«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Работа педагога-психолога с детьми с СДВГ

Разработка преднаа сзначена для психологов, работающих с детьми с СДВГ. Дана структура занятия, рекомендации по работе.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)   Педагог-психолог Крупчинова Оксана Владимировна МАОУ СОШ №32

Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Педагог-психолог

Крупчинова Оксана Владимировна

МАОУ СОШ №32

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек

4 блока причин происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:

4 блока причин происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:

  • 1) генетические (наследственная предрасположенность);
  • 2) биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
  • 3) социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания);
  • 4) влияние окружающей среды.
СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Диагноз ставят на основании клинических критериев. Лечение обычно включает лекарственную терапию стимулирующими (риталин - модификатор поведения, аддералл), ноотропными препаратами , поведенческую терапию и образовательные мероприятия.
  • СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности.
  • Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Диагноз ставят на основании клинических критериев. Лечение обычно включает лекарственную терапию стимулирующими (риталин - модификатор поведения, аддералл), ноотропными препаратами , поведенческую терапию и образовательные мероприятия.
  • Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы.
  • В двигательной сфере у них обнаруживается нарушение двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса.
  • Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выдержанной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей.
  • Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса, кроме того такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
  • К подростковому возрасту повышенная двигательная а,ктивность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.
9 признаков проявления гиперактивности

9 признаков проявления гиперактивности

  • Ребенок постоянно крутится, вертится.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Для него характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность.
  • Он не может тихо, спокойно играть.
  • Находится в постоянном движении.
  • Отличается болтливостью.
  • Гиперактивность всегда сочетается с импульсивностью.
  • Отвечает на вопросы, не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.
9 признаков нарушения внимания

9 признаков нарушения внимания

  • Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную речь.
  • Не может придерживаться инструкций, доводить дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.
Задачи псхолога по работе с детьми СДВГ • Научить осознавать задание, удерживать в памяти, самостоятельно проверять выполнение задания; • Научить приобретать навыки качественного, своевременного выполнения задания, ориентироваться в пространстве, быть внимательным. • Научить доводить начатое дело до конца с высоким результатом. • Научить овладевать навыками саморегуляции: уметь расслаблять, напрягать мышцы ног, бедер, живота, груди, рук, лица по сигналу; расслаблять все тело при переходе от бодрствования ко сну по сигналу; фиксировать внимание; осуществлять самоконтроль. • Научить овладевать навыками устойчивых коммуникативных связей; навыками социальных отношений без негативной концепции; развивать в себе высокую самооценку, уверенность в себе и своих силах. • Научить адекватно относиться к собственным неудачам. • Научить контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями .

Задачи псхолога по работе с детьми СДВГ

• Научить осознавать задание, удерживать в памяти, самостоятельно проверять выполнение задания;

• Научить приобретать навыки качественного, своевременного выполнения задания, ориентироваться в пространстве, быть внимательным.

• Научить доводить начатое дело до конца с высоким результатом.

• Научить овладевать навыками саморегуляции: уметь расслаблять, напрягать мышцы ног, бедер, живота, груди, рук, лица по сигналу; расслаблять все тело при переходе от бодрствования ко сну по сигналу; фиксировать внимание; осуществлять самоконтроль.

• Научить овладевать навыками устойчивых коммуникативных связей; навыками социальных отношений без негативной концепции; развивать в себе высокую самооценку, уверенность в себе и своих силах.

• Научить адекватно относиться к собственным неудачам.

• Научить контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями .

Тесты для выявления СДВГ

Тесты для выявления СДВГ

  • Поставить диагноз определить индивидуальную медикаментозную форму лечения может только врач.
  • Тест самоконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рассмотреть по очереди 4 картинки и описать изображенные на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем. Если ребенок объясняет, что причина неудач в скамейке, качелях, горке, краске и т.д., то есть неудачи не зависят от персонажей, то он еще не умеет себя контролировать свои действия и оценивать себя. Если ребенок причину неудач видит в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, позвать на помощь, значит у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Если ребенок видит причину неудач и в герое, и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации.
  • Тест устойчивости внимания «Корректурная проба». Могут быть различные вариации этого теста (с буквами, цифрами, символами).
  • Тест объема динамического внимания (таблицы Горбова)
  • Тест переключения внимания (таблицы Шульте – Горбова)
  • Тест Тулуз – Пьерона (исследование свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключаемости).
Структура занятий

Структура занятий

  • Занятие лучше начать с релаксации , с целью настройки.
  • Затем мозговая гимнастика , которая включает:
  • 1. Дыхательные упражнения , которые улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • 3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, снять глазное напряжение.
  • Функциональные упражнения-развитие внимания, произвольности, самоконтроля.
  • Растяжка.
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук
  • Массаж рук, ушных раковин
  • Коммуникативное упражнение.
  • Игра «Говори», «Гвалт», «Снежный ком» и т.д.  
  •   Релаксация.
Рекомендации для психологов:

Рекомендации для психологов:

  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т. п.).
  • В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее