МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КИГБАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Методическая разработка внеурочного занятия
по «Финансовой грамотности»
для 4-5 классов
Квест-игра:«Мы, ребята, деловые»
\
Авторы: |
Решетникова Надежда Михайловна, учитель ИЗО и технологии |
Глухова Ольга Николаевна, учитель физической культуры. |
|
|
Пермь, 2019
Технологическая карта занятия (Финансовая грамотность)
Авторы:
Решетникова Надежда Михайловна - учитель ИЗО и технологии, МБОУ Кигбаевская СОШ, Сарапульский района
Глухова Ольга Николаевна - учитель физической культуры, МБОУ Кигбаевская СОШ, Сарапульский района
Тема: Квест-игра - «Мы, ребята, деловые»
Форма проведения: занятие-игра по станциям: «Мы, ребята, деловые».
Участники: учитель, учащиеся 4-5 классы.
Цель: Развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи:
1. Способствовать формированию экономического образа мышления.
Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.
Формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы.
Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание себя как части семьи, общества;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
развивать умение работать в группе,
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
развитие коммуникативной культуры учащихся;
выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер. Видеопроектор. Экран.
Карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А4.
Набор продуктов: сок, молоко, консервы, шоколад.
Приложение: Презентация.
Форма работы участников: групповая (командная)
Время занятия: 60 мин.
Заключение:
Данное занятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся начальных классов. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика
|
1. Оргмомент (2 мин.) | Приветствие учащихся. Формирование групп. | Приветствие учителя. Организация и настрой на учебную деятельность. |
2. Мотивация(5 мин.) | Создает эмоциональный настрой. Формулирует задание. |
|
3. Игра по станциям (40 мин.)
| Раздает маршрутные листы. | Получают маршрутные листы. |
Станция 1. «ТРУД» (5мин.)
| Объясняет. Контролирует время выполнения задания. Проверяет правильность выполнения задания. Выдает бумажные жетоны в виде железных рублей.
(На каждой станции деятельность учителя выполняет волонтер (обучающийся старших классов, учитель)
| Выполняют задания. Отгадывают, зашифрованы пословицы. Называют, какие профессии они знают, и какую потребность человека они удовлетворяют? |
Станция 2. «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?» (7 мин.)
| Ребята угадывают, кому из мультипликационных героев принадлежат слова. Записывают ответы на листке в столбик. | |
Станция 3. «МУЛЬТ-ВАЛЮТА» (7 мин.)
| Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма. | |
Станция 4. «МАГАЗИН» (5 мин.)
| Выполняют задание по формированию культуры поведения покупателя. Располагают по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. | |
Станция 5. «ВИЗИТКА ТОВАРА» (7 мин.)
| Изучают информацию о товаре, делают запись в таблицу, т. е составляют визитную карточку товара. | |
Станция 6. «У ЗОЛУШКИ» (7 мин.)
| Придумывают и нарисуют на листе А4 рекламу новых конфет, которые хотели бы производить на своей кондитерской фабрике. | |
4. Рефлексия. Подведение итогов игры. (10 мин.)
| Объявляет итоговые баллы и команду-победителя. Проводит награждение. | Оценивают свою деятельность. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет интересное занятие – квест-игра по финансовой грамотности. Мы будем работать вместе с учениками из параллельного класса. В игре принимают участие две команды: учащиеся
4 «А»класса и учащиеся из 4 «Б» класса
- Квест – это игра-путешествие, в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий.
Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом.Каждая из команд совершит путешествие по 6-ти станциям. У каждой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, название станций. На станциях учащиеся – волонтеры будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит бумажные жетоны в виде железных рублей. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных денег и определят победителя.
Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие? Команды готовы? Тогда давайте представимся! (Представление команд и получение маршрутных листов).
Мы соединимся вновь через 40 минут для обсуждения и подведения итогов и награждения.
Станция 1.«ТРУД»
Ведущий: Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо много трудиться. А вы ребята знаете пословицы о труде? (ответы). Отгадайте, какие пословицы зашифрованы, (на экран выводятся правильные пословицы, дети получают за каждый ответ по две монеты – 2 руб.)
(ответ)
А«Без труда не вытащишь | лучше большого безделья» |
Б«От труда здоровеют, | гуляй смело» |
В «Маленькое дело | и рыбку из пруда» |
Г «Сделал дело, | а от лени болеют» |
Д «Без денег торговать | как без соли хлебать» |
А | Б | В | Г | Д |
3 | 4 | 1 | 2 |
5
|
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, что такое профессия?(ответы детей: профессия-это труд). Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Назовите, какие профессии вы знаете, и какую потребность человека они удовлетворяют? (дети отвечают по очереди и зарабатывают очки своей команде, за каждую профессию получают монету в размере – 1 руб.)
Станция 2.«УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»
Ведущий: Ребята записывают ответы на листке в столбик. Затем ответы выходят на экране, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
И происходит подсчет баллов.
Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова:
1. "Средства у нас есть. У нас ума не хватает" (Кот Матроскин из "Простоквашино")
2. "Ах, владеть подвалом хорошо, но еще лучше купаться в этих прохладных кругленьких монетах. Чудесно нырять в них как дельфин и как суслик в них зарываться, подбрасывать их вверх и этим дождем наслаждаться" (СкруджМакдак из "Утиных историй")
3. "В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион" (Беладонна, "Приключение поросенка Фунтика")
4. "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" (Дядя Федор из "Простоквашино")
5. "А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца" (Мужик из "Падал прошлогодний снег")
6. "А я ничего выписывать не буду! Я экономить буду" (Матроскин из "Простоквашино")
7. "Несите ваши денежки, иначе быть беде" (Кот Базилио, "Приключения Буратино")
8. "Меньше можно, больше ни-ни" (Беладонна, "Приключение поросенка Фунтика")
Станция 3. «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»
Ведущий:Соотнесите валюту, используемую в мультфильмах с названием. Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
Валюта | Соединить | Название мультфильма |
Сольдо |
| Али-баба и 40 разбойников |
Пиастры |
| Незнайка на луне |
Эре |
| Утиные истории |
Доллар |
| Малыш и Карлсон |
Сантик |
| Остров сокровищ |
Динары |
| Приключение Буратино |
(ответ)
Валюта |
| Название мультфильма |
Сольдо |
| Приключение Буратино |
Пиастры |
| Остров сокровищ |
Эре |
| Малыш и Карлсон |
Доллар |
| Утиные истории |
Сантик |
| Незнайка на луне |
Динары |
| Али-баба и 40 разбойников |
Станция 4. «МАГАЗИН»
Ведущий: Вы пришли в магазин, расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
A. Выложить продукты из тележки.
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять тележку.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
(ответ)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ж | Г | В | Ё | А | Е | Б | Д
|
Станция 5. «ВИЗИТКА ТОВАРА»
Ведущий: Ребята у вас на столе лежит набор продуктов: сок, молоко, консервы, шоколад. Заполните таблицу. За правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
Название товара | Дата изготовления | Срок годности | Условия хранения | Состав | Цена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Станция 6. «У ЗОЛУШКИ»
Ведущий: Всем известно, что для успешной продажи товара, очень важна его реклама. Придумайте и нарисуйте на листе А4 рекламу новых конфет, которые вы бы хотели производить на своей кондитерской фабрике. За рекламу своих конфет группа получает по пять монет – 5 руб.
Подведение итогов:
Все команды собираются вместе, волонтеры подсчитывают жетоны – монеты и объявляется победитель.
Использованный УМК:
Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д. Симоненко, Т. А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.
Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В. Д., Степченко Т. А. - М.: Вита-Пресс, 2004.
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Обществознание 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений// под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2015.
Федеральный закон от 29.12.2012 "№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций: Серия «Учимся разумному финансовому поведению», М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.
Обществознание: учебное пособие для общеобразовательных организаций./Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2012.
Интернет – источники:
https://fmc.hse.ru/ - Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций//Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (электронный ресурс);
http://www.вашифинансы.рф/ - сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан;
http://fingram34.ru/– сайт регионального центра финансовой грамотности.
http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;
http://www.iloveeconomics.ru -Сайт «Экономика для школьника».
П РИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Приложение 2.
Станция «ТРУД»
Отгадайте, какие пословицы зашифрованы.
А «Без труда не вытащишь | лучше большого безделья» |
Б«От труда здоровеют, | гуляй смело» |
В «Маленькое дело | и рыбку из пруда» |
Г «Сделал дело, | а от лени болеют» |
Д «Без денег торговать | как без соли хлебать» |
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Станция «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»
Запишите ответы на листке в столбик. Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова.
1. "Средства у нас есть. У нас ума не хватает"
2. "Ах, владеть подвалом хорошо, но еще лучше купаться в этих прохладных кругленьких монетах. Чудесно нырять в них как дельфин и как суслик в них зарываться, подбрасывать их вверх и этим дождем наслаждаться"
3. "В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион"
4. "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет"
5. "А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца"
6. "А я ничего выписывать не буду! Я экономить буду"
7. "Несите ваши денежки, иначе быть беде"
8. "Меньше можно, больше ни-ни"
Приложение 4.
Станция «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»
Стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма.
Валюта | Соединить | Название мультфильма |
Сольдо |
| Али-баба и 40 разбойников |
Пиастры |
| Незнайка на луне |
Эре |
| Утиные истории |
Доллар |
| Малыш и Карлсон |
Сантик |
| Остров сокровищ |
Динары |
| Приключение Буратино |
Приложение 5.
Станция «МАГАЗИН»
Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять тележку.
Приложение 6.
Станция «ВИЗИТКА ТОВАРА»
На столе лежит набор продуктов: сок, молоко, консервы, шоколад. Заполните таблицу.
Название товара | Дата изготовления | Срок годности | Условия хранения | Состав | Цена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7.
Станция «У ЗОЛУШКИ»
П ридумайте и нарисуйте на листе А4 рекламу новых конфет, которые вы бы хотели производить на своей кондитерской фабрике.
Приложение 8.
Маршрутная карта
Команда _______________________________________________
Номер станции | Название станций |
1 | Станция «ТРУД» |
2 | Станция «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?» |
3 | Станция «МУЛЬТ-ВАЛЮТА» |
4 | Станция «МАГАЗИН» |
5 | Станция «ВИЗИТКА ТОВАРА» |
6 | Станция «У ЗОЛУШКИ» |
Маршрутная карта
Команда _______________________________________________
Номер станции | Название станций |
1 | Станция «У ЗОЛУШКИ» |
2 | Станция «ВИЗИТКА ТОВАРА» |
3 | Станция «МАГАЗИН» |
4 | Станция «МУЛЬТ-ВАЛЮТА» |
5 | Станция «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?» |
6 | Станция «ТРУД» |
Приложение 9.
Станция «У ЗОЛУШКИ» |
Станция «ВИЗИТКА ТОВАРА» |
Станция «МАГАЗИН» |
Станция «МУЛЬТ-ВАЛЮТА» |
Станция «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?» |
Станция «ТРУД» |
Приложение 10.