Осипова Н.В.
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №1 от _________2019г. Руководитель методического совета ________________ Н.В.Осипова | Согласовано: зам. директора по УВР ______________Е.А. Щукина _______________2019 г. | Утверждено: директор школы – интерната№2 ________________Т.В. Шутилова приказ №____________________ по школе – интернату №2 от « »_______________2019 г. |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №2»
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школа Гнома Эконома»
(формирование финансовой грамотности у младших школьников)
для обучающихся 3 класса
Составлена на основе программы М. М. Ворониной «Школа юного экономиста»
Адаптирована учителем Н.В.Осиповой
Вышний Волочек 2019 г
Пояснительная записка
Актуальность
Образовательная программа «Школа Гнома Эконома
» (далее — Программа) разработана в целях
финансового просвещения детей в начальной школе.
Требования современного общества сделали проблему экономическо-
го образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание — срав-
нительно новое направление в школьной педагогике. Многочислен-
ные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости
внедрения экономического образования, ко-
гда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономи-
ческих отношениях, происходит их приобщение к миру экономиче-
ской действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое
значение школьного возраста в формировании и развитии уникаль-
ной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы
личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных
социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения
в будущем специальных знаний и навыков.
Новизна программы
Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации». Содержание Программы предполагает организацию деятельно-
сти детей школьного возраста по освоению основных эко-
номических понятий в занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Феде-
рации»;
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями»;
«Федеральным государственным образовательным стандар-
том»
Программа составлена в соответствии с принципами, опреде-
ленными Федеральным государственным образовательным стандар-
том (далее — ФГОС НОО ОВЗ):
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индиви-
дуальных особенностей каждого ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
сотрудничество школьной образовательной организации с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность школьного образования.
Паспорт программы
Цели программы:
формирование первичных экономических представлений и компетенций;
развитие экономического мышления школьников;
воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач:
сформировать первичные экономические понятия;
научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Основные принципы работы:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность;
Учет особенностей и ценностей школьного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
Учет потребностей младшего школьного возраста.
Целевые ориентиры:
Ожидаемые результаты.
В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
Финансы нужно планировать(приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
Финансы – это интересно и увлекательно.
Методы: игровой практический, наглядный, словесный
Формы проведения:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.
2. Индивидуальная работа.
Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.
Участники: обучающиеся 3 класса.
Работа с родителями: буклеты (презентация кружка по формированию финансовой грамотности "Школа Гнома Эконома" на первом родительском собрании), консультация для родителей: «Финансовая грамотность. Экономическое развитие школьников», индивидуальные беседы.
Результаты освоения учебного курса
Личностные УУД:
Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;
Действие нравственно-этического оценивания.
Регулятивные УУД:
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодоления препятствий;
Прогнозирование, умение спланировать свою работу.
Познавательные УУД:
Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение и т.д.)
Использование логических операций (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем.)
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций учащихся;
Формирование умения объяснить свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Формирование умения работать в парах в малых группах.
Содержание учебного курса
Можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.
В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"
Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария. Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.
К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.
Структура занятия:
1.Вводная часть: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)
2. Основная часть: 22 мин. (дидактическая игра, работа в тетради финансовой грамотности, беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).
3. Заключительная часть: 4 мин. (подведение итогов)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | Педагогические средства | Оборудование |
1 | Что такое потребности? |
| Д/И «Заветные желания», демонстрация м/ф «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение. | Компьютер, фрагмент м/ф по сказке К.И. Чуковского «Телефон», тетрадь по финансовой грамотности, лото «Заветные желания». |
2 | Что необходимо человеку? |
| Д/И «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки совы», беседа, упражнение. | Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?». |
3 | Потребности семьи. |
| Д/И «Потребности семьи», демонстрация м/ф «Ох и Ах идут в поход», беседа, упражнения. | Компьютер, фрагмент м/ф «Ох и Ах идут в поход» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?». |
4 | Что мне нужно? |
| Беседа, упражнения, изобразительная деятельность. | Картинка с изображением Гнома Эконома, цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности. |
5 | Как Гном Эконом лень преодолел. |
| Беседа, чтение художественной литературы, упражнение. | Цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности. |
6 | Как Гном Эконом решил дом построить. |
| Беседа, чтение художественной литературы, игровые упражнения, демонстрация мультфильмов, ситуативный разговор. | Компьютер, м/ф «Самый главный», картинка- коллаж с изображением людей разных профессий. |
7 | Почему все взрослые работают? |
| Беседа, соревнование, д/и, упражнение. | Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия), цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности. |
8 | Путешествие в страну профессий.
. |
| Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение. | Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.
|
9 | Всякому делу учиться надо. |
| Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков. | Компьютер, м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова. |
10 | Как Гном Эконом узнал, что такое товар. |
| Беседа, д/и, упражнение. | Карточки с изображением профессий и результатов труда, карточки зелёного цвета для игры «Сигнальщики», монеты для ролевой игры «Покупка мороженого», тетрадь по финансовой грамотности. |
11 | Что такое стоимость товара? |
| Беседа, д/и, упражнение. | Картинки для д/и «Составь рассказ», карточки с примерами товаров, тетрадь по финансовой грамотности. |
12 | Обмен и покупка товаров. |
| Беседа, д/и, решение экономических задач. | Лото «Бартер», игра «Обмен и покупка». |
13 | Что такое цена? |
| Беседа, чтение художественной литературы, упражнение, просмотр м/ф, решение экономических задач. | Компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (2 серия), загадки, картинки товаров с ценниками, тетрадь по финансовой грамотности. |
14 | Ярмарка. |
| Беседа, чтение художественной литературы, игровое упражнение. | Товары для игрового упражнения «На ярмарке».
