Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ……»
Рассмотрена: Согласована: Утверждаю
на заседании Зам.директора по УР директор МБОУ «Средняя
Ассоциации учителей общеобразовательная школа…»
начальных классов
Рабочая программа
по математике
Уровень обучения ( класс)- начальное общее образование, 3 класса
Количество часов:136
Уровень базовый
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373 ( с изменениями на 31.12.2015 г. № 1576) и в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №…»
Срок реализации программы:
2017-2018 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
• положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
• понимание значения математических знаний в собственной жизни;
• понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
• умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
• умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
• уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающийсяя получит возможность для формирования:
• начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
• осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
• осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
• интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
• находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
• проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
• адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
• самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
• проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
• устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
• выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
• делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
• проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
• понимать базовые межпредметные и предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
• осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
• самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
• осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
• осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
• принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
• применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
• согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
• конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними.
Предметные результаты
Числа и величины.
Обучающийся научится:
• образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
• сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
• устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
• читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
• читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе;
• читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы измерения этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними: 1 год = 12 мес. и 1 сут. = 24 ч.
Обучающийся получит возможность научиться:
• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия.
Обучающийся научится:
• выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
• выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления;
• выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число в пределах 1 000;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами.
Обучающийся научится:
• анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
• составлять план решения задачи в два–три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
• преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
• составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
• решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
• дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
• находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
• решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
• решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Обучающийся научится:
• обозначать геометрические фигуры буквами;
• различать круг и окружность;
• чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
• изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
• читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины.
Обучающийся научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
• выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
• вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией.
Обучающийся научится:
• анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
• устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
• самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
• выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• читать несложные готовые таблицы;
• понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание (продолжение)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Решение уравнений с неизвестными слагаемыми на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х · 3=21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, a · b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000
Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1до 1000.Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приёмы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование предмета «Математика»
в 3 классе
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Количество контрольных работ |
| ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 | 93 |
|
1. | Сложение и вычитание | 9 ч | 1 ч. |
2. | Умножение и деление | 55 ч | 3 ч. |
3. | Внетабличное умножение и деление | 29 ч | 2 ч. |
| ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 | 43 |
|
4. | Нумерация | 13 ч | 1 ч. |
5. | Сложение и вычитание | 12 ч | 1 ч. |
6. | Умножение и деление | 12 ч |
|
7. | Повторение и обобщение изученного материала | 6 ч | 1 ч. |
| ИТОГО: | 136 ч. |
|
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п | Тема разделов, тем. | Кол-во часов |
1 | Повторение. Нумерация чисел. | 1 |
2 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | 1 |
3 | Выражения с переменной | 1 |
4 | Решение уравнений | 1 |
5 | Решение уравнений | 1 |
6 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами | 1
|
7 | Страничка для любознательных. | 1 |
8 | Проверочная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание» | 1 |
9 | Что узнали. Чему научились. Входная контрольная работа. |
|
10 | Связь умножения и сложения | 1 |
11 | Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа | 1 |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3 | 1 |
13 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» | 1 |
14 | Решение задач с понятием «масса» и «количество» | 1 |
15-17 | Порядок выполнения действий | 3 |
18 | Страничка для любознательных. Что узнали? Чему научились. | 1 |
19 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3» | 1 |
20 | Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 4 | 1 |
21 | Закрепление изученного | 1 |
22-23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 2 |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 |
25 | Решение задач | 1 |
26 | Таблица умножения и деления с числом 5 | 1 |
27 | Задачи на кратное сравнение | 1 |
28 | Задачи на кратное сравнение | 1 |
29 | Решение задач. Проверочная работа. | 1 |
30 | Таблица умножения и деления с числом 6 | 1 |
31-33 | Решение задач | 3 |
34 | Таблица умножения и деления с числом 7 | 1 |
35 | Страничка для любознательных. Наши проекты. | 1 |
36 | Что узнали. Чему научились | 1 |
37 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 |
38 | Работа над ошибками. | 1 |
39 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 |
40 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 |
41 | Квадратный сантиметр. | 1 |
42 | Площадь прямоугольника | 1 |
43 | Таблица умножения и деления с числом 8 | 1 |
44-45 | Закрепление изученного. Решение задач | 2 |
46 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 |
47 | Квадратный дециметр | 1 |
48-49 | Таблица умножения. Закрепление изученного. | 2 |
50 | Квадратный метр | 1 |
51 | Закрепление изученного | 1 |
52 | Страничка для любознательных. Проверочная работа | 1 |
53-54 | Что узнали. Чему научились. | 2 |
55 | Умножение на 1 | 1 |
56 | Умножение на 0 | 1 |
57 | Умножение и деление с числами 1 и 0. Деление нуля на число | 1 |
58 | Закрепление изученного. | 1 |
59 | Доли. | 1 |
60 | Окружность. Круг. | 1 |
61 | Диаметр круга. Решение задач | 1 |
62 | Единицы времени | 1 |
63 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 |
64 | Работа над ошибками. Странички для любознательных | 1 |
65 | Умножение и деление круглых чисел | 1 |
66 | Деление вида 80:20 | 1 |
67 | Умножение суммы на число | 1 |
68 | Умножение суммы на число | 1 |
69 | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 |
70 | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 |
71 | Закрепление изученного | 1 |
72 | Деление суммы на число | 1 |
73 | Деление суммы на число | 1 |
74 | Деление двузначного числа на однозначное | 1 |
75 | Делимое. Делитель | 1 |
76 | Проверка деления | 1 |
77 | Случаи деления вида 87:29 | 1 |
78 | Проверка умножения | 1 |
79 | Решение уравнений | 1 |
80 | Решение уравнений. Проверочная работа | 1 |
81 | Закрепление изученного | 1 |
82 | Закрепление изученного | 1 |
83 | Контрольная работа по теме «Решение уравнений» | 1 |
84 | Работа над ошибками. Деление с остатком | 1 |
85-87 | Деление с остатком | 3 |
88 | Решение задач на деление с остатком | 1 |
89 | Случаи деления, когда делитель больше делимого | 1 |
90 | Проверка деления с остатком | 1 |
91 | Что узнали. Чему научились | 1 |
92 | Наши проекты | 1 |
93 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | 1 |
94 | Работа над ошибками. Тысяча | 1 |
95 | Образование и название трёхзначных чисел | 1 |
96 | Запись трёхзначных чисел | 1 |
97 | Письменная нумерация в пределах 1000 | 1 |
98 | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз | 1 |
99 | Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 |
100 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | 1 |
101 | Сравнение трёхзначных чисел | 1 |
102 | Письменная нумерация в пределах 1000. Проверочная работа. | 1 |
103 | Единицы массы. Грамм | 1 |
104-105 | Закрепление изученного | 2 |
106 | Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» | 1 |
107 | Работа над ошибками. Приёмы устных вычислений | 1 |
108 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200 | 1 |
109 | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90 | 1 |
110 | Приёмы устных вычисление вида 260+310, 670-140 | 1 |
111 | Приёмы письменных вычислений | 1 |
112 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел | 1 |
113 | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел | 1 |
114 | Виды треугольников | 1 |
115 | Закрепление изученного | 1 |
116-117 | Что узнали. Чему научились | 2 |
118 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 |
119 | Работа над ошибками. Приёмы устных вычислений | 1 |
120 | Приёмы устных вычислений | 1 |
121 | Приёмы устных вычислений | 1 |
122 | Виды треугольников | 1 |
123 | Закрепление изученного | 1 |
124 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000 | 1 |
125 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное | 1 |
126-127 | Закрепление изученного | 2 |
128 | Приёмы письменного деления в пределах 1000 | 1 |
129 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное | 1 |
130 | Проверка деления | 1 |
131 | Закрепление изученного | 1 |
132 | Закрепление изученного Знакомство с калькулятором | 1 |
133 | Закрепление изученного |
|
134 | Итоговая контрольная работа | 1 |
135 | Закрепление изученного. | 1 |
136 | Закрепление изученного. Обобщающий урок. Игра «По океану математики» | 1 |