свои результаты: ____.


9. Этап: Домашнее задание. (Слайд 19)

  • 1) Перевести в десятичную систему счисления, следующие двоичные числа:

  • 1000112

  • 101101110112

  • 2) Перевести в двоичную систему счисления, следующие десятичные числа:

  • 315; 765; 2047

  • 3) Выполнить сложение и умножение в двоичной системе счисления:

  • 1111+1; 1101*101

Список литературы и источников (Слайд 20)

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика.Базовый уровень: учебник для 10 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 264 с.

2. ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf 3. Историческая справка: http://ru.wikipedia.org
4. Фотография Лейбница: http://fundamentalscience.ru
5. Изображение медали: http://scholazhizni.ru.


Приложение 1.

Ф.И. студента:













Работа в тетрадях

1 вариант

2 вариант

1. Запишите в развернутой форме число (взаимопроверка):

356210

286410

2. Запишите в развернутой форме двоичное число 10010012

3. Переведите в десятичную систему счисления двоичное число (взаимопроверка)

101001102

100102

4. Задача. Сколько ночей провела прекрасная Шахерезада у персидского царя Шахрияря по сказке «Тысяча и одна ночь»?

5.Задача. В кабинетах биологии и информатики 1010 кактусов. В биологии их 111. Сколько кактусов в кабинете информатики?

6. Задача. В кабинете книги расположены на книжных полках. На нижней полке их было 110, а на верхней – на 10 меньше. Сколько всего было книг?

7. Перевод десятичного числа в двоичную систему счисления – 156.

8. Выполните перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную (взаимопроверка)

41610 = х2

39810 = х2

9. Двоичная арифметика (взаимопроверка)

111+1=

1110 – 1001 =

1111• 11=

1010+1111=

1100 – 11 =

1101• 101=



Приложение 2.

Таблица 1. Ряд целых степеней двойки

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2i

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024



Приложение 3.

Таблица перевода 10-ых чисел от 0 до 20 в 2-ую систему счисления

10-ое

число

2-ое число

10-ое

число

2-ое число

0

0000

11

1011

1

0001

12

1100

2

0010

13

1101

3

0011

14

1110

4

0100

15

1111

5

0101

16

10000

6

0110

17

10001

7

0111

18

10010

8

1000

19

10011

9

1001

20

10100

10

1010

и т.д.


Приложение 4.

Таблица 2. Двоичная арифметика.

Сложение

Вычитание

Умножение

0+0=0

0-0 = 0

0*0=0

0+1=1

0-1 =11

0*1=0

1+0=1

1-0 =1

1*0=0

1+1=10

1-1= 0

1*1=1








Приложение 5.

Домашнее задание.

  • 1) Перевести в десятичную систему счисления, следующие двоичные числа:

  • 1000112 ; 101101110112

  • 2) Перевести в двоичную систему счисления, следующие десятичные числа:

  • 315; 765; 2047

  • 3) Выполнить сложение и умножение в двоичной системе счисления:

  • 1111+1; 1101*101

11


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее