Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана на основе
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11. «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6
статьи 14. «Язык образования»;
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Приказ МО и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года)с изменениями и дополнениями (Приказ МО и Н РФ № 1576 от 31.12.2015 (п.п. 12.1., 12.2; п. 19.3);
-примерной программы начального общего образования по литературному чтению; авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной «Литературное чтение. 1-4 классы»,
М: «Просвещение», 2011г.;
- УМК « Школа России»: Литературное чтение. /Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др./. – М. : Просвещение, 2018г.;
- учебного плана, календарного учебного графика и расписания учебных занятий МАОУ «Речицкая СОШ» на 2019-2020 учебный год. -
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 3 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- УМК: « Школа России»: Литературное чтение. /Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др./. – М. : Просвещение, 2018г.;
В соответствии с учебным планом МАОУ «Речицкая СОШ» на преподавание литературного чтения на родном языке в 3 классе отводится 17часов (0,5 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
Учащиеся научатся:
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Ушинского, Толстого, и др.) для русской и мировой литературы;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
- представлять информацию разными способами;
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
- при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке. Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме; - делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
- находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета " Литературное чтение на родном языке " в 3 классе
(17 часов)
Устное народное творчество на родном языке– 2 ч.
Русская народная сказка «Хаврошечка».
Русская народная сказка «Зимовье». Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев.
Творчество поэтов и писателей на родном языке-12ч.
Времена года – 3ч.
Ф.И. Тютчев. «Первый лист», А.А. Фет. «Весенний дождь».
В.В. Бианки. «Синичкин календарь»Проект « Чудеса природы в нашей жизни»
М.М. Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки».
Писатели – детям – 5ч.
Сказки А.С.Пушкина. А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Басни И.А. Крылова. И.А. Крылов. «Квартет», «Волк и журавль».
Л.Н. Толстой. Рассказы для детей
Произведения К.Г. Паустовского. К.Г. Паустовский. «Дремучий медведь»
Сказки русских писателей. А.Н. Толстой. Сорочьи сказки
Стихи и рассказы о детях и для детей -4ч.
Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
Стихотворения А.Л. Барто, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака
Б.В. Заходер. «Занимательная зоология»
И.А. Бунин «Цифра»
И.П. Токмакова «Может, нуль не виноват?»
Детская периодическая печать -1ч.
По страницам детских журналов
Проверим и оценим свои достижения-2ч.
Что узнали. Чему научились. Итоговый контроль.
Учебно-тематический план
Литературное чтение на родном (русском) языке родном | 3класс |
Устное народное творчество на родном русском) языке | 2ч. |
Творчество поэтов и писателей на родном (русском) языке | 12ч. |
Детская публицистика на родном (русском) языке | 1ч. |
Проверим и оценим свои достижения | 2ч. |
Итого | 17ч. |
Распределение контрольных работ и творческих проектов по классам | |
Итоговый контроль | 1ч. |
Тематическое планирование
3 класс | |||
Устное народное творчество на родном языке - 2ч. | |||
1 | 1 | Вводный урок. Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа. Потешки, прибаутки, небылицы, песни, загадки, пословицы, поговорки Русская народная сказка «Хаврошечка». | 1 |
2 | 2 | Русская народная сказка «Зимовье», «Морозко» | 1 |
Творчество поэтов и писателей на родном языке-12ч. | |||
Времена года – 3ч. | |||
3 | 1 | Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет. «Весенний дождь». | 1 |
4 | 2 | М.М.Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки», «Деревья в плену», «Этажи леса» | 1 |
5 | 3 | В.В.Бианки. «Синичкин календарь», «Лесные домишки»Проект « Чудеса природы в нашей жизни» | 1 |
Писатели – детям – 5ч. | |||
6 | 1 | Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 1 |
7 | 2 | Басни И.А.Крылова. И.А.Крылов. «Квартет», «Волк и журавль». | 1 |
8 | 3 | Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. «Липунюшка» | 1 |
9 | 4 | Произведения К.Г.Паустовского К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь» | 1 |
10 | 5 | Сказки русских писателей А.Н.Толстой. «Сорочьи сказки», В.И.Даль «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик» | 1 |
Стихи и рассказы о детях и для детей - 4ч. | |||
11 | 1 | Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». Н.М.Рубцов «Про зайца» | 1 |
12 | 2 | Стихотворения А.Л.Барто «Стали грамотными» С.В.Михалкова «Тридцать шесть и пять», «Как медведь трубку нашел» С.Я.Маршак «Багаж» | 1 |
13 | 3 | Б.В.Заходер. «Занимательная зоология», «Собачкины огорчения» И.П. Токмакова «Может, нуль не виноват?» | 1 |
14 | 4 | И.А. Бунин «Цифра» | 1 |
Детская публицистика на родном языке -1ч. | |||
15 | 1 | По страницам детских журналов | 1 |
Проверим и оценим свои достижения-2ч. | |||
16 | 1 | Что узнали. Чему научились. Итоговый контроль | 1 |
17 | 2 | Презентация творческих проектов учащихся | 1 |