«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Рабочая программа по литературе для 11 класса (Коровина)

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Пояснительная записка


Цели изучения курса литературы:


  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Данная программа по литературе для 11 класса (2016 – 2017 учебный год) составлена учителем Бебениной А.В. на основе следующих документов:


1.Федеральный компонент государственного стандарта. Среднее (полное) общее образование. Литература // в кн.: Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотипн. - М.: Дрофа , 2008.


2.Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В.П.Полухина/ Под ред. В. Я. Коровиной. - Москва : Просвещение, 2008.


3.Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе // в кн.: Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотипн. - М.:Дрофа, 2008.



Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34учебных недели). Приказ № 01-07/128 от 29.08.16 «О годовом календарном графике». Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета.


Используемый учебник: Михайлов О.Н. Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и другие / Под ред. Журавлева В.П. Русский язык и литература. Литература 11 класс (базовый уровень) (в 2 частях).-Москва : «Просвещение», 2014.






Тематическое планирование

Тема: Введение (1 час)

Тема : И.Бунин (6 часов)

Тема : А.И. Куприн (3 часа)

Тема : М. Горький (6 часов)

Тема : «Серебряный век» русской поэзии (7 часов)

Тема : А.Блок (5 часов)

Тема : Новокрестьянская поэзия (1 час)

Тема : С. Есенин (5 часов)

Тема : Литература 20 – х годов (4 часа)

Тема : В. Маяковский (4 часа)

Тема : Литература 30 – х годов (1 час)

Тема : М. Булгаков (6 часов)

Тема : А. Платонов (2 часа)

Тема : А. Ахматова (4 часа)

Тема : О. Мандельштам (2 часа)

Тема : М. Цветаева (2 часа)

Тема : М. Шолохов (9 часов)

Тема : Литература периода Великой Отечественной войны (1 час)

Тема : Литература второй половины XX века (3 часа)

Тема : А. Твардовский (2 часа)

Тема : Б. Пастернак (4 часа)

Тема : А. Солженицын (2 часа)

Тема : В. Шаламов (1 час)

Тема : Н. Рубцов (1 час)

Тема : В. Астафьев (2 часа)

Тема : В. Распутин (2 часа)

Тема : И. Бродский (1 час)

Тема : Авторская песня (2 часа)

Тема : «Городская» проза (1 час)

Тема : Драматургия 50 – 90 – х годов (1 час)

Тема : Литература народов России (1 час)

Тема : Современная литература (3 часа)

Тема : Зарубежная литература (5 часов)

Тема : Итоги курса (2 часа)


Поурочное планирование


Тема: Введение (1 час)

1.

1.Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в 20 веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. Развитие художественных и идейно – нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала 20 века. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.


Тема : И.Бунин (6 часов)

2.

1. И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Стихотворения «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня». Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Р/Р Чтение наизусть.

3.

2. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.

4.

3.«Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа.

5.

4.Тема любви в рассказах И.А. Бунина. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. Тема любви.

6.

5.И.А. Бунин «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание». Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Поэтичность женских образов.

7.

6.Проблематика и поэтика рассказов И.А. Бунина. Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы. «Сны Чанга».


Тема : А.И. Куприн ( 3 часа)

8.

1.А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок» (обзор). Смысл названия повести. Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Трагизм любовной темы в повести «Олеся».

9.

2. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность мира. Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Символическое звучание детали в прозе Куприна.

10.

3. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.


Тема : М. Горький ( 6 часов)

11.

1.М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов Горького. Народно – поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Проблематика и особенности композиции рассказа. Смысл противопоставления Данко и Ларры.

12.

2. Тематика и проблематика реалистических рассказов. «Челкаш».

13.

3.«На дне» как социально-философская драма. Атмосфера духовного разобщения людей. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

14.

4.Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение : правда факта (Бубнов), правда Луки, правда веры в человека (Сатин).

15.

5. Социальная, нравственная, философская проблематика пьесы. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Смысл названия пьесы.

16.

6. Р/Р Классное сочинение по творчеству М. Горького.


Тема : «Серебряный век» русской поэзии ( 7 часов)

17.

1.Русский символизм и его истоки. «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты» : А. Белый, А. Блок, В. Иванов.

Р/Р Чтение наизусть.

18.

2.В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я. Брюсова. «Творчество», «Юному поэту», «Ассаргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик»», «Грядущие гунны», «Городу», «Хвала человеку». Сквозные темы поэзии Брюсова – урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Р/Р Чтение наизусть.

19.

3.Вн/чт Лирика поэтов-символистов. К.Д. Бальмонт, А. Белый. Шумный успех ранних книг К. Бальмонта («Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник»). Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», « Жар – птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

20.

4. Акмеизм. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С Городецкого, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина.

Р/Р Чтение наизусть.

21.

5.Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Стихотворения «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Романтический герой лирики Гумилева.

Р/Р Чтение наизусть.

22.

6.Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию 20 века.

23.

7.Футуризм как литературное направление. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов : эгофутуристы (Игорь Северянин), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев).Западноевропейский и русский футуризм, преодоление футуризма крупнейшими его представителями. Русские футуристы. И. Северянин (И.В. Лотарёв). Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Художественный мир сборников «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по поэзии Серебряного века.


Тема : А.Блок ( 5 часов)

24.

1.А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в темные храмы», «Ветер принес издалека», «Мы живем в старинной келье», «Разгораются тайные знаки»). Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока.

Р/Р Чтение наизусть.

25.

2.Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

26.

3.Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «Скифы». Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Идеал и действительность в художественном мире Блока. «На железной дороге», «О подвигах, о доблести, о славе…», «Когда вы стоите на моём пути…». Ритмы и интонации лирики Блока.

27.

4.Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно – реалистическое в поэме.

28.

5.Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию 20 века.


Тема : Новокрестьянская поэзия ( 1 час)

29.

1.Вн/чт Н. А. Клюев. Жизнь и творчество. Стихотворения «Рожество избы», «Вы обещали нам сады», «Я посвященный из народа». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии : русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно – нравственные аспекты этой полемики.

Р/Р Чтение наизусть.


Тема : С. Есенин ( 5 часов)

30.

1.С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Русь как главная тема творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно – поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери».

Р/Р Чтение наизусть.

31.

2.Тема России в лирике С.А. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину», «Русь уходящая».

32.

3.Любовная тема в лирике С.А.Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. «Не бродить, не мять в кустах багряных …», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Какая ночь!», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». «Клен ты мой опавший…».

Р/Р Чтение наизусть.

33.

4.Вн/чт Художественный мир сборника «Персидские мотивы». Богатство поэтического языка.

34.

5.Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст».


Тема : Литература 20 – х годов (4 часа)

35.

1.Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья»). Тема России и революции : трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, В.Ходасевич, И.Бунин, Д.Мережковский, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты – обериуты).

36.

2. Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А.Веселого, «Разгром» А.Фадеева).

37.

3.Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А.Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И.Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б.Пильняка, «Ветер» Б.Лавренева, «Чапаев» Д.Фурманова).

38.

4.Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А.Аверченко «Дюжина смертей в спину революции»; Тэффи «Ностальгия»). Орнаментальная проза.


Тема : В. Маяковский ( 4 часа)

39.

1.В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Дух бунтарства и эпатажа. Маяковский и футуризм. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Вам!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графика стиха). Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся», «Нате!» «О дряни».

Р/Р Чтение наизусть.

40.

2. «Облако в штанах»»: проблематика и поэтика.

41.

3.Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Гейнеобразное».

42.

4.Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского.


Тема : Литература 30 – х годов ( 1 час)

43.

1. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30 – е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30 – х годов. Понимании миссии поэта и значения поэзии в творчестве А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, О.Мандельштама.Новая волна поэтов : лирические стихотворения Б.Корнилова, П.Васильева, М.Исаковского, А.Прокофьева, Я Смелякова, Б.Ручьева, М.Светлова; поэмы А.Твардовского, И.Сельвинского.Тема русской истории в литературе 30 –х годов : А.Толстой «Петр 1», Ю.Тынянов «Смерть Вазир – Мухтара», поэмы Д.Кедрина, К.Симонова, Л.Мартынова.Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского, В.Луговского.


Тема : М. Булгаков ( 6 часов)

44.

1.М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» в пьесе «Дни Турбиных».

45.

2. Роман «Мастер и Маргарита».История создания и публикации. Своеобразие жанра и композиции.

46.

3. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования : от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики.

47.

4. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

48.

5. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.Булгакова (Гете, Гофман, Гоголь).Р/Р Анализ эпизода из романа (по выбору учителя).

49.

6. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по роману М. Булгакова.


Тема : А. Платонов ( 2 часа)

50.

1.Вн/чт А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован».Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей.

51.

2. Вн/чт Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (Салтыков – Щедрин).


Тема : А. Ахматова ( 4 часа)

52.

1.А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…». Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…».

Р/Р Чтение наизусть.

53.

2.Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой. Слиянность темы России и собственной судьбы. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Заплаканная осень, как вдова…», «Родная земля», «Приморский сонет», «Пушкинские штудии».

54.

3.Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха.

55.

4. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Р/Р Чтение наизусть.


Тема : О. Мандельштам ( 2 часа)

56.

1.О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны», «Если утро зимнее темно…», «Я должен жить, хотя я дважды умер…».

Р/Р Чтение наизусть.

57.

2. Описательно – живописная манера и философичность поэзии поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико – интонационное многообразие. Поэт и «век – волкодав».


Тема : М. Цветаева ( 2 часа)

58.

1.М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога – исповеди. Тема творчества, миссии поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину».

Р/Р Чтение наизусть.

59.

2.М.И. Цветаева. Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине).Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Своеобразие поэтического стиля.

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой.


Тема : М. Шолохов ( 9 часов)

60.

1.М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

61.

2. «Тихий Дон»- роман – эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа.

62.

3.Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

63.

4. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее.

64.

5. Женские судьбы в романе.

65.

6.Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.

66.

7. Традиции Л.Толстого в прозе М.Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе 20 века.

67.

8.Р/Р Классное контрольное сочинение по творчеству М.А. Шолохова.

68.

9. Р/Р Классное контрольное сочинение по творчеству М.А. Шолохова.


Тема : Литература периода Великой Отечественной войны (1 час)

69.

1. Литература «предгрозья» : два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц, Д.Кедрина; песни А.Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно – символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова, В.Гроссмана. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны : драматургия К.Симонова, Л. Леонова. Пьеса – сказка Е.Шварца «Дракон».


Тема : Литература второй половины XX века ( 3 часа)

70.

1.Литература второй половины XX века. Обзор. Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, Б.Васильева. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов – шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики : В.Соколов, В.Федоров, Н.Рубцов, А.Прасолов, Н.Глазков, С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, С.Старшинов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Орлов.

71.

2. «Городская проза» : Д.Гранин, В.Дудинцев, Ю.Трифонов, В.Маканин. Нравственная проблематика и художественные особенности произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Крупина.

72.

3.Драматургия.Нравственная проблематика пьес А.Володина («Пять вечеров»), А.Арбузова ( «Иркутская история», «Жестокие игры»), В.Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»),А.Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын»). Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В.Набоков, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г. Адамович, Б.Зайцев, М.Алданов, М. Осоргин, И.Елагин). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике. Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны(содержательность, искренность, внимание к личности; мелодическое богатство, современная ритмика и инструментовка).Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима.


Тема : А. Твардовский ( 2 часа)

73.

1.А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т. Твардовского – лирика крупнейшего русского эпического поэта 20 века. Размышления о настоящем и будущем родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей.

74.

2. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном – единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» , «В тот день, когда закончилась война», «Перед войной», «Дом бойца», «Дробится рваный цоколь монумента», «Памяти Гагарина». Некрасовская традиция в поэзии А.Твардовского.

Р/Р Чтение наизусть.


Тема : Б. Пастернак ( 4 часа)

75.

1.Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество.. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво», «Все наденут сегодня пальто…», «Импровизация».

Р/Р Чтение наизусть.

76.

2. Тема поэта и поэзии в творчестве поэта. Любовная лирика Пастернака. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человека и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак – переводчик.

77.

3.Вн/чт Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического. Образы – символы и сквозные мотивы в романе.

78.

4.Вн/чт Образ главного героя – Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.


Тема : А. Солженицын ( 2 часа)

79.

1.А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни.

80.

2. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Б.Л. Пастернака и А.И. Солженицына.


Тема : В. Шаламов ( 1 час)

81.

1.Вн/чт В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» ( «На представку», «Сентенция»). Автобиографический характер прозы В.Шаламова. Жизненная достоверность, документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы. Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова – прозаика.


Тема : Н. Рубцов ( 1 час)

82.

1.Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта – Родина – Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности : красота и любовь, жизнь и смерть, радость и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова. «Видения на холме», «Русский огонёк», «Я буду скакать по полям задремавшей отчизны…», «Звезда полей», «В горнице».

Р/Р Чтение наизусть.


Тема : В. Астафьев ( 2 часа)

83.

1.«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в повествовании и рассказах «Царь-рыба».

84.

2.«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в повествовании и рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор).


Тема : В. Распутин ( 2 часа)

85.

1.В.Г. Распутин. «Прощание с Матерой». Народ, его история, его земля в повести.

86.

2.Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству В.Астафьева и В.Распутина.


Тема : И. Бродский ( 1 час)

87.

1.И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет («Как жаль, что тем, чем стала для меня…»). Широта проблемно – тематического диапазона поэзии Бродского. Традиции русской классической поэзии в творчестве И.Бродского.


Тема : Авторская песня ( 2 часа)

88.

1.Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю. Кима .

89.

2.Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики». Стихи о Москве. Арбат как особая поэтическая вселенная. «Ты течёшь, как река. Странное название». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду…». Бардовская песня.

Р/Р Чтение наизусть.


Тема : «Городская» проза ( 1 час)

90.

1. Вн/чт «Городская» проза в современной литературе. Ю.В. Трифонов «Обмен». Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия произведения. Тонкий психологизм писателя. Традиции Чехова в творчестве Трифонова.


Тема : Драматургия 50 – 90 – х годов ( 1 час)

91.

1.Вн/чт Темы и проблемы современной драматургии. (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). А. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота».

Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.


Тема : Литература народов России ( 1 час)

92.

1.Вн/чт Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – всё больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб, и одежду…», «Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство – самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Психологизм лирики башкирского поэта.


Тема : Современная литература ( 3 часа)

93.

1.Основные направления и тенденции развития современной литературы: общий обзор произведений последнего десятилетия (проза реализма и «нереализма»).В.Белов, А.Битов, В.Маканин, А.Ким, Е.Носов, В.Крупин, С.Каледин, В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская, В. Токарева, Ю.Поляков.

94.

2. Основные направления и тенденции развития современной литературы: поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература. Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ю.Друнина, Л.Васильева, Ю.Мориц, Н.Тяпкин, А.Кушнер, О.Чухонцев, Б.Чичибабин, Ю.Кузнецов, И. Шкляревский, О.Фокина, Д.Пригов, Т.Кибиров.

95.

3.Р/Р Классное контрольное сочинение по литературе 50 – 90-х годов.


Тема : Зарубежная литература ( 5 часов)

96.

1.Вн/чт Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы. Традиции А.П. Чехова в пьесе Б. Шоу. Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

97.

2.Вн/чт Б. Шоу «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

98.

3.Вн/чт Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Средства создания комического.

99.

4.Вн/чт Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах. «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море». Образ главного героя – старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести.

100.

5.Вн/чт Э.М. Ремарк. «Три товарища». Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности : солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя.


Тема : Итоги курса (2 часа)

101.

1.Проблемы и уроки литературы XX века.

102.

2.Итоги курса



Произведения для заучивания наизусть

1. Бунин И.А. «Собака».

2. Бунин И.А. «Одиночество».

3. Поэзия «Серебряного века» (3 стихотворения по выбору).

4. Блок А.А. «Вхожу я в темные храмы».

5. Блок А.А. «Незнакомка».

6. Блок А.А. «Ночь…».

7. Блок А.А. «О подвигах, о доблести, о славе…».

8. Блок А.А. «Двенадцать» (отрывок).

9. Есенин С.А. «Гой ты, Русь…».

10. Есенин С.А. «Я покинул родимый дом…».

11. Есенин С.А. «Шаганэ ты моя…».

12. Есенин С.А. «Русь советская».

13. Маяковский В.В. «А вы могли бы?».

14. Маяковский В.В. «Вам!».

15. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» (отрывок).

16. Шолохов М.А. «Тихиий Дон» (отрывок).

17. Ахматова А.А. «Сжала руки…».

18. Ахматова А.А. «Песня последней встречи».

19. Ахматова А.А. «Реквием» (отрывок).

20. Мандельштам О.Э. «Бессонница…».

21. Мандельштам О.Э. «За гремучую доблесть грядущих веков…».

22. Цветаева М.И. «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

23. Цветаева М.И. «Моим стихам…».

24. Твардовский А.Т. «Вся суть в одном-единственном завете…».

25. Твардовский А.Т. «Я знаю, никакой моей вины…».

26. Горький М. «Старуха Изергиль» (отрывок).

27.Пастернак Б.Л. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».

28. Поэзия второй половины 20 века (Ахмадулина Б., Бродский И., Вознесенский А., Высоцкий В., Евтушенко Е.) – 1 стихотворение на выбор.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса литературы в 11 классе ученики должны


знать/понимать

-содержание изученных произведений литературы

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ – ХХ веков

- основные теоретико-литературные понятия

-образную природу словесного искусства

- основные закономерности историко - литературного процесса и черты литературных направлений

Уметь

-воспроизводить содержание литературного произведения

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

- определять род и жанр произведения

- сопоставлять литературные произведения

- выявлять авторскую позицию

-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка

- участия в диалоге или дискуссии

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры т оценки их эстетической значимости

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее