ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАРЕСУРСОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
А.А.Алейников
Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г.Круглое», г.Круглое, Республика Беларусь, [email protected]
Одной из важнейших особенностей современного общества является ускорение информационных процессов: объемы информации увеличиваются, компьютерные технологии активно проникают во все сферы жизнедеятельности человека. В таких условиях очевидна важность навыка восприятия огромных потоков информации, умение ориентироваться в них. Всё это может обеспечить медиаобразование, призванное выполнять уникальную функцию – подготовку людей к жизни в информационном обществе.
Безграничные информационные потоки, создаваемые средствами массовой информации, воздействуют в первую очередь на молодую аудиторию. Школьники, чьи познавательные и эмоционально-волевые процессы не являются окончательно завершенными, оказываются незащищенными перед влиянием медиа. СМИ транслируют образцы поведения, формируют ценностные ориентиры и дают представление о моральных, этических, правовых и прочих общественных нормах. Огромные возможности для формирования информационной культуры школьников предоставляет медиаобразование – процесс обучения и развития личности учащихся с помощью и на материале медиа. Медиаобразование как направление педагогической науки призвано формировать и совершенствовать культуру восприятия информации, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки информации, коммуникативных способностей, обучения различным формам самовыражения личности.
Проблематика медиаобразования во многом связана с обучением школьников медиаграмотности. Высокое развитие технологий массовой коммуникации, технологий получения обратной связи, интерактивности возводит категорию медиаграмотности в особый ранг специальных и общих умений, затребованных в обществе.
В классическом варианте доминируют пассивные способы получения информации, такие как чтение книг, журналов, другой литературы, восприятие информации через каналы телевидения, радиовещания, а также поиск информации в сети Интернет.
Школьник сегодня одновременно выступает и в роли потребителя информационного контента, информационных технологий, и роли автора, создателя медийных продуктов. Однако приобщение обучающихся к современному информационному пространству происходит часто стихийно и не сопровождается педагогической поддержкой. Важным представляется обучение школьников этическим нормам коммуникации, безопасному поведению в сети, эффективному поиску и отбору информации и т. д.
В связи с этим, одной из главных задач учреждения общего среднего образования должна стать постепенная и в тоже время продуктивная, реализация стратегии медиаобразования, опирающаяся на ключевые задачи по формированию медиаграмотности учащихся – важность воспитания поколения, способного грамотно воспринимать медийную информацию, адекватно ее оценивать и рационально применять. Это предполагает, что учащиеся должны уметь создавать медиатекстовые продукты, имея при этом необходимые знания о законах звуко-зрительного восприятия, кросс-культурной коммуникации; обладать медиаконвергентными навыками, понятием инфоэтики и быть готовыми к безопасному использованию медиапродукции для повышения уровня своей образованности [1, с. 32].
Интерес современных подростков к медиа возрастает, поэтому включение обучения на материале медиа в образовательный процесс представляется особенно актуальным. Во-первых, медиа открывают технические возможности быстрого доступа к нужной информации и представляют ее различными способами. Во-вторых, обучение на материале медиа способно развивать различные виды мышления учащихся, их творческие способности и возможности самореализации. Кроме того, среди преимуществ медиаобразования хочу отметить следующие: формирование навыков работы с информацией; развитие художественного восприятия, коммуникативных навыков подростков; возможности организации как индивидуальной, так и коллективной работы учащихся.
Современный учитель должен быть не только сам вооружен знаниями в области медиаобразования, но и владеть необходимыми навыками педагогической деятельности по формированию информационной культуры у школьников. Такие умения как, общение по электронной почте, поиск информации в сети Интернет стали уже давно привычными, как учителям, так и учащимся, а самое главное — широкому кругу пользователей, которые связаны с этими технологиями по роду деятельности. Явно выраженная информатизация общества не стоит на месте, а претенциозно движется в сторону расширения, углубления, и, что более важно, изменения функционального наполнения сути межличностного общения, что в свою очередь, изменяет статус субъектов общения, превозносит их в активную позицию в цепи общения двух или нескольких субъектов, а также влияет на посредников общения - технические средства коммуникации. В настоящее время формирование медиакомпетенций становится одним из приоритетных направлений в сфере образования и воспитания. Однако до сих пор во многих учреждениях общего среднего образования медиаграмотность и медиаобразование рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, не смотря на то, что Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года в числе важных направлений использования информационных и телекоммуникационных технологий рассматривает развитие электронного образования, дистанционных интерактивных форм и методов обучения, включая выпуск электронных учебников и пособий [2].
Медиаграмотность учителя и учащихся обладает большим потенциалом для развития различных умений и навыков учащихся в достижении не только образовательных целей урока, а также в достижении задач личностного развития учащихся. Опыт моей педагогической деятельности показал, что если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, принимают активное участие в познавательной деятельности.
Современный этап развития экономики, направленный на формирование информационного общества, подтверждает актуальность проблемы повышения грамотности населения в области использования финансовых продуктов, финансовых услуг и различных технологий эффективного управления финансами. Интенсивное развитие экономики требует наличия экономически грамотного и активного населения. Современный человек наряду с решением повседневных проблем, должен быть готов к оценке своих перспектив в будущем. Граждане участвуют в долгосрочных пенсионных, страховых и ипотечных программах; осуществляют инвестиции; у них формируется активное сберегательное поведение, основанное на использовании накопительных и страховых инструментов. Это требует наличия достаточно высокого уровня финансово- экономической грамотности, который служит основой для их взаимодействия с различными финансовыми институтами, для формирования стратегии пенсионного обеспечения, инвестирования средств для создания устойчивого финансового положения в настоящем и будущем, а также осознанного использования продуктов банковского и страхового сектора. Потребляя финансовые услуги, каждый человек вступает во взаимоотношения с различными финансовыми организациями, решает свои финансовые проблемы и принимает на себя финансовые риски. От вклада отдельных людей и групп в сеть взаимосвязанных экономических отношений напрямую зависит благополучие национальных экономик и мировой экономической системы. У граждан нашей страны нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики. Сегодня понятия «финансовая грамотность» и «экономика» широко обсуждаются в обществе. Существование этой проблемы признано государственном уровне. Формирование финансовой грамотности сегодня становится одним из востребованных направлений работы системы общего образования.
Реализовать требования плана совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019 – 2024 годы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, возможно только с использованием различных медиаресурсов: информации на бумажных носителях (книг, брошюр), а также Интернет-ресурсов.
С целью формирования финансовой грамотности учащихся в нашем учреждении образования организована работа факультатива «Основы финансовой грамотности». При проведении занятий, основываясь на деятельностном подходе, я использую систему приемов и методов обучения, направленных на формирование умения у учащихся самостоятельно искать необходимую информацию на каналах средств массовых коммуникаций, критически осмысливать её и формировать собственное отношение к медиаресурсам. При организации деятельности учащихся использую официальные ресурсы сайтов Национального банка (http://www.nbrb.by/), банков Республики Беларусь, единого интернет-портала финансовой грамотности населения (http://fingramota.by/). Здесь предоставлена базовая финансовая информация в простой и интересной форме, осуществляется информационно-методическая поддержка (на Интернет-портале размещены книги, статьи и брошюры по финансовой грамотности и эффективному управлению личными финансами, а также видеоматериалы, оперативная информация о мероприятиях и событиях в финансовой сфере).
Однако часто финансовая информация подается в виде рекламы в социальных сетях и на других информационных каналах. Встречается и мошенническая информация. Важным здесь считаю работу по поиску ошибок, неточностей в сообщениях, предлагаемых СМИ. Рассматривая газетные статьи, телевизионные передачи, рекламные ролики, учащиеся учатся критично воспринимать информацию, устанавливать правдивость данной информации, используя знания с определённой темы занятия, а не слепо доверять авторам.
Работа с медиа мотивирует учащихся на углубление и расширение финансовых знаний, требует от них самодисциплины, ответственности и критичности мышления.
Медиаобразование является неотьемлемой частью развития личности и составляющей общего образования школьников. Использование медиаресурсов на факультативных занятиях по финансовой грамотности учащихся помогает решать образовательные задачи, такие как:
развитие критического мышления (способы – форумы, блоги, дискуссии, анализ контента и т. д.);
совершенствование навыков самообучения (поиск сообществ);
формирование и развитие языковой компетентности (блоги);
развитие навыков работы в команде (сетевые проекты);
освоение школьниками различных технических средств (создание и размещение подкастов, видеоматериалов, презентаций и т. д.);
воспитание ответственности и стремления следовать этическим и другим нормам поведения в интернете (форумы, взаимооценивание продуктов учебной деятельности);
обучение школьников созданию разнообразных медийных продуктов (видео, подкасты и т. д.);
развитие умений и навыков проведения исследований (сетевой контент, ресурсы для создания анкет и проведения опросов и т. д.);
обучение поиску информации, правилам пользования базами информации, использованию научной и научно-технической информации.
Медиасредства помогают «подготовить новое поколение к жизни в современных условиях, восприятию различной информации и использованию её, исключая негативные последствия». [3, с.14]
Необходимость владения медиаграмотностью особенно важна для развития гражданского общества, так как является одним из атрибутов гражданской компетенции любого его члена.
Список использовнных источников
Кузьмина, М. В. Деятельность медиацентра современной школы в условиях ФГОС второго поколения / М. В. Кузьмина // Образование в Кировской области. – 2013. – № 3 (27) – 68 с.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; редколлегия: Я. М. Александрович [и др.]. – Мн.: Юнипак. – 200 с.
Бондаренко, Е.А. Технологии в сфере медиакультуры / методическое пособие/ Е.А. Бондаренко. – М., 2001.
Медыяадукацыя ў школе: фарміраванне медыяграматнасці вучняў: дапаможнік да настаўнікаў/М.І.Запрудскі, А.А. Палейка, А.У. Радзевіч, Т.П.Мацкевіч і інш.; пад рэд. М.І.Запрудскага.- Мінск,2016.-334с.
Единый интернет-портал финансовой грамотности населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.fingramota.by. – Дата доступа: 20.10.2019.
Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса и формирования информационной культуры учащихся. [Электронный ресурс]. -2018.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iro.gomel.by/images/doc/konferencii/media.pdf. - Дата доступа: 25.10.2019.