Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
Педагог-психолог
Крупчинова Оксана Владимировна
МАОУ СОШ №32
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек
4 блока причин происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:
- 1) генетические (наследственная предрасположенность);
- 2) биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- 3) социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания);
- 4) влияние окружающей среды.
- СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности.
- Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Диагноз ставят на основании клинических критериев. Лечение обычно включает лекарственную терапию стимулирующими (риталин - модификатор поведения, аддералл), ноотропными препаратами , поведенческую терапию и образовательные мероприятия.
- Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы.
- В двигательной сфере у них обнаруживается нарушение двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса.
- Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выдержанной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей.
- Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса, кроме того такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
- К подростковому возрасту повышенная двигательная а,ктивность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.
9 признаков проявления гиперактивности
- Ребенок постоянно крутится, вертится.
- Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
- Для него характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность.
- Он не может тихо, спокойно играть.
- Находится в постоянном движении.
- Отличается болтливостью.
- Гиперактивность всегда сочетается с импульсивностью.
- Отвечает на вопросы, не задумываясь.
- Не может дожидаться своей очереди.
- Мешает другим людям, перебивает их.
9 признаков нарушения внимания
- Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
- С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
- Не слушает обращенную речь.
- Не может придерживаться инструкций, доводить дело до конца.
- Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
- Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
- Часто теряет свои вещи.
- Легко отвлекается.
- Проявляет забывчивость.
Задачи псхолога по работе с детьми СДВГ
• Научить осознавать задание, удерживать в памяти, самостоятельно проверять выполнение задания;
• Научить приобретать навыки качественного, своевременного выполнения задания, ориентироваться в пространстве, быть внимательным.
• Научить доводить начатое дело до конца с высоким результатом.
• Научить овладевать навыками саморегуляции: уметь расслаблять, напрягать мышцы ног, бедер, живота, груди, рук, лица по сигналу; расслаблять все тело при переходе от бодрствования ко сну по сигналу; фиксировать внимание; осуществлять самоконтроль.
• Научить овладевать навыками устойчивых коммуникативных связей; навыками социальных отношений без негативной концепции; развивать в себе высокую самооценку, уверенность в себе и своих силах.
• Научить адекватно относиться к собственным неудачам.
• Научить контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями .
Тесты для выявления СДВГ
- Поставить диагноз определить индивидуальную медикаментозную форму лечения может только врач.
- Тест самоконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рассмотреть по очереди 4 картинки и описать изображенные на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем. Если ребенок объясняет, что причина неудач в скамейке, качелях, горке, краске и т.д., то есть неудачи не зависят от персонажей, то он еще не умеет себя контролировать свои действия и оценивать себя. Если ребенок причину неудач видит в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, позвать на помощь, значит у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Если ребенок видит причину неудач и в герое, и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации.
- Тест устойчивости внимания «Корректурная проба». Могут быть различные вариации этого теста (с буквами, цифрами, символами).
- Тест объема динамического внимания (таблицы Горбова)
- Тест переключения внимания (таблицы Шульте – Горбова)
- Тест Тулуз – Пьерона (исследование свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключаемости).
Структура занятий
- Занятие лучше начать с релаксации , с целью настройки.
- Затем мозговая гимнастика , которая включает:
- 1. Дыхательные упражнения , которые улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- 3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, снять глазное напряжение.
- Функциональные упражнения-развитие внимания, произвольности, самоконтроля.
- Растяжка.
- Упражнения для развития мелкой моторики рук
- Массаж рук, ушных раковин
- Коммуникативное упражнение.
- Игра «Говори», «Гвалт», «Снежный ком» и т.д.
- Релаксация.
Рекомендации для психологов:
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т. п.).
- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!