Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, программ начального общего образования;
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Цель рабочей программы
Реализация рабочей программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе направлена на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиям культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи реализации программы
Основными задачами реализации содержания программы являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своре места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Выбор данной программы был обоснован тем, что программа охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Курс «Окружающий мир» для третьего класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы культуры родного края.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий "открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Основными формами организации образовательного процесса по окружающему миру являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок -проект, урок-практика, урок-конференция, урок-путешествие и др.)
- экскурсия;
- другие.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля
- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, проект, практические работы);
- промежуточный (тематический) контроль (контрольные и проверочные работы, тестирование, защита проектов, контрольное чтение и т.д.);
- промежуточный контроль по итогам года (экзамены по русскому языку и математике для 3 классов)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основные требования
К концу учебного года выпускник получит возможность научиться::
различать наиболее распространенные в Татарстане растения, животных;
устно описывать объекты природы;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
оперировать с моделями, указанными в программе;
изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
соблюдать правила пожарной безопасности;
соблюдать правила дорожного движения;
соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики (по плану или опорным словам);
«читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
участвовать в мероприятиях по охране природы на территории своего села;
использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Тематический план курса «Окружающий мир» в 3 классе
№ |
Раздел | Кол-во часов |
Основное содержание |
1 | Как устроен мир | 6 | Природа. Человек. Общество. Мир глазами эколога. Природа в опасности! |
2 | Эта удивительная природа | 18 | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются камни? Что такое почва? Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Невидимая сеть и невидимая пирамида. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. |
4 | Наша безопасность | 7 | Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. О молниях, змеях, собаках и прочем. Экологическая безопасность. |
5 | Чему учит экономика | 12 | Для чего нужна экономика? Три кита экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность? Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 | Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс? В центре Европы. Путешествие по Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. |
7 | Обобщение | 1 | Что мы узнали за год и чему научились. |
| Всего | 68 |
|
Содержание тем учебного курса
Как устроен мир- 6ч
Природа; человек; общество; мир глазами эколога; природа в опасности!
Эта удивительная природа-18ч
Тела, вещества, частицы; разнообразие веществ; воздух и его охрана; вода; превращение и круговорот воды; берегите воду!; как разрушаются камни?; что такое почва?; разнообразие растений; солнце, растения и мы с вами; размножение и развитие растений; охрана растений; разнообразие животных; кто что ест?; невидимая сеть и невидимая пирамида; размножение и развитие животных; в царстве грибов; великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье-10ч
Организм человека; органы чувств; надёжная защита организма; опора тела и движение; наше питание; дыхание и кровообращение; умей предупреждать болезни; здоровый образ жизни.
Наша безопасность-7ч
Огонь, вода и газ; чтобы путь был счастливым; дорожные знаки; опасные места; о молниях, змеях, собаках и прочем; экологическая безопасность.
Чему учит экономика-12ч
Для чего нужна экономика; три кита экономики; полезные ископаемые; растениеводство; животноводство; какая бывает промышленность?; что такое деньги?; государственный бюджет; семейный бюджет; экономика и экология.
Путешествие по городам и странам-15ч
Золотое кольцо России; наши ближайшие соседи; на севере Европы; что такое Бенилюкс?; в центре Европы; путешествие по Франции и Великобритании; на юге Европы; по знаменитым местам мира.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемый результат | Д /з | Дата | ||||||
План | Факт | |||||||||||||
I четверть (18 ч) | ||||||||||||||
1 | Как устроен мир | Природа. Значение природы для людей | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: | с.4-6, вопросы с.7; с.4 №4 (р.т) |
|
| |||||
2 |
| Человек. Разумное существо | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | с.10-14, вопросы с.15; задание №1 с.15 с.7 №4 (р.т) |
|
| ||||||
3 |
| Общество | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный | с.16-19, задания№1,2 с.21; с.8 №3, 4 (р.т) |
|
| ||||||
4 |
| Мир глазами эколога | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: | с. 22-25, вопросы с.26, задание №1 с.26; с.10 №4 (р.т.) |
|
| |||||
5 |
| Природа в опасности. Охрана природы
Экскурсия | 1ч | Комбинированный Экскурсия | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Знают \понимают:
| с. 27-31, вопросы с.32 с.11 №3, 5 (р.т.) |
|
| |||||
6 | Эта удивительная природа | Тела, вещества, частицы | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный | Умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения | с. 34-36, вопросы с.37 |
|
| |||||
7 |
| Разнообразие веществ | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный | с. 39-42, вопросы с.43, задания №1, 2 с.43 |
|
| ||||||
8 |
| Воздух и его охрана. Состав, свойства | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: | с. 44-47., вопросы с.48, задания № 1, 2, 3 с.48 с.20 №5 (р.т.) |
|
| |||||
9 |
| Вода и жизнь | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: | с. 49-51, вопросы с.52, задания №1, 2 с.57 с.22 № 4 (р.т.) |
|
| |||||
10 |
| Превращения и круговорот воды | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | с. 53-55., вопросы с.56 задание № 1 с.56 с.25 №5 (р.т.) |
|
| ||||||
11 |
| Берегите воду | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный (тест) | с. 57-60., вопросы с.61, задания с.61 с.26 №2 (р.т.) |
|
| ||||||
12 |
| Как разрушаются камни | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют использовать приобретенные знания и уменияв практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | с. 62-63., вопросы с.64 задания №1, 2 с.64 |
|
| |||||
13 |
| Что такое почва | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | с. 65-68, вопросы с.69 |
|
| ||||||
14 |
| Разнообразие растений | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Умеют: – приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3); – раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | с. 71-74, вопросы с.75 задания №1, 2 с.75 с.31 № 6, 7 (р.т.) |
|
| |||||
15 |
| Солнце, растения и мы с вами | 1ч | Комбинированный | с. 76-78., вопросы с.78-79, задания №1, 2, 3 с.79 с.34 №5 (р.т.) |
|
| |||||||
16 |
| Размножение и развитие растений | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют: – определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | с. 80-82, вопросы с.83, задания №1, 2, 3 с.83 |
|
| |||||
17 |
| Охрана растений | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | с. 84-86, вопросы с.87 задания №1, 2 с.87 чтение статьи с.88 с.39 №7 (р.т.) |
|
| ||||||
18 |
| Разнообразие животных | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: умеют раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных | с. 89-94, вопросы с.95 задания №1, 2, 3 с.95 с.43 №6 (р.т.) |
|
| |||||
II четверть (14 ч) |
|
|
|
|
| |||||||||
19 |
| Кто что ест. Цепи питания | 1ч | Изучение нового материала | с. 96-98вопросы с.98 задания №1, 2 с.98 с.46 №6 (р.т.) |
|
| |||||||
20 |
| Невидимая сеть и невидимые пирамиды | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | с. 100-103., вопросы с.104 |
|
| |||||
21 |
| Размножение и развитие животных | 1ч | Изучение нового материала | с. 105-106, вопросы с.110 |
|
| |||||||
22 |
| Птицы и звери | 1ч | Комбинированный |
Фронтальный; индивидуальный | с. 106-109. Задание с.111 с.50 №5 (р.т.) |
|
| ||||||
23 |
| Охрана животных | 1ч | Комбинированный | Умеют использовать знания и умения для ухода за животными | с. 112-115, вопросы с.116, задания №1, 2, 3 с.116 с.52 №4, 6 (р.т.) |
|
| ||||||
24 |
| В царстве грибов | 1ч | Изучение нового материала | Умеют использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | с. 118-121, вопросы с.122 задания №1, 2, 3 с.122 с.55 №4 (р.т.) |
|
| ||||||
25 |
| Великий круговорот жизни | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями и животными | с. 124-126, вопросы с.126 задание №2 с.126 |
|
| |||||
26 | Мы и наше здоровье | Организм человека | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: | с. 128-129. Придумать сказку или рассказ о здоровье, с.58 №3 (р.т.) |
|
| |||||
27 |
| Как мы воспринимаем окружающий мир | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Умеют использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов | с.132-135., вопросы с.135 задания №1, 2, 3, 4 с.135 |
|
| |||||
28 |
| Надежная защита организма | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | с. 136-138, вопросы с.140 задания №1, 2 с.140 с.60 №3 (р.т.) |
|
| ||||||
29 |
| Опора тела и движение | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: | с. 140-142. вопросы с.145 задания №1,2 с.145 |
|
| |||||
30 |
| Наше питание | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: | с. 144-146, вопросы
с.63 №5 (р.т.) |
|
| |||||
31 |
| О дыхании, о движении крови | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | с. 148-149, вопросы с.150 |
|
| ||||||
32 |
| Закаляй свой организм | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | с. 151-153, вопросы с.154 |
|
| ||||||
III четверть (20 ч) |
|
| ||||||||||||
33 |
| Здоровый образ жизни. Обобщение | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | с. 154-157, вопросы с.157 |
|
| ||||||
34 | Наша безопасность | Огонь, вода и газ | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: в школе); | с. 4-6, вопросы с.7 задания №1, 2 с.6 с.4 №4 (р.т.) |
|
| |||||
35 |
| Огонь, вода и газ | 1ч |
|
|
|
|
| ||||||
36 |
| Чтобы путь был счастливым | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | с. 8-11, вопросы с.12
|
|
| ||||||
37 |
| Дорожные знаки | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Знают дорожные знаки, выполнят правила дорожного движения | с. 14-16, вопросы с.17 задания №2,3 с.17 с.11 №4 (р.т.) |
|
| |||||
38 |
| Дорожные знаки | 1ч |
|
|
|
|
|
| |||||
39 |
| Опасные места
Практическая работа | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: | с. 18-21, вопросы с.22 с.13 №3 (р.т.) |
|
| |||||
40 |
| О молниях, змеях, собаках и прочем
| 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | с. 23-27, вопросы с.28 задания №3 с.28 с16 №6 (р.т.). |
|
| ||||||
41 |
| О молниях, змеях, собаках и прочем Практическая работа | 1ч |
|
|
|
|
|
| |||||
42 |
| Экологическая безопасность | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: | с. 29-33, вопросы с.34 задания №1, 2 с.34 с.20 №36(р.т) |
|
| |||||
43 |
| Экологическая безопасность | 1ч |
|
|
|
|
|
| |||||
44 | Чему учит экономика | Для чего нужна экономика? | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | с. 34-38, вопросы с.38 задания с.34 с.24 №8 (р.т.) |
|
| |||||
45 |
| Три кита экономики* | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный |
| с. 40-45, вопросы с.46
|
|
| |||||
46 |
| Полезные ископаемые | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | с. 48-50, вопросы с.52 с.29 7, 83 (р.т.) |
|
| |||||
47 |
| Полезные ископаемые
| 1ч |
|
|
|
|
|
| |||||
48 |
| Растениевод- ство | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы | с. 53-57, вопросы с.58 задания №1, 2 с.58 с.31 №5, 6 (р.т.) |
|
| |||||
49 |
| Животноводство | 1ч | Изучение нового материала | Индивидуальный | Умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными | с. 60-62, вопросы с.63 задания №1, 2 , 3 с.63 с33 №5, 6 (р.т.) |
|
| |||||
50 |
| Какая бывает промышленность? | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком | с. 64-66, вопросы с.66 задания №1, 4 с.67 с.37 №5, 6 (р.т.) |
|
| |||||
51 |
| Какая бывает промышленность? | 1ч |
|
|
|
|
|
| |||||
52 |
| Что такое деньги? | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов | с. 68-70, вопросы с.70 задания №2, 3, 4, 5 с.72 с.39 №4 (р.т.) |
|
| |||||
IV четверть (16 ч) | ||||||||||||||
53 |
| Государственный бюджет | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | с. 73-75, вопросы с.76 задания №1, 2 , 4 с.76 с.41 №4 (р.т.) |
|
| |||||
54
|
| Семейный бюджет | 1 ч | Изучение нового материала |
|
| задания №1, 3 с.80 с.42 №3, 4 (рт.). |
|
| |||||
55 |
| Семейный бюджет | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов | с. 77-79, вопросы с.80 задания №1, 3 с.80 с.42 №3, 4 (рт.). |
|
| |||||
56 |
| Экономика и экология | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | с. 81-84, вопросы с.85 задания №1, 2 с.85 с.44 №, 4 (р.т.) |
|
| |||||
57 |
| Экономика и экология | 1ч |
|
|
|
|
|
| |||||
58 |
| Обобщение. Чему учит экономика | 1ч | Комбинированный | Фронтальный; индивидуальный | Умеют использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта |
|
|
| |||||
59 | Путешествие по городам и странам | Золотое кольцо России | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Знают \понимают: некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города); | с.88-97, вопросы с.98 задания №2, 4, 5 с.99 с.49 №7, 8 (р.т.) |
|
| |||||
60 |
| Золотое кольцо России
| 1ч |
|
|
|
|
| ||||||
61 |
| Наши ближайшие соседи* | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | с.100-105, вопросы с.105 задания №2, 3 с.107 с.53 №5, 6 (р. т.) |
|
| ||||||
62 |
| На севере Европы | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | с.110-118 вопросы с.118 задания №1, 2, 3 с.117 с.58 №8, 9, 10 (р.т.) |
|
| ||||||
63 |
| Что такое Бенилюкс?* | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | с.120-125, вопросы с.126 задания №1, 2 , 3 с.126 с.62 №5, 6 (р.т.) |
|
| ||||||
64 |
| В центре Европы | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | Умеют: – показывать на карте изученные страны мира; – используют приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете; – используют приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | с.127-132, вопросы с.132 задания №1, 4, 5 с.131 с.66-67 №8, 9, 10 (р.т.) |
|
| |||||
65 |
| Путешествие по Франции и Великобритании | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | с.134--142, вопросы с.143 задания №2, 3, 4 с.141 с.72-73 №9, 10, 11 (р.т.) |
|
| ||||||
66 |
| На юге Европы | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный | с.144-149, вопросы с.150 задания №1-6 с.147 с.77 №8, 9, 10 (р.т.) |
|
| ||||||
67 |
| По знаменитым местам мира* | 1ч | Изучение нового материала | Фронтальный; индивидуальный |
|
|
| ||||||
68 |
| Обобщение. Путешествие по городам и странам | 1ч | Повторение, обобщение изученного | Фронтальный; индивидуальный | Умеют использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете |
|
|
|
Контрольно-измерительный материал
Тест по окружающему миру в 3 классе.
Что такое природа?
а) всё, что сделано руками человека;
б) всё, что нас окружает и существует независимо от человека;
в) всё, что нас окружает.
Что называют телом?
а) всё то, что сделано руками человека;
б) любой предмет, любое живое существо;
в) любое растение, насекомое, птицу или животное.
3. Чем предметы живой природы отличаются от предметов неживой природы?
а) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут и умирают;
б) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают;
в) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.
4. Что такое заповедники?
а) это участки земли, где всякая природа находится под охраной человека;
б) это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
в) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насе-комых.
5. Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину;
б) воздух, воду, соли;
в) остатки растений и животных.
6. Животные - это …
а) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;
б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;
в) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.
7. Какой газ из воздуха мы поглощаем во время дыхания?
а) азот;
б) углекислый газ;
в) кислород.
8. Какие предметы ухода за кожей человека указаны правильно?
а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
в) гуталин, обувная щётка, клей.
9. Орган обоняния это:
а) нос;
б) язык;
в) кожа.
10. Для чего человеку нужна пища?
а) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
б) с пищей человек получает воду и витамины;
в) с пищей человек получает питательные вещества.
Учебно-методическое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия
–научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изуч. материалом), энциклопедии, справочники, видеофильмы.
– таблицы (строение растения, организм человека);
– иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– муляжи фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
– демонстрационные экземпляры микроскопа, флюгера, барометра, бинокля, термометров разных видов (спиртового, биметаллического,
медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
Технические средства обучения
– Персональный компьютер.– Мультимедийный проектор. – Интерактивная доска.
Список литературы
1. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
2. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.
4. Окружающий мир. Тесты. 3 класс / Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2012.
5. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
44