Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»
(ГБПОУ РО «ТПТ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Экономика организаций
по профессии
среднего профессионального образования
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
на базе среднего общего образования
форма обучения – очная
срок обучения – 10 мес.
г. Зверево, 2021 г.
СОГЛАСОВАНО: На МС ________ Луцак Е.М. Протокол № _____ от «___» _____________ 2021 г. | Утверждаю: Зам. директора по УПР Скворцова М.Н. ________ |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Экология для профессиональных образовательных организаций, Одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 2 от 26.02. 2015 г.
- Письма Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 г. N 06-259 Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образованияПрограмма разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования и, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.
- ОБ УТОЧНЕНИИ Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.) (Одобрено Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.)
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017 г.)
Организация-разработчик:государственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение Ростовской области «ТПТ имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»
Разработчик:
Тишенина И, А., преподаватель ГБПОУ РО «ТПТ»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 854 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации" 13 сентября 2013).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки КРС в соответствии с ФГОС по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации. Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина и направлена на формирование следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Программа дисциплины "Экономика организации (предприятия)" предусматривает изучение целого комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, организации, предприятия, получить необходимые знания по расчету важнейших экономических показателей их работы, используемых для оценки социально-экономического положения российской экономики в целом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- законодательство по охране авторских прав
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графических и видеоредакторов.
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа-контент на различных съемных носителях информации.
ПК 2.4. Публиковать мультимедиа-контент в сети Интернет.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часа;
- практической работы обучающегося - 20часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: |
|
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: |
|
- работа с документами; - составление презентаций; - подготовка сообщений; - решение ситуационных задач |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированногозачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
Раздел 1. Отрасль и отраслевая структура | 4 |
| |||
Тема 1.1. Экономические основы функционирования отрасли и организации (предприятия) | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
Экономические основы функционирования отрасли и организации (предприятия). Отраслевые особенности организации. Сущность отрасли и характеристика основных отраслей. Внутренняя и внешняя среда организации. | 2 |
| |||
Тема 1.2. Формирование и характеристика отрасли и организации (предприятия) | Сущность отрасли и характеристика основных отраслей. Предприятие – важнейшее звено в решении основных экономических проблем. Предприятие и предпринимательство. | 2 | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа Создание презентации по теме: «Развитие предпринимательской деятельности в сфере информационно-техническое обслуживание» Анализ организационно-правовых форм предприятий - изучение ГК РФ, составление таблицы | 2 |
| |||
Раздел 2. Предприятие как форма организации по производству материальных благ и оказанию услуг | 6 |
| |||
Тема 2.1. Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики | Содержание учебного материала | 6 | 2 | ||
Организация (предприятие) как субъект рыночной экономики. Классификация и структура организаций. Развитие малого бизнеса в России. Значение и задачи малого предприятия. |
|
| |||
Тема 2.2. Организация производства | Производственная структура организации (предприятия). Типы производства и организации производственного процесса. Зависимость производственной структуры от размеров и отраслевых особенностей организации (предприятия). Показатели качества продукции. Стандарты. Управление качеством продукции. Сертификация качества. Спрос и предложение на рынке товаров и услуг. Жизненный цикл изделия. | 2 | 2 | ||
Практическое задание № 1. | 2 |
| |||
Анализ организационно-правовых форм организации. |
|
| |||
Внеаудиторная самостоятельная работа Изучение Законодательства РФ об охране авторских прав: Подготовить сообщение по теме «Интеллектуальная собственность и система ее правовой охраны», используя Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ Подготовка рефератов на темы: «Развитие малого предпринимательства в России», «Государственная поддержка малого бизнеса», «Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления», «Роль малого бизнеса в экономике» Решение ситуационных задач с построением графиков на спрос и предложение. | 5 |
| |||
Раздел 3. Ресурсы организации (предприятия) и показатели их использования | 16 |
| |||
Тема 3.1. Материально-техническая база организации | Содержание учебного материала | 8 | 2 | ||
Основные фонды организации: характеристика, структура, оценка, показатели использования. Производственная мощность организации (предприятия) и её использование. |
|
| |||
Состав и структура оборотных средств. Нормирование сырья и материалов, производственных запасов. | 2 |
| |||
Практическое задание № 2. | 2 |
| |||
Расчет амортизационных отчислений различными способами, показателей использования основного капитала. Выполнение расчёта производственной мощности. |
|
| |||
Практическое задание № 3. | 2 |
| |||
Выполнение расчёта показателей эффективности использования оборотных средств |
|
| |||
Внеаудиторная самостоятельная работаПодготовить сообщение и компьютерную презентацию по теме: «Основные фонды предприятий» | 2 |
| |||
Тема 3.2. Трудовые ресурсы организации | Содержание учебного материала | 8 | 2 | ||
Трудовые ресурсы организации, их состав и структура. Производительность труда. Формы оплаты труда в современных условиях. Профессионально-квалификационный состав кадров в организации | 2 |
| |||
Практическое задание № 4. | 4 | ||||
Выполнение расчёта норм труда, показателей производительности труда. | |||||
Практическое задание № 5. | |||||
Выполнение расчёта заработной платы при разных системах оплаты труда. Практическое задание № 6. | |||||
Расчет месячного заработка рабочего. | 2 |
| |||
Внеаудиторная самостоятельная работа Решение экономических задач: выполнение расчета определения потребности в материальных ресурсах, потребности в оборудовании; выполнение расчета баланса материально-технического обеспечения организации. Подготовка сообщение по темам: «Трудовые возможности и трудовая деятельность населения», «Защита трудовых прав. Роль профсоюзов», «Трудовая занятость и безработица» с использованием СМИ, информационно-справочных и информационно-поисковых систем. Решение экономических задач на определение баланса рабочего времени одного рабочего. Решение экономических задач на определение среднесписочного, явочного и списочного состава в организации | 5 |
| |||
Раздел 4. Экономический механизм деятельности предприятия | 16 |
| |||
Тема 4.1. Управление организацией. Сущность и виды планирования | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
Стратегия развития организации. Производственная программа организации (предприятия). Сущность и виды планирования. Отраслевые особенности планирования. Планирование деятельности организации (предприятия). Назначение, содержание, характеристика бизнес- плана организации. | 2 |
| |||
Практическое задание № 7. | 2 |
| |||
Изучение структуры и составление содержания бизнес-плана организации |
| ||||
Тема 4.2.Экономические показатели результатов деятельности предприятия | Содержание учебного материала | 6 | 2 | ||
Себестоимость продукции и издержки производства. Структура затрат на производство и реализацию продукции. Сметы комплексных затрат на производство. Механизмы ценообразования на продукцию (услуги). |
|
| |||
Практическое задание № 8. | 4 |
| |||
Расчет себестоимости товаров и услуг | |||||
Практическое задание № 9. | |||||
Расчет цены на товары и услуги | |||||
Тема 4. 3.Формирование финансовых результатов деятельности предприятия | Содержание учебного материала | 6 | 2 | ||
Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений организации. Финансовое обеспечение деятельности организации. Денежные расчеты в организациях. Кредитование организаций (предприятий). Прибыль, доход, рентабельность. Формирование, распределение и использование прибыли организации. Налоговая система: понятие, функции и способы взимания налогов. | 2 |
| |||
Практическое задание № 10. | 2 | 2 | |||
Формирование, распределение и использование прибыли организации | |||||
Внеаудиторная самостоятельная работа Решение экономических задач по определению производственной программы предприятия (валовая, товарная, реализованная продукция). Подготовка сообщений по темам: «Планирование и управление в организации», «Планирование производства и сбыта продукции», «Формирование портфеля заказов» с использованием СМИ, информационно-справочных и информационно-поисковых систем. Решение ситуационных задач на составление сметы затрат на производство продукции и калькуляцию себестоимости изделия | 4 | ||||
| Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | 3 | ||
Всего: | 42 |
|
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска
- книжные шкафы
- учебная, нормативная литература
- схемы и таблицы по Экономике организации
- комплект учебно-методических пособий по практическим работам;
- пособия для самостоятельной работы обучающихся.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гражданский кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007года № 209-ФЗ
Положения по бухгалтерскому учету. М.Издательство «Инфра-М» 2011 г.
В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко Экономика организации (предприятия): учебное пособие/3-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2016 г. -416с.- (Среднее профессиональное образование)
Н.А. Сафронов Экономика организации (предприятия), М. Изд. Экономист, 2016 г.-251с.
Лопарева, А. М. Экономика организации (предприятия) / А.М. Лопарева. - М.: Финансы и статистика, 2017 г. - 240 c.
Дополнительные источники:
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. №127-ФЗ
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ
Грибов, В.Д. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - М.: КУРС, ИНФРА-М, 2018. - 448 c
Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия) - М.: Финансы и статистика, 2014 г. -576с.
Экономика предприятия. Под ред. д.э.н. А.Е.Карлика. Инфра-М, 2015 г.-432с
Интернет ресурс:
1. Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф. http://www.minfin.ru/ru/
2. Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли. http://www.economy.gov.ru/minec/main
3. Сайт Эл. Словарь: Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Офицальный сайт: газета Экономика и жизнь.http://www. Eg-online.ru/
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; | ОК 01 - 07 | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов работ на практических занятиях, выполнении самостоятельных работ, тестирования, решении ситуационных задач и других формах технического контроля |
Умение находить и использовать необходимую экономическую информацию | ||
Знание основ экономики, подходов к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитной и налоговой политики | ОК 01 - 07 | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении самостоятельных работ, тестирования |
Знание механизмов ценообразования на продукцию (услуги), форм оплаты труда в современных условиях | ||
Знание законодательства по охране авторских прав |