«Зимний фестиваль знаний 2025»

Финансовая грамотность

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Школа Гнома Эконома»

(формирование финансовой грамотности у младших школьников)

для обучающихся 3 класса

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Осипова Н.В.


Рассмотрено

на заседании

методического совета

Протокол №1

от _________2019г.

Руководитель

методического совета

________________ Н.В.Осипова

Согласовано:

зам. директора по УВР

______________Е.А. Щукина

_______________2019 г.

Утверждено:

директор школы – интерната№2

________________Т.В. Шутилова

приказ №____________________

по школе – интернату №2

от « »_______________2019 г.







ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №2»




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Школа Гнома Эконома»

(формирование финансовой грамотности у младших школьников)

для обучающихся 3 класса


Составлена на основе программы М. М. Ворониной «Школа юного экономиста»

Адаптирована учителем Н.В.Осиповой











Вышний Волочек 2019 г


Пояснительная записка

Актуальность

Образовательная программа «Школа Гнома Эконома
» (далее — Программа) разработана в целях
финансового просвещения детей в начальной школе.
Требования современного общества сделали проблему экономическо-
го образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание — срав-
нительно новое направление в школьной педагогике. Многочислен-
ные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости
внедрения экономического образования, ко-
гда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономи-
ческих отношениях, происходит их приобщение к миру экономиче-
ской действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое
значение школьного возраста в формировании и развитии уникаль-
ной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы
личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных
социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения
в будущем специальных знаний и навыков.

Новизна программы

Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации». Содержание Программы предполагает организацию деятельно-
сти детей школьного возраста по освоению основных эко-
номических понятий в занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Феде-
    рации»;

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями»;

  • «Федеральным государственным образовательным стандар-
    том»

Программа составлена в соответствии с принципами, опреде-
ленными Федеральным государственным образовательным стандар-
том (далее — ФГОС НОО ОВЗ):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индиви-
    дуальных особенностей каждого ребенка;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
    ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
    отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности


  • сотрудничество школьной образовательной организации с семьёй;

  • приобщение детей к социокультурным нормам;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность школьного образования.

Паспорт программы

Цели программы:


  • формирование первичных экономических представлений и компетенций;

  • развитие экономического мышления школьников;


  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач:

  • сформировать первичные экономические понятия;

  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Основные принципы работы:

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

  • Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • Комплексный подход при разработке занятий,

  • Вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • Систематичность и последовательность занятий;

  • Наглядность;

  • Учет особенностей и ценностей школьного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

  • Учет потребностей младшего школьного возраста.

Целевые ориентиры:

Ожидаемые результаты.

В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

  • Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

  • Финансы – это интересно и увлекательно.

Методы: игровой практический, наглядный, словесный

Формы проведения:

1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.

2. Индивидуальная работа.

Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.

Участники: обучающиеся 3 класса.

Работа с родителями: буклеты (презентация кружка по формированию финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома" на первом родительском собрании), консультация для родителей: «Финансовая грамотность. Экономическое развитие школьников», индивидуальные беседы.











Результаты освоения учебного курса

Личностные УУД:

  1. Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

  2. Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;

  3. Действие нравственно-этического оценивания.

Регулятивные УУД:

  1. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодоления препятствий;

  2. Прогнозирование, умение спланировать свою работу.

Познавательные УУД:

  1. Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение и т.д.)

  2. Использование логических операций (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем.)

Коммуникативные УУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций учащихся;

  2. Формирование умения объяснить свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

  3. Формирование умения работать в парах в малых группах.





















Содержание учебного курса

Можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.
     В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"
     Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария. Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
     Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.

К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.

Структура занятия:

1.Вводная часть: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)

2. Основная часть: 22 мин. (дидактическая игра, работа в тетради финансовой грамотности, беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).

3. Заключительная часть: 4 мин. (подведение итогов)











Тематическое планирование


п/п

Тема

Дата

Педагогические средства

Оборудование

1

Что такое потребности?


Д/И «Заветные желания», демонстрация м/ф «Телефон»,

беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф по сказке К.И. Чуковского «Телефон», тетрадь по финансовой грамотности, лото «Заветные желания».

2

Что необходимо человеку?


Д/И «Кому что нужно?»,

демонстрация м/ф «Уроки тётушки совы», беседа, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов,

тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?».

3

Потребности семьи.


Д/И «Потребности семьи», демонстрация м/ф «Ох и Ах идут в поход», беседа, упражнения.

Компьютер, фрагмент м/ф «Ох и Ах идут в поход» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?».

4

Что мне нужно?


Беседа, упражнения, изобразительная деятельность.

Картинка с изображением Гнома Эконома, цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности.

5

Как Гном Эконом лень преодолел.


Беседа, чтение художественной литературы, упражнение.

Цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности.

6

Как Гном Эконом решил дом построить.


Беседа, чтение художественной литературы, игровые упражнения, демонстрация мультфильмов, ситуативный разговор.

Компьютер, м/ф «Самый главный», картинка- коллаж с изображением людей разных профессий.

7

Почему все взрослые работают?


Беседа, соревнование, д/и, упражнение.

Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия),

цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности.

8

Путешествие в страну профессий.


.


Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.

Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.


9

Всякому делу учиться надо.


Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков.

Компьютер, м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова.

10

Как Гном Эконом узнал, что такое товар.


Беседа, д/и, упражнение.

Карточки с изображением профессий и результатов труда, карточки зелёного цвета для игры «Сигнальщики», монеты для ролевой игры «Покупка мороженого», тетрадь по финансовой грамотности.

11

Что такое стоимость товара?


Беседа, д/и, упражнение.

Картинки для д/и «Составь рассказ», карточки с примерами товаров, тетрадь по финансовой грамотности.

12

Обмен и покупка товаров.


Беседа, д/и, решение экономических задач.

Лото «Бартер», игра «Обмен и покупка».

13

Что такое цена?


Беседа, чтение художественной литературы, упражнение, просмотр м/ф, решение экономических задач.

Компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (2 серия), загадки, картинки товаров с ценниками, тетрадь по финансовой грамотности.

14

Ярмарка.


Беседа, чтение художественной литературы, игровое упражнение.

Товары для игрового упражнения «На ярмарке».



15

Что такое деньги?


Беседа, рассказ, просмотр м/ф.

Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности.

16

Деньги. Монета. Банкнота.


Беседа, д/и, изобразительная деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

17

Дом, где живут деньги.


Заочная экскурсия, просмотр мультфильма.

Изображение автобуса, здания и внутреннего помещения банка, компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия).

18

Как правильно тратить деньги?


Беседа, упражнения, просмотр м/ф.

Картинки с изображением товаров, которые покупает семья; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (11 серия).

19

«Доверили Андрюше вести бюджет семьи …»


Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход».

Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

20

Как приходят деньги в семью мальчика Андрюши, или азбука доходов.


Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».

Изображение мальчика Андрюши, модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.

21

Андрюша с мамой идут в магазин.


Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов.

Картинки с изображением

аптеки, магазина игрушек, магазина спорттоваров, продовольственного магазина, конверт с заданиями, картинки для составления рассказов.

22

Семейные доходы и расходы.


Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, анализ домашнего задания, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря.

Разноцветный клубок, конверты разного цвета с карточками, рисунки- схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями), обложка для экономического словарика,

модель круга, карточки которые являются секторами расхода, мяч, тетрадь по финансовой грамотности.

23

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку».


Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы.

Компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.

24

Как Гном Эконом узнал, откуда берутся товары в магазине.


Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность.

Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.

25

«В гостях у Гнома Эконома…»


Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, отгадывание загадок.

Мяч, бумага, карандаши,

картинки с изображением людей разных профессий,

сундучок с предметами для игры «Чудесный сундучок», картинки- раскраски.

26

«Мир профессий транспорта»


Беседа- визуализация, дидактическая и подвижная игры,

изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации.

Презентация «Мир профессий транспорта», карандаши и листы бумаги с нарисованными шаблонами машины, рули на каждого ребёнка, игрушечные машинки.

27

Как Гном Эконом спасателям помогал.


Чтение художественной литературы, беседа, рассказ, демонстрация мультфильма, подвижная игра.

Компьютер, фрагмент м/ф «Рекс- спасатель».

28

Профессии модного мира.


Чтение художественной литературы, беседа, подвижная игра, рассказ- визуализация, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, отгадывание загадок, моделирование.

Компьютер, презентация, шаблоны силуэтов платья, клей, кисточки, пуговицы, картон, ножницы, карандаши, шарики из пластилина.

29

«Профессии на свете важнее не бывает».


Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, демонстрация презентации, сюжетно- ролевая игра, отгадывание загадок.

Компьютер, презентация, белый халат, бланки рецептов, ручка, игрушечный градусник, фонендоскоп.

30

«От купца до продавца».


Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ- визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.

Материалы для детского творчества, картинка с изображением супермаркета, карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров, компьютер, презентация.

31

«Программист- великий волшебник».


Чтение художественной литературы, беседа, игра- пазл«Мой компьютер», демонстрация презентации, отгадывание загадок.

Компьютер, презентация, картинки с изображением составляющих компьютера, картинки- пазл с изображением компьютера, магнитная доска с магнитами.

32

Сила печатного слова.


Чтение художественной литературы, беседа, подвижная игра, дидактическая игра, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.

Альбомы для рисования, краски, цветные карандаши.

33

Профессий много в мире есть.


Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок.

Интерактивная игра- презентация «Приключения Гнома Эконома, или экономика для малышей».

Призы для награждения активных участников викторины.

34

Экономическая игра «Что? Где? Когда?»

(итоговое открытое для родителей)


Игра- викторина.

Призы- медали, музыкальный центр, чёрный ящик.



Требования к подготовке обучающихся


На этапе завершения реализации программы ребенок может:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

  • проявляет ответственность за начатое дело;

  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;

  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

  • понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;

  • осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;

  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;

  • осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;

  • проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Формирование личностных универсальных действий:

  • социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;

  • поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;

  • гражданское становление человека – как гражданин демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические. 

  • развитие человека как ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.

  • осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни;

Регулятивные универсальные учебные действия.

В процессе экономического воспитания у младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности. Это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональные приемы учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельности. Единство всех компонентов (знания, распределение и переключение внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели (представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.

Познавательные универсальные учебные действия.

За период обучения в начальных классах у учащихся расширяется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения - понятия становятся более полными и точными. В младшем школьном возрасте учащиеся усваивают экономические знания на общенаучном уровне, т.е. в виде представлений, которые при определенных условиях переходят в понятия. Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний.

Обучающийся научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·осуществлять синтез как составление целого из частей;

·проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии;

Обучающийся получит возможность научиться:

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·записывать, фиксировать экономическую информацию с помощью инструментов ИКТ;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Обучающийся получит возможность научиться:

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.













Материально техническое обеспечение

1.​ Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

2.​ Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.

3.​ Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Дидактические игры/авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.​ Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина.- Волгоград: Учитель, 2008.

6.​ Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002.

7.​ Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.- сост. А.Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.

8.​ Протасова, Е.Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002

9. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

10. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

11. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

12. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

13. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.












Приложение



Консультация для родителей

«Финансовая грамотность. Экономическое развитие школьников»

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в школьном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.

У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.

Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры

«Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.



7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее