«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа учебной дисциплины одб.06 биология

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ГБОУ СПО НСО НКТТ им Н. А. Лунина Барабинский филиал











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.06 БИОЛОГИЯ







Разработчик:

Зуева А.И. преподаватель биологии

1 квалификационная категория















г. Барабинск

Содержание


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.

  2. Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины.

  3. Примерные темы рефератов, докладов, индивидуальных проектов.

  4. Примерный тематический план.

  5. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов.

  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины «Биология».

  1. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых

учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

  1. Рекомендуемые источники.

































  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Биология

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины

«Биология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.). Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Рабочая программа по учебной дисциплине «Биология» разработана с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС).

Предназначена для специальностей:

23.01.09 «Машинист локомотива»;

08.01.23 «Бригадир-путеец»;

23.01.10 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава»;

23.01.13 «Электромонтер тяговой подстанции»

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Биология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО технического профиля профессионального образования.






    1. Цели и задачи рабочей программы дисциплины «Биология»

  • получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.


    1. Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

  • сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;

  • понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

  • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

  • способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

  • готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • обладание навыками безопасной работы во время проектно- исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

  • способность использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • метапредметных:

  • осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

  • повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

  • способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  • умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

  • способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

  • способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

  • предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

    • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

    • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.





  1. Структура и содержание учебной дисциплины «Биология»


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

126

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

84

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:

20


подготовка презентаций, сообщений

проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий

42

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

\

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, контрольная работа

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Демонстрации

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера.

Царства живой природы.

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта занятий

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования»

2

1












2


3

Раздел 1

Учение о клетке

12


Тема 1.1 Химическая организация клетки

Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.


1




1



Лаб/работа. №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.»

Лаб/работа. №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.»

Входная контрольная работа №1


2



2


3



Практическое занятие №1

Решение цитологических задач

Демонстрации

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Краткие сведения из истории изучения клетки»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «История изучения клетки».






3






2


3

Тема 1.2. Строение и функции клетки


Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.


1


Лаб/работа. №3 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.»

Практическое занятие №2

Создание буклета «Строение клетки»


2



3


Демонстрации

Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных.

Строение вируса.

Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой:составление рефератов по теме «Строение микроскопа: основные органоиды клетки. Вирусы, профилактика СПИДа,»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: « Вирусы»









2



3

Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке


Пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.

Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Практическое занятие №3

Решение задач по теме «Биохимия клетки»

Демонстрации

Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Ген и его роль в биосинтезе»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «ДНК — носитель наследственной информации.»


1





3





3


3

Тема 1.4. Жизненный цикл клетки

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.

Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Митоз. Цитокинез.

Лабораторная работа №4

«Изучение митоза растительной клетки под микроскопом»

Демонстрации

Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Современная клеточная теория»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Современная клеточная теория.История и современное состояние.»


1



2





2


3

Раздел 2

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

13


Тема 2.1. Размножение организмов

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.


Практическое занятие №4

«Способы бесполого размножения на примере растений»

Демонстрации

Многообразие организмов.

Образование половых клеток.

Мейоз.

Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Способы размножения организмов в природе»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Мутагенные свойства вредных веществ»


1





2








3


3

Тема 2.2.Индивидуальное размножение организмов

Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Демонстрации

Индивидуальное развитие организма.

Типы постэмбрионального развития животных.

Лаб/работа. № 5 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Вредное влияние никотина и алкоголя на онтогенез человека»

Темы для подготовки сообщений и рефератов:

«Наследственные заболевания и профилактика, предупреждение формирования у студентов вредных привычек»


1










3



2


3

Тема 2.3.Индивидуальное развитие человека

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Практическое занятие №5

Создание буклета «Последствие вредных привычек на развитие и здоровье человека»

Демонстрации

Индивидуальное развитие организма.

Типы постэмбрионального развития животных.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Репродуктивное здоровье»

Темы для подготовки сообщений и рефератов:

«Влияние курения, употребление алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка»


1


3







2



3

Раздел 3.

Основы генетики и селекции

16


Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Практическое занятие№6

Составление простейших схем моногибридного скрещивания.

Практическое занятие №7

Составление простейших схем дигибридного скрещивания.

Практическое занятие №8

«Решение генетических задач и составление родословных».

Практическое занятие№9

Решение генетических задач.

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом.

Сцепленное наследование. Мутации.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Наследственность, изменчивость, генотип, фенотип. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание, I закон Менделя.

