«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном языке (русском)" для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном языке (русском)" для учащихся 1-4 классов. УМК "Школа России"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке (русском)»

для учащихся 1-4 классов

(УМК «Школа России»)


Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования (ФГОС НОО)


Срок освоения программы – 4 года (33 часа)







Составитель программы:

Балабанова А.Ю., учитель начальных классов







Надым

2021



Планируемые результаты освоения учебного предмета

1 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются:

- следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– умение осознавать и определять эмоции других людей;

- сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в чтении;

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются:

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметными результатами являются:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст.


2 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются:

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия текста;

- выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст.

3 – 4 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются:

- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- умение любить и уважать свое Отечество, язык, культуру;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

- потребность в чтении.

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются:

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

- вычитывать все виды текстовой информации;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать нужную информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ прочитанного текста;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются:

3 класс

Сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам.

- делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

- стремиться к совершенствованию своей речи.

4 класс

- пользоваться словарями;

- осмысленно читать художественные и учебно-научные тексты;

- самостоятельно осмысливать текст;

-делить текст на части;

- составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать грамотные связные устные высказывания на заданную тему.



Содержание учебного предмета

1 класс – 8 ч

Характер народа в его творчестве (1 ч)

Начинается считалка. Пришла Коляда – отворяй ворота. Дед Мороз и детвора.


Грамоте учиться всегда пригодиться (2 ч)

Делу время, потехе час. Всякому мила своя сторона. В загадке-отгадке смекалка народа. Народная наблюдательность в народных приметах. Без пословицы речь не молвится. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.


Мой друг – книга (1 ч)

Чтение – к мудрости движение. Как хорошо уметь читать.


Семья – основа жизни (1 ч)

Счастье мое – мама. Папа – мой лучший друг. Мир в семье любовью держится.


Что такое настоящий, верный друг (2 ч)

Дружба – это чудо из чудес. Люди заводят собак, а кошки – людей. Красота вежливых слов.


Россия – моя Родина (1 ч)

Родная земля. Это радость со слезами на глазах. День Победы! Бессмертный полк.


2 класс – 8 ч

Школьное детство (1 ч)

Снова в школу. Мы ходим в школу.


Испокон века книга растит человека (1 ч)

Как хорошо уметь читать. Происхождение кириллицы. Рукописная книга – память наших предков. Русская речь.


Россия – наш общий дом (1 ч)

Родная земля. Осени чудесной красота. «Мороз и солнце; день чудесный..!»


Зимы большое торжество (1 ч)

Рождественское чудо. Благодарность и верность в дружбе.


Добра желаешь – добро и делай (2 ч)

Старый друг лучше новых двух. Жизнь родителей в детях. Бабушкины сказки. Весна идет, полна чудес! Христов воскрес!


Дети и война (1 ч)

Жили-были дети на войне. Стыд хуже дыма. Доброта – это талант.


Как проживешь, так и прослывешь (1 ч)

Труд всему голова. Уменье и труд все перетрут. Живая природа.



3 класс – 8 ч.

Осень яснее лета (1 ч)

Осеннее настроение. Первый раз в третий класс. Мы едем, едем, едем в далекие края.


Мы с приятелем вдвоем (1 ч)

Не похожи мы, а все же нас не разольешь водой! Благодарность и верность в дружбе. Рождение печатной книги на Руси.


Человек без Родины, что соловей без песни (1 ч)

Старинный обычай. Моя сторона


Зимняя сказка (1 ч)

Зима… пора отдохновенья. Чудо Рождества.


Семья – опора счастья (1 ч)

Мать в детях как в цвету цветет. Хлеб всему голова. Каждый – сын своего отца. Бабушка моя. Жили-были братья-сестры. Правда и кривда.


Повсюду благовест гудит (1 ч)

Вербное воскресенье. Повсюду благовест гудит. Весна пришла, весне – дорогу!


Путь к победе (1 ч)

Жизнь дана на добрые дела. Сыновий поклон. Это праздник с сединою на висках.


Удивительный мир вокруг нас (1 ч)

Дело мастера боится. Малиновое лето.




4 класс – 9 ч

Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! 1ч

Осени приметы. Школьная дружба. Кто зазнается, тот без друзей остается


Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой 1ч

Было ль, не было ль. Страна городов. Отец и дочь. Подвиги во имя любви. Учитель, ученик, родная кровь. Первые книги для детей на Руси.


Где нам посчастливилось родиться 1ч

Любовь очей моих, моя страна! Хранимая Богом родная земля!


Рождество подарит праздник и добром согреет душу 1ч

Каждый из нас ангел. Рождество добром согреет душу


Невидимый мир внутри тебя 1ч

Хлеб в пути не в тягость. Вначале было слово


Любовь к родине начинается с семьи 1ч

Семья – мои корни. Вместе с мамой. Как хорошо, когда папа рядом! Бабушка моя!


Идет война народная, священная война 1ч

Героическая азбука. А был он лишь солдат. Дети – герои


Это русское раздолье, это родина моя 1ч

Русских полей нежное очарованье. Здравствуй, лето! Я хочу, чтобы лето не кончалось. Итоговый проект


Тематическое планирование


Тема (раздел)

Количество часов

Из них:

Основные направления воспитательной деятельности

Проект


1 класс

1.

Характер народа в его творчестве

1

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

2.

Грамоте учиться всегда пригодиться

2

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

3.

Мой друг – книга

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

4.

Семья – основа жизни

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

5

Что такое настоящий, верный друг

2

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

6

Россия – моя Родина

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

Итого:

8



2 класс

1.

Школьное детство

1

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

2.

Испокон века книга растит человека

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

3.

Россия – наш общий дом

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

4

Зимы большое торжество

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

5

Добра желаешь – добро и делай

2

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

6

Дети и война

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

7

Как проживешь, так и прослывешь

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

Итого:

8



3 класс

1.

Осень яснее лета

1

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

2.

Мы с приятелем вдвоем

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

3.

Человек без Родины, что соловей без песни

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

4

Зимняя сказка

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

5

Семья – опора счастья

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

6

Повсюду благовест гудит

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

7

Путь к победе

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

8

Удивительный мир вокруг нас

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

Итого:

8



4 класс

1.

Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!

1

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

2.

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

3.

Где нам посчастливилось родиться

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

4

Рождество подарит праздник и добром согреет душу

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

5

Невидимый мир внутри тебя

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

6

Любовь к родине начинается с семьи

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

7

Идет война народная, священная война

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

8

Это русское раздолье, это родина моя

2

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

Итого:

9







































Приложение к рабочей программе

по литературному чтению на родном языке (русском)

1-4 кл.

Календарно-тематический план

1 класс


п/п

урока в разделе

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока (учебного занятия)




Цифровая образовательная платформа



Основные направления воспитательной деятельности

Характер народа в его творчестве 1ч

1

1



Начинается считалка. Пришла Коляда – отворяй ворота. Дед Мороз и детвора


Нравственное воспитание

Грамоте учиться всегда пригодиться 2ч

2

1



Делу время, потехе час. Всякому мила своя сторона. В загадке-отгадке смекалка народа. Народная наблюдательность в народных приметах.

Инфоурок

Гражданско – патриотическое воспитание

3

2



Без пословицы речь не молвится. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.



Нравственное воспитание

Мой друг – книга 1ч

4

1



Чтение – к мудрости движение. Как хорошо уметь читать.



Гражданско – патриотическое воспитание

Семья – основа жизни 1ч

5

1



Счастье мое – мама. Папа – мой лучший друг. Мир в семье любовью держится.

Инфоурок

Нравственное воспитание

Что такое настоящий, верный друг 2ч

6

1



Дружба – это чудо из чудес. Люди заводят собак, а кошки – людей.


Нравственное воспитание

7

2



Красота вежливых слов.

Инфоурок

Нравственное воспитание

Россия – моя Родина 1ч

8

1



Родная земля. Это радость со слезами на глазах. День Победы! Бессмертный полк. Итоговый проект


Гражданско – патриотическое воспитание


2 класс

п/п

урока в разделе

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока (учебного занятия)




Цифровая образовательная платформа



Основные направления воспитательной деятельности

Школьное детство 1ч

1

1



Снова в школу. Мы ходим в школу.


Гражданско – патриотическое воспитание

Испокон века книга растит человека 1ч

2

1



Как хорошо уметь читать. Происхождение кириллицы. Рукописная книга – память наших предков. Русская речь.

Инфоурок

Нравственное воспитание

Россия – наш общий дом 1ч

3

1



Родная земля. Осени чудесной красота. «Мороз и солнце; день чудесный..!»


Экологическое воспитание

Зимы большое торжество 1ч

4

1



Рождественское чудо. Благодарность и верность в дружбе.


Нравственное воспитание

Добра желаешь – добро и делай 2ч

5

1



Старый друг лучше новых двух. Жизнь родителей в детях. Бабушкины сказки

Инфоурок

Нравственное воспитание

6

2



Весна идет, полна чудес! Христов воскрес!


Экологическое воспитание

Дети и война 1ч

7

1



Жили-были дети на войне. Стыд хуже дыма. Доброта – это талант


Гражданско – патриотическое воспитание

Как проживешь, так и прослывешь 1ч

8

1



Труд всему голова. Уменье и труд все перетрут. Живая природа. Итоговый проект

Инфоурок

Нравственное воспитание







3 класс


п/п

урока в разделе

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока (учебного занятия)




Цифровая образовательная платформа




Основные направления воспитательной деятельности

Осень яснее лета 1ч

1

1



Осеннее настроение. Первый раз в третий класс. Мы едем, едем, едем в далекие края.


Нравственное воспитание

Мы с приятелем вдвоем 1ч

2

1



Не похожи мы, а все же нас не разольешь водой! Благодарность и верность в дружбе. Рождение печатной книги на Руси.


Трудовое воспитание

Человек без Родины, что соловей без песни 1ч

3

1



Старинный обычай. Моя сторона

Инфоурок

Гражданско – патриотическое воспитание

Зимняя сказка 1ч

4

1



Зима… пора отдохновенья. Чудо Рождества


Экологическое воспитание

Семья – опора счастья 1ч

5

1



Мать в детях как в цвету цветет. Хлеб всему голова. Каждый – сын своего отца. Бабушка моя. Жили-были братья-сестры. Правда и кривда.


Воспитание ЗОЖ

Повсюду благовест гудит 1ч

6

1



Вербное воскресенье. Повсюду благовест гудит. Весна пришла, весне – дорогу!

Инфоурок

Экологическое воспитание

Путь к победе 1ч

7

1



Жизнь дана на добрые дела. Сыновий поклон. Это праздник с сединою на висках.


Гражданско – патриотическое воспитание

Удивительный мир вокруг нас 1ч

8

1



Дело мастера боится. Малиновое лето. Итоговый проект

Инфоурок

Нравственное воспитание


4 класс


п/п

урока в разделе

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока (учебного занятия)




Цифровая образовательная платформа



Основные направления воспитательной деятельности

Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! 1ч

1

1



Осени приметы. Школьная дружба. Кто зазнается, тот без друзей остается


Нравственное воспитание

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой 1ч

2

1



Было ль, не было ль. Страна городов. Отец и дочь. Подвиги во имя любви. Учитель, ученик, родная кровь. Первые книги для детей на Руси.

Инфоурок

Гражданско – патриотическое воспитание

Где нам посчастливилось родиться 1ч

3

1



Любовь очей моих, моя страна! Хранимая Богом родная земля!


Гражданско – патриотическое воспитание

Рождество подарит праздник и добром согреет душу 1ч

4

1



Каждый из нас ангел. Рождество добром согреет душу


Экологическое воспитание

Невидимый мир внутри тебя 1ч

5

1



Хлеб в пути не в тягость. Вначале было слово

Инфоурок

Воспитание ЗОЖ

Любовь к родине начинается с семьи 1ч

6

1



Семья – мои корни. Вместе с мамой. Как хорошо, когда папа рядом! Бабушка моя!


Нравственное воспитание

Идет война народная, священная война 1ч

7

1



Героическая азбука. А был он лишь солдат. Дети - герои

Инфоурок

Гражданско – патриотическое воспитание

Это русское раздолье, это родина моя 2ч

8

1



Русских полей нежное очарованье. Здравствуй, лето!


Экологическое воспитание

9

2



Я хочу, чтобы лето не кончалось. Итоговый проект


Нравственное воспитание


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее