Разговор с родителями

Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ

Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Чтобы мечты родителей стали реальностью, в индивидуальных беседах, на консультациях учителя-дефектологи объясняют, что необходимо научить своего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ре­бенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порож­дает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адапта­цией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вто­ричные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов чтения и письма, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно-логического мышления.

Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Перед поступлением в школу родителям необходимо оценить сегодняшнее состояние речи своих детей, выявить и устранить эти дефекты. В школе в этом вам поможет учитель-дефектолог, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

Краткая памятка для родителей:

В этой нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

  • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

  • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;

  • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

  • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

  • проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и яв­ляется условием полноценного эмоционального развития.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук [Д] в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – [Д] или [М]. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – са­мая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. По­этому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи.

Ребенку важно уметь:

  • определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

  • делить слова на слоги;

  • различать твердые и мягкие согласные;

  • различать гласные и согласные звуки;

  • различать слова, похожие по звучанию;

  • различать слова, отличающиеся одним звуком;

  • находить слова, в которых нет заданного звука;

  • осознавать основные элементы языка – слово, слог и звук.

2. Формирование правильного звукопроизношения.

Причины нарушения звукопроизношения у детей различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, орга­нические нарушения центральной нервной системы и речевого аппа­рата.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправиль­но, родителям необходимо обратиться за консультацией к дефектологу в районной поликлинике. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное про­изношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появ­ление ошибок при чтении и на письме. Занятия с ребенком дома эффективнее проводить в игровой форме, продолжитель­ность занятия должна быть не более 15-20 минут.

3. Для развития моторики и графических навыков родителям в домашних условиях необходимо тренировать: пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.); общую и мелкую моторику (игры с мелкими предметами, конструктором типа «Лего», шнуровки и т. д.).

При этом родители могут использовать такие приемы, как: пальчиковые игры, штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые), рисование узоров в тетради в клетку, дорисовывание предметов и т.д.

4. Для развития звуко-буквенного анализа ребенка надо научить: устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами; понимать смыслоразличительную роль буквы.

5. Для развития словаря родители должны формировать умения: определять количество и последовательность слов в предложении, составлять предложения и рассказ по сюжетным картинкам, пересказать текст, рассказать сказку.

6. Обучение чтению. Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение дол­жно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Если родители внимательно отнесутся ко всем направлениям, то это бу­дет хорошей профилактикой нарушений письма.

Таким образом, выполняя эти достаточно простые рекомендации, вы сможете хорошо подготовить своего ребенка к обучению в школе, помочь ему в дальнейшем развитии как школьника и личности.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

  2. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб, 1999.

  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. (Практическая логопедия.) – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее