РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ
Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Чтобы мечты родителей стали реальностью, в индивидуальных беседах, на консультациях учителя-дефектологи объясняют, что необходимо научить своего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов чтения и письма, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно-логического мышления.
Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Перед поступлением в школу родителям необходимо оценить сегодняшнее состояние речи своих детей, выявить и устранить эти дефекты. В школе в этом вам поможет учитель-дефектолог, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.
Краткая памятка для родителей:
В этой нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук [Д] в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – [Д] или [М]. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.
1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи.
Ребенку важно уметь:
определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
делить слова на слоги;
различать твердые и мягкие согласные;
различать гласные и согласные звуки;
различать слова, похожие по звучанию;
различать слова, отличающиеся одним звуком;
находить слова, в которых нет заданного звука;
осознавать основные элементы языка – слово, слог и звук.
2. Формирование правильного звукопроизношения.
Причины нарушения звукопроизношения у детей различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.
Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к дефектологу в районной поликлинике. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме. Занятия с ребенком дома эффективнее проводить в игровой форме, продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.
3. Для развития моторики и графических навыков родителям в домашних условиях необходимо тренировать: пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.); общую и мелкую моторику (игры с мелкими предметами, конструктором типа «Лего», шнуровки и т. д.).
При этом родители могут использовать такие приемы, как: пальчиковые игры, штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые), рисование узоров в тетради в клетку, дорисовывание предметов и т.д.
4. Для развития звуко-буквенного анализа ребенка надо научить: устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами; понимать смыслоразличительную роль буквы.
5. Для развития словаря родители должны формировать умения: определять количество и последовательность слов в предложении, составлять предложения и рассказ по сюжетным картинкам, пересказать текст, рассказать сказку.
6. Обучение чтению. Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Если родители внимательно отнесутся ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.
Таким образом, выполняя эти достаточно простые рекомендации, вы сможете хорошо подготовить своего ребенка к обучению в школе, помочь ему в дальнейшем развитии как школьника и личности.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб, 1999.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. (Практическая логопедия.) – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.