«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по основам финансовой грамотности 7-8 класс

ПОДРОБНАЯ РАЗРАБОТКА НОВОГО ПРЕДМЕТА "ОСНОВЫ ФИНИНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 7-8 КЛАСС"

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Т.Г.Шевченко»



ПРИНЯТО

Решение педагогического совета

МБОУ г.Астрахани « СОШ№4»

от «30» августа 2018 г. № 1


УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ г.Астрахани « СОШ№4»

__________О.М.Негрова

Приказ от 31.08.2018 г. № 01-02-_________


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

от « 27 » августа 2018 г. № 1

председатель ШМО

_______________ /____________/


СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР

____________________ /___________________/

«31» августа 2018 года



Рабочая программа

по курсу «Основы финансовой грамотности»


Уровень общего образования

основное общее образование, 7-8 классы


Количество часов – 1 часа в неделю

Учитель - Прокофьева Наталья Владимировна









Пояснительная записка

Рабочая программа по «Основам финансовой грамотности» в 7-8 классах составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785

  • Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 декабря 2010 г. № 189 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Примерная программа по предмету .


УМК:

Федеральный базисный план отводит 68 часов для образовательного изучения в 7-8 классе из расчёта 1час в неделю.

В соответствии с этим реализуется «Основы финансовой грамотности» в 7-8 классах в объеме 68 часов.


В 7-8 классах дети обучаются в возрасте 12-15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 7-8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 7 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

• Лекция-беседа. В 7-8 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть использована с применением педагогического метода проблематизации. Сама лекция как трансляция знаний и постановка проблем может проходить в следующих формах: – просмотр документальных и художественных фильмов; – просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; – рассказ-беседа о проблематике данной сферы; – встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими. Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10– 15% всего учебного времени.

• Практикум. Данная форма занятий является ведущей для учащихся 7-8 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников. Таким образом, практикум может быть провёден в следующих формах: – поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств; – поиск и анализ правовых документов по теме; – разработка индивидуальных или групповых проектов;

– проведение мини-исследований; – поиск информации для написания эссе; – составление и решение финансовых кроссвордов.

• Игра. Наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.

Семинар. В 7–8 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности. Семинары могут проводиться за пределами занятий и иметь форму дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся как 7–9, так и 10–11 классов. Могут участвовать учителя и администрация, а также привлечённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие и др.).

Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных: – письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями); – устный опрос; – викторина; – конкурс; – творческий отчёт; – защита проекта; – защита исследовательской работы; – написание эссе; – решение практических задач; – выполнение тематических заданий. Учителем могут быть использованы и другие формы обучения.

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:

• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;

• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);

• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности. Может осуществляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся реально может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль может осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий


Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; — владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; — сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; — умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; — сформированность коммуникативной компетенции: • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.


Требования к предметным результатам освоения курса:

владение понятиями:

деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

владение знанием:

структуры денежной массы • структуры доходов населения страны и способов её определения • зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц • возможных норм сбережения • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации • видов страхования • видов финансовых рисков • способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач • способов определения курса валют и мест обмена • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.



Целями изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономики.

7 класс – 34 часа.

Что такое деньги и какими они бывают (4 часа).

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Рассмотрим деньги поближе ( 2 часа).

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орел». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.

Какие деньги были раньше в России (4 часа).

«Меховые деньги». Куны. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Защита от подделок (2 часа).

Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Современные деньги России и других стран (3 часа).

Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Современные деньги России и других стран (2 часа).

Доллар. Евро.

Откуда в семье деньги (4 часа).

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

На что тратятся деньги (4 часа).

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счет. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Как умно управлять своими деньгами (4 часа).

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Как делать сбережения (4 часа)

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Что полезно знать о деньгах (1 час).

8 класс – 34 часа.

Как появились деньги (4 часа)

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты).купюры. номинал. Покупательная сила. Товары.Услуги.

История монет (4 часа)

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орел». «Решка».

Бумажные деньги (4 часа)

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Безналичные деньги (3 часа)

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заемщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчеты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчетные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Валюты (3 часа)

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Откуда в семье берутся деньги (5 часов)

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

На что семьи тратят деньги (5 часов)

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жилье. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Как правильно планировать семейный бюджет (4 часа)

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Что полезно знать о деньгах (2 часа).















Тематическое планирование курса

7 класс

Темы

Колич. часов

Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Что такое деньги и какими они бывают

4

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

Рассмотрим деньги поближе

2

понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности; составление простых планов с помощью учителя; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;

Какие деньги были раньше в России

4

составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Защита от подделок

2

составление простых планов с помощью учителя; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка

Современные деньги России и других стран

3

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Современные деньги России и других стран

2

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

Откуда в семье деньги

4

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

На что тратятся деньги

4

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Как умно управлять своими деньгами

4

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Как делать сбережения

4

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Что полезно знать о деньгах

1

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете



8 класс

Темы

Колич. часов

Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Как появились деньги

4

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

История монет

4

составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Бумажные деньги

4

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Безналичные деньги

3

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Валюты

3

составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Откуда в семье берутся деньги

5

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

На что семьи тратят деньги

5

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Как правильно планировать семейный бюджет

4

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Что полезно знать о деньгах

2



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее