«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов

Программа для 1 -4 классов разработанная на основе учебников по предмету.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»


(общеинтеллектуальное направление)

1 час в неделю на 4 года обучения

(1 класс – 33 часа в год, 2-4 класс – 34 часа в год)










Автор-составитель:

Смирнова Ю.В,

учитель начальных классов



Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих документов:

Рабочая программа «Финансовая грамотность» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Организация внеурочной деятельности обеспечивается следующей нормативно-правовой базой:

  1. ФЗ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ»

  2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

  3. Письмо ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373.

  5. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

  6. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 “О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;


Цель:
Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:

- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.


Преемственность и межпредметное взаимодействие:

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.

Место предмета: занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз в

неделю по1часу; в 1м классе 33 часа в год, в последующих классах -34часа.


Работа с детьми с ОВЗ


Учащихся с ограниченными возможностями здоровья финансовое образование дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений, может помочь в решении проблемы финансирования образования или решение жилищной проблемы через финансовое планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами, помогает управлять личными финансами, оптимизирует расходы и доходы. Финансовая грамотность учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствует адаптации к современным экономическим условиям и облегчает выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности:


Освоение программы курса «Основы финансовой грамоты» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • составление простых планов с помощью учителя;

  • понимание цели своих действий;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о роли денег в семье и обществе;

  • умение характеризовать виды и функции денег;

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

  • проведение элементарных финансовых расчётов.




Содержание программы и примерный перечень компетенций.


Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись?


Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

-Объяснять причины и приводить примеры обмена.

-Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

-Описывать свойства товарных денег.

-Приводить примеры товарных денег.

-Приводить примеры первых денег.


Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.


Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

-Объяснять, почему появились монеты.

-Описывать купюры и монеты.

-Сравнивать металлические и бумажные деньги.

-Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.


Тема 3. Какие деньги были раньше в России.


Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

-Описывать старинные российские деньги.

-Объяснять происхождение названий денег.


Тема 4. Современные деньги России и других стран.


Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

-Описывать современные российские деньги.

-Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

- Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

-Приводить примеры иностранных валют.


Тема 5. Откуда в семье деньги?


Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

-Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

-Объяснять причины различий в заработной плате.

- Объяснять, кому и почему платят пособия.

-Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.


Тема 6. На что тратятся деньги.


Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

-Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

- Сравнивать покупки по степени необходимости.

-Различать планируемые и непредвиденные расходы.

- Объяснять, как появляются сбережения и долги.


Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами.


Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

-Объяснять, как управлять деньгами.

-Сравнивать доходы и расходы.

-Объяснять, как можно экономить.

-Составлять бюджет на простом примере.


Тема 8. Как делать сбережения.


Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

-Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

-Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

-Сравнивать разные виды сбережений.



Тематический план для 1 класса


занятия

Тема занятия

Теория

Практика

Форма занятия

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают

5

12


1-4

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

3

Беседа,

игровая деятельность,

5-8

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.


1

3

Беседа, практические занятия

9-12


Какие деньги были раньше в России.

1

3


13-16

Защита от подделок

1

3

Беседа, практические занятия

17-18

Современные деньги России и других стран.

1

1

Сюжетно – ролевая игра

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье.

1

3


19-22

Откуда в семье деньги.

1

3

Беседа, практические занятия, исследование.

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

1

3


23-26

На что тратятся деньги.

1

3

Беседа, практические занятия, мини-исследование

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

2

6


27-30

Как умно управлять своими деньгами.


1

3

Беседа, практические занятия

31-34

Как делать сбережения.

1

2

Беседа, практические занятия, экскурсия.


Итого часов: 33

9

24



Тематический план для 2 класса


занятия

Тема занятия

Теория

Практика

Форма занятия

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают

5

13


1-4

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

3

Беседа,

игровая деятельность,

5-8

Рассмотрим деньги поближе.


1

3

Беседа, практические занятия

9-12


Какие деньги были раньше в России.

1

3


13-16

Защита от подделок

1

3

Беседа, практические занятия

17-18

Современные деньги России и других стран.

1

1

Сюжетно – ролевая игра

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье.

1

3


19-22

Откуда в семье деньги.

1

3

Беседа, практические занятия, исследование.

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

1

3


23-26

На что тратятся деньги.

1

3

Беседа, практические занятия, мини-исследование

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

2

6


27-30

Как умно управлять своими деньгами.


1

3

Беседа, практические занятия

31-34

Как делать сбережения.

1

3

Беседа, практические занятия, экскурсия.


Итого часов: 34

9

25






Тематический план для 3 класса


занятия

Тема занятия

Теория

Практика

Форма занятия

Тема 1. Что такое деньги и какими +они бывают

5

13


1-4

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

3

Беседа, сюжетная игра.

5-8

Рассмотрим деньги поближе.


1

3

Беседа, практические занятия

9-12


Какие деньги были раньше в России.

1

3

Беседа, практические занятия

13-16

Защита от подделок

1

3

Беседа, практические занятия

17-18

Современные деньги России и других стран.

1

1

Сюжетно – ролевая игра

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье.

1

3


19-22

Откуда в семье деньги.

1

3

Беседа, практические занятия

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

1

3


23-26

На что тратятся деньги.

1

3

Беседа, практические занятия

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

2

6


27-30

Как умно управлять своими деньгами.


1

3

Беседа, практические занятия

31-34

Как делать сбережения.

1

3

Экскурсия.


Итого часов: 34

9

25




Тематический план для 4 класса


Занятия

Тема занятия

Теория

Практика

Форма занятия

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают

10

10


1-4

Как появились деньги.

2

2

Беседа

5-8

История монет.


2

2

Беседа, практические занятия

9-12


Бумажные деньги.

2

2

Беседа, практические занятия

13-16

Безналичные деньги.

2

2

Беседа, практические занятия

17-20

Валюты.

2

2

Сюжетно – ролевая игра

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье.

2

2


21-24

Откуда в семье берутся деньги.

2

2

Беседа, практические занятия

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

2

3


25-29

На что семья тратит деньги.

2

3

Беседа, практические занятия

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

2

3


30-34

Как правильно планировать семейный бюджет.


2

3

Беседа, практические занятия


Итого часов: 34

16

18




Список рекомендуемой литературы

1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

4. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

5. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

6. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007

7. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

8. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.

9. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.


Интернет-источники

Методика

1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html

По этой ссылке вы попадаете в раздел компьютерных игр. В курсе может быть использована игра «Карл» (создание собственной фирмы и навыки предпринимательства).

2. Сайт «Основы экономики» http://basic.economicus.ru

Содержит учебно-методические материалы для школьного курса экономики от начальной до старшей школы. Раздел «Инфотека» включает учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека» содержит большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся основной и старшей школы. Также на сайте имеется путеводитель по истории экономической мысли и обзор основных ресурсов российского и зарубежного Интернета, посвящённых школьному образованию.

3. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением http://ecschool.hse.ru 4.

Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя»

http://zanimatika.narod.ru/

5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

6. Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления»

http://www.mind-map.ru

Сайт посвящён истории, философии, технике создания и применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

7. Сайт тренингового центра «Стимул» http://www.stimul.biz/ru/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике.

8. Метод «дерево решений» http://www.forex4.info/index.php/finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

9. Сайт «Тостер». Как построить дерево решений http://toster.

10. Портал для счастливых нижегородских родителей «НН Мама».

Тренинг мозгового штурма http://www.nnmama.ru/content/evolution/

Methods/tamberg4


Актуальная информация, статистика

1. Сайт Федеральной службы государственной статистики http://

www.gks.ru/

2. Сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/

3. Сайт «История денег» http://pro.lenta.ru/money 4. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru 5. Сайт Общества защиты прав потребителей — http://ozpp.ru/laws/zpp.php

6. «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru

7. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata

8. Портал «Профориентир» «Мир профессий» — http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

9. JobFair.ru — карьерный проект по поиску вакансий и работы для студентов и молодёжи, ярмаркам вакансий, стажировкам выпускников и составлению резюме. Статья «Новые профессии XXI века» — http://www. jobfair.ru/articles/102

10. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/

11. Сайт «Всё о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php

12. Сайт страховой компании «Уралсиб» (о ДМС) — http://www. uralsibins.ru/moscow/retail/dms/index.wbp

13. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» (о страховании школьников)

14. Сайт Форекс — http://www.forex4.info/


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее