Рабочая программа по внеурочной деятельности по физике в 8 классе.
Количество часов: Всего- 35ч; в неделю – 1 час.
Учебно-методический комплект состоит из следующих пособий:
Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В. Физика – 8. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1991.
Хрестоматия по физике. Под ред. А. Спасского. – М.: Просвещение,1991.
Энциклопедический словарь юного физика. Сост.В.А. Чуянов. – М.: Педагогика,1991.
Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984.
Книга для чтения по физике. Сост. И.Г. Кириллова. – М.: Просвещение, 1986.
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: просвещение,2000.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение,1977.
Билимович Б.Ф. Физические викторины. – М.: Просвещение,1977.
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – 4-е изд. – М.: Просвещение,1972.
Сборник задач по физике. Сост. Г.Н. Степанова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. – 8-е изд. – М.: Дрофа, 2004.
Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. – Библиотека журнала «Физика в школе», 2000, вып.16; 2001, вып 24.
Скрелин Л.И. Дидактический материал по физике.- М.: Просвещение, 1989.
Малфеев Р.И. Творческие задания по физике. – М.: Просвещение, 1971.
Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение,1980.
Требования к уровню подготовки учащихся в результате усвоения курса:
Знать:
- закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
- особенности физических характеристик воды.
- условия возникновения и существования электрического тока;
- формулы закона Ома для участка цепи, для расчета сопротивления проводников;
- зависимость сопротивления проводников от температуры;
- законы последовательного и параллельного соединения проводников;
- формулы для расчета мощности тока;
- закон отражения и преломления света.
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин;
- приводить примеры практического использования физических знаний;
- решать задачи на практическое использование физических законов;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
- применять формулы для расчета: количество теплоты, энергия топлива, нагревание и охлаждение, плавление и кристаллизация, испарение, кипение и конденсация.
- объяснить путем разбора конкретных проблем, как отдельные наблюдения и
эксперименты завершаются установлением общих закономерностей.
Календарно-тематическое планирование
8 класс (1 час в неделю)
№ | Наименование раздела | Наименование раздела Тема | Кол. час.
| Элементы образовательного содержания
| Дата проведения
|
1. | Тепловые явления (12 ч) | Здравствуй, физика теплоты! | 1 | Количество теплоты, энергия топлива, нагревание и охлаждение, плавление и кристаллизация, испарение, кипение и конденсация. |
|
2.
| Закон сохранения энергии на экспериментальных задачах. | 1 | Методы наблюдения, измерения, эксперимента. Решение теоретических и экспериментальных задач. |
| |
3 | «Дюжина кухонных экспериментов». | 1 | Опыты "Фокус ладони", "Яйцо в бутылке", "Скользящий стакан", "Кипение воды в бумажной кастрюле", Звучащая монета", "Щепотка соли". |
| |
4 | Теплоемкость твердых тел и жидкостей. | 1 | Экспериментальное определение теплоемкости. Расчет теплоемкости. |
| |
5 | Особенности физических характеристик воды. | 1 | Вода. Особенности строения. Физические и химические свойства и характеристики. |
| |
6 | Наблюдение за процессом кипения и температурой кипения воды. | 1 | Загадки процесса кипения. Сравнение испарения и кипения. |
| |
7 | Зависимость состояния вещества от температуры и давления. | 1 | Состояния вещества. Железный пар и твердый воздух. Получение низких температур. |
| |
8 | «Физика в бане». | 1 | Почему нужно подбрасывать на каменку воду маленькими порциями, а не наливать сразу большими порциями? Зачем на порог холодную воду льют?
|
| |
9 | Образование облаков. Осадки. | 1 | Конденсация. Причины и схемы образования облаков, осадков. |
| |
10 | История изобретения парового двигателя. | 1 | Паровая машина Сэйвери. Большая машина Джона Смита. Паровая машина Ползунова. Джеймс Уатт. Универсальная паровая машина двойного действия.
|
| |
11 | Дизельный двигатель: рабочий цикл и расчет КПД. | 1 | Устройство, принцип действия. Расчет термодинамических параметров и КПД быстроходного автомобильного дизельного двигателя. |
| |
12 | Тепловые двигатели в авиации. | 1 | Виды реактивных двигателей, физические основы реактивного движения при разных скоростях. |
| |
13 | Электрические явления (12 ч) | Электризация тел: польза или вред? | 1 | История развития электризации. Использование и борьба с электризацией. |
|
14 | Осветительная сеть. Решение задач по составлению схем различных устройств. | 1 | История развития. Задачи по составлению схем различных устройств. |
| |
15 | Схемы различных устройств (в быту, в промышленности, в игрушках и играх). | 1 | Составление схем используемых в быту, в промышленности, в игрушках и играх. |
| |
16 | Схемы различных устройств (в быту, в промышленности, в игрушках и играх). | 1 | Составление схем используемых в быту, в промышленности, в игрушках и играх. |
| |
17 | Реостат на службе у автоматики. | 1 | Замыкающие и размыкающие устройства. Применение в быту, технике, на производстве. |
| |
18 | Зависимость сопротивления проводников от температуры. | 1 | Удельное сопротивление проводников и непроводников. |
| |
19 | Смешанное соединение проводников. | 1 | Экспериментальное изучение смешанного соединения проводников. |
| |
20 | Смешанное соединение проводников. | 1 | Экспериментальное изучение смешанного соединения проводников. |
| |
21 | Смешанное соединение проводников. | 1 | Экспериментальное изучение смешанного соединения проводников. |
| |
22 | Расчет потребляемой электроэнергии. | 1 | Задачи на расчет потребляемой электроэнергии. |
| |
23 | Расчет потребляемой электроэнергии. | 1 | Задачи на расчет потребляемой электроэнергии. |
| |
24 | Электричество в животных и растениях, в живых клетках. | 1 | Работы Гальвани. Роль биоэлектрических потенциалов. |
| |
25 | Оптические явления (11 ч.) | Океан света. | 1 | Световые и оптические явления. |
|
26 | Сферическое зеркало (выпуклое). | 1 | Изображение предметов в выпуклом зеркале. Особенности их построения. |
| |
27 | Сферическое зеркало (вогнутое). | 1 | Изображение предметов в вогнутом зеркале. Особенности и построение. |
| |
28 | Построение хода световых лучей сквозь призмы. | 1 | Задачи на построение хода световых лучей сквозь призмы. |
| |
29 | Построение изображений, даваемых системой собирающих и рассеивающих линз. | 1 | Построение изображений с помощью системы собирающих и рассеивающих линз. |
| |
30 | Построение изображений, даваемых системой собирающих и рассеивающих линз. | 1 | Построение изображений с помощью системы собирающих и рассеивающих линз. |
| |
31 | Построение изображений, даваемых системой собирающих и рассеивающих линз. | 1 | Построение изображений с помощью системы собирающих и рассеивающих линз. |
| |
32 | Расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз. | 1 | Задачи на расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз. |
| |
33 | Расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз. | 1 | Задачи на расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз. |
| |
34 | Оптические приборы. Решение задач на построение изображений. | 1 | Виды оптических приборов. Особенности решения задач на построение изображений. |
| |
35 | Оптические приборы. Решение задач на построение изображений.
| 1 | Виды оптических приборов. Особенности решения задач на построение изображений. |
|