«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса, УМК "Начальная школа ХХI века" к учебнику Н.Ф.Виноградовой

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МОУ «ООШ № 10»

__________/­­­­­Бокова И.М./


Утверждаю

Директор МОУ «ООШ № 10»

__________/Соклакова Т.В./

Приказ № _____от_________










Рабочая учебная программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

для обучающихся 4 класса

МОУ «ООШ № 10»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

(базовый уровень)

на 2019/2020 учебный год












Составитель:

Чеснокова Лариса Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории








Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе программы «Окружающий мир» автора Н.Ф. Виноградовой (Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы: М.: Издательский центр «Вентана-Граф»,2012 г.)

Программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.

Программа адресована обучающимся 4 класса.

Цель учебного предмета состоит в том, чтобы представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценно­стей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.



Планируемые результаты обучения и воспитания школьников

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

• понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

• ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;

• ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

• осознание своей этнической принадлежности;

• восприятие историко географического образа России;

• чувство гордости за свою Родину.

У обучающегося могут быть сформированы:

осознание себя как гражданина России;

уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;

понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями;

ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

понимания чувств одноклас­сников, учителей.



Предметные результаты

Обучающийся научится:

• характеризовать условия жизни на Земле;

• устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

• описывать свойства воды (воздуха);

• различать растения разных видов, описывать их;

• объяснять последовательность развития жизни растения; характеризовать значение органов растения;

• объяснять отличия грибов от растений;

• характеризовать животное как организм;

• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного с помощью опытов;

• составлять описательный рассказ о животном;

• приводить примеры (конструировать) цепи;

• характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);

• характеризовать органы растений и животных и их значение;

• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;

• называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного царства; свержения последнего русского царя;

• работать с географической и исторической картами, контурной картой.

Обучающийся получит возможность научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», эпоха»

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); различать географическую и историческую карты; анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• понимать цель познавательной деятельности;

• планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

• осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Обучающийся может научиться:

самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать её (в рамках проектной деятельности).


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путём постановки несложных опытов;

• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

• находить необходимую информацию в учебнике;

• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

• моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;

• понимать информацию, представленную на исторической карте.

Обучающийся может научиться:

получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.

ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;

устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;

• совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

• выбирать адекватные рече­вые средства в диалоге с учите­лем, одноклассниками;

•воспринимать другое мнение и позицию;

•формулировать собственное мнение и позицию;

•умению договариваться, приходить к общему решению;

•строить понятные для парт­нера высказывания;


• задавать вопросы, адекват­ные данной ситуации, позво­ляющие оценить ее в процессе общения.

•участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

•оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

•выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности


п/п

Разделы и темы

Содержание

Кол-во часов

Всего

Р/р

К/р

1

Человек – живое существо (организм). Как устроен и работает организм человека.

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Голов­ной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведе­ния). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укре­пление опорно-двигательной системы. Движения и физкуль­тура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.


8


1

2

Как человек воспринимает окружающий мир.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего на­строения людей от умения управлять своими эмоциями. Охра­на органов чувств.


4

1


3

Мир чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.


3



4

Ты и твоё здоровье.

Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алко­голя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение. Основы безопасной жизнедеятельности.

11

1

1

5

Человек – часть природы.

Развитие человека от рождения до старости. Детство. От­рочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и за­бота о престарелых и больных.


2



6

Человек среди людей.

Кого называют добрым и справедливым. Качества человека: внимательность, неравнодушие, отзывчивость, правдивость и честность. Культура речи. Общение с незнакомыми людьми.

4

1


7

Родная страна от края до края.

Знакомство с природными зонами России. Климатические особенности природных- зон. Животный и растительный мир. Занятия населения.

13

1

1

8

Человек – творец культурных ценностей.

Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги.

13

1


9

Человек – защитник своего Отечества.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.


6


1

10

Гражданин и государство.

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.

Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси.

1



11

Резерв


3



Итого:



68

5

4







Календарно-тематическое планирование




п/п


Тема урока


Дата

по плану

корректировка

1

Человек – живое существо (организм). Как устроен и работает организм человека (8 ч.)

Общее строение организма человека.



2

Нервная система. Головной и спинной мозг.



3

Опорно - двигательная система организма



4

Пищеварительная система



5

Берегите зубы с детства



6

Дыхательная система



7

Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы



8

Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа. Контрольная работа.



9

Как человек воспринимает окружающий мир (4 ч.) Зрение. Гигиена зрения.



10

Слух. Береги слух



11

Обоняние, вкус, осязание и их роль в жизни человека.



12

Обобщение по теме «Как человек воспринимает окружающий мир». Тест.



13

Мир чувств (3 ч ) Эмоции и чувства человека.



14

Внимание и его роль в жизни человека.



15

Память и её роль в жизни человека



16

Ты и твое здоровье (11 ч.) Здоровье человека. Режим дня.



17

Здоровый человек. Здоровый сон. О правильном питании.



18

Как закаливать свой организм. Как снять усталость.



19

Поговорим о вредных привычках



20

Когда дом становится опасным.



21

Какие опасности подстерегают детей на дороге.



22

Если случилась беда… Сам. работа



23

Бывают ли животные опасными.



24

Ядовитые растения и грибы.



25

Что нужно знать о болезнях. Если болит живот, голова. Домашняя аптечка.



26

Контрольная работа «Ты и твоё здоровье».



27

Человек – часть природы (2 ч.) Чем человек отличается от животных



28

От рождения до старости. Почему пожилым людям нужна твоя помощь



29

Человек среди людей (4 ч.) Поговорим о доброте.



30

Что такое справедливость.



31

Умеешь ли ты общаться?



32

Обобщение по теме. Тест.



33

Родная страна от края до края (13 ч.) Природные зоны России. Арктика.



34

Природные зоны России. Арктика.



35

Природные зоны России. Тундра.



36

Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса.



37

Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса.



38

Природные зоны России. Степь



39

Природные зоны России. Пустыня. Влажные субтропики Контр. работа



40

Почва – среда обитания растений и животных



41

Рельеф России



42

Обобщение по теме «Наша Родина от края до края». Сам. работа



43

Как возникали и строились города. Почему улицы получили такое название. Грод дворцов и слобод.



44

Как возникали и строились города. Почему улицы получили такое название. Грод дворцов и слобод.



45

Россия и ее соседи. Япония. Китай.



46

Финляндия. Королевство Дания.



47

Человек – творец культурных ценностей (13 ч.) Что такое культура. Как возникла письменность.



48

Образование – часть культуры общества.



49

Первые школы.



50

Первая Азбука. Книгопечатание. Иван Фёдоров.



51

Образование при Петре Первом. Школы 19 века. Первые петербуржцы.



52

Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Работа над проектом «Портрет образованного человека ХХI века».



53

Русское искусство до XVIII (18) века. Русская икона. Музыка. Обрядовые праздники, Скоморохи.



54

Русское искусство до XVIII (18) века. Русская икона. Музыка. Обрядовые праздники, Скоморохи.



55

Искусство России XVIII (18) века. Петропавловская. Крепость. Живопись. Государственный публичный театр.



56

Искусство России XVIII (18) века. Живопись. Государственный публичный театр.



57

Золотой век русской культуры 19 века: А.С.Пушкин. Облик Петербурга в первой половине ХIХ в.



58

Золотой век русской культуры 19 века: Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой. Сам. работа



59

Композиторы 19 века: М.И.Глинка, П.И.Чайковский.



60

Художники 19 века: В.А.Тропинин, И.Е.Репин, И.И.Левитан. Петербуржцы и их жизнь/



61

Искусство России 20 века. Петербург в н. ХХ в. Тест.




62

Человек – защитник своего Отечества (6 ч.)

Героические страницы истории нашей Родины. Александр Невский. События, о которых помнить область и страна.



63

Битва на Чудском озере.



64

Куликовская битва.



65

Отечественная война 1812 года.



66

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Битва под Москвой. «На бой ленинградцы идут...» Блокада Ленинграда – трагедия и подвиг.



67

Обобщающий урок.



68

Гражданин и государство (1 ч.) Гражданин и государство. Петербург – главный город России. Контр. работа





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее