«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс.

Рабочая программа для 4 класса по окружающему миру.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Письмо Рособрнадзора 03.11.2015. № 02-501

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373.

Рабочая программа по окружающему миру ля 4 класса разработана на основе авторской программы «Окружающий мир 1-4» Плешакова А.А., (М.: Просвещение, 2011) и ориентирована на работу по УМК «Школа России»:

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Арпачинская СОШ в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями).

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе составлена в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий МБОУ Арпачинская СОШ на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Но в связи с тем, что 08.03., 09.05 являются праздничными датами, на основании приказа №203 от 05.08.2016г «Об уплотнении рабочих программ», программный материал будет пройден за 68 часов.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.


Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..


Предметные результаты

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.



К концу 4 класса обучающийся научится:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между при­родой и человеком;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

проводить самостоятельные наблюдения в природе;

  • оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины на­блюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

  • формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лич­но участвовать в практической работе по охране природы;

  • называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

  • называть океаны и материки;

  • называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяй­ства, об экологических проблемах в этих зонах;

рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;

  • объяснять, что такое Конституция;

  • характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.


К концу 4 класса обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать объекты окружающего мира;

  • самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;

  • работать с учебными и научно-познавательными текстами;

  • составлять план учебной статьи;

  • работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

  • работать с различными картами;

  • готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;

  • рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

  • работать в паре, группе, индивидуально;

  • оценивать себя, товарища;

  • формировать коммуникативные умения;

  • развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; гра­ницы России, некоторые города России;

  • описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;

  • пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удов­летворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



п/п

Темы, разделы

Количество часов

Земля и человечество

9

Природа России

10

Родной край - часто большой страны

15

Страницы Всемирной истории

5

Страницы истории России

20

Современная Россия

9


Всего:

68



Перечень контрольных и проверочных работ


4 класс

Вид контроля

Дата проведения

Тема

Экскурсия №1

15.03.2017

Природное сообщество «Водоем».

Экскурсия № 2

23.05.2017

Растения и животные леса.

Проверочная работа


Проверочная работа №1урок 18

Экскурсия №3


Родной край – часть большой страны.

Промежуточная диагностическая работа


Проверим себя и оценим свои достижения.


Проверочная работа


Проверочная работа №2

Итоговая диагностическая работа


Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.



Проверочная работа

Экскурсия

Всего:

4

3



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ

Наименование раздела

Содержание раздела (наименование тем)

Кол-во часов

Характеристика

основных видов

учебной деятельности

Земля и человечество

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

9

Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы.

. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

10

Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы.

Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское . Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур.

Называть природные зоны России.

Объяснять причины смены природных зон с севера на юг.


Родной край - часто большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

15

Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

Наблюдать объекты и явления природы.

Показывать на политико-административной карте России родной край.

Знакомиться с картой родного края.

Рассказывать о родном крае.

Называть формы земной поверхности родного края.

Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки.

Рассказывать об охране поверхности края.

Объяснять значения слов: «овраг», «балка»

Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края.

Называть источники загрязнения вод в регионе.

Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование.

Рассказывать об охране подземных богатств.

Страницы Всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества - первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века: о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир пароход, паровоз, железные дороги, электричество телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время: история продолжается сегодня.


5

Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве.

Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.

Объяснять значение выражения «первобытные люди».

Использовать «ленту времени»

Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.

Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов.

Сопоставлять мировые религии.

Рассказывать о рыцарях и замках.

Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.

Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок»

Страницы истории России

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Пе­тербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в; 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

20

Показывать на карте территории расселения древних славян.

Рассказывать о жизни древних славян

Называть столицу Древней Руси.

Понимать значение принятия Русью христианства.

Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение»

Называть имена создателей славянской азбуки.

Объяснять значение слова «летопись».

Объяснять роль летописей для изучения истории России.

Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры

Рассказывать о монгольском нашествии.

Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда».

Рассказывать об Александре Невском.

Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев.

Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси.

Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита.

Объяснять значение слова «монастырь»

Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война»

Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина.

Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР.

Называть экологические проблемы того времени.

Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году


Современная Россия

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России, Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

9

Рассказывать о федеральном устройстве России.

Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека.

Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция»

Называть права и обязанности гражданина.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.

Итого в 4-м классе:

68 часов, из них контрольных работ 4



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета МБОУ Арпачинская СОШ

МБОУ Арпачинская СОШ

от 31 августа 2016 года № 1 ______________ / Овчинникова В.И./

___________/ Овчинникова В.И../ 31 августа 2016 года



8


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее