Ростовская область Чертковский район с. Маньково- Калитвенское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Маньковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Маньковская СОШ
Приказ № 90-о.д. от 31.08.2021
Подпись руководителя ______ Морозова Л.И.
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО Литературе
Основное общее образование 7б класс
Количество часов 70
Учитель Космина Светлана Сергеевна
2021
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ------------------- Соснова М.А.
МБОУ Маньковская СОШ от 31.08.2021
От 31.08.2021 №1
Подпись руководителя МС
_______________
Соснова М.А.
1.ПОЯснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России № 1097 от 17.12.2010);
примерной рабочей программой основного общего образования по литературе для 5-9 классов образовательных организаций (Москва 2021);
основной образовательной программой школы (приказ № 90 -о.д. от 31.08.2021 );
годовым календарным учебным графиком (приказ № 90 -о.д. от 31.08.2021 );
учебным планом ОУ (приказ №90 -о.д. от 31.08.2021 );
учебником: Г.С.Меркин, «Литература» 7кл. ч.1,2 «Русское слово», 2021, ФГОС;
Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
На основании:
Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3);
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 );
Устава школы (Постановление Администрации Чертковского района Ростовской области от 26.05.2021 №752);Положение о рабочей программе по русскому языку (приказ № 256 от 11.10.2017).
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На данном этапе литературного образования выдвигаются воспитательные и образовательные задачи.
Воспитательные задачи курса предназначены для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению и воспитать через постижение прочитанного важнейшие качества личности: доброту, сердечность и сострадание, чтобы отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.
Образовательные задачи должны способствовать формированию умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет литература в 7 классе отводится 2 часа в неделю. Таким образом, количество часов по литературе в 7 классе равно 2 часам в неделю.
Годовой календарный учебный график МБОУ Маньковская СОШ на 2021-2022 учебный год предусматривает 35 учебных недель в 7 классе. В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 уч. год для основного общего образования на учебный предмет литература в 7 классе отводится 2 часа в неделю, т.е. 70 часов в год.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (годовой календарный учебный график (приказ № 90 -о.д. от 31.08.2021 );
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
- отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя.
II. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение | 1 | Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. Теория литературы: литературные роды, текстология. | Индивидуальная, групповая | Чтение вступительной статьи учебника; Беседа по вопросам учебника |
2. | Устное народное творчество | 2 | «Святогор и тяга земная», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием). Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри». Русские народные песни Обрядовая поэзия, лирические песни , лироэпические песни .Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
| Лекция, работа в группах, индивидуальная | Совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста; знакомство с иллюстрациями к былинам известных художников. Беседа по вопросам учебника; работа с терминами |
3. | Древнерусская литература | 2 | Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть). | Лекция, беседа, Самостоятельное планирование и проведение исследования | Работа над планом Выразительное чтение Беседа по вопросам Элементы анализа текста |
4. | Литература 18 века | 6 | М.В. ЛОМОНОСОВ Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (отрывок). Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив. Г.Р. ДЕРЖАВИН Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики. Развитие речи: чтение наизусть. Д.И. ФОНВИЗИН Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм. Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение. | Лекция, беседа, работа в парах, индивидуальная работа | Пересказ; аналитическая беседа, Учиться доказывать и аргументировать свою точку зрения Беседа, работа с книгой, формулировка и запись выводов, выразительное чтение отрывков пьесы |
5. | Литература 19 века | 29 | А.С. ПУШКИН Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), "Деревня", «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений. Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация. Н.В. ГОГОЛЬ Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля. Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам. И.С. ТУРГЕНЕВ Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения. Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений). Н.А. НЕКРАСОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе. Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя. Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). Л.Н. ТОЛСТОЙ Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений). Н.С. ЛЕСКОВ Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения. Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы. Ф.И. ТЮТЧЕВ Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы. Теория литературы: философская поэзия, художественные средства. Развитие речи: выразительно чтение. А.А. ФЕТ Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация. Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие). Развитие речи: чтение наизусть. А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений). Произведения русских поэтов XIX века о России Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь». А.Н. Майков. «Нива». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» | Индивидуальная, групповая, фронтальная | Беседа, работа с книгой, выразительное чтение, аналитическая работа, беседа по вопросам, комментированное чтение, словарная работа, письменный ответ на вопрос |
6. | Литература 20 века | 23 | И.А. БУНИН Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте. А.И. КУПРИН Рассказы «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея. Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип. А.С.Грин "Алые паруса"(фрагменты). М. ГОРЬКИЙ Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла. Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста. В.В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация. С.А. ЕСЕНИН Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис). И.С. ШМЕЛЕВ Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова. Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ. М.М. ПРИШВИН Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор. Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека. Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе. А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского. Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры). Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. Б.Л. ВАСИЛЬЕВ Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании. В.М. ШУКШИН Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя. Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа. Поэты XX века о России Г. Тукай. «Родная деревня». А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...» М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» И. Северянин. «Запевка». Н.М. Рубцов «В горнице». Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были». А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан». А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга». Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века. Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть. | Лекция, рассказ, доклад, групповая работа | беседа, пересказ, работа с учебником, анализ текста, Выразительное чтение, анализ поэтического текста |
7. | Зарубежная литература | 7 | У. ШЕКСПИР Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений). Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. МАЦУО БАСЁ Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Теория литературы: хокку (хайку). Р. БЁРНС Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений. Р.Л. СТИВЕНСОН Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя. Теория литературы: приключенческая литература. А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Краткие сведения о писателе. "Маленький принц" Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы. Я. КУПАЛА Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов. | Лекция, беседа, Самостоятельное планирование и проведение исследования | Выразительное чтение, анализ поэтического текста, работа с учебником, выразительное чтение, анализ художественного текста |
| Итого | 70 |
|
|
|
III. Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
| Введение (1 час) | |||
1. | Инструктаж по ТБ. Знакомство с литературой и особенностями учебника. | 1 | 02.09 |
|
| УНТ(2 часа) | |||
2. | Былины. «Илья Муромец и Соловей –разбойник». Образы былинных богатырей в литературе. Р.Р. Отзыв на эпизод былины | 1 | 03.09 |
|
3. | Русские народные песни. Обрядовая и необрядовая поэзия | 1 | 09.09 |
|
| Древнерусская литература (2 часа) | |||
4. | Поучительный характер древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего») | 1 | 10.09 |
|
5. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы. | 1 | 16.09 |
|
| Литература 18 века (6 часов) | |||
6. | Классицизм в русской литературе. М.В. Ломоносов. "Ода на день восшествия ..." | 1 | 17.09 |
|
7. | М.В.Ломоносов "Предисловие о пользе книг церковных..." (отрывок). Теория " о трех штилях" | 1 | 23.09 |
|
8. | РКЧас размышления «М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист» | 1 | 24.09 |
|
9. | Г.Р.Державин. «Властителям и судиям» Тема поэта и власти | 1 | 30.09 |
|
10. | Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. | 1 | 01.10 |
|
11. | Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика. Образы комедии. Позиция автора | 1 | 07.10 |
|
| Литература 19 века (29часов) | |||
12. | А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. Дружба и тема долга. Человек и природа в поэзии Пушкина | 1 | 08.10 |
|
13. | А.С.Пушкин.«Песнь о вещем Олеге» Мотивы судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие | 1 | 14.10 |
|
14. | «Полтава»: образ Петра и тема России в поэме. | 1 | 15.10 |
|
15. | Р.Р. Сочинение на тему «Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | 1 | 21.10 |
|
16 | М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Жанр произведения. | 1 | 22.10 |
|
17. | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении. | 1 | 28.10 | 11.11 |
18. | «Песня про купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы произведения | 1 | 29.10 | 12.11 |
19. | «Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи . Фольклорные элементы | 1 | 11.11 | 18.11 |
20. | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 1 | 12.11 | 19.11 |
21. | «Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя | 1 | 18.11 | 19.11 |
22. | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | 1 | 19.11 | 25.11 |
23 | Р.р Сочинение по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" | 1 | 25.11 | 26.11 |
24. | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Стихотворение в прозе «Нищий». | 1 | 26.11 | 02.12 |
25. | «Певцы»: основная тема рассказа. | 1 | 02.12 | 02.12 |
26. | Ф.И.Тютчев. Своеобразие лирики | 1 | 03.12 |
|
27. | А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях. Общечеловеческое в лирике. | 1 | 09.12 |
|
28. | Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта. | 1 | 10.12 |
|
29. | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» | 1 | 16.12 |
|
30 | Контрольное тестирование | 1 | 17.12 |
|
31. | Поэма «Русские женщины». Судьба русской женщины. Основная проблематика произведения | 1 | 23.12 |
|
32. | Н.А.Некрасов "Железная дорога" | 1 | 24.12 |
|
33. | М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета. | 1 | 13.01 |
|
34. | Л.Н.Толстой. Творческая история «Севастопольских рассказов». | 1 | 14.01 |
|
35. | «Севастополь в декабре месяце»: человек и война. Образы защитников Севастополя. | 1 | 20.01 |
|
36. | Н.С Лесков – писатель будущего. Повесть «Левша». Проблематика и центральная идея повести. | 1 | 21.01 |
|
37. | Н.С.Лесков «Левша». Образный мир | 1 | 27.01 |
|
38. | Поэзия XIX века о России | 1 | 28.01 |
|
39. | Антон Павлович Чехов. «Хамелеон": своеобразие сюжета | 1 | 03.02 |
|
40 | А.П.Чехов «Степь» (Фрагменты) |
| 04.02 |
|
| Литература 20 века (23 часа) | |||
41. | И.А.Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы. | 1 | 10.02 |
|
42. | «Кукушка». Основные проблемы рассказа | 1 | 11.02 |
|
43. | А.И. Куприн «Чудесный доктор» Основные художественные линии рассказа. | 1 | 17.02 |
|
44. | М.Горький "Автобиография" | 1 | 18.02 |
|
45. | М.Горький.«Детство»: становление характера мальчика. | 1 | 24.02 |
|
46. | М.Горький «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа | 1 | 25.02 |
|
47. | А.Грин "Алые паруса". Основные художественные линии | 1 | 03.03 |
|
48. | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…». Проблематика стихотворения. Приёмы создания образов | 1 | 04.03 |
|
49. | С.А.Есенин. Тематика лирических стихотворений. Человек и природа в поэзии поэта | 1 | 10.03 |
|
50. | И.С.Шмелёв «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. | 1 | 11.03 |
|
51. | М.М.Пришвин. «Москва-река» Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. | 1 | 17.03 |
|
52. | К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона» Мир человека и природы; малая родина; образ рассказчика в произведении | 1 | 18.03 |
|
53. | Р.Р. Изложение с элементами сочинения по рассказу К.Г.Паустовского «Мещерская сторона" | 1 | 31.03 |
|
54. | Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться». Тема стихотворения и его художественная идея | 1 | 01.04 |
|
55. | А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта. | 1 | 07.04 |
|
56. | «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга. | 1 | 08.04 |
|
57. | РК Встреча в литературной гостиной « Стихи и песни о войне поэтов XX века» | 1 | 14.04 |
|
58. | Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны | 1 | 15.04 |
|
59. | Б.Л.Васильев. "Летят мои кони" | 1 | 21.04 |
|
60. | Проблематика произведения Васильева "Экспонат №..." | 1 | 22.04 |
|
61. | РР Сочинение - рассуждение | 1 | 28.04 |
|
62. | В.М.Шукшин. Рассказы. Внутренняя простота и нравственная высота героев. | 1 | 29.04 |
|
63. | Поэзия ХХ века о России. Своеобразие раскрытия темы России | 1 | 05.05 |
|
| Зарубежная литература (7 часов) | |||
64. | У.Шекспир. Темы и мотивы сонетов. | 1 | 06.05 |
|
65. | М. Басё. Образ поэта. Тематика стихов | 1 | 12.05 |
|
66. | Итоговое контрольное тестирование | 1 | 13.05 |
|
67. | Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Основные мотивы стихотворений. | 1 | 19.05 |
|
68. | Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» Приёмы создания образов. | 1 | 20.05 |
|
69. | А.Сент-Экзюпери «Маленький принц ». Основные события | 1 | 26.05 |
|
70. | Янка Купала. Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах. Итоги года | 1 | 27.05 |
|
Лист корректировки рабочей программы (календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)
Предмет литература
Класс 7б
Учитель Космина С.С.
2021-2022 учебный год
№ уро ка | Даты по осн.КТП | Даты проведения | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
По плану | Дано | ||||||
17 | 28.10.2021 | 11.11.2021 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении. | 1 | 1 | Приказ №143-о.д. от 21.10.21 | Перенос темы |
18 | 29.10.2021 | 12.11.2021 | «Песня про купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы произведения | 1 | 1 | Перенос темы | |
19 | 11.11.2021 | 18.11.2021 | «Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи . Фольклорные элементы | 1 | 1 | Перенос темы | |
20 21 | 12.11.2021 18.11.2021 | 19.11.2021 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. «Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя | 2 | 1 | Объединение тем | |
22 | 19.11.2021 | 25.11.2021 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | 1 | 1 | Перенос темы | |
23 | 25.11.2021 | 26.11.2021 | Р.р Сочинение по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" | 1 | 1 | Перенос темы | |
24 25 | 26.11.2021 02.12.2021 | 02.12.2021 | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Стихотворение в прозе «Нищий». «Певцы»: основная тема рассказа. | 2 | 1 | Объединение тем |
IV. Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки
4.1. Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников 7 класса основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям;
- формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей;
- формирование выстраивания системы личностных отношений;
- формирование устойчивого следования и поведения моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа;
- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок;
Метапредметными результатами:
Коммуникативные:
- уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста;
- формировать навыки работы в группе (проектные формы работы, ситуации учебного сотрудничества);
- уметь составлять речевую характеристику литературных героев;
- формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений;
- уметь обосновывать и высказывать собственное мнение;
- уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы;
- определять меры усвоения изученного материала;
- формировать ситуацию сотрудничества;
Познавательные:
- формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;
-приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить исследование прочитанного текста;
- знать элементы биографии и творчества русских и зарубежных писателей;
- уметь проводить исследования прочитанного текста и давать личностные характеристики изучаемых объектов;
- применять методы информационного поиска;
Регулятивные:
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- уметь строить высказывание с целью анализа текста;
- составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема);
- уметь находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста;
- уметь пользоваться приемом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста;
- уметь составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля;
Предметными результатами:
- научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи;
- научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы, научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор);
- научиться понимать иносказательный текст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), выявлять способы самообразования;
- научиться навыкам проектной деятельности;
- научиться определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки;
- научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы;
4.2. Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
О ц е н к а « 5 » ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
О ц е н к а « 4 » ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
О ц е н к а « 3 » ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
О ц е н к а « 2 » ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка сочинений
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
"5" | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 1. Фактические ошибки отсутствуют. 2. Содержание излагается последовательно. 3. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 4. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
"4" | 1. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности 2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 1 грамматические ошибки |
"3" | 1.В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 2. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 3. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 4. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: 4 орфографические и 4 пункту- ационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
"2" | 1.Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. 2. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 3. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
4.3. Контрольно-измерительные материалы
Сочинение
Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава»
План
1. Изображение в поэме А.С.Пушкина "Полтава" судьбы Русского государства среди других европейских государств, способности русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с противниками
2.Петр1 - символ новой России
3. Карл12 - воинственный авантюрист и захватчик
4. Авторская позиция в поэме.
Сочинение по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
План работы над сочинением -повествованием от лица участника события
1. Воссоздать образ героя, от лица которого будет идти повествование:
1) Дать имя герою, описать его внешность, качества характера
2) Рассказать , через какие испытания прошел герой, прежде чем стать настоящим казаком.
2. Отобрать наиболее важные факты, эпизоды, о которых будет рассказывать герой
3. Расположить во временной последовательности отобранные факты, дать им оценку.
Контрольное тестирование за 1 полугодие.
1. Какое из перечисленных произведений не является былиной:
Святогор и Микула Селянинович.
Илья Муромец и Соловей – разбойник
И вспомнил Олег коня своего
Илья Муромец.
2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - это
сказ
житие
былина
сказка
3. Летопись – это…
А) историческая повесть
Б) описание событий по годам
В) приключенческая повесть
Г) жанр устного народного творчества
4. Древнейшая из дошедших до нас летописей называется…
А) «Поучение Владимира Мономаха»
Б) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
В) Евангелие
Г) «Повесть временных лет»
5. Жанр оды связан в русской литературе с именем…
А) М.В.Ломоносова
Б) В.Жуковского
В) А.С.Пушкина
Г) М.Ю.Лермонтова
6.Кто из перечисленных авторов не является классицистом:
1)Д.И.Фонвизин
2) М.В.Ломоносов
3) А.А.Фет
4)Г.Р.Державин
7.Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» о (исключите один неверный ответ):
неправильном обучении молодого дворянина
безнаказанности Простаковой за произвол
желании молодого дворянина получить образование
калечащем воздействии на ребенка атмосферы в доме.
8.Сюжет «Песни о вещем Олеге» взят А.С.Пушкиным из
« Повести временных лет»
« Истории государства Российского»
клинописей
другого источника
9. Какое произведение не принадлежит А.С.Пушкину?
А) «Капитанская дочка»
Б) «Борис Годунов»
В) «Истрия государства Российского»
Г) «Выстрел»
10. О ком идет речь:
« Здесь, в Тарханах, слышал он народные песни, неторопливые рассказы о волжских разбойниках. …У народа учился он чистой русской речи».
а) Пушкин
б) Лермонтов
в) Чехов
11. Каким предстает в «Песне..» М.Ю.Лермонтова царь Иван Васильевич?
а) жестоким бессердечным властителем
б) добрым царем-батюшкой
в) справедливым и мудрым правителем
12. Из какой семьи родом Кирибеевич?
а) Сигизмунда
б) Малюты Скуратова
в) Бориса Годунова
13. За что бился в кулачном бою купец Калашников?
а) хотел показать свою удаль перед царем
б) за честь семьи
в) за младших братьев
14. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?
а) царского суда
б) людской молвы
в) немилости мужа
15. Кому перед боем не поклонился Калашников?
а) жене
б) Богу
в) сопернику
16. Какой прием использует Лермонтов в « Песне…»: « Побледнел, как осенний лист», « Повалился, будто сосенка»:
а) эпитет
б) гипербола
в) сравнение
17. Тема повести Гоголя "Тарас Бульба":
а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;
б) история семьи Тараса Бульбы;
в) быт и нравы Запорожской Сечи.
18.«Певцы» И.С.Тургенева входит в его книгу
«Миргород»
«Маленькая трилогия»
«Повести Белкина»
«Записки охотника»
19. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«И выходит удалой Кирибеевич, / Царю в пояс молча кланяется, / Скидает с могучих плеч шубу бархатную, / Подпершися в бок рукою правою, / Поправляет другой шапку алую, / Ожидает себе он противника».
Итоговое контрольное тестирование по литературе.
1 вариант
1. Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка. Родом этот писатель из Архангельской губернии, пришёл в Москву, чтобы учиться, вслед за рыбным обозом.
А)М.Е.Салтыков-Щедрин В)М.В.Ломоносов
Б) Д.И.Фонвизин Г) Г.Р. Державин
2. Кто не является из героев персонажем произведения И.Бунина "Кукушка":
а)Коля и Митя в)варвара
б)барин г)приказчик
3.2Соотнесите автора и произведение:
1.Н.А.Некрасов а)«Зреет рожь над жаркой нивой»
2.И.С.Тургенев б) «Севастополь в декабре месяце»
3.А.А.Фет в)«Нищий»
4.А.П.Чехов г)«Железная дорога»
5.М.Е.Салтыков-Щедрин д)«Княгиня Трубецкая»
6.Л.Н.Толстой е) «Дикий помещик»
ж) «Хамелеон»
4. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:
1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман...»;
2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...»;
3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;
4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.
5. Сюжет это:
1) События произведения;
2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;
3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.
6. Жанр произведения «Нищий» И.С. Тургенева
1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) басня.
7. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»
1) Л.Н. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) М.Ю. Лермонтов; 4) Н.А.Некрасов.
8. Соотнесите произведения и героев:
1) Левша а) «Железная дорога»
2) Купец Калашников б) «Левша»
3) Ваня в) «Смерть чиновника»
4) Алеша г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»
5) Червяков д) «Детство»
9.. Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.
Вся она – тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…
(__Акулина Ивановна, М.Горький "Детство")
10. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.
Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.
(Хрюкин, А.П.Чехов "Хамелеон")
11. Назовите автора стихотворения.
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока-
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога.
(А.Твардовский )
12. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?
Снова где-то на задворках
Мёрзлый грунт боднул снаряд (метафора)
13. Прочитайте приведённый ниже отрывок:
Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…
И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…
Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…
Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.
( И.А. Бунин «Кукушка»: эпитеты (весело ползали, ласково лизала, отчаянно визжали), просторечное выражение «волченята». Главная мысль: безжалостное обращение человека с природой, животными.).П. Чехов г) «Железная дорога»
5.М.Е. Салтыков- Щедрин д) «Княгиня Трубецкая »
6.Л.Н.Толстой е) «Дикий помещик»
ж) «Хамелеон»
Итоговое контрольное тестирование по литературе.
Вариант 2
1. Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который прожил долгую плодотворную жизнь, за 82 года жизни им было создано множество художественных произведений, среди которых «Севастопольские рассказы».
а)А.И.Куприн в)Н.В.Гоголь
б) М.И.Пришвин г) Л.Н.Толстой
2. Кто не является героем произведения Б.Васильева "Экспонат№..."
а)Римма б)Анна Федотовна
в)Игорь Иванович Силантьев г)Алмазов Николай Евграфович
3. Соотнесите автора и произведение:
1)Н.А.Некрасов а)"Недоросль"
2)Н.В.Гоголь б)"Размышления у парадного подъезда"
3)Д.И.Фонвизин в)"Шинель"
4)М.Ю.Лермонтов г)"Хамелеон"
5)А.П.Чехов д)"Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил"
6)М.Е.Салтыков-Щедрин е)"Песня про царя Ивана Васильевича
4. В каком выражении стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче»звучит основная мысль стихотворения:
1.Я крикнул солнцу: «Дармоед!
занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет,/сиди, рисуй плакаты!»
2.»Слеза из глаз у самого – /жара с ума сводила.»
3. «Светить всегда,/светить везде, /до дней последних донца.»
4. «А вот идёшь-/взялось идти,/идёшь и светишь в оба.»
5.Фольклор – это:
1) народное искусство;
2) народное словесное искусство;
3) это сказки.
6. А.С.Пушкин написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …
1) князе Олеге 2) Дмитрии Донском 3) Петре Первом 4) царе Салтане
7. Расставьте в хронологическом порядке компоненты.
1.Кульминация;
2.Развитие действия;
3.Завязка;
4.Развязка;
8. Соотнесите авторов и их произведения:
1) Д.И.Фонвизин а) «Песнь о вещем Олеге»
2) Н.В.Гоголь б) «Недоросль»
3) А.П.Чехов в) «Шинель»
4) А.С.Пушкин г) «Легенда о Данко»
5) М.Горький д) «Хамелеон»
9.Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведение:
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.
(Митрофан, Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
10. Напишите имя, фамилию персонажа по его описанию, название произведения:
«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низкого роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…
(Акакий Акакиевич Башмачкин, «Шинель»)
11. Назовите автора стихотворения
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты.
(Н.А.Некрасов)
12. Какое средство художественной выразительности использует автор?
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мёртв в полночной тишине...
(метафора)
13.Почитайте приведенный ниже отрывок:
Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.
-Шатается, как волк, говорили про него мужики, - непутёвый малый!
И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.
Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.
(И.А. Бунин «Кукушка»:сравнение (шатается, как волк), просторечные выражения.
Основная мысль – антигуманное отношение к человеку, приводящее к его неустроенности в жизни, призыв к милосердию, толерантности.)