«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочий лист "День космонавтики. Мы первые."

Внеурочное занятие «День космонавтики. Мы первые» планируется к проведению в рамках программы «Разговоры о важном».

Занятие в рамках программы* направлено на обеспечение достижения школьниками личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Следует отметить, важнейшим результатом образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, стали универсальные, или метапредметные умения. Требования к метапредметным результатам основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Занятие ориентировано на 7-8 классы, в связи с чем оно будет предполагать не только возможность ознакомления школьников с воспитывающей информацией (посредством презентации или рассказа учителя), но и организацию интерактивных форм работы с этой информацией, а именно с рабочим листом «День космонавтики. Мы первые».

Рабочий лист «День космонавтики. Мы первые», разработанный мной, позволит не только закрепить знания, полученные на занятии, но и развить функциональную грамотность у обучающихся.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»




















Методическая разработка внеурочного занятия

«День космонавтики. Мы первые»

(в рамках программы «Разговоры о важном»)


Автор: Голубцова Екатерина Александровна,

учитель русского языка и литературы










г. Артемовский

2023 г.

Пояснительная записка

Внеурочное занятие «День космонавтики. Мы первые» планируется к проведению в рамках программы «Разговоры о важном».

Занятие посвящено подвигу людей во имя науки. Их достижения помогли человечеству сделать шаг вперед в деле освоения природы, открытия ее законов. На фоне исторических событий и судеб людей, чей долг – постижение тайн природы, учитель сможет поговорить с детьми о героизме ради развития науки и процветания Родины. Занятие позволит школьникам понять, что героизм – это качество, присущее не только людям, защищающим Родину с оружием в руках, но и людям самых мирных профессий, некоторые из них далеки от политики, власти. Их борьба – борьба во имя познания. Что же двигало этими людьми? Мечта. Мечта о неизведанном и непознанном. А еще вера. Вера в то, что их открытия, дела, труд помогут им приблизить человечество к прекрасному будущему.

Занятие в рамках программы* направлено на обеспечение достижения школьниками личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Следует отметить, важнейшим результатом образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, стали универсальные, или метапредметные умения. Требования к метапредметным результатам основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Занятие ориентировано на 7-8 классы, в связи с чем оно будет предполагать не только возможность ознакомления школьников с воспитывающей информацией (посредством презентации или рассказа учителя), но и организацию интерактивных форм работы с этой информацией, а именно с рабочим листом «День космонавтики. Мы первые».

Рабочий лист «День космонавтики. Мы первые», разработанный мной, позволит не только закрепить знания, полученные на занятии, но и развить функциональную грамотность у обучающихся.

Все задания рабочего листа составлены определенным образом по научно-публицистическому тексту и направлены на развитие прежде всего читательской грамотности обучающихся, кроме того данная работа позволит учителю провести диагностику дефицита навыков работы с текстом и спланировать дальнейшую работу по развитию грамотности.

Оценка грамотности чтения должна учитывать следующие пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

  • выявление информации;

  • развитие интерпретации;

  • рефлексия по поводу содержания текста;

  • рефлексия по поводу формы текста.

Все аспекты чтения взаимосвязаны, от выполнения одного из них зависит успешное завершение другого. Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности обучающегося по каждому из аспектов. Этот уровень выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий.

В работу включены задания текстоориентированного характера разного уровня сложности, при выполнении которых школьники должны показать владение разными видами рационального чтения: просмотровое, изучающее, выборочное и др. Задания связаны друг с другом тематически или ситуационно, что позволяет в процессе их выполнения «накапливать» информацию для ее использования при написании развернутого ответа.

Формат всех заданий визуализирован, включены вопросы, предполагающие работу с таблицами, диаграммами, списками, схемами, на этапе получения информации и при оформлении ответов.

Задания 1-3 направлены на понимание темы, основной мысли, значения отдельных слов. Некоторые задания акцентируют внимание на второстепенной информации, заданной в явном виде, но не совпадающей с формулировкой задания на уровне лексического оформления. Выполнение заданий на понимание информации в этой части работы предполагает форму краткого ответа ответ в виде цифр или отдельных слов («да», «нет»).

Задания 5-6 ориентированы на проверку умений выводить простое умозаключение на основе анализа статистических данных, позволяют производить элементарные математические расчеты, важные для понимания описанной ситуации и оформлять результаты в виде диаграммы. Эти задания направлены также на развитие математической грамотности.

При выполнении задания 4 ученик работает с новыми фрагментами текста, представленными в виде цитат из первоисточника. Требуется соотнести содержание каждого фрагмента с поставленной в задании задачей, связанной с предложенной картинкой. В задании 7 деятельность ученика предполагает умение работать с информацией на этапе подготовки собственного текста и проверяет навыки отбора информации с учетом темы и проблемы.

Выполняя задание 8, обобщающего исследовательского характера, необходимо продемонстрировать понимание информации и умение использовать ее в своих целях, опираясь на анализ и интерпретацию. При выполнении задания важно владеть логическими операциями синтезирующего типа, способностью точно и правильно выражать свои мысли и уметь грамотно оформить их.

Планируемые цель и задачи, формы и методы:

Цель: формировать у обучающихся навыки функциональной грамотности (читательской).

Задачи: научить находить информацию в тексте,

преобразовывать информацию из одного вида в другой,

сжимать информацию и применять в разных формах.

Методы: словесный метод, наглядный метод, практический метод.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение, исследовательские методы обучения.

 Таким образом, применение рабочего листа «День космонавтики. Мы первые» на внеурочном занятии позволит формировать навыки функциональной грамотности.




















Рабочий лист.

Тема «День космонавтики. Мы первые.»

Дорогой друг! Приближается важная дата в истории нашей страны.

Предлагаем тебе познакомиться с текстом, посвященному Дню космонавтики и выполнить интересные задания. Удачи!

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Это особенный день — день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли.

Как праздник — День космонавтики — был установлен в Советском Союзе Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, а международный статус получил в 1968 году на конференции Международной авиационной федерации.

Кстати, с 2011 года он носит еще одно название — Международный день полета человека в космос (International Day of Human Space Flight). О чем 7 апреля 2011 года на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, по инициативе России, была принята официальная резолюция № A/RES/65/271, по случаю 50-летия первого шага в деле освоения космического пространства. Соавторами этой резолюции стали свыше 60 государств.

12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.

Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса.

Имя Юрия Гагарина стало широко известно в мире, а сам первый космонавт досрочно получил звание майора и звание Героя Советского Союза.

Как известно, прежде чем в космический корабль сел человек, в полет были отправлены четвероногие друзья человека. В августе 1960 года советский космический корабль с собаками Белкой и Стрелкой на борту совершил суточный полет с возвращением на Землю.

Первый в истории космонавтики международный полет состоялся летом 1975 года — первопроходчиками были советский корабль «Союз-19» и американский корабль «Аполлон».

Вступив в 21 век, мы видим поразительные успехи космической техники — вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты совершили посадку на Луну, привезя оттуда образцы грунта. Впоследствии на Марс и Венеру опускались автоматические зонды, несколько космических аппаратов покинули пределы Солнечной Системы и несут на себе послания Внеземным Цивилизациям.

Задание 1.

Выпишите из текста фрагмент предложения (не более 6-7 слов), который можно использовать в качестве точного определения понятия День авиации и космонавтики.


Ответ: День космонавтики – это __________________________________


__________________________________________________________________


Задание 2.

Прочитайте утверждения. Верно ли они передают информацию из прочитанного вами текста? Поставьте в таблице напротив утверждения «ДА», если оно верное, «НЕТ» – если неверное.


Утверждение

ДА или НЕТ?

1. Как праздник — День космонавтики — был установлен в Советском Союзе Указом Президиума Верховного Совета СССР


2. 12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Королев на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли


3. С 2000 года он носит еще одно название — Международный день полета человека в космос (International Day of Human Space Flight)


4. Вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты совершили посадку на Венеру



Задание 3.

