Согласовано Заместитель директора по УВР МОУ «ООШ № 10» __________/Бокова И.М./
| Утверждаю Директор МОУ «ООШ № 10» __________/Соклакова Т.В./ Приказ № _____от_________ |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
для обучающихся 4 класса
МОУ «ООШ № 10»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
(базовый уровень)
на 2019/2020 учебный год
Составитель:
Чеснокова Лариса Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Окружающий мир» автора Н.Ф. Виноградовой (Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы: М.: Издательский центр «Вентана-Граф»,2012 г.)
Программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.
Программа адресована обучающимся 4 класса.
Цель учебного предмета состоит в том, чтобы представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Планируемые результаты обучения и воспитания школьников
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
• ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
• ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
• осознание своей этнической принадлежности;
• восприятие историко географического образа России;
• чувство гордости за свою Родину.
У обучающегося могут быть сформированы:
• осознание себя как гражданина России;
• уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
• понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями;
• ориентации в поведении на принятые моральные нормы; • понимания чувств одноклассников, учителей.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• характеризовать условия жизни на Земле;
• устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
• описывать свойства воды (воздуха);
• различать растения разных видов, описывать их;
• объяснять последовательность развития жизни растения; характеризовать значение органов растения;
• объяснять отличия грибов от растений;
• характеризовать животное как организм;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного с помощью опытов;
• составлять описательный рассказ о животном;
• приводить примеры (конструировать) цепи;
• характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
• характеризовать органы растений и животных и их значение;
• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;
• называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного царства; свержения последнего русского царя;
• работать с географической и исторической картами, контурной картой.
Обучающийся получит возможность научиться:
• ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», эпоха»
• анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); различать географическую и историческую карты; анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
• проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
• рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• понимать цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
• осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Обучающийся может научиться:
• самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
• самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
• ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать её (в рамках проектной деятельности).
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путём постановки несложных опытов;
• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
• находить необходимую информацию в учебнике;
• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
• моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
• понимать информацию, представленную на исторической карте.
Обучающийся может научиться:
• получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
• самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
• ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
• устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
• совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
• выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; •воспринимать другое мнение и позицию; •формулировать собственное мнение и позицию; •умению договариваться, приходить к общему решению; •строить понятные для партнера высказывания;
• задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
•участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
•оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
•выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
№ п/п | Разделы и темы | Содержание | Кол-во часов | ||
Всего | Р/р | К/р | |||
1 | Человек – живое существо (организм). Как устроен и работает организм человека. | Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
| 8 |
| 1 |
2 | Как человек воспринимает окружающий мир. | Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
| 4 | 1 |
|
3 | Мир чувств. | Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
| 3 |
|
|
4 | Ты и твоё здоровье. | Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение. Основы безопасной жизнедеятельности. | 11 | 1 | 1 |
5 | Человек – часть природы. | Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
| 2 |
|
|
6 | Человек среди людей. | Кого называют добрым и справедливым. Качества человека: внимательность, неравнодушие, отзывчивость, правдивость и честность. Культура речи. Общение с незнакомыми людьми. | 4 | 1 |
|
7 | Родная страна от края до края. | Знакомство с природными зонами России. Климатические особенности природных- зон. Животный и растительный мир. Занятия населения. | 13 | 1 | 1 |
8 | Человек – творец культурных ценностей. | Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. | 13 | 1 |
|
9 | Человек – защитник своего Отечества. | Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
| 6 |
| 1 |
10 | Гражданин и государство. | Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. | 1 |
|
|
11 | Резерв |
| 3 |
|
|
Итого: |
|
| 68 | 5 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Тема урока
| Дата | |
по плану | корректировка | ||
1 | Человек – живое существо (организм). Как устроен и работает организм человека (8 ч.) Общее строение организма человека. |
|
|
2 | Нервная система. Головной и спинной мозг. |
|
|
3 | Опорно - двигательная система организма |
|
|
4 | Пищеварительная система |
|
|
5 | Берегите зубы с детства |
|
|
6 | Дыхательная система |
|
|
7 | Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы |
|
|
8 | Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа. Контрольная работа. |
|
|
9 | Как человек воспринимает окружающий мир (4 ч.) Зрение. Гигиена зрения. |
|
|
10 | Слух. Береги слух |
|
|
11 | Обоняние, вкус, осязание и их роль в жизни человека. |
|
|
12 | Обобщение по теме «Как человек воспринимает окружающий мир». Тест. |
|
|
13 | Мир чувств (3 ч ) Эмоции и чувства человека. |
|
|
14 | Внимание и его роль в жизни человека. |
|
|
15 | Память и её роль в жизни человека |
|
|
16 | Ты и твое здоровье (11 ч.) Здоровье человека. Режим дня. |
|
|
17 | Здоровый человек. Здоровый сон. О правильном питании. |
|
|
18 | Как закаливать свой организм. Как снять усталость. |
|
|
19 | Поговорим о вредных привычках |
|
|
20 | Когда дом становится опасным. |
|
|
21 | Какие опасности подстерегают детей на дороге. |
|
|
22 | Если случилась беда… Сам. работа |
|
|
23 | Бывают ли животные опасными. |
|
|
24 | Ядовитые растения и грибы. |
|
|
25 | Что нужно знать о болезнях. Если болит живот, голова. Домашняя аптечка. |
|
|
26 | Контрольная работа «Ты и твоё здоровье». |
|
|
27 | Человек – часть природы (2 ч.) Чем человек отличается от животных |
|
|
28 | От рождения до старости. Почему пожилым людям нужна твоя помощь |
|
|
29 | Человек среди людей (4 ч.) Поговорим о доброте. |
|
|
30 | Что такое справедливость. |
|
|
31 | Умеешь ли ты общаться? |
|
|
32 | Обобщение по теме. Тест. |
|
|
33 | Родная страна от края до края (13 ч.) Природные зоны России. Арктика. |
|
|
34 | Природные зоны России. Арктика. |
|
|
35 | Природные зоны России. Тундра. |
|
|
36 | Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса. |
|
|
37 | Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса. |
|
|
38 | Природные зоны России. Степь |
|
|
39 | Природные зоны России. Пустыня. Влажные субтропики Контр. работа |
|
|
40 | Почва – среда обитания растений и животных |
|
|
41 | Рельеф России |
|
|
42 | Обобщение по теме «Наша Родина от края до края». Сам. работа |
|
|
43 | Как возникали и строились города. Почему улицы получили такое название. Грод дворцов и слобод. |
|
|
44 | Как возникали и строились города. Почему улицы получили такое название. Грод дворцов и слобод. |
|
|
45 | Россия и ее соседи. Япония. Китай. |
|
|
46 | Финляндия. Королевство Дания. |
|
|
47 | Человек – творец культурных ценностей (13 ч.) Что такое культура. Как возникла письменность. |
|
|
48 | Образование – часть культуры общества. |
|
|
49 | Первые школы. |
|
|
50 | Первая Азбука. Книгопечатание. Иван Фёдоров. |
|
|
51 | Образование при Петре Первом. Школы 19 века. Первые петербуржцы. |
|
|
52 | Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Работа над проектом «Портрет образованного человека ХХI века». |
|
|
53 | Русское искусство до XVIII (18) века. Русская икона. Музыка. Обрядовые праздники, Скоморохи. |
|
|
54 | Русское искусство до XVIII (18) века. Русская икона. Музыка. Обрядовые праздники, Скоморохи. |
|
|
55 | Искусство России XVIII (18) века. Петропавловская. Крепость. Живопись. Государственный публичный театр. |
|
|
56 | Искусство России XVIII (18) века. Живопись. Государственный публичный театр. |
|
|
57 | Золотой век русской культуры 19 века: А.С.Пушкин. Облик Петербурга в первой половине ХIХ в. |
|
|
58 | Золотой век русской культуры 19 века: Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой. Сам. работа |
|
|
59 | Композиторы 19 века: М.И.Глинка, П.И.Чайковский. |
|
|
60 | Художники 19 века: В.А.Тропинин, И.Е.Репин, И.И.Левитан. Петербуржцы и их жизнь/ |
|
|
61 | Искусство России 20 века. Петербург в н. ХХ в. Тест. |
|
|
62 | Человек – защитник своего Отечества (6 ч.) Героические страницы истории нашей Родины. Александр Невский. События, о которых помнить область и страна. |
|
|
63 | Битва на Чудском озере. |
|
|
64 | Куликовская битва. |
|
|
65 | Отечественная война 1812 года. |
|
|
66 | Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Битва под Москвой. «На бой ленинградцы идут...» Блокада Ленинграда – трагедия и подвиг. |
|
|
67 | Обобщающий урок. |
|
|
68 | Гражданин и государство (1 ч.) Гражданин и государство. Петербург – главный город России. Контр. работа |
|
|