«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по литературе 10 класс

рабочая программа по литературе в 10 классе

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Маньковская средняя общеобразовательная школа

«Одобрено»

Протокол заседания МО

№ 1 от 30.08.2022

Руководитель МО

__________ / Власенко Е.М..

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________/Соснова М.А.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Маньковская СОШ _______ Л.И. Морозова

Приказ от 31.08.2022 № _136__








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе



Среднее общее образование 10 класс

Учитель: Космина Светлана Сергеевна











с. Маньково-Калитвенское

2022







  1. Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413;

  • примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно- методического объединения протокол 2/16-з от 28.06.2016г., размещенная в Реестре примерных основных общеобразовательных программ на сайте http://fgosreeste.ru;

  • основной образовательной программой школы (приказ № 136 -о.д. от 31.08.2022);

  • годовым календарным учебным графиком (приказ №136 -о.д. от 31.08.2022);

  • учебным планом ОУ (приказ № 136 -о.д. от 31.08.2022);

  • учебником: С.А.Зинина, В.И.Сахарова «Литература» 10 ч.1,2 «Русское слово», 2020, ФГОС;

  • Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

  • Приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254»

На основании:

  • Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3);

  • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 );

  • п.4.4.Устава школы (Постановление Администрации Чертковского района Ростовской области от 26.05.2021 №752);

  • Положения о рабочей программе по литературе (Приказ № 256 от 11.10.2017).


Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоениетекстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  • формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;

  • осваивание теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладениезнаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

  • использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

С базовым курсом литературы соотнесен включенный в рабочую программу региональный компонент литературного образования, что позволяет синхронизировать его изучение на основе широкого применения сопоставительного анализа произведений с учетом их хронологической, жанрово-художественной близости, добиваясь при этом системного подхода, высокого уровня восприятия, осмысления и запоминания учебной информации при экономии времени и сил школьников.

Главная цель региональной программы – приобщение к духовной культуре родного края и воспитание на ее основе молодых поколений, вступающих в жизнь.

При отборе произведений регионального компонента определяющими явились такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и интересам школьников. Это позволяет решить такие учебно-воспитательные задачи:

  • расширение и углубление знаний по литературе за счет введения регионального содержания;

  • освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномена отечественной духовной культуры;

  • использование регионального материала для формирования у школьников интереса к духовной культуре своей малой родины, уважения к ее людям;

  • развитие интеллекта и творческих способностей дет


Место предмета литература в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет литература в 10 классе отводится 3 часа в неделю. Таким образом, количество часов по литературе в 10 классе равно 3 часам в неделю.

Годовой календарный учебный график МБОУ Маньковская СОШ на 2022-2023 учебный год предусматривает 34 учебных недели в 10 классе. В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 уч. год для основного общего образования на учебный предмет литература в 10 классе отводится 3часа в неделю, т.е. 102 часа в год.

Так как 23.02, 24.02, 08.03, 01.05, 08.05, 09.05 являются государственным праздником – выходным днем , то рабочая программа, рассчитанная на 102 часа, будет выполнена за 100 часов за счет уплотнения материала.

Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:

- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (годовой календарный учебный график (приказ от 31.08.2022 г № 136– о.д.);

- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);

- отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);

- по болезни учителя.








II. Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Содержание каждой

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1.

Прекрасное начало (к истории русской литературы 19 века)

1

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала. Классицизм, сентиментализм, романтизм

Лекция, беседа

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником

2.

Литература второй половины 19 века.

2

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века и демократические тенденции в русской культуре.

Лекция, индивидуальная работа

Составление плана-конспекта, схематизация материала

3.

Творчество Ф.И.Тютчева

3

Лирика. Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в философской лирике. Трагическое звучание темы любви.

Лекция, беседа, практикум

Комплексный анализ стихотворения, Выборочный анализ текста Выразительное чтение текста

4.

Творчество А.Н.Островского

9

Театр Островского и традиции русской классической драматургии. Быт и нравы купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся».

«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей. Трагическая судьба «маленьких людей» в пьесе «Бесприданница».

Лекция, беседа, сообщения, практикум

Схематизация материала, составление плана-конспекта, Комментарий скрытой характеристики героев через говорящие имена и фамилии; Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ

5.

Творчество И.А.Гончарова

8

Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека.

«Обломов». Социальная и нравственная проблематика . Хорошее и дурное в характере. Смысл его жизни и смерти . Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл финала.

Споры вокруг образа главного героя.


Беседа, лекция, семинар, практикум

Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; Анализ эпизодов повести

6.

Творчество И.С.Тургенева

11

Жизнь и творчество (обзор).Этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева.

«Записки охотника».

«Отцы и дети». Философская проблематика романа. Смысл названия. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и егогерой.

Лекция, беседа, практикум

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего. Психологические портреты героев, Сравнительная характеристика, схематизация материала

7.

Творчество Н.А. Некрасова

10

Жизнь и творчество (обзор).

Лирика. Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка. Специфика композиции и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Лекция, беседа, практикум

Аналитический. пересказ текста, частного и общего; конспект. материала

8.

Творчество А.А.Фета

4

Лирика. Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.


Лекция, беседа, практикум

Комплексный анализ стихотворения, Выборочный анализ текста Выразительное чтение текста

9.

Творчество А.К.Толстого

4

Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю .Влияние фольклора и романтической традиции.


групповая работа,практикум

Составление плана-конспекта, схематизация материала,

10.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

8

Специфика творчества Салтыкова-Щедрина, реализация проблем идеала в сатирическом творчестве.


Лекция, беседа, групповая работа

Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов; анализ эпизодов, аналитический пересказ

11.

Творчество Н.С.Лескова

5

Жизнь и творчество ( обзор).

«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начала в повести. Тема праведничества. русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.


Лекция, беседа, семинар

Аналитический пересказ текста, анализ и подбор соответствующего материала, характери­стика персо­нажа, героя-правдоискателя

12.

Творчество Л.Н.Толстого

15

Личность Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.

«Война и мир». История создания. Особенности художественной структуры. Мастерство психологического анализа. Жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий «война и мир». Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия. «Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.

обзорное повторенние «Детство. Отрочество. Юность», «Кавказский пленник», «После бала», ознакомительное внеклассное чтение «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Смерть Ивана Ильича»)

Лекция с элементами беседы, практикум, групповая работа

Анализ эпизодов произведений, аналитический пересказ, идейно-тематический анализ, логика истории и развития взаимоотношений человека и власти, Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов

13.

Творчество Ф.М.Достоевского

9

Жизнь и творчество (обзор) . «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Мастерство психологического анализа. Жанровое своеобразие.

Нравственно-философская проблематика. Тема преступления и наказания ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.

отрывки из «Дневника писателя», самостоятельное ознакомление – «Братья Карамазовы», «Бесы», «Записки из мертвого дома»)


Семинар, лекция, беседа

Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой, сопоставительные характеристики

14

Творчество А.П.Чехова

7

Жизнь и творчество.

Рассказы : «Человек в футляре» ? «Ионыч», «Дом с мезонином», «студент», «дама с собачкой» и др.

«Вишневый сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Лирическое и трагическое начала в пьесе. Символические образы.

Сценическая жизнь пьесы.

Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова.

Лекция, практикум

Аналитическая беседа, пересказ, Выборочный пересказ, характеристика персонажей















III. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата план

Дата факт

1

Инструктаж по ТБ. Введение. Прекрасное начало (К истории литературы 19 в.)

1

01.09


2

Развитие реалистических традиций в прозе. Расцвет русского театра.

1

06.09


3

Критика и журналистика 50 – 80-х годов 19 века

1

07.09


4

Ф.И. Тютчев. «Мыслящая поэзия», ее философская глубина и образная насыщенность.

1

08.09


5

Драматизм звучания любовной лирики поэта

1

13.09


6

РрПисьменная работа по лирике Ф.И.Тютчева

1

14.09


7

А.Н. Островский «Гроза». Изображение «затерянного» мира города Калинова в драме

1

15.09


8

Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

1

20.09


9

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе «Гроза».

1

21.09


10

Роль второстепенных и внесценических персонажей в«Грозе».

1

22.09


11

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.

1

27.09



12

«Гроза» в русской критике

1

28.09


13

Художественный мир А.Н.Островского

1

29.09


14

РрПодготовка к написанию сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

1

04.10


15

РрСочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

1

05.10


16

И.А. Гончаров. «Обломов». Быт и бытие Обломова в романе.

1

06.10


17

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».

1

11.10


18

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя

1

12.10


19

Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины»

1

13.10


20

Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов народной жизни

1

18.10


21

Роман в русской критике.

1

19.10


22

РрПодготовка к написанию сочинения по роману «Обломов» И.А.Гончарова

1

20.10


23

Р.р. Сочинение по роману «Обломов» И.А.Гончарова

1

25.10


24

И.С. Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в «Записках охотника»

1

26.10


25

Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема «Записок охотника»

1

27.10


26

«Отцы и дети». Отражение в романе проблематики эпохи. Р.К. «Цареубийцы» Краснов. Осуждение нигилизма

1

01.11


27

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки

1

02.11


28

Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых

1

10.11


29

Любовная линия в романе. Философские итоги романа. Критика о романе.

1

15.11


30

Стихотворения в прозе и их место в творчестве И.С. Тургенева.

1

16.11


31

РрПодготовка к написанию сочинения по творчеству И.С Тургенева.

1

17.11


32

Р.р. Сочинение по творчеству И.С Тургенева.

1

22.11


33

РК Проблема «отцов и детей». Н.Оганесов «Мальчик на качелях»


1

23.11


34

Н.А. Некрасов. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

1

24.11


35

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Мотив правдоискательства

1

29.11


36

Представители помещичьей Руси

1

30.11


37

Стихия народной жизни и ее яркие представители

1

01.12


38

Тема женской доли и образ Матрены Тимофеевны в поэме

1

06.12


39

Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании

1

07.12


40

Проблема счастья и ее решение в поэме. Образ Гриши Добросклонова

1

08.12


41

Художественный мир Н.А.Некрасова

1

13.12


42

РрПодготовка к написанию сочинения по творчеству Н.А. Некрасова

1

14.12


43

Р.р.Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

1

15.12


44

А.А. Фет. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики поэта.

1

20.12


45

Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.Фета

1

21.12


46

Контрольная работа за I полугодие

1

22.12


47

Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике А.Фета

1

27.12


48

Р.р.Письменная работа по лирике А.А. Фета


1

28.12


49

Р.К.Тема Дона и казачества, связь с донской фольклорной традицией в произведениях поэтов

1

12.01


50

А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А. Толстого

1

17.01


51

Жанрово-тематическое богатство творчества А. Толстого

1

18.01


52

Художественный мир А.Толстого

1

19.01


53

Р.р. Письменная работа по лирике А.Толстого

1

24.01


54

М.Е Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве сатирика

1

25.01


55

Сатирическое осмысление проблем в сказках М.Е.С- Щедрина

1

26.01


56

Приемы сатирического воссоздания действительности в сатире М.Е. С-Щедрина

1

31.01


57

Соотношение авторского идеала и действительности в сатире писателя

1

01.02


58

Образ обывателя в сказке «Премудрый пискарь»

1

02.02


59

Роман-хроника «История одного города»(обзорное изучение).


1

07.02


60

Р.р. Подготовка к письменной работе по прозе С- Щедрина

1

08.02


61

Р.р. Письменная работа по прозе С -Щедрина

1

09.02


62

Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести

1

14.02


63

«Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам

1

15.02


64

Стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника»

1

16.02


65

Р.р. Подготовка к письменной работе по прозе Н.С.Лескова

1

21.02


66

Р.р. Письменная работа по прозе Н.С.Лескова

1

22.02


67

Л.Н.Толстой. Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа «Война и мир»

1

28.02


68

Художественно-философское осмысление сущности войны в романе

1

01.03


69

Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

1

02.03


70

Критическое изображение высшего света в романе. «Диалектика души» любимых героев автора

1

07.03


71

Этапы духовного самосовершенствования А. Болконского, П. Безухова

1

09.03


72

«Мысль семейная» и ее развитие в романе

1

14.03


73

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской

1

15.03


74

Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса

1

16.03


75

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории

1

21.03


76

Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе

1

22.03


77

Тихон Щербатый, Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания

1

23.03


78

Значение романа – эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы

1

04.04


79

В мире художественного слова Л.Н.Толстого

1

05.04


80

РрПодготовка к написанию сочинения по творчеству Л.Н.Толстого

1

06.04


81

Р.р.Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

1

11.04


82

РК Тема войны в донской литературе. В.Панова «Спутники»


1

12.04


83

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе

1

13.04


84

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума

1

18.04


85

Образ Раскольникова. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя

1

19.04


86

Раскольников и «вечная» Сонечка. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия

1

20.04


87

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Раскольникова. Роль эпилога

1

25.04


88

Роль эпилогавраскрытииавторскойпозициивромане.


1

26.04


89

Принцип полифонии в решении философской проблематики романа

1

27.04


90

РрПодготовка к написанию сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского

1

02.05


91

Р.р. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

1

03.05


92

Итоговая контрольная работа

1

04.05


93

РК Чеховский Таганрог. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова

1

10.05


94

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах

1

11.05


95

Новаторство Чехова-драматурга. Комедия «Вишневый сад».


1

16.05


96

Лирическое и драматическое начала в пьесе. Символический образ сада в комедии

1

17.05


97

Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении

1

18.05


98

РрПодготовка к написанию сочинения по творчеству А.П.Чехова

1

23.05


99

Р.р. Сочинение по творчеству А.П. Чехова

1

24.05


100

В мире художественного слова. Обобщение по курсу

1

25.05













IV. Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки

4.1. Планируемые результаты

Личностные результаты обучения:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

  •  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  •  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  •  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  •  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;

  •  эстетическое отношение к миру;

  •  принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  •  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  •  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  •  умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  •  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

  • писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


4.2. Система оценивания



1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии историческим контекстом.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:

  • прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

  • умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

  • умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,

  • умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);

  • свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который:

  • показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения;

  • умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

  • умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;

  • умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

  • хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.


Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:

  • в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;

  • об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  • о знании основ­ных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

  • об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:

  • незнание существенных вопросов содержания произведения;

  • неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

  • незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

  • слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок


Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.







3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.
































4.3. Контрольно-измерительные материалы

Самостоятельная работа по анализу лирического произведения в формате ЕГЭ. (творчество Ф.И.Тютчева и А.А.Фета)

1.Укажите годы жизни Ф. И. Тютчева. 1. 1821-1878 2. 1803-1873 3. 1818-1883 4. 1836-1861

2.Укажите ведущую тему в творчестве А. А. Фета. 1. Поэт и поэзия 2. Любовь и природа 3. Гражданское служение 4. Предназначение человека

3.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство преобладает во фрагменте стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер». Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю … 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола

4.Укажите годы жизни А. А. Фета. 1. 1821-1878 2. 1820-1892 3. 1823-1886 4. 1836-1861

5. Ф. И. Тютчев около 20 лет проработал в посольстве: 1. в Мюнхене 2. в Персии 3. в Японии 4. в Лондоне

6. Укажите, какое изобразительно-в ыразительное средство использует А. А. Фет в последней строке четверостишия. Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола

7.. Перечислите известные вам стихотворения Фета

8. Выразите свое отношение к поэзии Ф.Тютчева и А.Фета





Контрольная работа. Литература. 10 класс. 1ое полугодие

1. Главенствующее направление в литературе 2-ой половины 19 века.

а) романтизм; б) критический реализм; в) реализм; г) модернизм


2. К какому типу литературных героев можно отнести Обломова из одноименного романа

а) «лишний человек»; б) «маленький человек»; в) герой-любовник; г) герой-резонер


3. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

а) выразить представление автора об идеальных отношениях в семье; б) объяснить происхождение героя; в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя; г) расширить представление о барской жизни


4. Назовите своеобразного двойника Ильи Обломова в романе

а) Штольц; б) Захар; в) Тарантьев; г) Волков


5. «Гроза» Островского – это

а) комедия; б) драма; в) трагедия; г) трагикомедия; д) фарс; е) водевиль


6. В каком городе происходит действие пьесы «Гроза»?

а) Калинов; б) Бряхимов; в) Петербург; г) Волжск


7. Кого боится Кабаниха:

а) Бога; б) перемен в жизни; в) никого и ничего не боится


8. Кому из героев принадлежат данные слова: «Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

а) Варвара; б) Катерина; в) Борис; г) Феклуша.


9. Протест против чего увидел в характере Катерины («Гроза») критик Добролюбов

а) Против неблагосклонной судьбы; б) Против мягкотелости супруга; в) Против косности современного общества; г) Против кабановских понятий о нравственности.


10. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство; б) мещанство; в) разночинцы; г) крестьянство


11. В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:

а) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)

б) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)

в) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)

г) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)


12. Какую роль играют женские образы в произведениях И С. Тургенева?

а) введены для развития сюжета

б) с их помощью проверяются личностные качества героя

в) они вдохновляют героев-мужчин на поступки

г) они противопоставлены главному герою


13. Катерина в произведении «Гроза» - сильный или слабый характер? (Дайте развернутый ответ, не менее 2-3 предложений).


14. Времена года в романе «Обломов». Их роль (Дайте развернутый ответ, не менее 2-3 предложений).


15. Смысл финальной сцены в романе И. Тургенева «Отцы и дети» (Дайте развернутый ответ, не менее 2-3 предложений).


16. В чем особенности жанра стихотворение в прозе. (Дайте развернутый ответ, не менее 2-3 предложений).


17. Какие приемы стилизации под фольклор использует Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». С какой целью? (Дайте развернутый ответ, не менее 2-3 предложений).


Ответы на тестовую часть


1. Б (допускается В)

2. А

3. В

4. Б

5. Б

6. А

7. Б

8. Б

9. Г

10. В

11. В

12. Б































Контрольная работа по теме «Творчество А.К. Толстого» 10 класс



1. Кто были первые ценители творчества А.К. Толстого?

2. Каковы основные темы творчества А.К. Толстого?

3. Какие периоды русской истории охватывают произведения Толстого?

4. Назовите три произведения Толстого на историческую тему.

5. Героем какого произведения является князь Курбский?

6. Какому историческому лицу посвящена прозаическая трилогия Толстого?

7. О какой власти природы, передающей тональность его лирики поэта, говорит Толстой?

8. Каким чувством проникнут образ любимой женщины в стихах Толстого?

9. В чем причины российских бед, по мнению Толстого-поэта?

10. Назовите средства речевой выразительности, использованные автором в стихотворении:

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет…

11. Назовите средства речевой выразительности, использованные автором в стихотворении:

О друг, ты жизнь влачишь, без пользы увядая,

Пригнутая к земле, как тополь молодая;

Поблекла свежая ветвей твоих краса,

И листья кроет пыль и дольная роса.

О, долго ль быть тебе печальной и согнутой?

Смотри, пришла весна, твои не крепки путы,

Воспрянь и подымись трепещущим столбом,

Вершиною шумя в эфире голубом!

12. Назовите особенности языка лирики Толстого.

























Ответы

  1. А.А. Перовский, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин (по некоторым сведениям)

  2. Природа, любовь, философские проблемы, история России

  3. Киевско-Новгородская Русь, времена Ивана Грозного

  4. «Василий Шибанов», «Князь Серебряный», «Садко», «Илья Муромец»…

  5. «Василий Шибанов»

  6. Ивану Грозному

  7. «Врачующая власть воскреснувшей природы»

  8. Чистота нравственного чувства

  9. «Мы беспечны, мы ленивы, Все у нас из рук валится, И к тому ж мы терпеливы – Этим нечего хвалиться»

  10. Эпитеты, метафора, олицетворение, анафора…

  11. Обращение, книжная лексика, сравнение, метафоры, междометие, эпитеты, восклицательная и вопросительная интонация, анафора…

  12. Легкость звучания, мелодичность, связь с народной лирикой и песней…


































Письменная работа по теме : «Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина»

1. Какое учебное заведение закончил М.Е.Салтыков-Щедрин?

а) Царскосельский лицей;

б) Главное инженерное училище;

в) Благородный пансион при Московском университете;

г) Московское коммерческое училище.

2. Первое напечатанное произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) стихотворение «Лира»;

б) повесть «Противоречие»;

в) пьеса «Смерть Пазухина»;

г) роман «Современная идиллия».

3. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом:

а) кружка Петрашевского;

б) общества Нечаева «Народная расправа»;

в) группы «Народная воля».

4. Ведущий способ изображения в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) импрессионизм;

б) юмор;

в) реалистический гротеск;

г) символизм.

5. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) взаимоотношения народа и власти;

б) отдельные пороки людей;

в) недостатки в человеческих взаимоотношениях.

6. Используя в своих произведениях сатирическую фантастику, М.Е.Салтыков-Щедрин:

а) стремится сделать их более занимательными;

б) обнажает скрытую суть явлений, укрупняя их;

в) усиливает комический эффект.

7.Какой сон два раза видит центральный персонаж сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?

  1. Выиграл 200 тысяч рублей.

  2. Стал свободным и счастливым.

  3. Стал очень больным.

  4. Стал мудрым.

8.Кто подвергся осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?

  1. правительство

  2. революционные демократы

  3. обыватели

  4. либералы

9.М.Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:

  1. в психологическом изображении личности крестьянина

  2. в изображении массовых сцен

  3. в изображении сцен народных бунтов

10.Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежат:

  1. «Пошехонская старина»

  2. «Господа Головлевы»

  3. «История одного города»

  4. «Накануне»

11.Главным «оружием» писателя является:

  1. реальной изображение действительности

  2. смех

  3. яркое изображение характеров

  4. революционность

12. Какой прием использован писателем в следующем эпизоде:

И вот он одичал. Хоть в это время наступала уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивился, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел. («Дикий помещик»)

а) метафора;

б) аллегория;

в) гротеск;

г) гипербола;

д) символ.

13. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:

а) чиновничество;

б) аристократия;

в) интеллигенция;

г) самодержавие.

14.Кто подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?

а) Правительство;

б) Революционные демократы;

в) Обыватели;

г) Либералы.

Ответы:


    1. а

    2. а

    3. а

    4. в

    5. а

    6. б

    7. 1

    8. 3

    9. 1

    10. 4

    11. 2

    12. В

    13. Г

    14. В








































Письменная работа “Николай Семенович Лесков. Очерк жизни и творчества.”

1. Перепишите фрагмент биографии Н. С. Лескова, исправляя фактические ошибки.

Н. С. Лесков родился в Орловской губернии. Отец будущего писателя был священником. Образование Николай Семёнович получил в университете г.Орла. Уже в юности вступил на литературное поприще, сразу прославился своими романами. Основными темами творчества Лескова были праведничество, тяжёлая доля женщины-крестьянки, русский национальный характер.

2.Укажите верное суждение:

А) в губернской гимназии Лесков учился блестяще;

Б) получил свидетельство только об окончании двух классов;

В) не мог принять казенные гимназические нравы.

3.Лесков вспоминал: “…это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко”

А) детские годы;

Б) период службы в компании “Шкотт и Вилькенс”;

В) зрелые годы.

4.Укажите соответствия:

А) роман о нигилистах;

Б) повесть о нравственной стойкости русского человека;

В) история о талантливом мастере;

1. “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе”.

2. “ На ножах”.

3. “Очарованный странник”.

5.Лесков утверждал, что “ писатель – это …”

А) творец;

Б) праведник;

В) мученик.

6. Какие произведения написаны Н. С. Лесковым?

А. «Гамлет Щигровского уезда»;

Б. «Леди Макбет Мценского уезда»;

В. «На ножах»;

Г. «В лесах»;

Д. «Человек на часах»;





7. К какому жанру относится произведение «Очарованный странник»?

А. Очерк;

Б. Рассказ;     

В. Сказка;

Г. Сказ.

8. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?

а) Алеша Попович; б) Добрыня Никитич; в) Илья Муромец; г) Никита Кожемяка.

9. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?
а) Измаил; б) Монах; в) Голован; г) Казачок; д) Иван.

10. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи?

а) деньги; б) освобождение от крепостной зависимости; в) коня; г) гармонь; д) сапоги.

11. Почему Флягин бежал в степь?

а) в поисках приключений; б) по предложению англичан; в) вслед за возлюблен ной; г) из-за убийства татарина; д) был взят в плен.

12. Как удерживали главного героя в степи?

а) богатыми подарками; б) отдали Флягину в жены самую красивую девушку; в) держали в колодках в яме; г) подщетинили пятки.

13. Сколько времени провел Флягин в плену?

а) один год; б) три месяца; в) пять лет; г) три года; д) десять лет.

14. Почему Иван Флягин убил Грушу?

а) из-за неразделенной любви; б) чтобы Груша не вернулась к князю; в) чтобы спа сти ее от греха убийства; г) это произошло случайно.

15. Каковы планы героя-рассказчика в финале повести?

а) остаться в монастыре; б) пойти воевать; в) возвратиться на родину.






















Ответы:

1.

2.б,в

3.б

4.а-2,б-1,в-3

5.а

6.б,в,д

7. повесть

8.в

9. в

10.г

11.г

12.г

13.д

14. в

15.а








































Тестирование

Ф.И. Достоевский «Преступление и наказание»

Вариант I

  1. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:

а) Семьи Мармеладовых в) Оправдания своей теории

б) Матери и сестры

  1. Определите, портрет какой героини приводится: «Девушка лет 18, ху­денькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами... выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

а) Дуня Раскольникова в) Девушка на мосту

б) Соня Мармеладова

  1. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?

а) в Свидригайлове

б) в Лебезятникове

в) в Лужине

4. Кому принадлежат комнаты?

а) Это была большая комната, но чрезвычайно низкая.!.походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый...; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истас­канные обои почернели по всем углам.

б) Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянного спинкой, круглого стола оваль­ной формы... туалете с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках.

в) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая са­мый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду от­ставшими от стенки обоями...

1) Алене Ивановне 2) Соне 3) Раскольникову

5. С какого момента начинается наказание Раскольникова:

а) До убийства б) После убийства в) На каторге

6. Кто из героев романа по профессии юрист?

а) Порфирий Петрович

б) Заметов

в) Лужин

7. Е.Н. Семенов утверждает: «Раскольников поставлен автором так, что он не может не пойти на реализацию своей идеи: для этого нужно, чтобы до него был изменен мир. Он может, правда, испытывать колебания, но колеблется между бунтом и смирением вообще. Но смириться перед об­ществом означает примириться с тем, что объективно требует отрица­ния, бунтовать же значит нарушить объективные человеческие законы».

















Вариант II

1. Теория «целых кафтанов» принадлежит:

а) Раскольникову в) Лужину

б) Лебезятникову г) Свидригайлову

2. Определите, портрет какого героя приводится: «Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голо­ве... Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».

а) Замётов

б) Разумихин

в) Лужин

3. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших» ?

а) Дмитрий Прокофьич в) Петр Петрович

б) Порфирий Петрович

4. О ком идет речь: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он... чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят...»?

а) Раскольников и Софья Семеновна

б) Свидригайлов и Марфа Петровна

в) Разумихин и Авдотья Романовна

5. С какого момента начинается преступление Раскольникова:

а) До убийства в) После убийства

б) Во время убийства

6. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я... поклонился», как-то дико произнес он».

а) «всем страдающим женщинам»;

б) «всему страдающему человечеству»;

в) «всем обиженным».

7. Исследовательница М.С. Горячкина пишет: «Нищий студент Раскольни­ков, пошедшая на улицу ради куска хлеба Соня ... погибающая с детьми с голоду Катерина Ивановна думают и страдают не о хлебе насущном ...а о поруганном самолюбии, о бездушии окружающего их мира, о невозможно­сти сосуществования со злом».

а) Прокомментируйте это рассуждение исследовательницы. Можете вы с ним согласиться?

б) Докажите, что герои, о которых говорит М.С. Горячкина, думают именно о том, на что она указывает? Есть ли в романе «Преступле­ние и наказание» те, кто думает только «о хлебе насущном»? Если да, то чем они еще отличаются от тех, кто об этом не думает?

















Контрольная работа по литературе

10 класс

1 вариант.

А1. Какое произведение не было написано А.Н. Островским ?

А) «Недоросль»

Б) «Бесприданница»

В) «Снегурочка»

Г) «Доходное место»

А2. Критическустатью «Базаров» написал

А) И.Тургенев

Б) В.Белинский

В) А.И.Герцен

Г) Д.И.Писарев

А3. Кому принадлежат слова:

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить:

У ней особенная стать – в Россию можно только верить!

А) А.С.Пушкину

Б) А.А.Блоку

В) Ф.И.Тютчеву

Г) А.А.Фету

А4. Редактором какого журнала, основанного еще Пушкиным, стал Н.Некрасов в 1847 году?

А) «Отечественные записки»

Б) «Вестник Европы»

В) «Современник»

Г) «Сын Отечества»

А5. Родовое имение Тургенева - …

а) Щелыково

б) Спасское-Лутовиново

в) Шахматово

г) Малые Сорочинцы

А6. Кто из героев романа «Обломов» впервые употребляет термин «обломовщина»?

А) А.И.Штольц

Б) Захар

В) И.И.Обломов

Г) О.С.Ильинская

А7. По мнению А.П.Чехова, «в человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и…»

А) чувства

Б) походка

В) мысли

Г) характер

А8. Кто из двойников Раскольникова заканчивает жизнь самоубийством?

А) Свидригайлов

Б) Лужин

В) Мармеладов

А9. В романе Л.Н.Толстого несколько сотен действующих лиц, однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?

А) семейных гнезд

Б) эпического параллелизма

В) композиционной завершенности

А10. В каких крупных произведениях Некрасова рассказывается о подвиге декабристов и их жен?

А) «Кому на Руси жить хорошо?»

Б) «Дедушка»

В) «Коробейники»

Г) «Русские женщины»

Д) «Железная дорога»

………………………………………………….

В1. «На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.»

Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.

Назовите:

а) автора

б) размер

………………………………………………….

в) Какой вид метафоры использует автор («утро дышит», «на ямках пышет»)?


