МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Саратовской области
МОУ "СОШ с. Заветное"
Согласовано Зам. директора МОУ «СОШ с. Заветное» Энгельсского муниципального района __________/Разумова Т.Ю./ | Утверждаю Директор МОУ «СОШ с. Заветное» Энгельсского муниципального района _________ / Москалева Ю.А./ Приказ № от |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный курс
«Физика вокруг нас»
(для 5-6 классов образовательных организаций)
Составитель:
учитель информатики и физики Спириденко И.Н..
с. Заветное 2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и с учетом основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ с. Заветное», ориентированная на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Программа курса «Физика вокруг нас» рассчитана на два года по 34 часа в год (1 раз в неделю) и будет реализована в работе со школьниками 5-6 классов.
Направленность программы – общеинтеллектуальная
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 14.06.2022г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 287);
Письмо министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года N ТВ-1290/03
«Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Заветное»;
Цель программы:
развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на чисто описательном уровне, не требующего установление причинно-следственных связей; приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы; формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Задачи программы:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами
исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения проблем, подведение итогов и формулировка вывода);
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, звуковых и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Формы организации образовательного процесса: для успешной реализации учебного процесса используются групповые занятия. Индивидуальные занятия предусматриваются для отработки важных моментов поведения и деятельности обучающегося, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Виды деятельности: комбинированное занятие, интерактивная лекция с использованием презентаций, беседа, практическое занятие, упражнение, проблемное и поисковое занятие, обсуждение работ обучающихся, защита учебно-исследовательских работ (проектов), семинар, круглый стол, презентация, выставка, коллективная работа над проектом, практическая работа.
Формы контроля: практическая работа, творческая работа
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика вокруг нас» 5-6 класс
Личностными результатами изучения предмета «Физика вокруг нас» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика вокруг нас» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;
- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Физика вокруг нас» являются следующие умения:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно- молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Познавательная деятельность: |
использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; |
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; |
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; |
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. |
Информационно-коммуникативная деятельность: |
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; |
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. |
Рефлексивная деятельность: |
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Обучающийся получит возможность научиться: • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины. Тепловые явления • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, различные способы теплопередачи; • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физическую величину -температура; • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы; • различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел; Обучающийся получит возможность научиться: • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях; • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях. Электрические и магнитные явления • распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, взаимодействие магнитов; • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы; Обучающийся получит возможность научиться: • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях; • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях |
Содержание учебного курса «Физика вокруг нас» 5 класс
Раздел 1 . Введение
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.
Лабораторные работы и опыты.
1.Знакомство с лабораторным оборудованием.
2. Знакомство с измерительными приборами.
3.Определение размеров физического тела
4.Измерение объемов жидкости емкости сосуда с помощью мензурки.
5.Измерение объемов твердого тела.
Раздел 2. Тела и вещества
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы. Температура. Термометры. Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.
Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера).
Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И. Менделеева.
Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).. Воздух – смесь газов. Плотность вещества.
Лабораторные работы и опыты.
Наблюдение тел и веществ.
Сравнение характеристик физических тел.
Наблюдение различных состояний вещества.
Измерение массы на рычажных весах.
Измерение температуры воды и воздуха.
Наблюдение явления диффузии.
Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ.
Знакомство с химическими элементами при помощи таблицы Менделеева.
Измерение плотности вещества.
Раздел 3. Взаимодействие тел
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие. Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности. Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюсы магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов. Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление. Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.
Лабораторные работы и опыты.
Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.
Наблюдение различных видов деформации.
Исследование зависимости силы упругости от деформации.
Измерение силы.
Наблюдение зависимости инертности от массы тела.
Изучение трения.
Наблюдение электризации различных тел и их взаимодействие.
Изучение свойств магнита.
Изучение зависимости давления от площади опоры.
Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.
Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения.
Условия плавания тел.
