муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутейниковская основная общеобразовательная школа
«Согласовано» Протокол заседания педагогического совета № 1от 30 августа 2022 года
| «Согласовано» Зам. директора по УВР _________/И. Н. Халаимова | «Утверждаю» Директор МБОУ Кутейниковская ООШ ___________ В.В.Фандо Приказ от 31.08.2022 г. № 46 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для 2 класса
начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Учитель: Макаренко Наталья Владимировна
с. Кутейниково
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе разработана в соответствии с Требованиями к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания на основе следующих основных федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. в ред. от 02.07.2021 N 351-ФЗ);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (с изменениями от 6 ноя. 2020 № 388-ЗС).
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Приказы:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 г. № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования ”;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808) с изменениями и дополнениями;
- Приказ Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письма:
- письмо от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;
- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями);
- письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области 20 мая 2022 №: 24/3.1-8923;
- письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01-169/08-01;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2017 г. N 08-2595 «О направлении информации»;
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 г. N 03-510 «О направлении информации».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22);
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кутейниковской основной общеобразовательной школы (Постановление Администрации Чертковского района Ростовской области от 14.09.2015 г. № 740);
- Учебный план образовательного учреждения.
Программа ориентирована на использование следующих учебных
и учебно-методических пособий:
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2022.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы: сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М.: Просвещение, 2020.
3. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2020.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
В учебном плане на изучение русского языка во 2 классе отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов.
Календарный учебный график МБОУ Кутейниковской ООШ на 2022-2023 учебный год предусматривает 34 учебные недели во 2 классе. В соответствии с ФГОС НОО и учебным планом школы на 2022-2023 уч. год для начального общего образования на учебный предмет русский язык во 2 классе отводится 5 часов в неделю, т.е. 170 часов в год.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками, календарным учебным графиком;
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
- отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя;
На дополнительные дни отдыха во 2 классе выпадают уроки 24.02.2023 г., 08.03.2023 г., 01.05.2023 г., 08.05.2023 г., таким образом, программа рассчитана на 166 уроков.
Содержание учебного предмета
Наша речь
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливание текста и его частей.
Предложение
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Части речи
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
— осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— осознавать язык как основное средство общения;
— характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости;
— определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги;
— устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; — находить однокоренные слова;
— выделять в слове корень (простые случаи);
— выделять в слове окончание;
— выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
«что?»;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
— формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
— составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
— определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
— составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
— писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы | Электронные учебно-методические материалы | ||
Всего | Контр /провер | Лаборат /практич | ||
Наша речь | 4 | 0 | 1 | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru |
Текст | 5 | 1 | 0 | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru |
Предложение | 12 | 1 | 2 | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru |
Слова, слова, слова… | 22 | 1 | 3 | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru |
Звуки и буквы | 34 | 2 | 5 | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 | 2 | 8 | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru 8. Интерактивные плакаты https://infourok.ru/interakt ivnie-pravila-po-russkomu- yaziku |
Части речи | 47 | 2 | 4 | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal 8. ruhttp://school -collection.edu.ru/ |
Повторение | 17 | 1 | 3 | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal 8. ruhttp://school -collection.edu.ru/ |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в разделе | Тема урока | Дата план | Дата факт | Форма контроля |
1. | 1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 01.09 | | Устный опрос |
2. | 2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 02.09 | | Устный опрос |
3. | 3 | Как отличить диалог от монолога? | 05.09 | | Устный опрос |
4. | 4 | Проверка знаний по теме «Речь» | 06.09 | | Проверочная работа |
5. | 1 | Что такое текст? | 07.09 | | Устный опрос |
6. | 2 | Что такое тема и главная мысль текста? | 08.09 | | Письменный контроль |
7. | 3 | Части текста | 09.09 | | Устный опрос |
8. | 4 | Входной диктант с грамматическим заданием | 12.09 | | Диктант |
9. | 5 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 13.09 | | Письменный контроль |
10. | 1 | Что такое предложение? | 14.09 | | Устный опрос |
11. | 2 | Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? | 15.09 | | Устный опрос |
12. | 3 | Как составить из слов предложение? | 16.09 | | Устный опрос |
13. | 4 | Что такое главные члены предложения? | 19.09 | | Устный опрос |
14. | 5 | Что такое второстепенные члены предложения? | 20.09 | | Устный опрос |
15. | 6 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 21.09 | | Устный опрос |
16. | 7 | Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? | 22.09 | | Устный опрос |
17. | 8 | Как установить связь слов в предложении? | 23.09 | | Устный опрос |
18. | 9 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине | 26.09 | | Сочинение |
19. | 10 | Анализ сочинений. Как установить связь слов в предложении? | 27.09 | | Письменный контроль |
20. | 11 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение» | 28.09 | | Диктант |
21. | 12 | Анализ диктанта. Закрепление изученного по теме «Предложение» | 29.09 | | Письменный контроль |
22. 23. | 1- 2 | Что такое лексическое значение слова? | 30.09 03.10 | | Устный опрос |
24. | 3 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 04.10 | | Устный опрос |
25. | 4 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 05.10 | | Письменный контроль |
26. | 5 | Что такое синонимы? | 06.10 | | Устный опрос |
27. | 6 | Что такое синонимы? | 07.10 | | Письменный контроль |
28. | 7 | Что такое антонимы? | 10.10 | | Устный опрос |
29. | 8 | Что такое антонимы? | 11.10 | | Тренировочная практическая работа |
30. | 9 | Обобщение знаний по теме «Слово» | 12.10 | | Тестирование |
31. | 10 | Что такое родственные слова? | 13.10 | | Устный опрос |
32. | 11 | Что такое родственные слова? | 14.10 | | Письменный контроль |
33. | 12 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 17.10 | | Устный опрос |
34. | 13 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 18.10 | | Тренировочная практическая работа |
35. | 14 | Какие бывают слоги? | 19.10 | | Устный опрос |
36. | 15 | Как определить ударный слог? | 20.10 | | Устный опрос |
37. | 16 | Как определить ударный слог? | 21.10 | | Устный опрос |
38. | 17 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 24.10 | | Диктант |
39. | 18 | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть | 25.10 | | Письменный контроль |
40. | 19 | Анализ диктанта. Как переносить слова с одной строки на другую? | 26.10 | | Тренировочная практическая работа |
41. | 20 | Обучающее сочинение по серии картинок | 27.10 | | Сочинение |
42. | 21 | Работа над ошибками. Закрепление знаний | 28.10 | | Письменный контроль |
43. | 22 | Закрепление знаний по теме «Ударение. Перенос слова» | 31.10 | | Тестирование |
44. | 1 | Как различать звуки и буквы? | 01.11 | | Устный опрос |
45. | 2 | Как мы используем алфавит? | 02.11 | | Устный опрос |
46. | 3 | Как мы используем алфавит? | 10.11 | | Тренировочная практическая работа |
47. | 4 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 11.11 | | Письменный контроль |
48. | 5 | Как определить гласные звуки? | 14.11 | | Устный опрос |
49. | 6 | Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы» | 15.11 | | Тестирование |
50. | 7 | Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы» | 16.11 | | Устный опрос |
51. 52. | 8- 9 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 17.11 18.11 | | Практическая работа |
53. 54. 55. | 10- 11- 12 | Упражнения в правописании слов с безударным гласным звуком в корне | 21.11 22.11 23.11 | | Списывание |
56. 57. | 13- 14 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 24.11 25.11 | | Устный опрос |
58. | 15 | Упражнение в правописании слов с непроверяемыми безударными гласными | 28.11 | | Списывание |
59. | 16 | Развитие речи. Обучающее сочинение | 29.11 | | Сочинение |
60. | 17 | Диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | 30.11 | | Диктант |
61. | 18 | Анализ диктанта. Повторение | 01.12 | | Письменный контроль |
62. | 19 | Как определить согласные звуки? | 02.12 | | Устный опрос |
63. | 20 | Согласный звук [Й] и буква И краткое | 05.12 | | Устный опрос |
64. | 21 | Согласный звук [Й] и буква И краткое | 06.12 | | Устный опрос |
65. | 22 | Слова с удвоенными согласными | 07.12 | | Письменный контроль |
66. | 23 | Развитие речи. Составление рассказа по картинке | 08.12 | | Устный опрос |
67. | 24 | Наши проекты. «И в шутку и всерьёз» | 09.12 | | Проект |
68. | 25 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 12.12 | | Устный опрос |
69. | 26 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 13.12 | | Устный опрос |
70. | 27 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 14.12 | | Устный опрос |
71. | 28 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 15.12 | | Письменный контроль |
72. | 29 | Обучающее изложение | 16.12 | | Изложение |
73. | 30 | Контрольный диктант по теме «Согласные звуки и буквы» | 19.12 | | Диктант |
74. 75. | 31- 32 | Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Согласные звуки и буквы» | 20.12 21.12 | | Письменный контроль |
76. | 33 | Наши проекты. Пишем письмо | 22.12 | | Проект |
77. | 34 | Обобщающий урок | 23.12 | | Устный опрос |
78. | 1 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ | 26.12 | | Устный опрос |
79. | 2 | Твёрдые и мягкие согласные | 27.12 | | Списывание |
80. | 3 | Повторение по теме «Твёрдые и мягкие согласные» | 28.12 | | Письменный контроль |
81. | 4 | Развитие речи. Обучающее изложение | 12.01 | | Изложение |
82. | 5 | Работа над ошибками. Закрепление знаний | 13.01 | | Письменный контроль |
83. | 6 | Наши проекты. Рифма | 16.01 | | Проект |
84. | 7 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ | 17.01 | | Тренировочная практическая работа |
85. | 8 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ | 18.01 | | Устный опрос |
86. | 9 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя | 19.01 | | Письменный контроль |
87. | 10 | Диктант по теме «Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ» | 20.01 | | Диктант |
88. | 11 | Анализ диктанта. Как отличить звонкие согласные от глухих? | 23.01 | | Письменный контроль |
89. | 12 | Как отличить звонкие согласные от глухих? | 24.01 | | Устный опрос |
90. | 13 | Проверка парных согласных в корне слова | 25.01 | | Практическая работа |
91. | 14 | Распознавание проверяемых и проверочных слов | 26.01 | | Письменный контроль |
92. | 15 | Изложение повествовательного текста | 27.01 | | Изложение |
93. | 16 | Анализ изложения. Работа над ошибками. Проверка парных согласных | 30.01 | | Письменный контроль |
94. | 17 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 31.01 | | Устный опрос |
95. | 18 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 01.02 | | Списывание |
96. | 19 | Изложение повествовательного текста по вопросам плана | 02.02 | | Изложение |
97. | 20 | Анализ изложений. Работа над ошибками | 03.02 | | Письменный контроль |
98. | 21 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 06.02 | | Тренировочная практическая работа |
99. | 22 | Диктант по теме «Слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова» | 07.02 | | Диктант |
100. | 23 | Анализ диктанта. Обобщение изученного материала | 08.02 | | Письменный контроль |
101. | 24 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 09.02 | | Устный опрос |
102. | 25 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 10.02 | | Устный опрос |
103. | 26 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 13.02 | | Списывание |
104. | 27 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала | 14.02 | | Практическая работа |
105. | 28 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 15.02 | | Сочинение |
106. | 29 | Анализ сочинений | 16.02 | | Письменный контроль |
107. | 30 | Повторение по теме «Разделительный мягкий знак» | 17.02 | | Устный опрос |
108. | 31 | Обобщение изученного материала | 20.02 | | Тестирование |
109. | 1 | Что такое части речи? | 21.02 | | Устный опрос |
110. | 2 | Что такое части речи? | 22.02 | | Устный опрос |
111. | 3 | Что такое имя существительное? | 27.02 | | Устный опрос |
112. | 4 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 28.02 | | Письменный контроль |
113. | 5 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных | 01.03 | | Устный опрос |
114. | 6 | Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | 02.03 | | Устный опрос |
115. | 7 | Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | 03.03 | | Тестирование |
116. | 8 | Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи | 06.03 | | Тренировочная практическая работа |
117. | 9 | Заглавная буква в географических названиях | 07.03 | | Письменный контроль |
118. | 10 | Развитие речи. Обучающее изложение «Люлька» | 13.03 | | Изложение |
119. | 11 | Анализ изложения. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | 09.03 | | Письменный контроль |
120. | 12 | Единственное и множественное число имён существительных | 10.03 | | Устный опрос |
121. 122. | 13- 14 | Единственное и множественное число имён существительных | 14.03 15.03 | | Письменный контроль |
123. | 15 | Развитие речи. Обучающее изложение | 16.03 | | Изложение |
124. | 16 | Анализ изложения. Повторение | 17.03 | | Устный опрос |
125. | 17 | Обобщение знаний о числе имён существительных | 20.03 | | Тренировочная практическая работа |
126. | 18 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 21.03 | | Диктант |
127. | 19 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о числе имён существительных | 22.03 | | Письменный контроль |
128. | 20 | Что такое глагол? | 23.03 | | Устный опрос |
129. | 21 | Что такое глагол? | 24.03 | | Устный опрос |
130. | 22 | Что такое глагол? | 03.04 | | Тестирование |
131. | 23 | Единственное и множественное число глаголов | 04.04 | | Устный опрос |
132. | 24 | Единственное и множественное число глаголов | 05.04 | | Письменный контроль |
133. | 25 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 06.04 | | Устный опрос |
134. | 26 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 07.04 | | Письменный контроль |
135. | 27 | Что такое текст-повествование? | 10.04 | | Устный опрос |
136. | 28 | Повторение по теме «Глагол» | 11.04 | | Письменный контроль |
137. | 29 | Что такое имя прилагательное? | 12.04 | | Устный опрос |
138. | 30 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 13.04 | | Письменный контроль |
139. | 31 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | 14.04 | | Устный опрос |
140. | 32 | Единственное и множественное число имён прилагательных | 17.04 | | Письменный контроль |
141. | 33 | Что такое текст – описание? | 18.04 | | Устный опрос |
142. | 34 | Проверка знаний по теме «Имя прилагательное» | 19.04 | | Проверочная работа |
143. | 35 | Общее понятие о предлоге | 20.04 | | Письменный контроль |
144. | 36 | Раздельное написание предлогов со словами | 21.04 | | Устный опрос |
145. | 37 | Развитие речи. Восстановление предложений | 24.04 | | Устный опрос |
146. | 38 | Повторение по теме «Предлог» | 25.04 | | Устный опрос |
147. | 39 | Диктант по теме «Предлог» | 26.04 | | Диктант |
148. | 40 | Анализ диктанта. Закрепление знаний о предлоге | 27.04 | | Письменный контроль |
149. | 41 | Что такое местоимение? | 28.04 | | Устный опрос |
150. | 42 | Что такое местоимение? | 02.05 | | Устный опрос |
151. | 43 | Развитие речи. Что такое текст – рассуждение? | 03.05 | | Устный опрос |
152. | 44 | Закрепление знаний о местоимении | 04.05 | | Письменный контроль |
153. | 45 | Закрепление знаний о местоимении | 05.05 | | Устный опрос |
154. | 46 | Повторение по теме «Местоимение» | 10.05 | | Письменный контроль |
155. | 1 | Повторение по теме «Текст» | 11.05 | | Устный опрос |
156. | 2 | Сочинение по картине «Утро в сосновом бору» | 12.05 | | Сочинение |
157. | 3 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Предложение» | 15.05 | | Тестирование |
158. | 4 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 16.05 | | Устный опрос |
159. | 5 | Повторение по теме «Части речи» | 17.05 | | Устный опрос |
160. | 6 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 18.05 | | Письменный контроль |
161. | 7 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | 19.05 | | Диктант |
162. | 8 | Анализ диктанта. Повторение по теме «Правила правописания» | 22.05 | | Письменный контроль |
163. | 9 | Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением | 23.05 | | Устный опрос |
164. | 10 | Правописание звонких и глухих согласных | 24.05 | | Устный опрос |
165. | 11 | Повторение и закрепление изученного материала | 25.05 | | Тестирование |
166. | 12 | Итоговый урок. Чему научились во 2 классе? | 26.05 | | Письменный контроль |