В2. Один автор дает такую краткую характеристику своему герою: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Независимая душа и гордец первой руки». Укажите автора, героя и произведение.

В3. Кого из русских писателей-классиков называли «Колумбом Замоскворечья»?


В4. Известно, что фамилия «Фет» известного русского поэта – псевдоним. Укажите настоящую фамилию этого автора.


В5.Кому принадлежат строки:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен?



В6. Кто был главным оппонентом Е.Базарова в спорах?

В7. Соедините названия произведений и их жанр:


А) «Севастополь в мае»

Б) «Отрочество»

В) «Война и мир»

Г) «Анна Каренина»

Д) «Живой труп»

Е) «В чём моя вера?»

1) Повесть

2) Роман

3) Религиозный трактат

4) Драма

5) Роман-эпопея

6) Рассказ


В8. Описывая определенные реалии так, как видят их герои, Л.Толстой, чтобы быть точным, часто переименовывает привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так в «Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена – «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями, и соотнесите их с указанными названиями:

А) окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении

Б) вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма

В) большой, наполненный чем-то и открытый ящик

Г) крашеные картоны, изображавшие деревья

Д) французские лепешки

1) театральные декорации

2) гроб, наполненный костями

3) пушечные ядра

4) граната, которую Андрей Болконский видит за несколько секунд до того, как она взрывается

5) батарея Раевского


Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…


Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.


Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф.И.Тютчев


В9. Каким термином обозначается образное определение, которое дает выразительную характеристику предмету или явлению («дивная пора», «хрустальный день»)?


В10. Назовите способ рифмовки, использованный в заключительной строфе.


В11. Как называется использованное в целях выразительности нарушение обычного порядка слов в предложении («в осени первоначальной»)?


В12. Назовите тип иносказания (троп), на основе которого создан образ «тонкого волоса паутины»?


В13. Определите стихотворный размер приведенного текста


Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений


С1. Какие образные средства, использованные в стихотворении, формируют ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром?


С2. В каких произведениях русских поэтов есть «полевые» пейзажи? В чем сходство и различия со стихотворением Тютчева?




Контрольная работа по литературе

10 класс

2 вариант.


А1.Статью «Темное царство» написал

А) Н.Чернышевский

Б) В.Белинский

В) И.Гончаров

Г) Н.Добролюбов

А2. На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров?

А) крестьянство

Б) интеллигенцию

В) русское патриархальное дворянство

Г) дворянскую аристократию

А3. «Кнутом иссеченная Муза» - это образ чьей поэзии?

А) А.С.Пушкина

Б) М.Ю.Лермонтова

В) Ф.И.Тютчева

Г) Н.А.Некрасова

А4 Первый период творчества Н.Островского связан с его работой в литературном журнале

А) «Современник»

Б) «Мосвитянин»

В) «Отечественные записки»

Г) «Сын Отечества»

А5. Родной город А.П.Чехова

а) Таганрог

б) Красноярск

в) Сочи

г) Рязань

А6 Кому из героев романа Гончарова «Обломов» принадлежат слова: «Для меня любовь – все равно, что…жизнь, а жизнь – долг, следовательно – любовь тоже долг»?

А) Обломову

Б) Штольцу

В) Тарантьеву

Г) Волкову

А7. Результатом участия Л.Толстого в Крымской войне становятся:

А) «Севастопольские рассказы»

Б) дневники

В) автобиографические повести

Г) «Война и мир»

А8. Кто из героев романа «Отцы и дети» вступается за крестьян, но «говоря с ними, морщится и нюхает одеколон»?

А) Базаров

Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Павел Петрович Кирсанов

Г) Аркадий

А9. Среди многочисленных «военных» героев романа «Война и мир» своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием?

А) в эпизоде дуэли с Долоховым

Б) на батарее Раевского

В) в плену

А10. Какая известная картина русского художника напоминает стихотворение Некрасова «На Волге»?

А) И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»

Б) И.И.Левитан «Вечер на Волге»

В) И.С.Петров-Водкин «Девушки на Волге»


В1. Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям.

Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.

Назовите:

а) автора

б) размер

в) Какой троп использует автор в приведенном отрывке?


В2. Какой русский писатель был приговорен судом к гражданской казни?


В3. Парадоксально, но философско-утопический роман государственного преступника, арестанта Петропавловской крепости, прошел через две строжайшие цензуры и получил добро на выход в свет. Назовите это произведение и его автора.

В4. Этот классик отечественной литературы был лишен права носить русскую фамилию отца и лишился всех привилегий, связанных со званием дворянина. С целью возвращения дворянского звания, он поступает на службу. Однако военный чин, дающий на это право, всякий раз, по мере продвижения по службе, повышался в своем ранге. Лишь на закате дней этому поэту удалось возвратить дворянское звание и утраченную фамилию отца. Назовите этого автора.


В5. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?


В6. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы А.Н.Островского «Лучом света в темном царстве»? Кто это?


В7. Соедините названия произведений и их жанр:


А) «После бала»

Б) «Детство»

В) «Война и мир»

Г) «Анна Каренина»

Д) «Власть тьмы»

Е) «Исповедь»

1) Рассказ

2) Драма

3) Религиозный трактат

4) Роман

5) Роман-эпопея

6) Повесть


В8. Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого – закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное повторение. Так Пьер запоминается массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по 1-2 «штрихам к портрету» угадать персонажа романа и соотнести эти черты с его именем.

А) оголенные, белые, полные плечи

Б) черные глаза, большой рот

В) сухое лицо

Г) лучистые глаза, тяжелая походка

Д) плешивая голова, плоское лицо

1) Наташа Ростова

2) князь Василий Курагин

3) Элен Курагина

4) Андрей Болконский

5) Мария Болконская



Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.


Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.


На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, -

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А.А.Фет

В9. Каким термином обозначается зарисовка природы, подобная той, что создана в стихотворении Фета?


В10. Какое средство иносказания, основанное на переносе человеческих черт на неодушевленные явления, использовано в строке «Убегает на запад река»?


В11. Во второй строфе гаснущие края облаков переданы иносказательно, при помощи метафоры. Выпишите словосочетание (в именительном падеже), метафорически замещающее образ светящихся очертаний облака.


В12. В строке «Убегает на запад река» все три ударения приходятся на гласный «а». Как называется этот прием звукописи?


В13. Определите стихотворный размер, которым написан «Вечер».


Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений


С1. С какой художественной целью в первой строфе использованы исключительно безличные предложения?


С2. Какие стихотворения русских поэтов посвящены описанию вечерней природы? В чем их сходство и различия со стихотворением А.Фета?
















СПЕЦИФИКАЦИЯ

годовой контрольной работы по литературе для учащихся 10 класса


1. Назначение контрольной работы

Назначение контрольной работы – оценить общеобразовательную подготовку по литературе учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений.


2. Условия проведения

Работа рассчитана на учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений, изучающих литературу по учебнику «Литература: 10 класс» под ред. Ю.Лебедева в объеме 4 часа в неделю, отвечающему обязательному минимуму содержания образования за 10 класс по литературе.


3. Структура контрольной работы

Контрольная работа по литературе для учащихся 10 класса состоит из трех частей, которые различаются по назначению, содержанию, уровню сложности, по числу и форме включенных в них заданий.


4. Характеристика заданий

Часть Асодержит 10 заданий с выбором ответа из 3-4 предложенных, часть В включает 13 заданий с кратким ответом. Часть С состоит из двух заданий с развернутым ответом, требующие написания связного текста в объеме 5-10 предложений

Выполнение 1-й и 2-й частей работы позволяет судить о достижении учащимися базового минимума. В 3-ю часть включены задания повышенного уровня сложности.

В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, поэтические тропы и т.п.), знание учащимися теоретико-литературных понятий.


5. Время выполнения работы

На выполнение работы рекомендуется отвести 90 минут.


6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение задания части А учащийся получает 1 балл, части В – 2 балла (В7 и В8 – по 1 баллу за соответствие).

Оценка выполнения заданий С1 и С2

Точность и полнота ответа

баллы

А) учащийся обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют


3

Б) учащийся обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и/или допускает одну фактическую ошибку


2

В) учащийся упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и/или допускает две фактические ошибки


1

Г) учащийся неверно отвечает на вопрос, и/или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и/или подменяет рассуждения пересказом текста, и/или допускает 3 и более фактических ошибок


0

Максимальный балл

3


Максимальное количество баллов за работу – 53

Шкала перевода баллов в школьную оценку:

оценка

5

4

3

2

баллы

43-53

32-42

21-31

0-20


7. Инструкция по выполнению работы

Часть Асодержит 10 заданий базового минимума с выбором правильного ответа из 3-4 предложенных, часть В включает 13 заданий с кратким ответом, который нужно записать словами или указать соответствие цифра-буква. Часть С состоит из двух заданий с развернутым ответом, требующие написания связного текста в объеме 5-10 предложений

Работа должна быть выполнена аккуратным, разборчивым почерком.

Желаем успеха!



Ключи

1 вариант

А1 – а

А2 – г

А3 – в

А4 – в

А5 – б

А6 – а

А7 – в

А8 – а

А9 – а

А10 – б, г

В1 а) А.Фет

В1 б) хорей

В1 в) олицетворение

В2 – И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

В3 – Н.А.Островский

В4 – Шеншин

В5 – Н.А.Некрасов

В6 – Павел Петрович Кирсанов

В7

1

2

3

4

5

6

б

г

е

д

в

а

В8

1

2

3

4

5

г

в

д

б

а

В9 – эпитет

В10 – опоясывающая

В11 – инверсия

В12 – метафора

В13 – ямб









2 вариант

А1 – г

А2 – б

А3 – г

А4 – б

А5 – а

А6 – б

А7 – а

А8 – в

А9 – а

А10 – а

В1 а) Н.А.Некрасов

В1 б) анапест

В1 в) метонимия

В2 – Ф.М.Достоевский

В3 – Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

В4 – А.А.Фет

В5 – антитеза

В6 - Катерина

В7

1

2

3

4

5

6

а

д

е

г

в

б

В8

1

2

3

4

5

б

д

а

в

г

В9 – пейзаж

В10 – олицетворение

В11 – золотые каймы

В12 – ассонанс

В13 - анапест


























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее