Рабочая программа по литературному чтению на русском языке

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 3 класса с учетом 1 и 2 года обучения. Программа совмещена с темами для1 и 2класса

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана на основе

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11. «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6

статьи 14. «Язык образования»;

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

(Приказ МО и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года)с изменениями и дополнениями (Приказ МО и Н РФ № 1576 от 31.12.2015 (п.п. 12.1., 12.2; п. 19.3);

-примерной программы начального общего образования по литературному чтению; авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной «Литературное чтение. 1-4 классы»,

М: «Просвещение», 2011г.;

- УМК « Школа России»: Литературное чтение. /Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др./. – М. : Просвещение, 2018г.;

- учебного плана, календарного учебного графика и расписания учебных занятий МАОУ «Речицкая СОШ» на 2019-2020 учебный год. -

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 3 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- УМК: « Школа России»: Литературное чтение. /Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др./. – М. : Просвещение, 2018г.;

В соответствии с учебным планом МАОУ «Речицкая СОШ» на преподавание литературного чтения на родном языке в 3 классе отводится 17часов (0,5 часа в неделю).


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные

Учащиеся научатся:

- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения


Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

Учащиеся получат возможность научиться:

- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.


Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

Учащиеся получат возможность научиться:

- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

- сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Ушинского, Толстого, и др.) для русской и мировой литературы;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- понимать цель своего высказывания;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); Учащиеся получат возможность научиться:

- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

- находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

- представлять информацию разными способами;


Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста;

- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);

- при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке. Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме; - делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

- находить в произведениях средства художественной выразительности;

- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.


Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;





- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

- находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.



Содержание учебного предмета " Литературное чтение на родном языке " в 3 классе

(17 часов)


Устное народное творчество на родном языке– 2 ч.

Русская народная сказка «Хаврошечка».

Русская народная сказка «Зимовье». Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев.


Творчество поэтов и писателей на родном языке-12ч.

Времена года – 3ч.

Ф.И. Тютчев. «Первый лист», А.А. Фет. «Весенний дождь».

В.В. Бианки. «Синичкин календарь»Проект « Чудеса природы в нашей жизни»

М.М. Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки».

Писатели – детям – 5ч.

Сказки А.С.Пушкина. А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Басни И.А. Крылова. И.А. Крылов. «Квартет», «Волк и журавль».

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей

Произведения К.Г. Паустовского. К.Г. Паустовский. «Дремучий медведь»

Сказки русских писателей. А.Н. Толстой. Сорочьи сказки

Стихи и рассказы о детях и для детей -4ч.

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Стихотворения А.Л. Барто, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака

Б.В. Заходер. «Занимательная зоология»

И.А. Бунин «Цифра»

И.П. Токмакова «Может, нуль не виноват?»

Детская периодическая печать -1ч.

По страницам детских журналов

Проверим и оценим свои достижения-2ч.

Что узнали. Чему научились. Итоговый контроль.









Учебно-тематический план


Литературное чтение на родном (русском) языке



родном

3класс

Устное народное творчество

на родном русском) языке

2ч.

Творчество поэтов и писателей на родном (русском) языке

12ч.

Детская публицистика на родном (русском) языке

1ч.

Проверим и оценим свои достижения

2ч.

Итого

17ч.

Распределение контрольных работ и творческих проектов по классам

Итоговый контроль

1ч.





Тематическое планирование



3 класс

Устное народное творчество на родном языке - 2ч.

1

1

Вводный урок. Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа. Потешки, прибаутки, небылицы, песни, загадки, пословицы, поговорки

Русская народная сказка «Хаврошечка».

1

2

2

Русская народная сказка «Зимовье», «Морозко»

1

Творчество поэтов и писателей на родном языке-12ч.

Времена года – 3ч.

3

1

Ф.И.Тютчев. «Первый лист»,

А.А.Фет. «Весенний дождь».

1

4

2

М.М.Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки», «Деревья в плену», «Этажи леса»

1

5

3

В.В.Бианки. «Синичкин календарь», «Лесные домишки»Проект « Чудеса природы в нашей жизни»

1

Писатели – детям – 5ч.

6

1

Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

7

2

Басни И.А.Крылова. И.А.Крылов. «Квартет», «Волк и журавль».

1

8

3

Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. «Липунюшка»

1

9

4

Произведения К.Г.Паустовского

К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь»

1

10

5

Сказки русских писателей

А.Н.Толстой. «Сорочьи сказки», В.И.Даль «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик»

1

Стихи и рассказы о детях и для детей - 4ч.

11

1

Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». Н.М.Рубцов «Про зайца»

1

12

2

Стихотворения А.Л.Барто «Стали грамотными» С.В.Михалкова «Тридцать шесть и пять», «Как медведь трубку нашел» С.Я.Маршак «Багаж»

1

13

3

Б.В.Заходер. «Занимательная зоология», «Собачкины огорчения»

И.П. Токмакова «Может, нуль не виноват?»

1

14

4

И.А. Бунин «Цифра»

1

Детская публицистика на родном языке -1ч.

15

1

По страницам детских журналов

1

Проверим и оценим свои достижения-2ч.

16

1

Что узнали. Чему научились. Итоговый контроль

1

17

2

Презентация творческих проектов учащихся

1




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее