Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» для 3 класса составлена на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика 1- 4 классы» 2011г.
Цель курса: Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи курса:
развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 3 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе.
За год на изучение программного материала отводится 136 часов.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Арифметические действия
Табличное умножение и деление
Внетабличное умножение и деление
Нумерация (числа от 1 до 1000)
Повторение
Арифметические действия : устные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приёмы сложения и вычитания, письменные приёмы умножения и деления на однозначное число; единица масса: грамм, соотношение грамма и килограмма; виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Табличное умножение и деление: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; умножение числа 1 и на 1, умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0; нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше
данного, сравнение чисел с помощью деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена-количество-стоимость и др.); решение подбором уравнений вида: х:4=9, 27:х=9; площадь, единицы площади: В.сантиметр, В.дециметр, В.метр, соотношение между ними; площадь прямоугольника (квадрата); единицы времени: год, месяц, сутки, соотношение между ними; круг, окружность, центр, радиус, диаметр окружности (круга); нахождение доли числа и числа по его доле, сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление: умножение суммы на число, деление суммы на число; устные приёмы внетабличного умножения и деления; деление с остатком; проверка умножения и деления, проверка деления с остатком; выражения с двумя переменными, нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв; уравнения вида х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знаний взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Нумерация (числа от1 до 1000): образование и названия трёхзначных чисел, порядок следования чисел при счёте; запись и чтение трёхзначных чисел, представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел; увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Числа от 1 до 100 (продолжение)
Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х · 3=21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, a · b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000
Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
- интерактивные технологии
-метод сотрудничества
-методики проектирования
- дифференцированный подход
- деятельностный подход
- работа по алгоритму и др.
Межпредметные связи:
с уроками грамоты: введение школьника в языковую и математическую действительность; формирование умений учиться, а так же навыков письма и счета;
с уроками окружающего мира: формирование учебно - интелектуальных умений: классификация обобщение, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление причинных связей; высказывание доказательств проведенной классификации; ориентировка на поиск необходимого (нового способа действия);
с уроками труда: перенос полученных знаний по математике в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность.
Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении проверочных работ текст каждой представлен в нескольких вариантах разных уровней сложности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от несения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 9 часов |
2 | Умножение и деление | 55 часов |
3 | Внетабличное умножение и деление (от 1 до 100) | 19 часов |
4 | Деление с остатком | 9 часов |
5 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13 часов |
6 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 11 часов |
7 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. (15ч.) | 15 часов |
8 | Итоговое повторение (5 ч.) | 5 часов |
| Итого | 136 часов |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Дата | Тема урока | Учащиеся должны знать/понимать | Учащиеся должны уметь | УУД | |||||||||||||||||
| Первая часть учебника | |||||||||||||||||||||
| I четверть (36 часов) | |||||||||||||||||||||
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (повторение) – 3 часа | ||||||||||||||||||||||
1. |
| Повторение приёмов сложения и вычитания. Устные приёмы сложения и вычитания. | - последовательность чисел в пределах 100; - отношения «больше на…», «меньше на…» ; - правила о порядке выполнения действия в числовых выражениях в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. | - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; - находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных – письменно; - находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); -решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание; - представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; | Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.) Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Анализировать и оценивать результаты работы. | |||||||||||||||||
2. |
| Письменные приёмы сложения и вычитания. Задачи в 2 действия. | ||||||||||||||||||||
3. |
| Выражения с переменной. | ||||||||||||||||||||
Решение уравнений – 4 часа |
| |||||||||||||||||||||
4. |
| Решение уравнений вида x +20 =36, 50 + x =72 на основе знания связи чисел при сложении. | - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания; - алгоритм решения уравнений. | - решать уравнения, основанный на связи между компонентами и результатами действия при сложении; -решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание; | Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании | |||||||||||||||||
5,6 |
| Решение уравнений вида x – 20 = 31, 74 – x = 8 на основе знания связи чисел при сложении. Самостоятельная работа.
| - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания; - алгоритм решения уравнений. | |||||||||||||||||||
Геометрический материал – 1 час | ||||||||||||||||||||||
7. |
| Обозначение геометрических фигур буквами | - пространственные отношения; - сравнение предметов по размерам (больше-меньше, длиннее-короче…); - написание заглавных латинских букв; - термин « периметр многоугольника». | - чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка; - уметь строить геометрические фигуры и измерять их стороны; - находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника) | Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого характера. Сравнивать предметы по размерам. Чертить отрезок на клетчатой бумаге. сравнивать отрезки. Находить периметр. | |||||||||||||||||
Умножение и деление (продолжение) – 15 часов | ||||||||||||||||||||||
8. |
| Конкретный смысл умножения и деления | - учащиеся должны знать/понимать таблицу умножения и деления однозначных чисел; - отличие чётных и нечётных чисел | -уметь заменять сложение умножением; - решать задачи на нахождение произведения; - должны уметь пользоваться изученной математической терминологией; - находить чётные и нечётные числа; - решать выражения на умножение и деление с числом 2 и числом 3 | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).
| |||||||||||||||||
9. |
| Связь между умножением и Делением. |
|
|
| |||||||||||||||||
10. |
| Входная контрольная работа №1. | - последовательность чисел в пределах 100; - отношения : «На сколько …больше? На сколько…меньше?»; - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. | - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | |||||||||||||||||
11. |
| Работа над ошибками. Связь между умножением и делением | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам. | |||||||||||||||||||
12. |
| Таблица умножения и деления с числом 2. Четные и нечетные числа |
|
|
| |||||||||||||||||
13. |
| Таблица умножения и деления с числом 3 | ||||||||||||||||||||
14. |
| Связь между величинами: цена, количество, стоимость | ||||||||||||||||||||
15. |
| Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов | ||||||||||||||||||||
16. |
| Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | - зависимости между величинами, характеризующими процессы купли, продажи. Количество товара, его цена и стоимость; - термины: «цена», «количество», «стоимость» | - уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план решения задачи. действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи.
| |||||||||||||||||
17. |
| Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Тестирование. | - знать/понимать зависимости между величинами: масса 1 предмета, количество, общая масса; -термины: «масса», «количество», «общая масса» | - уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | ||||||||||||||||||
18. |
| Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. Самостоятельная работа (10 мин.) | - порядок выполнения действий в числовых выражениях на сложение, вычитание, умножение и деление со скобками и без них; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях | – уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них); – проверять правильность выполненных вычислений | ||||||||||||||||||
19. |
| Закрепление. Решение задач | ||||||||||||||||||||
20. |
| Контрольная работа № 2 по теме «Порядок действий» | - должны знать/ понимать состав и значение единиц измерения; - термины: «расход», «количество», «общий расход» | - уметь решать текстовые задачи арифметическим способом; - уметь рассуждать, сравнивать | ||||||||||||||||||
21. |
| Работа над ошибками. Порядок действий.
| ||||||||||||||||||||
22. |
| Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. | - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - алгоритм решения уравнений; - правило нахождения периметра | - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | |||||||||||||||||
23. |
| Таблица Пифагора. Закрепление | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам. | |||||||||||||||||||
Задачи – 9 часов |
|
| - таблицу умножения и деления однозначных чисел | -уметь заменять сложение умножением; - решать задачи на нахождение произведения; - рассуждать, анализировать
| Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -4. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы. | |||||||||||||||||
24, 25 |
| Задачи на увеличение числа в несколько раз. | ||||||||||||||||||||
26. |
| Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | ||||||||||||||||||||
27. |
| Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | - нахождение числа, которое в несколько раз больше данного; - знать/понимать смысл слов «больше в … раза» | - учащиеся должны уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план решения задачи. действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. | |||||||||||||||||
28. | 17.10 | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. | - нахождение числа, которое в несколько раз меньше данного; - знать/понимать смысл слов «меньше в … раза» | - должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.) | ||||||||||||||||||
29. | 22.10 | Задачи на кратное сравнение чисел. | ||||||||||||||||||||
30. | 23.10 | Решение задач на кратное и разностное сравнение. | - таблицу умножения и деления однозначных чисел | -уметь заменять сложение умножением; - решать задачи на нахождение произведения; - рассуждать, анализировать
| Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -5. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы. | |||||||||||||||||
31. | 18.10 | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления | - понимать правило, по которому, можно узнать, во сколько раз одно или другое число больше или меньше другого; - знать /понимать смысл слов «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?» | - решать составные задачи; -рассуждать, анализировать, сравнивать | Пояснять ход решения задачи. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. | |||||||||||||||||
32. | 2 четв. | Закрепление. Решение задач | ||||||||||||||||||||
33. | 2 четв. |
| - таблицу умножения и деления однозначных чисел | -уметь заменять сложение умножением; - решать задачи на нахождение произведения; - рассуждать, анализировать
| Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -6. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы. | |||||||||||||||||
34. | 24.10 | Контрольная работа № 3 по теме «Табличное умножение на 4, 5,6» (I четверть) | -знать/ понимать правило и смысл слов для решения задач на разностное и кратное сравнение | -самостоятельно решать задачи на разностное и кратное сравнение | Пояснять ход решения задачи. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. | |||||||||||||||||
35. | 25.10 | Работа над ошибками. Решение задач | ||||||||||||||||||||
36. |
| Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - правило нахождения периметра | - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | |||||||||||||||||
|
| Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления |
| - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. | |||||||||||||||||
Закрепление. Контроль и учет знаний – 3 часа. Всего (36 часов) |
|
| - зависимости между величинами при решении задач
| - решать составные задачи, выполнять схематический чертёж | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план решения задачи. действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.Пояснять ход решения задачи | |||||||||||||||||
II четверть ( 28 часов) |
|
| - таблицу умножения и деления однозначных чисел | -уметь заменять сложение умножением; - решать задачи на нахождение произведения; - рассуждать, анализировать
| Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -7. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы. | |||||||||||||||||
№п/п | Дата | Тема урока | ||||||||||||||||||||
Умножение и деление (продолжение) – 12 часов Величины – 5 часов |
|
| ||||||||||||||||||||
37. |
| Площадь. Способы сравнения фигур по площади. | Учащиеся должны знать/понимать | Учащиеся должны уметь | УУД | |||||||||||||||||
38. |
| Единица площади – квадратный сантиметр. | ||||||||||||||||||||
39. |
| Площадь прямоугольника (квадрата) | - термины: «площадь фигуры»; -единицы измерения площади квадратный сантиметр (см2); - правило вычисления площади прямоугольника (квадрата) | – распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); - различать фигуры «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую; - уметь использовать различные единицы измерения площадей | Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Чертить прямоугольник (квадрат). Решать текстовые задачи арифметическим способом. | |||||||||||||||||
40. |
| Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. | ||||||||||||||||||||
41. |
| Закрепление. Умножение на 6,7,8. | ||||||||||||||||||||
42. |
| Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. | - таблицу умножения и деления однозначных чисел | -уметь заменять сложение умножением; - решать задачи на нахождение произведения; - рассуждать, анализировать; - решать составные задачи
| Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. | |||||||||||||||||
43. |
| Единица площади – квадратный дециметр | ||||||||||||||||||||
44. |
| Закрепление. Сводная таблица умножения. Тестирование. | ||||||||||||||||||||
45. |
| Закрепление. Решение задач. Самостоятельная работа (20 мин.) | - термины: «площадь фигуры»; -единицы измерения площади квадратный дециметр(дм2); - правило вычисления площади прямоугольника (квадрата) | – распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); - различать фигуры «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую; - уметь использовать различные единицы измерения площадей | Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Чертить прямоугольник (квадрат). Решать текстовые задачи арифметическим способом. | |||||||||||||||||
46. |
| Единица площади – квадратный метр | -знать наизусть таблицу умножения и деления однозначных чисел; - связь между умножением и делением | - должны уметь пользоваться изученной математической терминологией
| ||||||||||||||||||
47. |
| Закрепление. Решение задач | - зависимости между величинами при решении задач
| - решать составные задачи, выполнять схематический чертёж | Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план решения задачи, действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи | |||||||||||||||||
48. |
| Контрольная работа № 4 по теме «Таблица умножения на 7,8,9. Площадь» | - термины: «площадь фигуры»; -единицы измерения площади квадратный метр(м2); - правило вычисления площади прямоугольника (квадрата) | – распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); - различать фигуры «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую; - уметь использовать различные единицы измерения площадей | Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Чертить прямоугольник (квадрат). Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы. | |||||||||||||||||
49. |
| Работа над ошибками. Решение задач | - зависимости между величинами при решении задач
| -решать простые и составные задачи; -уметь решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий); -выполнять схематический чертёж к задаче; -рассуждать, анализировать, сравнивать | ||||||||||||||||||
50. |
| Умножение на 1 | - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата)
| - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | |||||||||||||||||
51. |
| Умножение на 0 | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. | ||||||||||||||||||
52. |
| Случаи деления вида a: а, а:1 | -правило умножения на 1 | -выполнять вычисления с числом 1 при умножении | Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы. | |||||||||||||||||
53. |
| Деление нуля на число | -правило умножения на 0 | -учащиеся должны уметь выполнять вычисления с нулем | ||||||||||||||||||
Задачи – 1 час |
|
| -приёмы деления числа на тоже число и на 1 | - должны уметь выполнять деление числа на это же число; -делить нуль на число | ||||||||||||||||||
54. |
| Решение задач в 3 действия | -приёмы деления нуля на число | |||||||||||||||||||
55. |
| Закрепление. | ||||||||||||||||||||
56. |
| Контрольная работа № 5 по теме «Площадь. Единицы площади» | -решение задач на нахождение суммы двух произведений | -уметь решать текстовые задачи арифметическим способом в 3 действия; -выполнять схематический чертёж к задаче; -рассуждать, анализировать, сравнивать | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. | |||||||||||||||||
57. |
| Работа над ошибками. | ||||||||||||||||||||
Доли – 2 часа |
|
| - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата); -решение уравнений
| - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | |||||||||||||||||
58. |
| Доли. Образование и сравнение долей | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач. | ||||||||||||||||||
59. |
| Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле | ||||||||||||||||||||
Геометрический материал – 2 часа |
|
| - образование, название, запись долей | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур); - уметь делить на доли | Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Работать в паре. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | |||||||||||||||||
60. |
| Круг. Окружность. | ||||||||||||||||||||
61. |
| Диаметр окружности (круга) | ||||||||||||||||||||
Величины – 2 часа |
|
| -термины: «окружность», «круг»; «диаметр окружности круга», «радиус»; - измерение геометрической фигуры | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур); -уметь строить окружность и круг с помощью циркуля | Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. | |||||||||||||||||
62. |
| Единицы времени. Год, месяц | ||||||||||||||||||||
63. |
| Единицы времени. Сутки | ||||||||||||||||||||
64. |
| Итоговая контрольная работа №6 от администрации | -единицы времени, соотношения между ними | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения времени по часам (в часах и минутах) | Описывать явления события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. Анализировать и оценивать результаты работы. | |||||||||||||||||
Закрепление. Контроль и учёт знаний – 3 часа. Всего (28 часов) |
|
| -временные последовательности событий | |||||||||||||||||||
Вторая часть учебника |
|
|
| -решать простые и составные задачи; -уметь решать текстовые задачи арифметическим способом; -выполнять схематический чертёж к задаче; -рассуждать, анализировать, сравнивать | ||||||||||||||||||
III четверть (40 часов) | ||||||||||||||||||||||
№п/п | Дата | Тема урока | ||||||||||||||||||||
Умножение и деление (продолжение) - 15 часов Внетабличное умножение и деление |
|
| ||||||||||||||||||||
65. |
| Приёмы умножения и деления для случаев вида 20*3, 3*20, 60:3 | Учащиеся должны знать/понимать | Учащиеся должны уметь | УУД | |||||||||||||||||
66. |
| Приём деления для случаев вида 80:20 | ||||||||||||||||||||
67, 68 |
| Умножение суммы на число | - таблицу умножения и деления однозначных чисел; -изученную математическую терминологию; - правила умножения суммы на число разными способами; -переместительное свойство умножения | -уметь записывать выражения и вычислять их значения; -умножать сумму на число разным способом; -умножать однозначное число на двузначное и двузначное на однозначное | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использование правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. Сравнивать способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Работать в паре. | |||||||||||||||||
69, 70 |
| Умножение двузначного числа на однозначное вида 23*4, 4*23 | ||||||||||||||||||||
71. |
| Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. | ||||||||||||||||||||
72. |
| Выражение с двумя переменными. Закрепление геометрических знаний. | ||||||||||||||||||||
73, 74 |
| Деление суммы на число | - зависимости между величинами при решении задач; -знать/понимать решение задач на приведение к единице пропорционального
| - решать составные задачи, выполнять схематический чертёж; -рассуждать; анализировать | Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план. | |||||||||||||||||
75. |
| Деление двузначного числа на однозначное вида 78:2, 69:3 | -изученную математическую терминологию;
| -уметь проверять правильность выполнения вычислений | Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результатов | |||||||||||||||||
76. |
| Связь между числами при делении | -правило деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - знать изученную математическую терминологию; -проверку деления умножением
| - делить сумму на число разными способами и применять их при решении задач; -делить двузначное число на однозначное; -находить делимое и делитель; -классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать; -выполнять проверку деления умножением | Использовать правила деления суммы на число при выполнении внетабличного деления. Сравнивать способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Работать в паре. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления умножение и деление. | |||||||||||||||||
77. |
| Проверка деления | ||||||||||||||||||||
78. |
| Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22 | ||||||||||||||||||||
79. |
| Проверка умножения. Тестирование. | ||||||||||||||||||||
Уравнения – 2 часа |
|
| - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - знать изученную математическую терминологию; | -делить двузначное число на двузначное способом подбора; - поверять правильность выполнения вычислений | ||||||||||||||||||
80. |
| Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатом умножения и деления | - проверку умножения делением; - знать изученную математическую терминологию
| - выполнять проверку умножения делением; -выполнять самостоятельно задания теста | ||||||||||||||||||
81. |
| Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатом умножения и деления | ||||||||||||||||||||
82. |
| Контрольная работа № 7 по теме «Решение уравнений» | - название компонентов и результатов действий умножения и деления; - алгоритм решения уравнений. | - решать уравнения, основанный на связи между компонентами и результатами действия умножения и деления; -рассуждать, логически мыслить
| Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | |||||||||||||||||
83. |
| Работа над ошибками. | ||||||||||||||||||||
Деление с остатком – 7 часов |
|
| - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата); -решение уравнений; -сравнение выражений
| - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | |||||||||||||||||
84. |
| Деление с остатком | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач. | ||||||||||||||||||
85. |
| Деление с остатком | ||||||||||||||||||||
86. |
| Деление с остатком | -приёмы внетабличного умножения и деления; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; -знать/понимать, что остаток при делении всегда меньше делителя; - связь деления и умножения при делении с остатком методом подбора | -уметь проверять правильность выполнения вычислений; -делить с остатком опираясь на правила табличного умножения и деления; -делить с остатком методом побора; -классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать; -выполнять проверку деления умножением | Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать результат работы. | |||||||||||||||||
87. |
| Деление с остатком методом побора | ||||||||||||||||||||
88. |
| Решение задач на деление с остатком | ||||||||||||||||||||
89. |
| Деление меньшего числа на большее | ||||||||||||||||||||
90. |
| Проверка деления с остатком | ||||||||||||||||||||
91. |
| Контрольная работа № 8 по теме «Деление с остатком» | - случаи деления с остатком, когда в частном получается нуль | |||||||||||||||||||
92. |
| Работа над ошибками. Решение задач
| - правило проверки при делении с остатком | |||||||||||||||||||
Числа от 1 до 1000 Нумерация – 12 часов |
|
| - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - внетабличное умножение и деление; -деление с остатком; -сравнение выражений | - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |||||||||||||||||
93. |
| Устная нумерация чисел в пределах 1000 | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач. | ||||||||||||||||||
94. |
| Письменная нумерация чисел в пределах 1000 |
| |||||||||||||||||||
95. |
| Разряды счётных единиц | -последовательность чисел в пределах 1000; -образование чисел из сотен, десятков, единиц; -название многозначных чисел | -читать, записывать и сравнивать многозначные числа | Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых.
| |||||||||||||||||
96. |
| Контрольная работа № 8 по теме «Нумерация чисел. Решение задач» (за III четверть) | ||||||||||||||||||||
97. |
| Работа над ошибками. Натуральная последовательность трёхзначных чисел | ||||||||||||||||||||
98. |
| Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз | -изученные виды внетабичного умножения и деления; -деления с остатком; -таблицу умножения и деления однозначных чисел; - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях | - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |||||||||||||||||
99. |
| Замена числа суммой разрядных слагаемых | -последовательность чисел в пределах 1000; -образование чисел из сотен, десятков, единиц; -название трёхзначных чисел; -приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз; -десятичный состав трёхзначных чисел; -таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; -количество сотен, десятков, единиц в числе | -читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа; -решать задачи на кратное сравнение; - представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - правильно выполнять вычисления сложения и вычитания на основе десятичного состав трёхзначных чисел; -уметь, сравнивать, рассуждать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач. Упорядочивать заданные числа | |||||||||||||||||
100. |
| Сложение и вычитание на основе десятичного состава трёхзначных чисел | Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. | |||||||||||||||||||
101. |
| Сравнение трехзначных чисел. Тестирование. | ||||||||||||||||||||
102. |
| Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. | ||||||||||||||||||||
103. |
| Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами. Самостоятельная работа (20 мин.) | ||||||||||||||||||||
Величины – 1 час |
|
| ||||||||||||||||||||
104. |
| Единицы массы: килограмм, грамм. | - написание знаков римских цифр | - читать, записывать, распознавать римские цифры | Выполнять задания творческого и поискового характера: Читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи представленные римскими цифрами, на циферблате часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. | |||||||||||||||||
Закрепление. Контроль и учёт знаний – 3часа. Всего (40 часов) |
|
| ||||||||||||||||||||
IV четверть (32 часа) |
|
| - единицы массы – грамм (г), килограмм (кг) и соотношения между ними; - зависимости между величинами при решении задач
| учащиеся должны уметь: | Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношение между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | |||||||||||||||||
№п/п | Дата | Тема урока | ||||||||||||||||||||
Сложение и вычитание – 7 часов |
|
| ||||||||||||||||||||
105, 106 |
| Приёмы устных вычислений | Учащиеся должны знать/понимать | Учащиеся должны уметь | УУД | |||||||||||||||||
107. |
| Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000 | ||||||||||||||||||||
108. |
| Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Тестирование. | - последовательность чисел в пределах 1000; -случаи вида 450+30, 620-200; -случаи вида 470+80, 560-90; -случаи вида 260+310, 670-140 | - уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям, в пределах ста; -представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | |||||||||||||||||
109. |
| Приёмы письменных вычислений | ||||||||||||||||||||
110 |
| Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел | ||||||||||||||||||||
111. |
| Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел | -последовательность чисел в пределах 1000; -таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; -алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 1000; -порядок выполнения действий | - должны уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел); -читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 | Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | |||||||||||||||||
112. |
| Самостоятельна работа по теме «Сложение и вычитание» | ||||||||||||||||||||
Геометрический материал – 2 часа |
|
| ||||||||||||||||||||
113 |
| Виды треугольников: разносторонние и равнобедренные (равносторонние) | -уметь самостоятельно вычислять и записывать выражения с многозначными числами | Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в решении знаний и способов действий. | ||||||||||||||||||
114. |
| Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные | 1 |
|
| |||||||||||||||||
115. |
| Контрольная работа № 10 по теме «Приёмы письменных вычислений» | - распознавание и изображение геометрических фигур: многоугольников – треугольника, прямоугольника (квадрата) | - уметь распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); -сравнивать фигуры, уметь различать треугольники по сторонам и по углам | Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | |||||||||||||||||
116. |
| Работа над ошибками. | ||||||||||||||||||||
Умножение и деление – 13 часов |
|
| - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; -алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел; -сравнение выражений
| - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |||||||||||||||||
117. |
| Умножение и деление (приёмы устных вычислений) | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач. | ||||||||||||||||||
118. |
| Умножение и деление (приёмы устных вычислений) | ||||||||||||||||||||
119. |
| Умножение и деление (приёмы устных вычислений в пределах 1000) | - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - устные вычисления с числами больше 100, в случаях, сводимых к известным детям устным вычислениям в пределах ста (700 × 3 и др.); - зависимости между величинами при решении задач
| -уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста; - решать составные задачи, выполнять схематический чертёж; -рассуждать, анализировать | Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ. | |||||||||||||||||
120. |
| Закрепление. Приёмы устных вычислений в пределах 1000 | ||||||||||||||||||||
121. |
| Закрепление. Решение задач | ||||||||||||||||||||
122. |
| Приём письменного умножения на однозначное число | ||||||||||||||||||||
123. |
| Приём письменного умножения на однозначное число | Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | |||||||||||||||||||
124. |
| Закрепление. Приём письменного умножения на однозначное число. Самостоятельная работа | -письменные вычисления с натуральными числами; -приём умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд и с переходом через разряд; -алгоритм умножения | -уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число) | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. | |||||||||||||||||
125, 126 |
| Приём письменного деления на однозначное число | ||||||||||||||||||||
127. |
| Проверка деления | ||||||||||||||||||||
128. |
| Закрепление. Приём письменного деления на однозначное число | -приёмы деления трёхзначного числа на однозначное; -алгоритм деления | -выполнять устно арифметические действия над числами и письменные вычисления (деление многозначных чисел на однозначное) | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. | |||||||||||||||||
129. |
| Закрепление. Решение задач | -взаимосвязь между компонентами и результатом умножения, деления; - способы проверки правильности вычислений | |||||||||||||||||||
130. |
| Контрольная работа № 11 по теме «Вычисления в пределах 1000» | ||||||||||||||||||||
131. |
| Работа над ошибками | - зависимости между величинами при решении задач
| -решать простые и составные задачи; -уметь решать текстовые задачи арифметическим способом; -выполнять схематический чертёж к задаче; -рассуждать, анализировать, сравнивать | Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками | |||||||||||||||||
Итоговое повторение – 4 часа |
|
| - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; -алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел; -алгоритм умножения и деления трёхзначного числа на однозначное; - правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата); -решение уравнений; -сравнение выражений | - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |||||||||||||||||
132. |
| Повторение. Игра «Самый умный» | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач. | ||||||||||||||||||
133. |
| Повторение. Сложение и вычитание | ||||||||||||||||||||
134. |
| Повторение. Умножение и деление |
|
|
| |||||||||||||||||
135. |
| Итоговая контрольная работа №12 от администрации. | -последовательность чисел в пределах 1000; -таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; -алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 1000; -порядок выполнения действий | - выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное) | Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.
| |||||||||||||||||
136. |
| Работа над ошибками | - таблицу умножения и деления однозначных чисел
| - уметь пользоваться изученной математической терминологией | Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. | |||||||||||||||||
Закрепление. Контроль и учёт знаний – 3часа. Всего (32 часа) |
|
| Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
| Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач. | |||||||||||||||||
|
Предметные результаты обучающихся
К концу учебного года будут сформированы:
№ | Раздел математики | Знания | Умения | Представления | Опыт |
1 | Числа и величины | - название и последовательность чисел от 1 до 1000 | - читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 | - о переводе одних единиц массы в другие, о сравнении предметов по массе. | - упорядочивать заданные числа; - устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа; - группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию; - читать и записывать числа римскими цифрами; - сравнивать позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел; - читать записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами; - анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. |
2 | Арифметические действия | - названия компонентов и результатов умножения и деления; - -таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления; - правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них) | - выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000; - выполнять письменно сложение, вычитание, умножения и деления двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000; - выполнять проверку вычислений; - вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них). | - о устных и письменных приёмах вычислений; - о решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого (уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя); - о вычислении значения выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв; | - использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений; - использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий; - умножать числа на 1 и на 0; выполнять деление 0 на число, не равное 0; - сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный; - применять алгоритмы письменных вычислений и выполнять их; - контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях; - разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком; - оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; - анализировать свои действия и управлять ими; - работать паре; находить и исправлять неверные высказывания; излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. |
3 | Работа с текстовыми задачами |
| - решать задачи в 1-3 действия; | - о решении логических задач, задач связанных с переливанием и взвешиванием. | - анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме; - объяснять выбор действия для решения задачи; - сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения; - находить долю величины и величину по ее доле; сравнить разные доли одной и той же величины; - составлять план решения задачи; - действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану; - объяснять ход решения задачи; - наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вноситьизменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении; - дополнять задачи-расчеты недостающими данными и решать их; - обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. |
4 | Геометрические фигуры |
|
| - о обозначении геометрических фигур буквами; - о геометрических фигурах (точке, прямой, кривой, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, вершинах, сторонах многоугольника) | - чертить окружность (круг) с использованием циркуля; моделировать различное расположение кругов на плоскости; - классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию; - располагать предметы на плане комнаты по описанию; - выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям; - различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их; находить их в более сложных фигурах. |
5 | Геометрические величины |
| - находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата). | - о геометрических величинах (длина отрезка, сантиметр, дециметр); - о сравнении геометрических фигур по площади; - о том, как находить площадь прямоугольника разными способами. | - моделировать зависимость между величинами с помощью схематических чертежей. |
6 | Работа с информацией |
|
| - о решении задач логического и поискового характера; выполнении заданий, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не …, то», «если не …, то не …»; | - собирать и классифицировать информацию; - работать в парах; оценивать ход и результат работы; - составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов; -анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов; - работать (по рисунку) на вычислительной машине ,осуществляющей выбор продолжения работы; - составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами; - проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их; - анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. |
Виды и формы организации учебного процесса
традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт;
фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Проверка и оценка усвоения программы
Основные виды письменных работ по математике: текущие и итоговые контрольные работы, тестовые задания.
Методическое обеспечение
№ | Для учителя | Для учащихся |
1 | И.И. Плешаков. Математика. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011 | Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 3 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2017 Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 3 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2017. Рабочая тетрадь в двух частях
|
2 | Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013 (Школа России)
| |
3 | Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 3 класс. М.: ВАКО, 2011, 432 с. (В помощь школьному учителю)
| Волкова С.И. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017 |
4 | Самсонова М.Ю. Самостоятельные работы по математике к учебнику М.И. Маро(ФГОС). М.: «Экзамен», 2013 | База данных КИМов и творческих заданий (контрольные, математические диктанты, тесты)
|
Техническое обеспечение | ||
а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер, принтер) б) учебные (столы, доска, магнитная доска)
|