«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по биологии Строение, распространение, размножение бактерий. Роль бактерии в природе и значение в жизни человека.

Тема. Бактерии-самые маленькие одноклеточные организмы. Строение, распространение, размножение бактерий. Роль бактерии в природе и значение в жизни человека.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема. Бактерии-самые маленькие одноклеточные организмы. Строение, распространение,
размножение бактерий. Роль бактерии в природе и значение в жизни
человека.

Цель: сформировать знания у учащихся о бактериях как наименьшие
одноклеточные организмы, ознакомить со строением, формами бактериальной
клетки, охарактеризовать их проявления жизнедеятельности, раскрыть роль
бактерий в природе и в жизни человека;
развивать интеллектуальную сферу, интерес к знаниям, самостоятельность, логическое
мышление;
воспитывать активную позицию в обучении, санитарно – гигиенические навыки.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Термины и понятия: бактерии, жгутики, прокариоты, анабиоз, токсины,
эпидемии, молочнокислые бактерии, бифидобактерии, гетеротрофы, автотрофи,
брожение, цианопрокариоты, паразитизм, симбиоз.
Оборудование: раздаточный дидактический материал, ТСО (мультимедийная
презентация "бактерии-самые маленькие одноклеточные организмы"), фильм о
значение бактерий, «Город бактерий», карточки для проверки знаний.

Ход урока:
I. Организационный момент.
Добрый день, дети! Очень хорошо, что вы подготовили все необходимое к уроку –
значит, урок сегодня пройдет успешно.
II. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.
"Природа! Мы ею окружены и объяты - бессильные выйти из нее, бессильные глубже в
нее проникнуть. Непрошеная, без предупреждения, она нас вовлекает в хоровод и
кружит, пока мы уставшие не выскользнем из ее рук ... Она грубая и нежная,
страшная и обаятельная, бессильная и всемогущая. В ней все укладывается одновременно ... Ее
походка спокойная; ее законы незыблемы ... »
- Какая наука о природе помогает нам ее познать?
«... Жизнь-это самая красивая из ее выдумок ..."Биология-это многоэтажный
дом, в котором тысячи «подъездов», «квартир», «комнат» ... И чтобы определить
место нахождения, нужно знать конкретный адрес живого организма.
- Наука, которая занимается классификацией живых организмов, называется-

- Какие царства вам известны?
- Чем эти царства отличаются между собой?
III. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы и задач
урока.
"На нашей планете обитает множество всевозможных организмов, и все это
потрясающее разнообразие может быть отнесено либо к эукариотам, либо к
прокариот, особенности строения которых необходимо знать".
Создание ситуации удивления:
Масса бактерий, которые живут на планете, намного превышают массу растений
и животных, вместе взятых. Почему мы этого не замечаем?
- А как можно увидеть эти живые организмы?
- Почему важно перед едой мыть руки, фрукты, овощи?
- Присутствие каких живых организмов в теле человека может вызвать
заболевания?
- Попробуйте догадаться, какую тему мы сегодня будем с вами изучать на
уроке?

Миллиарды микроорганизмов рассеяны в природе,
они окружают нас всюду. Невидимые, они постоянно
сопровождают человека, вторгаясь
в ее жизни то как враги, то как друзья.
В. Л. Омелянськи
(слайд 1)

 Прием «Заинтересуй!"(слайд 2, 3,4)
 Прием «Проблемные вопросы» (слайд 5,6 )
IV. Объявление темы, определение заданий для учащихся.
Ученики записывают в рабочую тетрадь тему и задания урока.(слайд 7)

 Мини-лекция
1. История изучения бактерий бактерий. (Слайды 8,9,10)
2. Формы бактериальных клеток. (Слайды 11-16)
3. Строение бактериальной клетки. (Слайд 17)
4. Движение бактерий. Бактерии со жгутиками. (Слайди18-21)
5. Процессы жизнедеятельности. (Слайд 22)
6. Размножение бактерий. (Слайды 23,24)
7. Перенесение неблагоприятных условий. (Слайд 25 )

8. Бактерии вокруг нас. Бактерии под микроскопом. (Слайды 26-28)
Рассказ с элементами беседы. На планете существует бесчисленное
количество бактерий. их можно найти везде: в воде и воздухе, в ледниках и
горячих источниках, в стратосфере и почве. Бактерии живут даже на высоте 20
километров над землей. Это особый вид желто-оранжевых бактерий, которые
находятся там постоянно. В воздухе, пронизанном космическими лучами,
где температура ниже -50...-55 °C, они чувствуют себя хорошо и успешно
размножаются. Интересно, что со снижением высоты их количество резко
уменьшается. Большинство их бесцветны. Лишь некоторые красного, зеленого и
пурпурной окраски, что связано с наличием у них пигментов.

Какие признаки свойственны живым организмам? Если бактерии мы
относим к живым организмам, то нужен ли им кислород для дыхания?
Большинство бактерий может обходиться без кислорода. Некоторые из них приспособились
к жизни даже в воде ядерных реакторов. Их споры не гибнут от
облучение. Чем питаются бактерии? Обнаружены и такие бактерии, которые
питаются мрамором, кирпичом и асфальтом, разрушая тем самым автодороги,
памятники, здания. Японскими учеными была обнаружена группа бактерий,
которым совершенно не вредит яд. От такого яда погибают грызуны, доза его
в половину миллиграмма смертельна для человека. А почвенные бактерии питаются
этим ядом, и это не вредит их жизнедеятельности. Бактерии нельзя
увидеть невооруженным глазом, поскольку они микроскопически малых размеров:
только в четырех каплях воды  около трех миллиардов бактерий.
Размножаются они с фантастической скоростью. За 6 часов из одной бактерии
может образоваться полмиллиона потомков. В течение суток масса отпрысков одной
бактерии может достичь 1 млн. 800 тысяч килограммов, а через неделю она
может равняться массе земного шара. Почему в природе нет столько бактерий?
Существуют ограничивающие факторы (недостаток пищи, влажности, ядовитое действие продуктов
выделение и др) задерживают размножение бактерий или вовсе останавливают
он.

Строение бактериальной клетки
Демонстрация рисунка обобщенной схемы строения клетки
палочковидной бактерии. В состав бактериальной клетки входят
структуры, которые есть во всех бактериях, и такие, которые есть у некоторых. Постоянно имеющиеся:
клеточная стенка, плазматическая мембрана, рибосомы, запасные питательные
вещества, цитоплазма, кольцевая молекула ДНК; не во всех бактериях есть:

жгутик, капсула, фотосинтетические мембраны, пили или фимбрии, мезосома
(запись терминов на доске)

Клеточная стенка укрывает бактериальную клетку, она жесткая и
определяет форму и прочность. В ней есть поры, через которые могут проникать вода и
некоторые ионы. По строению клеточной стенки бактерии можно поделить на две
группы: одни окрашиваются специальным красителем (грамположительные), а другие
 нет (грамотрицательные).

Плазматическая мембрана у бактерий имеет такое же строение и функции, как и
эукариотических клеток, она окружает протоплазму. У некоторых бактерий
плазматическая мембрана может вгибаться внутрь клетки и образует так
называемые мезосомы и фотосинтетические мембраны.

Мезосомы  складчатые мембранные структуры, на поверхности которых

расположены ферменты, участвующие в дыхании бактерий.

Фотосинтетические мембраны являются местоположением
фотосинтетических пигментов. Там происходит процесс фотосинтеза у некоторых
видов бактерий. Сходные мембранные образования участвуют в фиксации азота в
азотфиксирующих бактерий.

Рибосомы размещаются по всей цитоплазме, имеют меньшие размеры,

нож в клетках эукариот. В рибосомах происходит синтез белка.

Из запасных питательных веществ в бактериальных клетках содержатся

жироподобные вещества  липиды, углеводород  гликоген и некоторые другие.

Цитоплазма не содержит органелл, а лишь ферменты.
Почему бактерии принадлежат к прокариотам?
ДНК бактерий имеет форму кольца и там содержится вся наследственная

информация бактерий.

Жгутик может быть один или несколько, по большей части он длиннее

клетку.

Капсула защищает бактерию, она может быть образована из слизи.
Пили или фимбрии  тонкие выросты на стенках бактерий. Они короче и
тоньше жгутиков и служат для прикрепления бактерий друг к другу или
к некоторой поверхности.

Форма бактерий может быть различна: палочковидная  бациллы, у
виде комы  вибрионы, спиралевидные  спириллы. У шаровидных бактерий
(кокков) пары клеток образуют диплококки, цепи  стрептококки,
пластинки, пакеты  сарцины
Жизнедеятельность бактерий
Питание бактерий осуществляется путем всасывания питательных
веществ сквозь полупроницаемую мембрану. По типу питания все бактерии
разделяют на автотрофы и гетеротрофы. Вспомните, что является характерным
для каждого типа питания. Большинство бактерий являются гетеротрофами и
представлены паразитами и сапрофитами.

Бактерии-паразиты живут в тканях живых животных и
растительных организмов, за счет которых они и питаются (менингококк,
гонококк, сыпной тиф, сибирская язва, лихорадка и др)

Сапрофитные бактерии питаются органическими решками отмерших

растений и животных.

Автотрофные бактерии способны самостоятельно синтезировать органические
вещества из неорганических. Среди них есть фотосинтезирующие (синтезирующие органические

вещества за счет солнечной энергии)  зеленые и пурпурные бактерии; бактерии-
хемосинтетики (синтезируют органические вещества за счет химической энергии

окисление)  серокобактерии, железобактерии, нитрифицирующие.

Бактерии размножаются делением клетки на две. После удлинения
клетки постепенно образуется поперечная перегородка, а затем дочерние
клетки постепенно остаются связанными в характерные группы. При этом
в зависимости от направления плоскости деления и числа делений возникают разные
формы: у шаровидных бактерий пары клеток  диплококки, цепи 
стрептококки, пластинки, пакеты  сарцины. Палочковидные бактерии также
могут образовывать пары и цепи.

Размножение почкованием случается у бактерий в виде исключения.
Типы питания:
Гетеротрофное - через поверхность тела.
Автотрофное-процесс фотосинтеза.
Размножаются бактерии делением клетки, при неблагоприятных условиях

образуют цисту.

Бактерии в повседневной жизни.(слайд 29)

И место-ручки тележек в супермаркетах.
II место-компьютерные мышки.
Чтобы избавиться от этих бактерий достаточно помыть руки с мылом.
 Просмотр фильма «Город бактерий». (слайд 30)

 Работа с терминологическим словарем.(слайд 31)
Микробиология  наука, изучающая микроорганизмы.
Прокариоты  (от греческого про-впереди,

раньше и Карион-орех,
ядро) - доядерные организмы, которые в отличие от эукариот не имеют типично
сформированного ядра и ядерной мембраны.
Бактерии  микроскопические, преимущественно одноклеточные, организмы, для которых

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее