Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР
Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Прохладненский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК Протокол № __ Отарова Е.И. « » ______________201___г.
| СОГЛАСОВАНО ГКПОУ «ПМК» Заместитель директора УР __________/ Кононова Е.А./ « » __________ 201___г.
| УТВЕРЖДЕНА И.О.Директор ГКПОУ «ПМК» _____________/ КононоваЕ.А./ « ___» ________201 г.
|
Элективный курс
«Хромосомы и пол»
Дисциплина: биология
Преподаватель: Кадохова О. А.
2016 – 2019гг.
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для углубленной подготовки студентов первых курсов. Рассчитана на 60 часов. Вид элективного курса: предметно-ориентированный.
Программа предполагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса «Общая биология», таких как «Учение о клетке», «Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции».
Данная программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существо мужского или женского пола; причин наследственных болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения.
Предлагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс и проводиться параллельно с уроками общей биологии.
Программа позволяет ориентироваться на интересы студентов и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.
Цель курса состоит в систематизации, подкреплении и расширении знаний об основных свойствах живого: наследственности, изменчивости, размножении, росте и развитии и их проявлениях в организме человека.
Задачи курса:
систематизировать и углубить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения;
расширять биологические знания через исторический обзор, изучение персоналий и толкование ряда вопросов;
углубить знания о происхождении половых различий, детерминации пола и поддержании соотношения полов в популяции;
показать значение в раскрытии механизма наследования и определения пола цитологических и генетических знаний;
познакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами, с различными видами девиантного поло-ролевого поведения и причинами их возникновения;
сформировать потребность в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования;
научить умению вести научную дискуссию, эвристическую беседу.
Содержание учебного материала программы соответствует целям углубленного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу, благодаря чему обеспечивает знакомство с отраслями биологии, медицины; готовит студентов к выпускным и вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, вхождению во взрослую жизнь.
В результате обучения студенты должны:
приобрести новые дополнительные знания по биологии (сверх базового уровня);
осознать свою индивидуальность, научиться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
научиться толерантному отношению к людям с девиантным полоролевым поведением;
расширить свои представления о профессиях.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, устные сообщения студентов с последующей дискуссией. Предусматривается индивидуальная форма работы.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности, студентов необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Измерителем обученности студентов могут быть: альтернативные задания, биологический диктант, обобщающие вопросы и задания, тесты. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса студентов и формирование у них творческих умений.
№ темы | Наименование разделов и тем | Кол- во | В том числе | Формы контроля | |||
|
| часов | лекции | практические | семинары | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Ведение. Странности обыденной жизни. | 2 | 1 |
| 1 | Водный контроль (тест) | |
2 | Существуют ли «гены сексуальности»? | 17 | 13 | 1 | 3 |
| |
2.1. | Предэмбриональный период развития. Сперматогенез. | 2 | 2 |
| - | Творче ские задания | |
2.2. | Предэмбриональный период развития. Овогенез. Оплодотворение. | 2 | 2 |
|
| Творче ские задания | |
2.3. | Хромосомы- носители наследственных задатков. | 3 | 2 |
| 1 | Участие в семинаре, творческие задания | |
2.4. | «Лестница жизни». | 3 | 2 | - | 1 | Участие в семинаре, творческие задания | |
2.5. | Существуют ли «гены сексуальности»? | 3 | 3 | - | - | Творче ские задания, тест | |
2.6. | Возможно ли «непорочное» зачатие? | 4 | 2 | 1 | 1 | Участие в семинаре, тест | |
3.
|
Нарушение определения пола.
| 8 | 1 | 1 | 6 |
| |
3.1. | Гены и здоровье. | 2 | - | - | 2 | Участие в семинаре | |
3.2. | Тератогены. | 2 | - | - | 2 | Участие в семинаре | |
3.3. | Наследственные заболевания, связанные с изменением числа хромосом. | 2 | - | - | 2 | Участие в семинаре | |
3.4. | Популяционная генетика. Закон Харди- Вайнберга. | 2 | 1 | 1 | - | Практиче ская самостоя тельная работа | |
4. | Законы генетики. | 28 | 13 | 12 | 3 |
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
4.1. | Задачи и методы генетики. | 1 | 1 | - | - | Творче ские задания, | |
4.2. | Первый и второй законы Г. Менделя. | 2 | 1 | 1 | - | Практическая самостоят ельная работа | |
4.3. | Анализирующее скрещивание. | 1 | 1 | - | - | Творче ские задания | |
4.4. | Урок- практикум «Анализирующее скрещивание. Решение задач». | 1 | | 1 | - | Практиче ская самостоят ельная работа | |
4.5. | Неполное доминирование. | 1 | 1 | - | -- | Творче- ские задания | |
4.6. | Урок- практикум | 1 | - | 1 | - | Практическая самостоят ельная работа | |
4.7. | Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование. | 1 | 1 | - | - | Творче ские задания | |
4.8. | Урок - практикум «Взаимодействие аллельных генов. Решение задач». | 1 | - | 1 | - | Практиче ская самостоят ельная работа | |
4.9. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя | 1 | 1 | | | Творче ские задания | |
4.10. | Урок- практикум «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Решение задач». | 1 | - | 1 | - | Практиче ская самостоят ельная работа | |
4.11. | Хромосомная теория наследственности. | 1 | 1 | - | - | Творче ские задания | |
4.12. | Сцепленное наследование генов. | 1 | 1 | - | - | Творче ские задания | |
4.13. | Урок- практикум «Сцепленное наследование генов. Решение задач». | 1 | - | 1 | - | Практиче ская самостоят ельная работа | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
4.14. | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. | 1 | 1 | | | Творче ские задания | |
4.15. | Урок- практикум «Наследование, сцепленное с полом. Решение задач». | 1 | | 1 | | Практиче ская самостоят ельная работа | |
4.16. | Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. | 1 | 1 | | | Творче ские задания | |
4.17. | Урок- практикум «Цитоплазматическая наследственность. Решение задач». | 1 | | 1 | | Практиче ская самостоят ельная работа | |
4.18. | Взаимодействие аллельных генов. | 1 | 1 | | | Творче ские задания | |
4.19. | Урок- практикум «Взаимодействие | 1 | - | 1 | - | Практиче | |
| аллельных генов. Решение задач». | | | | | ская самостоят ельная работа | |
4.20. | Взаимодействие неаллельных генов. | 1 | 1 | | | Творче ские задания | |
4.21. | Урок-практикум «Взаимодействие неаллельных генов. Решение задач». | 1 | | 1 | | Практиче ская самостоят ельная работа | |
4.22. | Типы определения пола. | 2 | 1 | | 1 | Творче ские задания | |
4.23. | Характеристика болезней человека,гены которых локализованы в половых хромосомах. | 2 | | | 2 | Участие в семинаре | |
4.24. | Урок- практикум « Составление родословных таблиц». | 2 | | 2 | | Практиче ская самостоят ельная работа | |
5. | «Мальчик или девочка?» | 5 | 2 | - | 3 |
| |
5.1. | «Мальчик или девочка?» | 2 | 1 | - | 1 | Рефераты | |
5.1. | Медицинская генетика. | 2 | 1 | - | 1 | Участие в семинаре | |
5.3. | Заключительное занятие. | 1 | - | - | 1 |
| |
| ИТОГО | 60 | 30 | 14 | 16 |
|
Литература
Аделыиииа, Г. А., Адепьшин, Ф. К. Генетика в задачах. Учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2001.
Афонькин, С. Ю. Хромосомы и пол // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2002, № 3-8.
Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. - М: Дрофа, 2000.
Биология. Школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 (Универсальное учебное пособие).
Грин, Н., Стаут, У., Тейлор, Д. Биология: в 3 т. / перевод с англ. -М.: Мир, 1990.
Барулина, И. П. Биология. - М, 1972.
Кемп, П., Арме, К. Введение в биологию / перевод с англ. - М.: Мир, 1998.
Кон, И. С. Введение в сексологию. - М., 1989.
Кузнецова, В. И. Никотин, алкоголь и наркотики - тератогены // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 18-19.
Мещерский, И. Г., Феоктистов, Н. Ю. Еще раз про гомосексуализм // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 19.
Общая биология: учеб, для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии / А. О. Рувинский, Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Ру-винского.
М.: Просвещение, 1993.
М.Петросова, Р. А., Пиленко, Н. П., Теремов А. В. Дидактический материал по общей биологии // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 1996, № 33-39; 1997, № 22-23.
Тарасенко, И. Д., Луишнова, Г. И. Что вы знаете о своей наследственности? Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1991.
Чебышев, Н. В., Кузнецов, С. В., Демченко, А. И., Зайчикова, С. Г. Генетика и онтогенез. Учебное пособие. - М.: ММ А им. Сеченова, «Издательство Барс», 1999.
Штрабанова, С. Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. М.: Прогресс, 1984.