|
15 | Что такое деньги? |
| Беседа, рассказ, просмотр м/ф. | Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности. |
16 | Деньги. Монета. Банкнота. |
| Беседа, д/и, изобразительная деятельность. | Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши. |
17 | Дом, где живут деньги. |
| Заочная экскурсия, просмотр мультфильма. | Изображение автобуса, здания и внутреннего помещения банка, компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия). |
18 | Как правильно тратить деньги? |
| Беседа, упражнения, просмотр м/ф. | Картинки с изображением товаров, которые покупает семья; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (11 серия). |
19 | «Доверили Андрюше вести бюджет семьи …» |
| Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход». | Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности. |
20 | Как приходят деньги в семью мальчика Андрюши, или азбука доходов. |
| Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет». | Изображение мальчика Андрюши, модель круга, набор карточек с изображением членов семьи. |
21 | Андрюша с мамой идут в магазин. |
| Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов. | Картинки с изображением аптеки, магазина игрушек, магазина спорттоваров, продовольственного магазина, конверт с заданиями, картинки для составления рассказов. |
22 | Семейные доходы и расходы. |
| Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, анализ домашнего задания, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря. | Разноцветный клубок, конверты разного цвета с карточками, рисунки- схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями), обложка для экономического словарика, модель круга, карточки которые являются секторами расхода, мяч, тетрадь по финансовой грамотности. |
23 | Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку». |
| Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы. | Компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки. |
24 | Как Гном Эконом узнал, откуда берутся товары в магазине. |
| Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность. | Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши. |
25 | «В гостях у Гнома Эконома…» |
| Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, отгадывание загадок. | Мяч, бумага, карандаши, картинки с изображением людей разных профессий, сундучок с предметами для игры «Чудесный сундучок», картинки- раскраски. |
26 | «Мир профессий транспорта» |
| Беседа- визуализация, дидактическая и подвижная игры, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации. | Презентация «Мир профессий транспорта», карандаши и листы бумаги с нарисованными шаблонами машины, рули на каждого ребёнка, игрушечные машинки. |
27 | Как Гном Эконом спасателям помогал. |
| Чтение художественной литературы, беседа, рассказ, демонстрация мультфильма, подвижная игра. | Компьютер, фрагмент м/ф «Рекс- спасатель». |
28 | Профессии модного мира. |
| Чтение художественной литературы, беседа, подвижная игра, рассказ- визуализация, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, отгадывание загадок, моделирование. | Компьютер, презентация, шаблоны силуэтов платья, клей, кисточки, пуговицы, картон, ножницы, карандаши, шарики из пластилина. |
29 | «Профессии на свете важнее не бывает». |
| Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, демонстрация презентации, сюжетно- ролевая игра, отгадывание загадок. | Компьютер, презентация, белый халат, бланки рецептов, ручка, игрушечный градусник, фонендоскоп. |
30 | «От купца до продавца». |
| Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ- визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность. | Материалы для детского творчества, картинка с изображением супермаркета, карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров, компьютер, презентация. |
31 | «Программист- великий волшебник». |
| Чтение художественной литературы, беседа, игра- пазл«Мой компьютер», демонстрация презентации, отгадывание загадок. | Компьютер, презентация, картинки с изображением составляющих компьютера, картинки- пазл с изображением компьютера, магнитная доска с магнитами. |
32 | Сила печатного слова. |
| Чтение художественной литературы, беседа, подвижная игра, дидактическая игра, отгадывание загадок, изобразительная деятельность. | Альбомы для рисования, краски, цветные карандаши. |
33 | Профессий много в мире есть. |
| Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок. | Интерактивная игра- презентация «Приключения Гнома Эконома, или экономика для малышей». Призы для награждения активных участников викторины. |
34 | Экономическая игра «Что? Где? Когда?» (итоговое открытое для родителей) |
| Игра- викторина. | Призы- медали, музыкальный центр, чёрный ящик. |
Требования к подготовке обучающихся
На этапе завершения реализации программы ребенок может:
применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
проявляет ответственность за начатое дело;
понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;
осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Формирование личностных универсальных действий:
социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
гражданское становление человека – как гражданин демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические.
развитие человека как ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.
осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия.
В процессе экономического воспитания у младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности. Это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональные приемы учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельности. Единство всех компонентов (знания, распределение и переключение внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели (представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.
Познавательные универсальные учебные действия.
За период обучения в начальных классах у учащихся расширяется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения - понятия становятся более полными и точными. В младшем школьном возрасте учащиеся усваивают экономические знания на общенаучном уровне, т.е. в виде представлений, которые при определенных условиях переходят в понятия. Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний.
Обучающийся научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
Обучающийся получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать экономическую информацию с помощью инструментов ИКТ;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Материально техническое обеспечение
1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.
3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Дидактические игры/авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина.- Волгоград: Учитель, 2008.
6. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002.
7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.- сост. А.Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.
8. Протасова, Е.Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002
9. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
10. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
11. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
12. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
13. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
Приложение
Консультация для родителей
«Финансовая грамотность. Экономическое развитие школьников»
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в школьном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
7