«Зимний фестиваль знаний 2025»

Размножение организмов

Обучающая цель: организовать познавательную деятельность обучающихся об особенностях бесполого и полового размножения, понимания их биологической сущности, значения использования вегетативного размножения в сельском хозяйстве.

Развивающая цель: обеспечить условия для развития логического мышления, умения сравнивать, раскрывать причины постоянства числа и формы хромосом в поколениях и клетках организма.

Воспитательная цель: обеспечение условий для воспитания любознательности, формирования познавательного интереса к изучаемой теме и дисциплине в целом.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки


ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


по учебной дисциплине: Биология

Группа ________________ Дата проведения занятия_____________________


Тема: Размножение организмов

Цель: формирование и расширение знаний обучающихся о различных формах размножения организмов.

Задачи:

Обучающая: организовать познавательную деятельность обучающихся об особенностях бесполого и полового размножения, понимания их биологической сущности, значения использования вегетативного размножения в сельском хозяйстве.

Развивающая: обеспечить условия для развития логического мышления, умения сравнивать, раскрывать причины постоянства числа и формы хромосом в поколениях и клетках организма.

Воспитательная: обеспечение условий для воспитания любознательности, формирования познавательного интереса к изучаемой теме и дисциплине в целом.

Тип занятия – усвоения знаний на основе имеющихся

Вид занятия – лекция -консультация

Технология обучения- ИКТ

Междисциплинарные связи: химия.

Методическое оснащение занятия:

Оборудование- компьютер, проектор, презентация, учебник Д.С. Беляев, Биология 10-11 кл.

Дидактическое сопровождение: таблица «Формы бесполого размножения»

Методы: наглядные, практические, проблемного изложения, частично поисковый.


Ход занятия


I.Организационный момент: взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих в учебном журнале; проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности студентов к занятию, их настроя на работу; организация внимания и внутренней готовности.

II. Проверка дом. задания.

Фронтальный опрос

1.Почему фотосинтез возможен только у зеленых растений?

2.Каковы условия осуществления фотосинтеза?

3.В каких структурах клетки протекает фотосинтез?

4.Что происходит в световую фазу фотосинтеза?



5. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?

6. Написать итоговое уравнение фотосинтеза

7.Каким образом можно усилить фотосинтез?

8.В чем проявляется космическая роль зеленых растений?


III. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации. Какой биологический процесс является основой всей жизни на Земле? (размножение). Какие формы размножения живых организмов существуют в природе? (половое и бесполое)

Формы размножения организмов.

Половое
(обычно с помощью половых клеток)

Бесполое
(без участия половых клеток)

  1. Слияние гамет

  2. Обмен частями ядра (простейшие, бактерии)

  3. Партеногенез (тля, пчела, оса)

  1. Деление (простейшие);

  2. Образование спор (грибы);

  3. Вегетативное размножение (растения)


Сравнительная характеристика видов размножения

Бесполое размножение

Половое размножение

Более древний способ

Более молодой способ

1 родительская особь

2 родительские особи

Высокая скорость размножения

Скорость размножения невелика

Генетический материал не обновляется

Обновляется

Эффективен в стабильных, не меняющихся условиях

Эффективен в постоянно меняющихся условиях

Без участия половых клеток

При помощи половых клеток- гамет

Дочерние особи идентичны родительской

Дочерние особи не идентичны родительской

Виды бесполого размножения

Вид бесполого размножения

определение

Примеры

Деление надвое

Размножение, при котором из одной материнской особи путем митоза образуются две дочерние клетки

Бактерии, простейшие, одноклеточные водоросли

Спорами

Размножение при помощи специальных гаплоидных клеток, предназначенных для размножения

Грибы, папоротники, мхи, водоросли

Частями вегетативных органов

Размножение при помощи корней, стебля, побега или его видоизменений ( клубня, корневища, луковицы)

Растения

Фрагментация

Размножение отдельными частями организма путем их регенерации

Черви, водоросли, плесневелые грибы

Почкование

Образование новой особи в виде выроста на теле материнской при возможном дальнейшем отделении от нее

Кишечнополостные

Значение размножения в природе и хозяйственной деятельности человека.
 Размножение — воспроизведение себе подобных организмов, что обеспечивает существование видов в течение многих тысячелетий, способствует увеличению численности особей вида, преемственности жизни. Способы вегетативного размножения, встречающиеся в природе,  применяются в хозяйственной деятельности человека для размножения культурных растений (искусственное вегетативное размножение). Особенное значение имеют черенкование и прививка - пересадка части побега одного растения (привоя) на др. растение (подвой).

IV. Закрепление

1. В чем преимущество полового способа размножения?

2. Почему при половом размножении, несмотря на оплодотворение, число хромосом в клетках нового поколения остается постоянным, таким же, как у родителей?

3. У мужчины и женщины  в каждой соматической клетке содержится 46 хромосом. Сколько хромосом, по вашему мнению, содержится у человека:
а)   в 1 яйцеклетке?
б)   в 1 сперматозоиде?
в)   в 1 зиготе?
г)   в 1 соматической клетке детей?
д)   в 1 соматической клетке внуков?


V. Этап подведения итогов занятия

VI. Этап рефлексии

Оцените свою работу на занятии, закончив следующие предложения: (на слайде)

Больше всего мне понравилось........

Теперь я буду знать.........

Сегодня я понял (а), что ...........

Дом. задание: 1-§21,конспект, сам. работа №6

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее