Министерство образования и науки Ульяновской области
Департамент профессионального образования и науки
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кузоватовский технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 13 ПРАВО
39.02.01 Социальная работа
Кузоватово
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 13 ПРАВО
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» предназначена для изучения права в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Право», в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 года № 506 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования», письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 506) и предназначена для получения среднего общего образования студентами, обучающихся на базе основного общего образования по специальности 39.02.10 Социальная работа.
1.2. Цели учебной дисциплины:
Содержание программы «Право» направлено на достижение следующих целей:
формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности;
овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Право» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
1.3. Общая характеристика учебной дисциплины
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Право»
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Право» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования право изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического и естественно-научного профилей профессионального образования, специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования право изучается по программе интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», включая экономику и право, обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Приоритетным направлением содержания обучения является формирование правовой компетентности студентов, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения обучающихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Содержание учебной дисциплины предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, акцентирует внимание на формировании опыта самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе с нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Отбор содержания учебного материала осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат студентам успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Отличительными особенностями обучения являются:
практико-ориентированный подход к изложению и применению правовой информации в реальной жизни;
усиление акцента на формировании правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;
создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;
формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;
обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.
При изучении практико-ориентированных вопросов по трудовому, гражданскому, уголовному, административному и иным отраслям права, обеспечивающим правовую компетентность в дальнейшей профессиональной деятельности, рекомендуются такие формы деятельности обучающихся:
как работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов сети Интернет;
подготовка и реализация проектов по заранее заданной теме;
исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией на мини-конференции;
работа с текстами учебника, дополнительной литературой;
работа с таблицами, графиками, схемами, визуальными терминологическими моделями юридических конструкций;
решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;
участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх и разновариантных формах интерактивной деятельности;
участие в дискуссиях, брейн-рингах;
решениезадач;
работа с документами.
Организация занятий может осуществляться в форме семинаров, практических занятий, конференций, коллоквиумов, презентаций.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Право» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)1.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Право» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
1 Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию студентов при изучении учебной дисциплины «Право» как профильной учебной дисциплины.
метапредметных:
выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
предметных:
сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность основ правового мышления;
сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
1.5. Место учебной дисциплины в учебном плане:
Учебная дисциплина «Право» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях СПО учебная дисциплина «Право» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Право» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования.
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Право» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по профессиям СПО социально-экономического профиля — 117 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся- 78 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: |
|
контрольные работы за счет обязательной аудиторной нагрузки | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе:Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий
|
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.13Право
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение. | Содержание учебного материала. |
|
| |
1 | Юриспруденция как важная общественная наука. | 2 | 1 | |
2 | Роль правовой информации в познании права. | 1 | ||
Тема 1. Правовое регулирование общественных отношений. | Содержание учебного материала | 14 |
| |
3 | Право в системе социальных норм. | 2 | ||
4 | Правовые и моральные нормы. | 2 | ||
5 | Система права и его форма. | 2 | ||
6 | Виды норм права. Источники права. | 2 | ||
7 | Характеристика нормативных правовых актов. | 2 | ||
8 | Порядок изменения и вступления в силу законов РФ. | 2 | ||
9 | Действие нормативных актов во времени. Действие нормативных актов в пространстве. | 2 | ||
10 | Действие нормативных актов по кругу лиц. Систематизация права. | 2 | ||
11 | Особенности развития законодательства в современных условиях. | 2 | ||
12 | Правовые отношения. Структура правоотношений. | 2 | ||
13 | Правовое поведение. Противоправное поведение и его виды. | 2 | ||
14 | Состав правонарушения. | 2 | ||
15 | Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. | 2 | ||
16 Контрольная работа
| 1 |
| ||
Самостоятельная работа
| 5 | |||
Тема 2. Основы конституционного права Российской Федерации. | Содержание учебного материала | 22 | ||
17 | Понятие конституционного права. | 1 | ||
18 | Общая характеристика Конституции РФ. | 2 | ||
19 | Основы конституционного строя. | 2 | ||
20 | Характеристики государства. | 2 | ||
21 | Система государственных органов РФ. | 2 | ||
22 | Президент РФ. | 2 | ||
23 | Законодательная власть. | 2 | ||
24 | Исполнительная власть. Судебная власть. | 2 | ||
25 | Местное самоуправление. | 2 | ||
26 | Правоохранительные органы РФ. | 2 | ||
27 | Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. | 2 | ||
29 | Понятие гражданства РФ. | 1 | ||
30 | Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. | 2 | ||
31 | Конституционные права и обязанности граждан РФ. | 2 | ||
32 | Понятие избирательной системы. | 2 | ||
33 | Избирательный процесс. | 2 | ||
34 | Обязанность защиты Отечества. | 2 | ||
35 | Альтернативная гражданская служба. |
| 2 | |
36 | Право на благоприятную окружающую среду. | 2 | ||
37 | Ответственность за экологические правонарушения. | 2 | ||
28, 38Контрольные работы
| 2 |
| ||
Самостоятельная работа
| 5 | |||
Тема 3. Гражданское право как отрасль российского права. | Содержание учебного материала | 9 | ||
39 | Понятие гражданского права и гражданских правоотношений. | 1 | ||
40 | Объекты и субъекты гражданских правоотношений. | 2 | ||
41 | Гражданско-правовые договоры. | 2 | ||
42 | Права собственности , виды, основания приобретения. | 2 | ||
43 | Право интеллектуальной собственности. | 2 | ||
44 | Личные неимущественные права граждан. | 2 | ||
45 | Способы защиты прав собственности. Принципы гражданского процесса. | 2 | ||
46 | Защита прав потребителей. | 2 | ||
|
| 2 | ||
47 Контрольная работа
| 1 |
| ||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Тема 4. Семейное право как отрасль российского права. | Содержание учебного материала | 6 | ||
48 | Понятие семейных правоотношений. | 1 | ||
49 | Порядок заключения и расторжения брака. | 2 | ||
50 | Права и обязанности супругов. | 2 | ||
51 | Брачный договор. | 2 | ||
52 | Правоотношения родителей и детей. Опека и попечительство. | 2 | ||
53 Контрольная работа | 1 |
| ||
Самостоятельная работа
| 5 | |||
Тема5. Правовое регулирование образования. | Содержание учебного материала | 2 | ||
54 | Правовое регулирование образования. | 2 | ||
55 | Порядок приема в образовательное учреждение. | 2 | ||
Самостоятельная работа | 2 |
| ||
Тема 6. Трудовое право как отрасль российского права. | Содержание учебного материала | 8 | ||
56 | Понятие трудового права. Трудовые правоотношения. | 1 | ||
57 | Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу. | 2 | ||
58 | Трудовой договор, порядок заключения и расторжения. | 2 | ||
59 | Коллективный договор. Трудовая деятельность несовершеннолетних. | 2 | ||
60 | Трудовые споры и порядок их разрешения. Профсоюзы в трудовых правоотношениях. | 2 | ||
61 | Рабочее время и время отдыха. Заработная плата работников. | 2 | ||
62 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | ||
63 Контрольные работы | 1 |
| ||
Самостоятельная работа
| 5 | |||
Тема 7. Административное право как отрасль российского права. | Содержание учебного материала | 5 | ||
64 | Понятие административного права. | 1 | ||
65 | Административные правоотношения. Административные проступки. | 2 | ||
66 | Административная ответственность. Виды административной ответственности. | 2 | ||
67 | Состав административных правонарушений. | 2 | ||
68 | Порядок производства по делам об административных правонарушениях. | 2 | ||
Самостоятельная работа | 5 |
| ||
Тема 8. Уголовное право как отрасль российского права. | Содержание учебного материала | 6 | ||
69 | Понятие уголовного права. Источники уголовного права .Принципы уголовного права. Уголовный кодекс РФ. | 2 | ||
70 | Преступление. Состав преступления. Виды преступлений. | 2 | ||
71 | Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды наказаний. | 2 | ||
72 | Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 2 | ||
73 | Основания освобождения от уголовной ответственности. | 2 | ||
74 Контрольная работа | 1 |
| ||
Самостоятельная работа | 6 | |||
Тема 9. Международное право как отрасль российского права. | Содержание учебного материала | 4 | ||
75 | Понятие международного права. Структура, цели и принципы международного права. | 2 | ||
76 | Субъекты международного права. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав человека | 2 | ||
77,78 | Дифференцированный зачет | 2 |
| |
Самостоятельная работа
| 2 | |||
ИТОГО | Максимальная учебная нагрузка: Обязательной аудиторной нагрузки: Самостоятельная работа: | 117 78 39 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Основные теории происхождения государства и права
Признаки и сущность права. Понятие и классификация принципов права
Признаки и сущность государства
Понятие и классификация функций государства
Форма государства: общая характеристика
Политический режим: понятие и виды
Форма правления: понятие и виды
Форма государственного устройства: понятие и виды
Правовое государство: понятие и принципы
Понятие и виды правоотношения. Содержание и форма правоотношения
Понятие и виды законов и нормативных правовых актов
Признаки и виды правонарушения
Понятие, основания, принципы и виды юридической ответственности
Предмет конституционного права РФ. Система конституционного права РФ
Понятие, сущность конституции, перспективы ее развития
Структура конституции РФ
Основы конституционного строя РФ
Понятие и принципы гражданства в РФ
Основания и порядок приобретения гражданства РФ. Основания и порядок прекращения гражданства РФ
Характеристика основных прав, свобод и обязанностей граждан РФ
Конституционные обязанности.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
Система государственных органов РФ
Понятие и основные черты государственного органа РФ
Органы государственной власти субъектов в составе РФ
Порядок избрания Президента РФ. Его правовой статус. Компетенция Президента РФ
Федеральное Собрание парламента РФ. Порядок формирования Федерального Собрания РФ
Правительство РФ - высший орган исполнительной власти
Судебная система РФ
Задачи и принципы деятельности органов прокуратуры
Понятие и полномочия местного самоуправления РФ
Общий порядок заключения и прекращение трудового договора
Виды учета рабочего времени и их понятия
Понятие и предмет гражданского права. Частное и публичное право
Гражданское правоотношение. Виды правоотношений
Граждане как субъекты гражданского права
Понятие юридического лица. Образование и прекращение юридических лиц
Понятие, признаки и виды сделок
Формы и виды права собственности по российскому законодательству
Приобретение, владение, пользование, распоряжение собственностью
Защита права собственности
Понятие семейного права. Отношения, регулируемые семейным законодательством
Порядок заключения и расторжения брака
Личные права и обязанности супругов.
Совместная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов.
Брачный договор – заключение, содержание.
Основания для возникновения прав и обязанностей родителей и детей
Имущественные права ребенка.
Права несовершеннолетних детей.
Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
Лишение и ограничение родительских прав.
Понятие, задачи и принципы уголовного права.
Понятие, виды и состав преступления.
Понятие, цели и виды наказания по российскому уголовному законодательству.
Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов |
|
(на уровне учебных действий) |
| |
|
| |
|
|
|
Юриспруденция как важная | Понимание значения правовых знаний и умений для человека. |
|
общественная наука. Роль |
|
|
права в жизни человека | Уважительное отношение к праву и иным социальным |
|
и общества | регуляторам поведения; выбор необходимой модели право- |
|
| мерного поведения в конкретной ситуации. |
|
| Умение характеризовать систему юридических наук. |
|
| Умение давать определения праву и характеризовать основные теории |
|
| его понимания, уметь отстаивать собственную |
|
| точку зрения о поведении личности. |
|
| Умение вычленять структуру нормы права, понимание механизма правового регулирования - |
|
|
|
|
|
|
|
Правовое регулирование | Умение давать определение системе права и понимать взаимосвязь его структурных компонентов. Умение анализировать правовые нормы с позиции их классификации, различать институты права, отрасли права. Умение определять методы правового регулирования конкретных отношений. Владение знаниями особенностей законодательного процесса в России.
|
|
общественных отношений. |
|
|
Теоретические основы |
|
|
права как системы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обладание навыками социально-активного правомерного |
|
| поведения. |
|
| Умение прочитать нормативный правовой акт с опорой на |
|
| правовые знания. |
|
| Понимание сущности действия норм права во времени, про- |
|
| странстве и по кругу лиц. |
|
| Владение информацией о систематизации нормативных |
|
| правовых актов |
|
|
|
|
Правоотношения, правовая | Умение определять структуру правоотношения, характери- |
|
культура и правовоеповеде- | зовать его элементы. |
|
ние личности | Умение решать правовые задачи по определению объема |
|
| прав и обязанностей участников правоотношений. |
|
| Уважительное отношение к правам и обязанностям участ- |
|
| ников правоотношений. |
|
| Владение навыками правомерного поведения в обществе, |
|
| наличие высокого уровня правовой информированности, |
|
| уважительное отношение к праву и мотивация на правомер- |
|
| ное поведение в любых жизненных ситуациях. |
|
| Понимание основных принципов юридической ответствен- |
|
| ности. |
|
| Распознавание функций юридической ответственности, ис- |
|
| пользование принципов юридической ответственности в ре- |
|
| шении правовых вопросов. |
|
| Знание обстоятельств, исключающих преступность деяния |
|
|
|
|
Государство и право. Основы конституционного права | Умение характеризовать сущность государства, определять |
|
| его функции. |
|
Российской Федерации | Умение характеризовать форму государства и ее элементы. |
|
| Умение различать монархию и республику как формы |
|
| правления. |
|
| Умение определять государственное устройство и политиче- |
|
| ский режим. |
|
| Владение информацией о главе государства, умение харак- |
|
| теризовать законодательную, исполнительную и судебную |
|
| власть. |
|
| Знание принципов местного самоуправления. |
|
| Умение использовать в повседневной жизни основные кон- |
|
| ституционные нормы, уважительно относиться к Основно- |
|
| му Закону государства и знать порядок приобретения |
|
|
|
|
Продолжение таблицы
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов |
|
(на уровне учебных действий) |
| |
|
| |
|
|
|
| и прекращения российского гражданства, правовой статус |
|
| человека в демократическом правовом государстве, в том |
|
| числе умение защищать свои личные права, политические |
|
| права и свободы, социальные, экономические и культурные |
|
| права. Умение исполнять обязанности гражданина. |
|
| Знание правил участия в референдуме, выборах Президента |
|
| Российской Федерации |
|
|
|
|
Правосудие и правоохрани тельные органы | Знание особенностей функционирования судов Российской |
|
| Федерации, умение обращаться за защитой нарушенных |
|
| прав и восстановлением справедливости в суды различных |
|
| инстанций РФ, составлять необходимые исковые и иные за- |
|
| явления, оказывать элементарную консультационную под- |
|
| держку лицам, нуждающимся в правовой защите. |
|
| Умение выстраивать грамотные взаимоотношения с пред- |
|
| ставителями правоохранительных органов страны, уваже- |
|
| ние и поддержка правопорядка, соблюдение законов, не- |
|
| терпимость к антиобщественным поступкам, нарушающим |
|
| законность и незыблемые основы конституционного строя |
|
| государства; уважение прав и законных интересов всех лиц, |
|
| проживающих на территории страны |
|
|
|
|
Гражданское право | Умение отличать гражданские правоотношения от иных от- |
|
| ношений, характеризовать источники гражданского права. |
|
| Умение характеризовать физическое лицо как субъект права; |
|
| отличать юридические лица как субъекты права: хозяйствен- |
|
| ные товарищества, хозяйственные общества, производ- |
|
| ственный кооператив (артель), унитарное предприятие. |
|
| Умение заключать договор, владея знаниями о порядке его |
|
| заключения, изменения и расторжения. |
|
| Умение характеризовать отдельные виды обязательств. |
|
| Умение использовать в реальной жизни право собственности. |
|
| Умение защищать интеллектуальную собственность и автор- |
|
| ское право. |
|
| Умение осуществлять защиту чести, достоинства и деловой |
|
| репутации |
|
|
|
|
Защита прав потребителей | Умение разбираться в сущности нормативных актов и норм, |
|
| регулирующих взаимоотношения потребителей и продав- |
|
| цов, изготовителей, а также лиц, оказывающих те или иные |
|
| услуги. |
|
| Умение формулировать права и обязанности потребителей, |
|
| защищать права потребителей |
|
|
|
|
Правовое регулирование | Умение выстраивать успешную образовательную траекто- |
|
образовательной деятель- | рию в жизни с опорой на склонности, желания и интересы. |
|
ности | Умение разбираться в видовом разнообразии образователь- |
|
| ных организаций, уровнях получения образования в выс- |
|
| шей школе. |
|
| Знание и соблюдение прав и обязанностей участников об- |
|
| разовательного процесса, умение реализовать и защищать |
|
| свои права в сфере образования |
|
|
|
|
Семейное право и наслед- | Знание порядка заключения и расторжения брака. |
|
ственное право | Понимание важности института семьи для жизни челове- |
|
| ка, уважительное отношение к близким людям, оказание |
|
| всемерной поддержки и помощи при решении различных |
|
| жизненных ситуаций. |
|
| Умение защищать имущественные и личные неимуще- |
|
| ственные права супругов. |
|
| Умение объяснять договорный режим имущества супругов, |
|
| оказывать помощь в составлении брачных контрактов. |
|
|
|
|
Окончание таблицы
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов |
|
(на уровне учебных действий) |
| |
|
| |
|
|
|
| Умение предотвратить, а при необходимости решить кон- |
|
| фликты родителей и детей; знание порядка выплаты али- |
|
| ментов в семейных отношениях. |
|
| Умение защищать интересы детей, детей-сирот, детей, |
|
| оставшихся без попечения родителей. |
|
| Умение составлять завещание с соблюдением правил на- |
|
| следственного права, разбираться в различиях наследова- |
|
| ния по закону и наследования по завещанию |
|
|
|
|
Трудовое право | Умение излагать актуальные проблемы занятости и безра- |
|
| ботицы в стране. |
|
| Умение излагать актуальные проблемы правовогорегули- |
|
| рования своей будущей профессиональной деятельности, |
|
| обладание компетентностью при поиске работы, трудо |
|
| устройстве. |
|
| Умение соблюдать порядок взаимоотношений работников |
|
| и работодателей. |
|
| Умение защищать свои трудовые права, знание порядка |
|
| и условий расторжения трудового договора. |
|
| Умение использовать льготы, гарантии и компенсации, |
|
| предусмотренные трудовым законодательством для |
|
| молодежи |
|
|
|
|
Административное право | Умение отличить административные отношения от иных |
|
и административный | правоотношений. |
|
процесс | Знание сущности административной ответственности и мер |
|
| административного наказания. Знакомство с правилами по- |
|
| рядка производства по делам об административных право- |
|
| нарушениях |
|
|
|
|
Уголовное право и уголовный процесс | Знание принципов уголовного права и действия уголовного |
|
| закона. |
|
| Умение квалифицировать преступления, знание мер уго- |
|
| ловной ответственности и наказания. |
|
| Умение участвовать в уголовном процессе со стороны защи- |
|
| ты и со стороны обвинения. |
|
| Умение характеризовать особенности уголовного процесса |
|
| по делам несовершеннолетних. |
|
| Обладание навыками защиты от преступления. |
|
| Умение реализовать права обвиняемого, потерпевшего, сви- |
|
| детеля |
|
|
|
|
Международное право как | Умение характеризовать международную защиту прав |
|
основа взаимоотношений | человека в условиях мирного и военного времени. |
|
государств мира | Умение разбираться в деятельности правозащитныхорга- |
|
| низаций, обращаться в Европейский суд по правам |
|
| человека. |
|
| Знание принципов и особенностей международной защиты |
|
| прав детей. |
|
| Осознание международно-правовой ответственности, ува- |
|
| жительное отношение к правам людей всего мира. |
|
| Знание основных правил международного гуманитарного |
|
| права и прав человека |
|
|
|
|
Освоение программы учебной дисциплины «Право» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализирован-ной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Право» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Право», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другими пособиями по вопросам юриспруденции.
процессе освоения программы учебной дисциплины «Право» студенты должны иметь возможность доступа:
• к электронным учебным материалам по праву, имеющимся в свободном доступе
сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам);
сайтам государственных, муниципальных органов власти и управления;
любой правовой информации (законам, подзаконным актам и иным нормативным документам, а также их проектам), в том числе через правовые информационные системы «Консультант Плюс», «Гарант» и др.
1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении обще-образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля:учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля:практикум: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля:электронный учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Певцова Е.А. Право.Основы правовой культуры(базовый и профильный уровни). 10класс:
в 2 ч. — М., 2014.
Певцова Е.А. Право.Основы правовой культуры(базовый и профильный уровни). 11класс:
в 2 ч. — М., 2014.
Певцова Е.А. Правовая защита молодежи при трудоустройстве. —М., 2014.
Для преподавателей
Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 24.07.2002
№ 95-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.2001 № 146-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 14.11.2002
138-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
Жилищный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 29.12.2004 № 188-ФЗ) (в ред.
2014 г.) // СЗ РФ. — 2011. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 14.
Земельный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (утвержден Федеральным законом от
30.12.2001 № 195-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст.1.
Семейный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
Трудовой кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 3.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 08.01.1997
1-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 18.12.2001
174-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 4921.
Уголовный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред.
2014 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (в ред. от 24.04.2008) «О ре-
ферендуме» // СЗ РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2710.
Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О выборах депутатов Госу-дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2005. —
№ 21. — Ст. 1919.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 171.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 22. — Ст. 2031.
Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О мировых судьях в Россий-
ской Федерации» // СЗ РФ. — 1998. — № 51. — Ст. 6270.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О полиции» // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. — 1994. — № 8. — Ст. 801.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 07.05.2013) «О прокуратуре Россий-ской Федерации» // Российская газета. — № 39.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об адвокатской деятель-ности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 23. — Ст. 2102.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «Об информации, ин-формационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (Ч. 1). —
Ст. 3448.
Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2005. — № 15. — Ст. 1277.
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. — 1999. —
26. — Ст. 3177.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3802. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. 2014 г.) «Об охране окружающей сре-
ды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012. — № 53 (Ч. 1). — Ст. 7598.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 « Овнесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверж-дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе-ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
АшаффенбургГ.Преступление и борьба с ним. —М., 2015. Бабурин С.Н. Государствоведение:научные труды. —М., 2012.
БахрахД.Н.Действие норм права во времени:Теория,законодательство,судебнаяпрак-
тика. — М., 2012.
Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права. —М., 2010.Булатецкий Ю.Е. Потребительское право:курс лекций. —М., 2012.Гражданское право: в 4 т. / отв. ред. Е.А.Суханов. — М., 2011. Гражданское право / под общ.ред. С.С.Алексеева. — М., 2012.
Земцов Б.Н. История отечественного государства и права:учеб.пособие. —М., 2012.Источники российского права: вопросы теории и истории: учеб.пособие / отв. ред.
М.Н.Марченко. — М., 2014.
Керимов А.Д. Современное государство:вопросы теории. —М., 2011. Керимов, А.Д.Современное государство:вопросы теории. —М., 2011.
КобликовА.С.Избранное:Юридическаяэтика.Военные суды России. —М., 2011. Мальцев Г.В.Месть и возмездие в древнем праве. —М., 2012.
Коршунова Т.Ю.Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязан-
ностями. — М., 2012.
Крашенинников П.Авторские и смежные с ними права.Постатейный комментарий глав70 и 71 Гражданского кодекса РФ. — М., 2010.
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля.Книга для преподавателя: метод.пособие. — М., 2014.
Певцова Е.А.Правовое просвещение в России:состояние и проблемы. —М.,Ярославль,2013.
Певцова Е.А. Права детей и молодежи:актуальные проблемы правового регулирования от-ношений с участием молодых лиц. — М., Ярославль, 2013.
Певцова Е.А. Теоретико-правовые основы преодоления правового нигилизма и формированияправовой культуры детей и молодежи. — М., 2013.
Чиркин В.Е.Сравнительноегосударствоведение. —М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.pravo.gov.ru (Официальный интернет-портал правовой информации). www.consultant.ru (Правовая система Консультант Плюс). www.constitution.ru (Конституция РФ).
www.law.edu.ru (Юридическая Россия: федеральный правовой портал). www.uznay-prezidenta.ru (Президент России гражданам школьного возраста). www.council.gov.ru (Совет Федерации Федерального Собрания РФ). www.duma.gov.ru (Государственная Дума Федерального Собрания РФ). www.ksrf.ru (Конституционный суд РФ).
www.vsrf.ru (Верховный суд РФ). www.arbitr.ru (Высший Арбитражный суд РФ).
www.genproc.gov.ru (Генеральная прокуратура РФ). www.sledcom.ru (Следственный комитет РФ). www.pfrf.ru (Пенсионный фонд РФ).
www.cbr.ru (Центральный банк РФ). www.notariat.ru (Федеральная нотариальная палата).
www.rfdeti.ru (Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка). www.ombudsmanrf.org (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации). www.mnr.gov.ru (Министерство природных ресурсов и экологии РФ).
www.rostrud.ru (Федеральная служба по труду и занятости РФ).
www.rosregistr.ru (Федеральная служба государственной регистрации, картографии и кадастра).
www.potrebitel.net (Союз потребителей Российской Федерации). www.rospotrebnadzor.ru (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потреби-
телей и благополучия человека).
www.рспп.рф (Российский союз промышленников и предпринимателей). www.acadprava.ru (Открытая академия правовой культуры детей и молодежи). www.un.org/ru (Организация Объединенных Наций).
www.unesco.org/new/ru (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры — ЮНЕСКО).
www.coe.int (Информационный офис Совета Европы в России).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: |
|
1. Правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство).
| Наблюдение за деятельностью на практических занятиях. Оценка результата анализа решения ситуативных задач. Оценка результата выполненных практических работ. |
2. Характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу. | Оценка результата выполненных самостоятельных и практических работ. Наблюдение за деятельностью на занятиях.
|
3. Объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы. | Оценка результата выполненных практических работ. Оценка результата анализа решения ситуативных задач.
|
4. Различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом. | Наблюдение за деятельностью на практических занятиях. Оценка результата выполненных практических работ. Оценка результата анализа решения ситуативных задач.
|
5. Приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности. | Оценка результата выполненных самостоятельных работ. Оценка результата выполненных практических работ. |
6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций). | Оценка результата анализа решения ситуативных задач. Оценка результата анализа решения ситуативных задач. Оценка результата выполненных практических работ. |
Знать: |
|
1. Конституцию РФ. | Оценка результатов устного персонального опроса. Оценка результата выполненных самостоятельных работ. Оценка результата выполненных контрольных работ. Оценка результата выполненных заданий в тестовой форме. |
2. Основные законодательные акты, регламентирующие государственную, социальную и профессиональную сферу общества; общую характеристику Российского государства, его структуру и принципы федеративного устройства. | Оценка результата выполненных самостоятельных работ. Оценка результатов устного персонального опроса и практического занятия.
|
3. Основной правовой понятийный аппарат. | Оценка результатов устного персонального опроса. Оценка результата выполненных самостоятельных работ. |
4. Основы конституционного, гражданского, административного, трудового, семейного, уголовного права. | Оценка результата выполненных контрольных работ. Оценка результатов устного персонального опроса. Оценка результата выполненных практических работ. Оценка результата выполненных самостоятельных работ. |
5. Правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности. | Оценка результатов устного персонального опроса. Оценка результата выполненных практических работ. |
6. Права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга). | Оценка результата выполненных самостоятельных работ. Оценка результатов устного персонального опроса. Оценка результата выполненных самостоятельных работ |
7. Механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России | Оценка результата выполненных самостоятельных работ. Оценка результатов устного персонального опроса. Оценка результата выполненных самостоятельных работ |
8. Органы и способы международно-правовой защиты прав человека. | Оценка результата выполненных самостоятельных работ. Оценка результатов устного персонального опроса. Оценка результата выполненных самостоятельных работ |
9. Формы и процедуры избирательного процесса в России. | Оценка результата выполненных самостоятельных работ. Оценка результатов устного персонального опроса. Оценка результата выполненных самостоятельных работ |
6