ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
На сегодняшний день для Российской Федерации имеют особую актуальность вопросы повышения финансовой грамотности. В силу особенностей исторического развития страны большинство населения России не только имеет слабое представление о принципах функционирования финансовых рынков и возможностях инвестирования на них, но и испытывает колоссальное недоверие к институтам финансовых рынков.
Так, одной из основных задач Национальной программы является: «Организация системы финансового образования и просвещения, способствующей передаче знаний и навыков финансовой грамотности всем категориям населения России». [1]
Таким образом, одной из задач дошкольного образования является - «воспитание финансовой грамотности дошкольника», которая может быть успешно достигнута при условии активного взаимодействия детского сада и семьи.
Рассмотрим, каким образом педагог может помочь родителям в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников.
Всем известны различные формы работы с родителями, которые можно классифицировать на группы: традиционные и нетрадиционные.
Традиционные
анкетирование, опросы
тематические беседы,
родительские собрания
консультации для родителей
Дни открытых дверей
Папки-передвижки
Стенгазеты
Памятки
Буклеты
Листовки
Конкурсы и т.д.
Нетрадиционные (современные)
Конференция
«Круглый стол»
Родительские гостиные
Консультативный пункт
Деловая игра
сайт ДОУ
сайт педагога
приложение «Вайбер»
Итак, прежде чем нам начать работу с родителями по развитию их компетенции в вопросах финансовой грамотности, для начала необходимо узнать:
1.Что они об этом знают?
2.Какими навыками владеют?
3.Умеют ли применять свои знания и умения на практике?
Таким образом, можно выделить следующие этапы работы с родителями:
Анкетирование
Родительское собрание
Консультирование
1. Анкетирование.
Анкетирование помогает педагогу лучше ориентироваться в педагогических потребностях финансовой грамотности каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Например, для того чтобы выявить уровень финансовой грамотности родителей и осознания необходимости финансовой грамотности в жизни, в анкете можно предложить следующие вопросы:
Анкета
№ 1 Что означает понятие «финансовая грамотность»?
№ 2 Вы финансово грамотный человек?
№3 Из каких источников Вы бы хотели получать информацию по вопросам финансовой грамотности?
№ 4 На сегодняшний день Вы бы занялись своей финансовой грамотностью?
№ 5 «Дети» и «финансовая грамотность» совместимые понятия?
№ 6 Что именно Вас интересуют в плане повышения уровня своей финансовой грамотности?
№ 7 Важно ли для человека в современном обществе вести учет личных денежных планировать свой бюджет?
№ 8 Вы ведете учет своих личных денежных средств?
2. Родительское собрание.
Далее (на собрании) родителей информируют том, какую именно работа будет вестись в ДОУ (группе) по формированию у детей финансовой грамотности.
Темы для родительских собраний многообразны. Определиться с темой, также помогут анкеты и опросы родителей.
Например, «Чему я могу научить ребенка в вопросах финансовой грамотности»; «Нужны ли детям деньги?»; «Финансово грамотные родители» и т.д.
3.Консультирование.
Подробнее остановимся на последнем этапе – это консультационная работа.
Консультация может проводиться не только устно, но и письменно.
Письменные формы: стенды, стенгазета, памятки, листовки, буклеты, фотографии, списки литературы, ссылки на сайты (личный сайт педагога).
В буклетах, например, может быть представлена информация об интернет - ресурсах, интернет-программах, направленных на повышение финансовой грамотности семей, ежегодный календарь основных событий для семей, проводимых в России, посвящённых финансовой грамотности, калькуляторы семейного бюджета и т.д.
Памятки - познакомят родителей с определенными правилами реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, в вопросах формирования финансовой грамотности у детей.
Но на сегодняшний день наиболее эффективными консультациями для родителей являются консультации, проводимые с использованием активных форм взаимодействия.
Родительская конференция.
Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях по формированию финансовой грамотности могут выступать педагоги, педагоги-психологи, представители банка, юристы и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделировать жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области финансового воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Клубы для родителей.
Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов (банкиры, юристы, экономисты, финансисты, аудиторы и т.д.)
Также, одной из современных форм работы с родителями являются ИКТ –технологии. Это могут быть консультации педагогов, специалистов, ссылки на нормативные документы или сайты, направленные на развитие компетенции родителей в вопросах финансовой грамотности, расположенные на сайте ДОУ, личном сайте педагога.
А также демонстрация, разработанных педагогом интерактивных плакатов, дайджестов, игр, презентаций, в рамках проведения родительского собрания, «Круглого стола», конференции и т.д.
Для примера рассмотрим интерактивный дайджест от Сбербанка. [2]
Кроме этого, педагог, работая с родителями, может воспользоваться интернет сервисами, которые предлагают различные интерактивные игры для формирования финансовой грамотности.
Игра «Жека» [3]
Разработчики расшифровывают аббревиатуру ЖКХ, как «Живи Как Хозяин».
Цель игры — научить детей и взрослых экономить на ЖКУ, освоив современные технологии энергосбережения. В центре сюжета - семейство Лазаревых, получившее в наследство четырёхкомнатную квартиру. Счёт за ЖКХ Лазаревых закономерно ужаснул. На помощь семье приходит домовенок ЖЭКа (за него вы и играете), который рассказывает, как существенно уменьшить счёт. У игры три уровня: «Квартира», «Дом», «Квартал»
Квест-игра «Финансовые будни» [4]
Основной целью игры-квеста является помощь подросткам и взрослым в понимании правил аккуратного обращения с личными финансовыми средствами в различных жизненных ситуациях. Основные, рассматриваемые темы: поиск надежного банка, финансовая терминология, страхование, личный бюджет, кредитный договор, кредитная карта.
Несомненно, ИКТ-технологии можно использовать для развития финансовой грамотности и самих дошкольников.
Известно, что основной вид деятельности в дошкольном детстве — игра.
Интерактивная игра является одним из средств формирования основ экономической культуры детей. Главной особенностью интерактивных игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют и осваивают знания, овладевают умениями и навыками.
В интерактивных играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Интерактивные игры для детей, направленные на формирование представлений об экономике и финансах, педагог может создавать в программе MicrosoftPowerPoint, а также в интернет-сервисе Learningapps, которые в последующем можно разместить на у себя на сайте или на сайте ДОУ. [5]
Список источников и литературы:
1.Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, Москва, 2009
2. Сбербанк для детей и родителей «Детские деньги: полезная информация для детей и родителей о деньгах и управлении ими» ссылка
3.Первая обучающая игра по ЖКХ «ЖЭКа» ссылка
4.Квест-игра «Финансовые будни» ссылка
5. Интернет-сервис Learningapps ссылка
6.Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9. - С. 3-6.
7.Коннова З.П., Малышева И.В., Пенькова Л.А., Пыркова С.В. Развитие игровой активности дошкольников. – Сфера. – 2010.
7