Темы для подготовки сообщений и рефератов: « Наследственная информация и передача её из поколения в поколение»



1







2



2



3


3









2




3

Тема 3.2.Закономерности изменчивости

Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

Практическое занятие№10

Анализ фенотипической изменчивости.

Лаб/работа. №6 Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Демонстрации

Наследственные болезни человека.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой:

«Определение модификационной изменчивости; норму реакции, вариационный ряд».

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Генетика и медицина»


1





3


3






2



3

Тема 3.3.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Генетика теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Практическое занятие №11

«Составление картосхемы «Родина домашних животных по Вавилову»

Практическое занятие №12

«Составление картосхемы «Родина культурных растений по Вавилову»

Демонстрации

Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных.

Гибридизация. Искусственный отбор.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Основные методы селекции»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений»


1









3




3







2



3

Раздел 4.

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

14


Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

Практическое занятие№13

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Практическое занятие № 14

Составление эволюционного древа растительного мира.

Практическое занятие № 15

Составление эволюционного древа животного мира.

Демонстрации

Эволюционное древо растительного мира.

Эволюционное древо животного мира.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Донаучные представлении о самозарождении жизни. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф.Реди и эксперименты Л.Пастера»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Гипотезы происхождения жизни»



1




3




3



3






2




3

Тема 4.2.История развития Эволюционных идей

Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

Практическое занятие № 16

«Сравнение эволюционных учений К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина»

Демонстрации

Эволюционное древо растительного мира.

Эволюционное древо животного мира.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Эволюционное учение Ч. Дарвина»


1




3







2



3

Тема 4.3.Микроэволюция и макроэволюция

Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.

Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Практическое занятие №17

«Составление картосхемы «Охраняемые территории России»

Практическое занятие № 18

«Описание особей одного вида по морфологическому критерию».

Практическое занятие № 19

Составление сравнительной таблицы «Доказательства эволюции»

Лаб/работа. № 7 «Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)»

Экскурсия№1

Многообразие видов.

Экскурсия№12

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).

Демонстрации Критерии вида. Структура популяции.

Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.

Представители редких и исчезающих видов растений и животных.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Основные направления эволюционного прогресса.»


1










3


3


3


3



2


2











2



3



Раздел 5.


Происхождение человека


5


Тема 5.1. Антропогенез

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Демонстрации

Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов.

Происхождение человека.

Практическое занятие № 20

«Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека»

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: Современные гипотезы о происхождении человека.

Темы для подготовки сообщений и рефератов: Этапы эволюции человека.


1









3



2



3

Тема 5.2.Человеческие расы

Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Демонстрации

Человеческие расы.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Основные этапы эволюции человека: древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Человеческие расы, их происхождение и единство.»


1



2




3

Раздел 6

Основы экологии

18


Тема 6.1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Практическое занятие №21

«Создание макета «Агроэкосистема сада»


Практическое занятие №22

«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

Практическое занятие №23

«Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)»

Практическое занятие №24

«Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе


Экскурсия№3

Естественные и искусственные экосистемы своего района.



Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества.

Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы.»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Типы взаимоотношений организмов, пищевые связи»


1







3



3




3





3




2











2




3

Тема 6.2. Биосфера – глобальная экосистема

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере

Практическое занятие №25

«Составление схемы Круговорот важнейших биогенных элементов»

Демонстрации

Схема экосистемы.

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера

Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Роль живых организмов в биосфере»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Учение В. И. Вернадского о биосфере»


1




3







2


3

Тема 6.3. Биосфера и человек

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Практическое занятие №26

«Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум)»

Практическое занятие №27

«Решение экологических задач».

Практическое занятие №28

Создание буклета «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»


Экскурсия№4

Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

Экскурсия№ 5

«Виртуальная экскурсия Новосибирский зоопарк им. Шило»

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера

Схема агроэкосистемы.

Особо охраняемые природные территории России.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Учение о биосфере как глобальной оболочки земли»


1








3




2



3




2


2








2






3

Раздел 7.

Бионика

2


Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Практическое занятие №29

«Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных»

Практическое занятие №30

«Создание модели по аналогии с живыми системами»

Демонстрации

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и технике.

Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике.

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой: «Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами»

Темы для подготовки сообщений и рефератов: «Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики»



1



3






3









2





3

Дифференцированный зачет


2

3

Всего


84


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

    3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. Примерные темы рефератов, докладов, индивидуальных проектов

  • Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

  • Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

  • Драматические страницы в истории развития генетики.

  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

  • История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.

  • «Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии.

  • Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

  • Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения

  • Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

  • Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

  • Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

  • Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

  • Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

  • Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.

  • Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

  • Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

  • Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

  • Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

  • Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

  • Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).

  • Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

  • Экологические кризисы и экологические катастрофы.

Предотвращение их возникновения.





  1. Примерный тематический план




Вид учебной работы

Количество часов

Профиль профессионального образования

Технический

Аудиторные занятия. Содержание обучения

Профессии СПО, специальности СПО

Введение

2

1. Учение о клетке

12

2. Организм. Размножение и индивиду- альное развитие организмов

13

3. Основы генетики и селекции

16

4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

14

5. Происхождение человека

5

6. Основы экологии

18

7.Бионика

2

Итого

82

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка докладов, рефератов, инди- видуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др.

42

Промежуточная аттестация в форме

дифференцированного зачета

2


Всего

126



  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ




Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей.

Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Химическая организация клетки

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.

Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке

Строение и функции клетки

Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.

Наблюдение клеток растений и животных под микро- скопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

Жизненный цикл клетки

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.

Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов




ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


ОРГАНИЗМОВ

Размножение организмов

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.

Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

Индивидуальное развитие организма

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.

Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с при- чинами нарушений в развитии организмов.

Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Индивидуальное развитие человека

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека




Содержание обучения



Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Закономерности изменчивости

Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира.

Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.

Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.

Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.

Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым.

Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.

Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних жи- вотных и микроорганизмов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.

Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно- воздушной, почвенной)

История развития эволюционных идей

Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение

Микроэволюция и макроэволюция

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции.

Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами.

Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс.




Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)


Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство.

Выявление этапов эволюции человека

Человеческие расы





Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология — наука о взаимоотно- шениях организмов между собой и окружающей средой

Изучение экологических факторов и их влияния на организмы.

Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем.

Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.

Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.

Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных при- родных систем (например, леса) и какой-нибудь агро- экосистемы (например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе

Биосфера — глобальная экосистема

Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.

Наличие представления о схеме экосистемы на при- мере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.

Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах

Биосфера и человек

Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.

Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения.

Описание и практическое создание

искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко- логических задач.

Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения воз-




Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)


можных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране

БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике.

Умение строить модели складчатой структуры, используемые в

строительстве



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»


Для реализация программы дисциплины имеется учебный кабинет биологии; лаборантская, посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя. Комплект учебно-наглядных пособий 1.Натуральные наглядные пособия

Узловые вопросы учебного материала темы (раздела)

Учебной программы предмета

Виды и наименование основных средств обучения

Отметка о наличии

Тема 1: Общая хар-ка живой природы

Портреты известных учёных-эволюционистов, зоологов.



Тема 2: Методы научного познания

Микроскоп, микро препараты, коллкции, таблицы


Тема 3: Развитие знаний о клетке. Клеточная теория

Таблица «Растительная клетка», «Животная клетка»


Тема 4: Химический состав клетки

П.С.Х.Л. им. Менделеева

Таблица «Растительная клетка», «Животная клетка», «Синтез белка»,
Модель ДНК


Тема 5: Структура и функции клетки


Таблица «Растительная клетка», «Животная клетка», «Органоиды клетки», Микроскопы, Микро препараты клеток, Динамическое пособие: «деление клетки»


Тема 6: Организм единое целое.
Обмен веществ и превращение энергии.

Таблицы: «Клетка», «ДНК», «Биосинтез белка», «Фотосинтез», «Энергообеспечение клетки»


Тема 7: Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Таблица: «Индивидуальное развитие хордовых», «Взаимодействие частей развивающегося зародыша», «Индивидуальные наборы хромосом».
Таблицы: «Мейоз», «Хромосомный механизм определения пола», «Схема двойного оплодотворения о порытосемянных растений»


Тема 8: Наследственность и изменчивость организмов

Таблицы: «Моногибридное скрещивание и его цитологическая основа», «Дегибридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание», «Мутационная изменчивость растений и животных», «Формы естественного отбора», «Искусственный отбор», «Центры происхождения культурных растений», «Методы работы Мичурина И.В. отдалённая гибридизация»

«Выведение Украинской степной белой свиньи», «Полиплоидия у растений». Гербарии: «Важнейшие культурные растения»
Коллекция: «Приспособления к условиям существования», «Защитные приспособления животных».
Набор муляжей: «Томаты», «Яблоки», «Гибриды и Полиплоиды», «Полиплоидная свекла»
Модель ДНК


Тема 9: Основные закономерности эволюции

Таблицы: «Главные направления эволюции»,

«Видообразование», «Приспособленность организмов», «Микроэволюция на примере индустриального меланизма».
Коллекции: «Формы сохраности млекопитающих», «Ископаемые образцы», «Формы сохраности ископаемых животных», «Примеры конвергенции»,
«Гомология задних конечностей», «Гомология строения черепа позвоночных»,

«Приспособления к условиям существования», «Рудиментарные органы»,
«Характерные черты земноводных, млекопитающих, птиц»



Тема 10: Возникновение и развитие жизни на Земле

Таблица: «Развитие жизни на Земле».
Коллекция: «Формы сохранности ископаемых»


Тема 11: Происхождение человека

Таблицы: «Происхождение человека».
Муляжи: «Представители этапов развития человека», «Доказательства эволюции человека», «Человеческие расы»


Тема 12: Организм и среда

Таблицы: «Биоциноз. Растительные ярусы и животное население», «Биоциноз пресноводных», «Дубравы», «Зарастание водоёма», «Фотопереодизм».
Плакаты: «Экология и охрана природы»


Тема 13: Биосфера

Таблица: «Биосфера».
Плакаты: «Экология и охрана природы».
Глобус: «Модель земного шара»



Оборудование учебного кабинета:

-Рабочие места обучающихся;

-Рабочее место преподавателя;

-магнитная доска;

-демонстрационный стол;

Технические средства обучения:

-Компьютер

-мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по разделам курса.



  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

№ п/п

Вид учебной литературы

Автор, наименование кем издано, год изд. (разработка)

1.

Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образов.
- 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.

В.М. Константинов
А.Г. Резанов
Е.О. Фадеева
под ред.
В.М. Константинова









№ п/п

Вид методического пособия

Автор, наимен. Издано (изг-но) год изд.

1

Экология: учебник для вузов -4-е изд., испр. И доп. – М.: Дрофа, 2005 – 622, [2] с.: ил.

Н.И. Николайкин

Н.Е. Николайкина
О.П. Мелехова

2

Биология для поступающих в ВУЗЫ

А.Г Мустафин, Ф.К. Лакгуева, Н.Г. Быстренина, Н.М. Вахтель, Г.Г. Гринева, О.А. Студийская
Под редакцией академика РАМН профессора В.Н. Ярыгина
Москва «Высшая школа» 1995

3

Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005 – 368с

Колеченко А.К.

4

Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1991. – 350 с.: ил.

Богданова Т.Л

1

Инструкция по технике безопасности в кабинете химии – биологии.


2

Аптечка со средствами первой помощи.


3

Средства пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком)


4

Оборудование для проведения демонстрационных практических и лабораторных работ.


5

Стеллажи с оборудованием и коллекционным материалом.


6

Картотека дидактического материала


7

Комплект научно-популярной и справочной литературы


8

Комплекты учебников


9

Комплекты учебных таблиц


10

Магнитная доска


11

Настенная пластиковая периодическая система Д.И. Менделеева


12

Девятиплафонное освещение



  1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ


Беляев Д. К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л. Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

Ионцева А. Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.

Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10— 11 класс. — М., 2014.


Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2010.

Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.

Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.

Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.

Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М., 2010.

Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.

Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.

Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. — М., 2010.


www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био-

логии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).

www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо- танного в Московском государственном открытом университете).

www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).



Календарно - тематический план учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Количество часов

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, контрольная работа

Введение

2







1.Биологии — наука о живой природе. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция.

2.Методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий.

Раздел 1

12

Учение о клетке

Тема 1.1 Химическая организация клетки

6ч.








1.Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

Лаб/работа. №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.»

2.Краткая история изучения клетки.

Лаб/работа. №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.»

3.Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки и живых организмов.

4.Белки, углеводы, липиды,

5. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Практическое занятие №1

Решение цитологических задач


6. Входная контрольная работа №1

Тема 1.2. Строение и функции клетки



1. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

2.Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.



Лаб/работа. №3 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.»

Практическое занятие №2

Создание буклета «Строение клетки»

Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке


1.Пластический и энергетический обмен.



2.Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.

Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Практическое занятие №3

Решение задач по теме «Биохимия клетки»


Тема 1.4. Жизненный цикл клетки


1.Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.

Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.



2.Митоз. Цитокинез.

Лабораторная работа №4

«Изучение митоза растительной клетки под микроскопом»


Раздел 2

13

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 2.1. Размножение организмов


1.Организм — единое целое. Многообразие организмов.

2.Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.


3. Мейоз.

4.Образование половых клеток и оплодотворение.


5. Практическое занятие №4

«Способы бесполого размножения на примере растений»




Тема 2.2.Индивидуальное размножение организмов




1 Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез.



2. Постэмбриональное развитие.

3. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

4. Причины нарушений в развитии организмов.

5. Лаб/работа. № 5 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»


Тема 2.3.Индивидуальное развитие человека


1.Репродуктивное здоровье.

2. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

3. Практическое занятие №5

Создание буклета «Последствие вредных привычек на развитие и здоровье человека»


Раздел 3.

16

Основы генетики и селекции

Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости


1. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.



2. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Практическое занятие№6

Составление простейших схем моногибридного скрещивания.


3. Дигибридное скрещивание.

Практическое занятие №7

Составление простейших схем дигибридного скрещивания.

4. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.

5. Генетика пола.

Практическое занятие №8

«Решение генетических задач и составление родословных».

6. Сцепленное с полом наследование.

Практическое занятие№9

Решение генетических задач.

7.Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тема 3.2.Закономерности изменчивости


1.Наследственная, или генотипическая, изменчивость.


2.Модификационная, или ненаследственная, изменчивость.

Практическое занятие№10

Анализ фенотипической изменчивости


3. Генетика человека. Генетика и медицина.


4. Лаб/работа. №6 Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.


5. Материальные основы наследственности и изменчивости.

Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.


Тема 3.3.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов


1.Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции.

Практическое занятие №11

«Составление картосхемы «Родина домашних животных по Вавилову»



2.Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Практическое занятие №12

«Составление картосхемы «Родина культурных растений по Вавилову»

3. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

4. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). Экскурсия№1

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).




Раздел 4.

14

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле


1.Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Практическое занятие№13

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

2.Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

3.Практическое занятие № 14

Составление эволюционного древа растительного мира.

4.Практическое занятие № 15

Составление эволюционного древа животного мира.


Тема 4.2.История развития Эволюционных идей


1.Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

2.Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

3.Практическое занятие № 16

«Сравнение эволюционных учений К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина»

Тема 4.3.Микроэволюция и макроэволюция


1.Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции.

Практическое занятие № 17

«Описание особей одного вида по морфологическому критерию».


2.Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен).

Экскурсия№2

Многообразие видов.


3. Макроэволюция. Доказательства эволюции.

4 Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Практическое занятие №18

«Составление картосхемы «Охраняемые территории России»

5. Биологический прогресс и биологический регресс.

6. Практическое занятие № 19

Составление сравнительной таблицы «Доказательства эволюции»

7.Лаб/работа. № 7 «Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)»




Раздел 5.

5


Происхождение человека

Тема 5.1. Антропогенез


1.Эволюция приматов.

2.Современные гипотезы о происхождении человека.

Практическое занятие № 20

«Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека»

3.Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

4.Этапы эволюции человека.


Тема 5.2.Человеческие расы


1.Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.


Раздел 6

18

Основы экологии

Тема 6.1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой


1.Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

2. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.

Практическое занятие №21

«Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум)»

3. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Практическое занятие №22

«Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе

4. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

5. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Практическое занятие №23

«Создание макета «Агроэкосистема сада»

Экскурсия№3

Естественные и искусственные экосистемы своего района.




6. Практическое занятие №24

«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

7. Практическое занятие №25

«Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)»


Тема 6.2. Биосфера – глобальная экосистема


1.Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере.

2.Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере

3. Практическое занятие №26

«Составление схемы Круговорот важнейших биогенных элементов»


Тема 6.3. Биосфера и человек


1.Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

2. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.



3. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экскурсия № 4

«Виртуальная экскурсия Новосибирский зоопарк им. Шило»





4. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера.

5. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

6. Практическое занятие №27

«Решение экологических задач».

7. Практическое занятие №28

Создание буклета «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»


8. Экскурсия № 5

Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.


Раздел 7.

2

Бионика

Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.


1.Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Практическое занятие №29

«Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных»



2. Практическое занятие №30

«Создание модели по аналогии с живыми системами»


Дифференцированный зачет

2


Всего

84










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее