«Зимний фестиваль знаний 2026»

Рабочая программа по Финансовой грамотности 8 класс

Рабочая программа по "Финансовой грамотности" в 8 классе ( внеурочная деятельность),

отводится 34 часа в год.

Олимпиады: История 5 - 11 классы

Содержимое разработки










Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

  1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  2. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)

  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.  28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""

  5. Учебный план МБОУ ОСОШ №1 от 29.08.2025 № 107-5

Цели курса

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 8 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

.Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

 

Данная программа рассчитана на обучающихся 8 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу – всего 34 ч.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями.

В конце обучения – итоговая работа за курс обучения (тест)


  1. Планируемые результаты изучения учебного курса
  2. Результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Требования к личностным результатам освоения курса:

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

— сформированность коммуникативной компетенции:

• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

— владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Содержание программы внеурочной деятельности


Курс финансовой грамотности в 8 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей

практической жизни.

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.







Учебно-тематический план

п/п

Тема учебного блока, занятия

Всего часов

1.

Введение

1

2.

Управление денежными средствами

8

3.

Финансовая грамотность

6

4.

Основы страхования

5

5.

Бизнес. Как защитить свои права

9

6.

Человек и государство: как они взаимодействуют

5


Всего:

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

Тема уроков

Кол-во часов

Дата

Что такое банк и чем он может быть полезен

1

05.09.2025

Деньги : что это такое?

1

12.09.2025

История денег в России

1

19.09.2025

Деньги: инструкция по применению

1

26.09.2025

Цифровой рубль

1

03.10.2025

Как сохранить и преумножить деньги?

1

10.10.2025

Как занимать и одалживать Деньги?

1

17.10.2025

Кредит за и против

1

24.10.2025

Эволюция платежей

1

07.11.2025

Банковская карта: от азов до бонусов

1

14.11.2025

Секреты финансовой грамотности

1

21.11.2025

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

1

28.11.2025

Личный финансовый план

1

05.12.2025

Какие бывают финансовые риски

1

12.12.2025

Что такое финансовые пирамиды?

1

19.12.2025

Основы страхования

1

26.12.2025

Путешествие в историю страхования

1

16.01.2026

Страховка как выбрать полис?

1

23.01.2026

Чем поможет страхование?

1

30.01.2026

Осторожно, мошенники

1

06.02.2026

Безопасность в кибер пространстве

1

13.02.2026

Как защитить свои права?

1

20.02.2026

Что такое бизнес?

1

20.02.2026

Как создать свое дело?

1

27.02.2026

Основы предпринимательства

1

06.03.2025

Первый инвестиционный портфель

1

13.03.2026

Всё о будущей пенсии

1

20.03.2026

Зачем платить налоги?

1

27.03.2026

Чему нас учат денежные реформы?

1

10.04.2026

Профессия финансист

1

17.04.2026

Профессия бизнес-информатик

1

24.04.2026

Профессия педагог

1

08.05.2026

Итоговый урок

1

15.05.2026

Итоговый урок

1

22.05.2026





















Список литературы и интернет-источников

1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ

6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ

9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее