«Осенний фестиваль знаний 2024»

Элективный курс"Хромосомы и пол"

Программа предполагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса «Общая биология», таких как «Учение о клетке», «Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции». Цель курса состоит в систематизации, подкреплении и расширении знаний об основных свойствах живого: наследственности, изменчивости, размножении, росте и развитии и их проявлениях в организме человека.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР

Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Прохладненский многопрофильный колледж»



РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

Протокол № __ Отарова Е.И.

« » ______________201___г.




СОГЛАСОВАНО

ГКПОУ «ПМК»

Заместитель директора УР

__________/ Кононова Е.А./

« » __________ 201___г.



УТВЕРЖДЕНА

И.О.Директор ГКПОУ «ПМК»

_____________/ КононоваЕ.А./

« ___» ________201 г.








Элективный курс

«Хромосомы и пол»


Дисциплина: биология





Преподаватель: Кадохова О. А.















2016 – 2019гг.

Пояснительная записка


Программа курса предназначена для углубленной подготовки студентов первых курсов. Рассчитана на 60 часов. Вид элективного курса: предметно-ориентированный.

Программа предполагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса «Общая биология», таких как «Учение о клетке», «Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции».

Данная программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существо мужского или женского пола; причин наследственных болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения.

Предлагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс и проводиться параллельно с уроками общей биологии.

Программа позволяет ориентироваться на интересы студентов и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

Цель курса состоит в систематизации, подкреплении и расширении знаний об основных свойствах живого: наследственности, изменчивости, размножении, росте и развитии и их проявлениях в организме человека.

Задачи курса:

  • систематизировать и углубить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения;

  • расширять биологические знания через исторический обзор, изучение персоналий и толкование ряда вопросов;

  • углубить знания о происхождении половых различий, детерминации пола и поддержании соотношения полов в популяции;

  • показать значение в раскрытии механизма наследования и определения пола цитологических и генетических знаний;

  • познакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами, с различными видами девиантного поло-ролевого поведения и причинами их возникновения;

  • сформировать потребность в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования;

  • научить умению вести научную дискуссию, эвристическую беседу.

Содержание учебного материала программы соответствует целям углубленного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу, благодаря чему обеспечивает знакомство с отраслями биологии, медицины; готовит студентов к выпускным и вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, вхождению во взрослую жизнь.

В результате обучения студенты должны:

  • приобрести новые дополнительные знания по биологии (сверх базового уровня);

  • осознать свою индивидуальность, научиться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • научиться толерантному отношению к людям с девиантным полоролевым поведением;

  • расширить свои представления о профессиях.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, устные сообщения студентов с последующей дискуссией. Предусматривается индивидуальная форма работы.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности, студентов необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Измерителем обученности студентов могут быть: альтернативные задания, биологический диктант, обобщающие вопросы и задания, тесты. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса студентов и формирование у них творческих умений.























темы

Наименование разделов и тем

Кол-

во

В том числе

Формы

контроля



часов



лекции

практические

семинары


1

2

3

4

5

6

7

1

Ведение.

Странности обыденной жизни.

2

1


1

Водный

контроль

(тест)

2

Существуют ли «гены сексуальности»?

17

13

1

3


2.1.

Предэмбриональный период развития. Сперматогенез.

2

2


-

Творче­

ские

задания

2.2.

Предэмбриональный период развития. Овогенез. Оплодотворение.

2

2



Творче­

ские

задания

2.3.

Хромосомы- носители наследственных задатков.

3

2



1

Участие в семинаре, творче­ские задания

2.4.

«Лестница жизни».

3

2

-

1

Участие в семинаре, творче­ские задания

2.5.

Существуют ли «гены сексуальности»?

3

3

-

-

Творче­

ские

задания,

тест

2.6.

Возможно ли «непорочное» зачатие?

4

2

1

1

Участие в семинаре, тест

3.



Нарушение определения пола.



8

1

1

6


3.1.

Гены и здоровье.

2

-

-

2

Участие в семинаре

3.2.

Тератогены.

2

-

-

2

Участие в семинаре

3.3.

Наследственные заболевания, связанные с изменением числа хромосом.

2

-

-

2

Участие в семинаре

3.4.

Популяционная генетика. Закон Харди- Вайнберга.

2

1

1


-

Практиче

ская

самостоя

тельная

работа

4.

Законы генетики.

28

13

12

3


1

2

3

4

5

6

7

4.1.

Задачи и методы генетики.

1

1

-

-

Творче­

ские

задания,

4.2.

Первый и второй законы Г. Менделя.

2

1

1

-

Практическая

самостоят

ельная

работа

4.3.

Анализирующее скрещивание.

1

1

-

-

Творче­

ские

задания

4.4.

Урок- практикум «Анализирующее скрещивание. Решение задач».

1


1

-

Практиче

ская

самостоят

ельная

работа

4.5.

Неполное доминирование.


1


1

-

--

Творче-

ские

задания

4.6.

Урок- практикум

1

-

1

-

Практическая

самостоят

ельная

работа

4.7.

Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование.


1


1

-

-

Творче­

ские

задания

4.8.

Урок - практикум «Взаимодействие аллельных генов. Решение задач».


1

-



1

-

Практиче

ская

самостоят

ельная

работа

4.9.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя

1


1



Творче­

ские

задания

4.10.

Урок- практикум «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Решение задач».


1

-


1

-

Практиче

ская

самостоят

ельная

работа

4.11.

Хромосомная теория наследственности.


1

1

-

-

Творче­

ские

задания

4.12.

Сцепленное наследование генов.


1


1

-

-

Творче­

ские

задания

4.13.

Урок- практикум «Сцепленное наследование генов. Решение задач».


1

-


1

-

Практиче

ская

самостоят

ельная

работа

1

2

3

4

5

6

7

4.14.

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

1

1



Творче­

ские

задания

4.15.

Урок- практикум «Наследование, сцепленное с полом. Решение задач».

1


1


Практиче

ская

самостоят

ельная

работа

4.16.

Взаимодействие неаллельных генов.

Цитоплазматическая

наследственность.

1

1



Творче­

ские

задания

4.17.

Урок- практикум «Цитоплазматическая наследственность. Решение задач».

1


1


Практиче

ская

самостоят

ельная

работа

4.18.

Взаимодействие аллельных генов.

1

1



Творче­

ские

задания

4.19.

Урок- практикум «Взаимодействие

1

-

1

-

Практиче


аллельных генов. Решение задач».





ская

самостоят

ельная

работа

4.20.

Взаимодействие неаллельных генов.

1

1



Творче­

ские

задания

4.21.

Урок-практикум «Взаимодействие неаллельных генов. Решение задач».

1


1


Практиче

ская

самостоят

ельная

работа

4.22.

Типы определения пола.

2

1


1

Творче­

ские

задания

4.23.

Характеристика болезней человека,гены которых локализованы в половых хромосомах.

2



2

Участие в семинаре

4.24.

Урок- практикум « Составление родословных таблиц».

2


2


Практиче

ская

самостоят

ельная

работа

5.

«Мальчик или девочка?»


5

2

-

3


5.1.

«Мальчик или девочка?»

2

1

-

1

Рефераты

5.1.

Медицинская генетика.

2

1

-

1

Участие в семинаре

5.3.

Заключительное занятие.

1

-

-

1



ИТОГО


60

30


14

16












Литература

  1. Аделыиииа, Г. А., Адепьшин, Ф. К. Генетика в задачах. Учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2001.

  2. Афонькин, С. Ю. Хромосомы и пол // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2002, № 3-8.

  3. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. - М: Дрофа, 2000.

  4. Биология. Школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 (Универсальное учебное пособие).

  5. Грин, Н., Стаут, У., Тейлор, Д. Биология: в 3 т. / перевод с англ. -М.: Мир, 1990.

  6. Барулина, И. П. Биология. - М, 1972.

  7. Кемп, П., Арме, К. Введение в биологию / перевод с англ. - М.: Мир, 1998.

  8. Кон, И. С. Введение в сексологию. - М., 1989.

  9. Кузнецова, В. И. Никотин, алкоголь и наркотики - тератогены // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 18-19.

  10. Мещерский, И. Г., Феоктистов, Н. Ю. Еще раз про гомосексуализм // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2004, 19.

  11. Общая биология: учеб, для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии / А. О. Рувинский, Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Ру-винского.

  12. М.: Просвещение, 1993.

  13. М.Петросова, Р. А., Пиленко, Н. П., Теремов А. В. Дидактический материал по общей биологии // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 1996, № 33-39; 1997, № 22-23.

  14. Тарасенко, И. Д., Луишнова, Г. И. Что вы знаете о своей наследственности? Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1991.

  15. Чебышев, Н. В., Кузнецов, С. В., Демченко, А. И., Зайчикова, С. Г. Генетика и онтогенез. Учебное пособие. - М.: ММ А им. Сеченова, «Издательство Барс», 1999.

  16. Штрабанова, С. Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. М.: Прогресс, 1984.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее