Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Павлоградского муниципального района Омской области
«Южная средняя школа»
|
Рассмотрена Педагогическим советом МБОУ «Южная СШ» Протокол № 1 от 29.08.2022г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Южная СШ» К.М. Апенова Приказ № 70 от « 29» августа 2022 г . |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Финансовая грамотность»
Направленность: социально - гуманитарная
Трудоёмкость: 8 часов
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Форма обучения: очная
Уровень сложности: стартовый
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Орумбаева Роза Жамбуловна
с. Южное – 2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Финансовая грамотность»
Содержание программы:
I. Пояснительная записка 3стр.
I.1. Направленность программы 3стр.
I.2. Актуальность программы 3стр.
I.3.Цель и задачи программы 4стр.
I.4. Возраст детей участвующих в реализации программы 4стр.
I.5. Сроки реализации программы 4стр.
I.6. Формы и режим занятий 4стр.
1.7. Характеристика целевой группы 4стр.
I.8. Планируемые результаты освоения программы 5стр
I.9. Формы проведения занятий 5стр.
II. Учебно-тематический план 6стр.
III. Содержание программы 7стр.
IV. Контрольно - оценочные средства 7стр.
V. Условия реализации программы 8стр.
V.1. Материально - техническое обеспечение 8стр.
V.2.Учебно - методическое обеспечение 8стр.
V.3.Кадровое обеспечение 8стр.
V.4.Информационно - образовательные ресурсы 8стр.
VI. Список литературы: 8стр.
Пояснительная записка
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» имеет социально-гуманитарную направленность. Программа направлена на формирование компетентности «Финансовая грамотность», на материале создания и проведения сюжетно-ролевых игр. Уровень реализации содержания программы, является стартовый. Программа краткосрочная и реализуется в период весенних каникул, рассчитана на 8 часов для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет. Основная форма организации деятельности обучающихся - игра. Финансовое просвещение и воспитание воспитанников дошкольного возраста сравнительно новое направление. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с ранних лет его жизни.
В рамках работы с воспитанниками в детском саду можно научить их азам финансовой грамотности в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых каждый может попробовать себя в различных социальных ролях (кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях также может способствовать развитию финансово-экономических представлений дошкольников.
Данная программа включена в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса МБДОУ «Южный детский сад». Программа обеспечивает развитие воспитанников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие»; отражает основные положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Вид образовательной программы: учебно-познавательный
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности дошкольников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде.
Актуальность данной программы продиктована соответствием запросам современности и потребностям родителей воспитанников, посещающих детский сад.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-6 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
Педагогическая целесообразность
Формирование полезных привычек в сфере финансовой грамотности, начиная с раннего возраста, поможет детям избежать многих ошибок по мере их взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Финансовая грамотность для дошкольников - это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Цель:
содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через игровые, наглядные, ситуационные методы реализации программы.
Задачи:
формировать первичные экономические понятия;
учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
1.4. Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы.
Образовательная программа «Финансовая грамотность» рассчитана на воспитанников детского сада в возрасте от 5 до 6 лет.
1.5. Сроки реализации - 8 часов.
1.6.Формы и режим занятий.
Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия 2 академических часа (45+45 минут с 15-минутным перерывом). При реализации вариативной темы - 4 раза в неделю.
1.7. Характеристика целевой группы.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
1.8. Результаты освоения программы
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель - воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
Планируемые результаты. В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы воспитанники:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других.
1.9 Форма проведения занятий: беседы-обсуждения, чтение, ситуационные задачи, викторины и конкурсы, игры.
Учебно - тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Труд – основа жизни | 1 |
2 | Домашний труд. | 1 |
3 | Работать и зарабатывать | 1 |
4 | Все работы хороши, выбирай на вкус (1) | 1 |
5 | Все работы хороши, выбирай на вкус (2) | 1 |
6 | Трудиться - всегда пригодиться | 1 |
7 | Мини-спектакль «В волшебном лесу» | 1 |
8 | Труд – основа жизни | 1 |
Итого: | 8 |
Содержание программы
Труд – основа жизни (1ч). Вводное занятие
Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.
Папка-передвижка «Наша семья трудится».
Деятельность обучающихся: Беседуют о важности труда, знакомятся с домашним трудом и трудом взрослых. Играют в папку-передвижку «Наша семья трудится», которая помогает им расширить знания о трудовых процессах, профессиях, вызывает интерес к труду людей любой профессии.
Форма контроля: Наблюдение, беседа, опрос.
Домашний труд (1ч). Беседа
Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.
Игра-соревнование «Мои домашние обязанности»
Деятельность обучающихся: Беседуют на тему «Что такое труд» и почему он необходим каждому человеку, играют в соревнование «Мои домашние обязанности» для формирования убеждения в общественной значимости и необходимости бытового труда, труда не только для себя, но и других.
Форма контроля: Наблюдение, беседа
Работать и зарабатывать (1ч). Урок-игра
Работать означает трудиться за вознаграждение.
Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.).
Ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!»
Деятельность обучающихся: Беседуют, в ходе беседы у детей формируются представления о значении слов «работать» и «зарабатывать», решают ситуационные задачки, которые помогают понять значения слов «работать» и «зарабатывать», играют в игру «Вот так заработали!», которая помогает понять, что можно заработать или получить за свои поступки или поведение и это слово имеет разные значения.
Форма контроля: Наблюдение, беседа, решение учебно-познавательных задач.
Все работы хороши, выбирай на вкус (1). Урок-игра
Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги.
Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны».
Деятельность обучающихся: Работают в малых группах. Играют в игру «Что создается трудом» в следствие, которой получают представления о том, что в результате труда создаются продукты труда, которые могут быть использованы как для собственных нужд, так и для продажи другим людям. Участвуют в викторине «Угадай профессию» для систематизации знаний о разных профессиях и их значения для людей. Разгадывают загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» для формирования целостного представления детей о профессиях.
Форма контроля: Наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.
Все работы хороши, выбирай на вкус (2).Мастерская
Продукты труда: товары и услуги.
Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).
Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»
Деятельность обучающихся: Работают в малых группах, учитывая мнение партнеров. Разгадывают загадки «Все профессии важны, все профессии нужны», продолжая знакомиться с новыми профессиями, и обогащают свой словарь существительными по теме занятия.
Форма контроля: Наблюдение, беседа, опрос, выполнение учебно-практических задач.
Трудиться - всегда пригодиться (1ч). Беседа
Что будет, если люди перестанут работать и трудиться.
Загадки, рисование
Деятельность обучающихся: Читают сказки о трудолюбии и отрицательном отношении к лени, обсуждают, что сказки помогают стать лучше, учат ценить время, труд, мир, дружбу, любовь. Разгадывают загадки на тему профессий, представляют какими должны быть представители этих профессий и рисуют их.
Форма контроля: Наблюдение, беседа, опрос, выполнение учебно-практических задач.
7.Мини-спектакль «В волшебном лесу» (1ч)
Интерактивный мини-спектакль
Деятельность обучающихся: Смотрят интерактивный мини-спектакль, который учит детей базовым знаниям по финансовой грамотности (Что такое деньги, что такое экономия, формирование семейного бюджета.)
Форма контроля: Наблюдение, опрос.
8.Труд – основа жизни (1ч), Урок-игра
Итоговое мероприятие по теме.
Деятельность обучающихся: Участвуют в итоговом мероприятии по теме, формируя положительное отношение к труду и его результатам.
Форма контроля: Наблюдение, беседа, опрос, выполнение учебно-практических задач.
Контрольно-оценочные средства
- игры-соревнования;
- наблюдение, беседа, опрос, анкетирование;
-решение учебно-познавательных задач.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.
Условия реализации программы
V.1 Материально-техническое обеспечение программы (материалы и оборудование, наглядные пособия и др.)
V.2 Учебно-методическое обеспечение
Организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется очно. Комплексные занятия проходят по комбинированному типу, так как включает в себя повторение пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов.
На занятиях используются следующие формы и методы реализации программы.
Различные формы учебной работы (вид занятия) существенно повышают эффективность занятий и интерес обучающихся к ним. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы обучащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащегося. При этом педагог оказывает учащемуся такую помощь, которая не подавляет его активности и способствует выработке навыков самостоятельной работы.
V. 3 Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагога: высшее педагогическое образование, соответствующее направленности программы, курсовая подготовка по дисциплине «Финансовая грамотность», курсовая подготовка педагога дополнительного образования.
V.4 Информационно-образовательные ресурсы
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
Список использованной литературы
Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021)
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р)
3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 (ред. от 30.09.2020) «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
5. Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ_от 23.08.2017 N 816
Список литературы для педагога
1) Семенкова, Е.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» [Текст] / Е.В. Семенкова, Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: Вита-Пресс, 2019. - 28 с.
2) Семенкова, Е.В. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников [Текст] / Е.В. Семенкова, Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: «ВАКО», 2019. – 72 с.
3) Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику [Текст] / А.А. Смоленцева. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019 – 176 с.
4) Стахович, Л.В. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников [Текст] / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва, ВИТА-ПРЕСС, 2019 – 29 с.
5) Стахович, Л.В. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» [Текст] / Л.В. Страхович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 68 с.
6) Стахович, Л.В., Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников [Текст] / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 25 с.
7) Стахович, Л.В., Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» [Текст] / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 61 с.
8) Стахович, Л.В., Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» [Текст] / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. -54 с.
Список литературы для обучающихся и родителей
- Стахович, Л.В., Советы родителям: говорите с детьми о финансах [текст] / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 28 с.
Электронные образовательные ресурсы
- https://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhkovoi-raboty-po-finansovo-
yekonomicheskoi-gramotnosti-doshkolnikov-yekonom-ka-vozrast-5-7-let.html
- https://infourok.ru/programma-finansovaya-gramotnost-dlya-detey-let-3944208.html
11