Раздел 4. Механические явления
Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике. Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения. Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание – необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.
Раздел 5. Тепловые явления
Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике. Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.
Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация. Теплопередача.
Лабораторные работы и опыты.
1.Наблюдение относительности механического движения.
2.Измерение пути и времени движения.
3.Измерение скорости движения.
4.Наблюдение источников звука.
5.Наблюдение изменения объема тела при нагревании.
6.Отливка игрушечного солдатика. Наблюдение за плавлением снега.
7.Наблюдение испарения и конденсации воды.
8.Изучение испарения жидкостей.
9.Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
6 класс
Раздел 1. Электромагнитные явления
Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр. Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.
Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.
Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства)
Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.
Действия тока. Нагревательное действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.
Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.
Раздел 2. Световые явления
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.
Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал). Глаз и очки. Разложение белого света в спектр. Радуга
Лабораторные работы и опыты
1. Последовательное соединение.
2. Параллельное соединение. Наблюдение различных действий тока.
3. Сборка простейшего электромагнита.
4. Действие на проводник с током.
5. Свет и тень.
6. Отражение света зеркалом.
7. Наблюдение отражения света в зеркале.
8. Получение изображения в плоском зеркале.
9. Наблюдение за преломлением света.
10. Наблюдение изображений в линзе.
11. Наблюдение спектра солнечного света.
Человек и природа
Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы
Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце.
Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года. Луна – спутник Земли. Фазы Луны.
Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток.
Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астрономический посох, астролябия, телескоп. Исследования космического пространства. К.Э. Циолковский, С.П. Королев – основатели советской космонавтики. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.
Раздел 4. Земля – место обитания человека
Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение земных недр. Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин.
Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком. Кругообороты углерода и азота.
Раздел 5. Человек дополняет природу
Простые механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.
Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки, их назначение.
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.
Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, их применение.
Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.
Раздел 6. Взаимосвязь человека и природы
Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.
Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли; энергия Солнца.
Современные наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра).
Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Цехи-автоматы. Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь (радиостанция, радиоволны, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.
Лабораторные работы и опыты
1. Наблюдение звездного неба.
2. Определение азимута Солнца с помощью компаса.
3. Изготовление астролябии и определение с ее помощью высоты звезд.
4. Измерение атмосферного давления барометром.
5. Изготовление гигрометра.
6. Изучение действия рычага.
7. Изучение действия простых механизмов.
8. Вычисление механической работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
– 6 КЛАСС
№ | Содержание программного материала | Количество часов | Количество практических работ |
| 5 класс | | |
1 | Введение | 15 | 7 |
2 | Механические явления | 10 | |
3 | Световые явления | 9 | 3 |
| Итого | 34 ч | 10 |
| 6 класс | |
|
1 | Световые явления (продолжение) | 4 | 1 |
2 | Звуковые явления | 5 | 1 |
3 | Тепловые явления | 16 | 5 |
4 | Электрические явления | 6 | 2 |
5 | Магнитные явления | 3 | 1 |
| Итого | 34 ч | 10 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Коррек Ция | Дата | Коррекция | ||||
Всего | КР | ПР | План 5А | Факт | План 5Б | Факт | ||||
1 | Мир, в котором мы живём | 1 | | | 06.09 | | | 06.09 |
|
|
2 | Мы- наблюдатели. | 1 | | | 13.09 | | | 13.09 |
|
|
3 | Тела и вещества | | | | 20.09 | | | 20.09 |
|
|
4 | Когда глаза и руки нас обманывают | | | | 27.09 | | | 27.09 |
|
|
5 | Измерение линейных размеров тел. | | | | 04.10 | | | 04.10 |
|
|
6 | Площадь, Объём. | | | | 11.10 | | | 11.10 |
|
|
7 | Масса тела. | | | | 18.10 | | | 18.10 |
|
|
8 | Сила. Вес тела. Динамометр. | | | | 25.10 | | | 25.10 |
|
|
9 | Практическая работа №1 Наблюдение и описание какого-нибудь явления. | 1 | | 1 | 08.11 | | | 08.11 |
|
|
10 | Практическая работа № 2 Проведение простейшего эксперимента. | 1 | | 1 | 15.11 | | | 15.11 |
|
|
11 | Практическая работа № 3 Измерение линейных размеров тела при помощи линейки. | 1 | | 1 | 22.11 | | | 22.11 |
|
|
12 | Практическая работа № 4 Измерение размеров малых тел. | 1 | | 1 | 29.11 | | | 29.11 |
|
|
13 | Практическая работа № 5 Знакомство с устройством и принципом действия мензурки. | 1 | | 1 | 06.12 | | | 06.12 |
|
|
14 | Практическая работа № 6 Измерение объёма тела с помощью мензурки. | 1 | | 1 | 13.12 | | | 13.12 |
|
|
15 | Практическая работа № 7 Устройство и принцип действия рычажных весов. Разновесы. | 1 | | 1 | 20.12 | | | 20.12 |
|
|
16 | Время. Измерение времени. Календарь. | | | | 27.12 | | | 27.12 |
|
|
17 | Механическое движение. | | | | 10.01 | | | 10.01 |
|
|
18 | Скорость движения. | | | | 17.01 | | | 17.01 |
|
|
19 | Решение задач. | | | | 24.01 | | | 24.01 |
|
|
20 | Относительность механического движения. | | | | 31.01 | | | 31.01 |
|
|
21 | К чему приводит действие одного тела на другое. | | | | 07.02 | | | 07.02 |
|
|
22 | Действие рождает противодействие. | | | | 14.02 | | | 14.02 |
|
|
23 | Всемирное тяготение. | | | | 21.02 | | | 21.02 |
|
|
24 | Деформация. Сила упругости. | | | | 28.02 | | | 28.02 |
|
|
25 | Трение. Измерение силы трения. | | | | 07.03 | | | 07.03 |
|
|
26 | Свет и его значение в жизни человека. Источники света. | | | | 14.03 | | | 14.03 |
|
|
27 | Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. | | | | 21.03 | | | 21.03 |
|
|
28 | Закон отражения света. Плоское зеркало. Практическая работа № 8 Изучение отражения света от плоского зеркала. | | | 1 | 04.04 | | | 04.04 |
|
|
29 | Где работают плоские зеркала? | | | | 11.04 | | | 11.04 |
|
|
30 | Преломление света. | | | | 18.04 | | | 18.04 |
|
|
31 | Линзы. Основные точки и линии линзы. Фокус линзы, оптическая сила линзы. Практическая работа № 9 Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы. | | | 1 | 25.04 | | | 25.04 |
|
|
32 | Практическая работа № 10 Какие бывают изображения в линзе. | | | 1 | 02.05 | | | 02.05 |
|
|
33 | Построение изображений в рассеивающей линзе. | | | | 16.05 | | | 16.05 |
|
|
34 | Глаз- живой оптический прибор. Парадоксы зрения. | | | | 23.05 | | | 23.05 |
|
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Коррек Ция | ||||
Всего | КР | ПР | План | Факт | ||||
1 | Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Очки Практическая работа № 11. Изготовление тауматропа.. | 1 | | 1 | | | | |
2 | Дисперсия света. | 1 | | | | | | |
3 | Радуга. Светофильтры. | 1 | | | | | | |
4 | Невидимый свет. | 1 | | | | | | |
5 | Звуковые явления. Источники звука. Значение звука в жизни человека и животных. | 1 | | | | | | |
6 | Как распространяется звук в разных средах. Отражение, преломление и поглощение звука. Эхо. Практическая работа № 12 Изготовление нитяного телефона. | 1 | | 1 | | | | |
7 | Как мы говорим и слышим. | 1 | | | | | | |
8 | Музыкальные звуки и шум. | 1 | | | | | | |
9 | Неслышимые звуки. | 1 | | | | | | |
10 | Тепловые явления в природе и их значение в жизни человека, растений и животных. | 1 | | | | | | |
11 | Температура. | 1 | | | | | | |
12 | Как можно нагреть тело. Виды теплопередачи. | 1 | | | | | | |
13 | Конвекция. Практическая работа № 13 Наблюдение конвекции. | 1 | | 1 | | | | |
14 | Излучение. | 1 | | | | | | |
15 | Виды теплопередачи в природе, быту и технике. | 1 | | | | | | |
16 | До каких пор можно нагревать тело? | 1 | | | | | | |
17 | Плавление и отвердевание. Практическая работа №14 Наблюдение за процессом плавления льда. | 1 | | 1 | | | | |
18 | Плавление кристаллических и аморфных тел. | 1 | | | | | | |
19 | Плавление в природе и его значение в жизни человека. | 1 | | | | | | |
20 | Испарение и конденсация. Практическая работа № 15. Наблюдение за процессом испарения жидкости. | 1 | | 1 | | | | |
21 | Закономерности процесса испарения. | 1 | | | | | | |
22 | Испарение жидкости в закрытом сосуде. | 1 | | | | | | |
23 | Как измерить влажность воздуха. Практическая работа № 16 Измерение влажности воздуха психрометром. | 1 | | 1 | | | | |
24 | Кипение жидкости. Температура кипения. Практическая работа № 17 Наблюдение за процессом кипения. | 1 | | 1 | | | | |
25 | Испарение и конденсация в природе. | 1 | | | | | | |
26 | Электрические явления в природе. | 1 | | | | | | |
27 | Два рода электрических зарядов. | 1 | | | | | | |
28 | Как электризуются разные тела. Практическая работа № 18 Проводники и непроводники электричества. | 1 | | 1 | | | | |
29 | Как обнаружить, что тело заряжено? | 1 | | | | | | |
30 | Что имеется вокруг зарядов? | 1 | | | | | | |
31 | Как изобразить электрическое поле. | 1 | | | | | | |
32 | Из истории открытия магнитных явлений. | 1 | | | | | | |
33 | Что создаёт магнит вокруг себя? | 1 | | | | | | |
34 | Земля- большой магнит. | 1 | | | | | |
Учебно-методическое обеспечение.
Литература для учителя:
Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. «Физика» для 5-6 классов «Бином» 2014
Л. Генденштейн, М. Курдюмов, Е. Вишневский «Открываем законы физики»
М. «Мир» 1991
Л. Сикорук «Физика для малышей» М. «Кругозор» 1996
Д. Ван Клив «Двести экспериментов» М. «Уайли» 1995
Д. Ван Клив «Занимательные опыты по физике» М. «Астрель» 2008
Я. Перельман «Занимательная физика» кн.1,2 М. «Наука» 1979
Тит, Том «Научные забавы и занимательные опыты» М. «Астрель» 2011
Б. Донат «Физика в играх» М. «Детская литература» 1937
Электронные ресурсы для обучающихся:
1. http://simplescience.ru/ - занимательные физические опыты для детей и взрослых детей
http://setilab.ru/ - сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
http://www.lmagic.info – уроки волшебства
http://uchifiziku.ru/ - учи физику
http://class-fizika.narod.ru – класс!ная физика
http://www.youtube.com – видеохостинг
Информационные ресурсы:
Груздева Н.В. Окружающий мир: Мироздание. Интегративное учебное пособие. Спб.1998г.
Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн. 2011г.
Моррис Р., Корк Б., Гоутмэн К. и др. Тайны живой природы. М. Росмэн. 1995г.
Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 1994г.
Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 5-6 класс. СТП, 2001- 2003г.
Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвящение, 1994г.
ОХFORD. Большая энциклопедия школьника.- М., 2008