В тексте употребляются прилагательные: «авиационный» (1 абзац), «орбитальный» (3 абзац), «поразительный» (3 абзац). Ниже даны определения этих слов, взятые из толкового словаря. Установите соответствие между словом и определением. Запишите нужные слова вместо пропусков.

Ответ:

1. __________________________ – производящий сильное впечатление чем-н. необычным, исключительным.


2. ____________________________ – относящийся к авиации, самолётам


3. _____________________________ – движущийся по орбите, совершаемый на орбите.


Задание 4.

Подберите из текста факты к картинкам ниже

1_________________________________________________________________2_________________________________________________________________3_________________________________________________________________

Задание 5.

Ответьте на вопросы:

-В каком году Белка и Стрелка совершили суточный полет с возвращением на Землю?_________________________________________________________

-В каком году получил международный статус праздник — День космонавтики в на конференции Международной авиационной федерации?________________________________________________________

-В каком году была принята официальная резолюция № A/RES/65/271, по случаю 50-летия первого шага в деле освоения космического пространства?______________________________________________________

-Сколько минут длился полет Ю.А. Гагарина на космическом корабле «Восток»?_________________________________________________________

-Сколько лет прошло с даты первого полета человека в космос?____________

Задание 6.

В 2021 году юнармейцы Артемовского городского округа приняли участие во Всероссийской юнармейской акции "Космическая открытка". Ребята интересовались у прохожих, что они знают о предстоящей юбилейной дате 12 апреля, задавали вопросы о первом полете человека в космос, вручали памятные открытки. В ходе опроса юнармейцы получили следующие ответы:

А. Первый полет совершил Юрий Гагарин

Б. Первая женщина космонавт –Валентина Терешкова

В. Первый вышел в открытый космос Алексей Леонов

Г. Первым совершил посадку на Марс спускаемый аппарат советской АМС Марс-3 в 1971 году

Д. Белка и Стрелка первые побывали в космосе.


После того, как подсчитали ответы, выяснилось, что вариант ответа А выбрали 38% человек, вариант ответа Б – 24%, вариант ответа В – 12%, вариант ответа Г – 8 %, вариант ответа Д – 18%. Дорисуйте недостающие столбики диаграммы.


Задание 7.

Какие выводы можно сделать, используя статистику ответов из задания 6. Сформулируйте три вывода в виде законченных предложений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8.

Какую литературу из приведенного ниже списка вам нужно изучить в первую очередь, чтобы подготовить интересное сообщение по теме «День авиации и космонавтики »? Выберите три источника, подходящих вам по теме и изданных недавно. Обоснуйте свой выбор, оформите выводы в виде таблицы.

Список литературы:

1.Гагарина, В. И. Каждый год 12 апреля / В. И. Гагарина ; лит. запись М. Реброва. – М. : Советская Россия, 1984.

2. Герасютин, С. А. Кто и когда летал в космос / С. А. Герасютин, Е. П. Левитан // Земля и Вселенная. – 2011

3. Губарев, В. С. "Поехали!": документальные очерки о космосе и космонавтах / В. С. Губарев.  М. : Молодая гвардия, 1981. 

4.Донская, О. Глазами Леонова / О. Донская // Юный художник.  2011. 

5.Иванисова, А. В. История женской космонавтики в Советском Союзе и современной России / А. В. Иванисова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – Красноярск, 2019.

6. Омелько В.А. Награды за освоение Космоса. М., О и В-Луч, т.1. Награды и знаки общественных организаций, 2002 г.



7. Циолковский К.Э. Гений среди людей. М., Мысль, 2002 г.

Спасибо за сотрудничество!

Список используемой литературы:

1.*Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (НОО, ООО, СОО), 2022 г.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, от 31 мая 2021 г.

3.Юшкова Н.А., к.ф.н., доцент, Долинина Т.А., заведующий кафедрой филологического образования, доцент к.ф.о. Методическое руководство по проведению апробации регионального инструментария по оценке сформированности читательской грамотности обучающихся 6-х,7-х, 8-х классов, ГАОУ ДПО СО «ИРО»,2015 год.

4. https://piu.ranepa.ru/about/slayd-bannery.php?ELEMENT_ID=583348&utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com



9


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее