Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса на составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись),
рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
декоративная работа,
лепка,
аппликация с элементами дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю-34 часа (34 недели).
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Результаты обучения
В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление:
• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;
Обучающиеся должны знать:
• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся должны уметь:
• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
• использовать элементарные приемы изображения пространства;
• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока Дидактическая модель обучения | Дата | Цель урока, вид деятельности | Планируемые результаты | Информационно-методическое обеспечение | |||||||||||
ф | п | |||||||||||||||
| Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация |
| Индивидуальная, групповая, парная | Личностные, познавательные | Коммуникатив ные, регулятивные |
| ||||||||||
| Раздел № 1. Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме. - 8 часов. | |||||||||||||||
1 | Осенний вернисаж |
|
| Учить рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки; способствовать воспитанию у них любви и интереса к изобразительной деятельности. | Закрепление с учащимися приемов рисования кистью.
| -Знать понятия «цвет, нюанс и контраст» -Уметь создавать собственную композицию -Знать понятия «натюрморт», «свет и форма» вать с цветом | презентация | |||||||||
2 | Красота букетов из Жостова. Твоя посуда |
|
| Ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом - «жостовским». | Уч-ся должны формировать понятия об орнаменте и его элементах; развивать образные представления, навыки деления на равные части. | -Знать понятие «русские лаки» -Знать этапы послойного Жостовского письма -Уметь создавать собственную композицию -Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи | презентация | |||||||||
3 | Мамин платок |
|
| Познакомить с работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни. | Уч-ся должны воспитывать художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные навыки. | Познакомиться работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определять, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни. | презентация | |||||||||
4 | Обои и шторы в твоем доме |
|
| Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый - для детской комнаты, столовой; строгий - для кабинета). | Уч-ся должны овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету. | Уметь: разработать эскиз обоев для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением (детская, спальня). | презентация | |||||||||
5 | Твои игрушки (озорной товар) |
|
| Дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки. Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; развивать творческие способности детей. | Уч-ся должны творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи. -Уметь выполнять зарисовки народных деревянных игрушек | Знать образцы игрушек Дымково, Филимонова, Хохломы, Гжели. Матрешка. |
| |||||||||
6 | Декоративная закладка. |
|
| Познакомит с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; дать представление об элементах орнамента, его видах; | Знать отличие литографии от линогравюры. Уметь выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно. | Знать виды графических работ. Уметь выполнить простую графическую работу. |
| |||||||||
7 | Иллюстрация твоей книжки |
|
| Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки - раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками. | Уч-ся должны иметь представление о роли обложки, ее отличии от иллюстраций.
| Знать: термин «книжная иллюстрация». Уметь: конструировать из бумаги макеты детских книжек, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры). | | |||||||||
8 | Иллюстрирование русских народных потешек. Обобщающий урок четверти. |
|
| Обобщить знания детей о дымковской игрушке и дать представление о русской потешке; ознакомить с понятием «фриз»; развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству. | Уч-ся должны научиться выполнять иллюстрации к русским потешкам и изготовить книжку-раскладушку. | Уметьь рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки; |
| |||||||||
| Искусство на улицах твоего города. – 7 часов. |
| ||||||||||||||
9 | Букет цветов |
|
| Дать представление об искусстве составления букетов и ознакомить с иллюстрациями с изображением цветов; выполнить совместную работу по теме урока; развивать творческие способности и эстетический вкус; воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться окружающим миром. | Уч-ся должны формировать умения использовать выразительные средства в изображении предметов. | Уметь подбирать правильную цветовую гамму букета, | презентация | |||||||||
10 | Декор русской избы. В мире народного зодчества |
|
| Рассказать об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской); формировать навыки владения графическими материалами; учить рисовать по представлению; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности. | Уч-ся должны учиться выполнять в своих работах постоянного соотношения размеров и цвета изображаемых деталей. | -Знать понятия «причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупен» -Уметь выполнять эскиз полотенца -Уметь создаватьсвой терем для сказочных героев
| презентация | |||||||||
11 | Транспорт в городе |
|
| Познакомить с городским транспортом, машинами; учить анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих; дать представление о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера; развивать у детей фантазию. | Уч-ся должны учиться умению рисовать сложный объект по уменьшенной модели. | Знать разные виды транспорта. Уметь выполнять моделирование фантастических машин, применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. | презентация | |||||||||
12 | Парки, скверы, бульвары, города |
|
| Познакомить с планированием и созданием парков; дать представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения; ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари; развивать воображение детей, творческую фантазию, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость. | Знать, что такое ландшафтная архитектура, что работа художника-архитектора – работа целого коллектива. Уметь изобразить детскую площадку или «бульвар раздумий» | Уметь работать с бумагой (складывание в несколько слоев, прорезание ажурных узоров). Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги в объеме. | презентация | |||||||||
13 | Витрины магазинов |
|
| ознакомить с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде; дать представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы. | Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города. Уметь отличать разные по назначению витрины и оформлению. | .Знать о роли художника в создании облика города. Уметь составить проект оформления витрины. | презентация | |||||||||
14 | Образ театрального героя. Эскиз куклы |
|
| Познакомить с кукольным театром, работой художника в нем; дать представление о кукле - маске актера, помогающей выражать задуманный образ, о спектакле как зрелище, созданном творческим коллективом театра, о главном его назначении. | Уч-ся учится рисовать по представлению и фантазии. | Познакомиться кукольным театром, работой художника в нем; иметь представление о кукле - маске актера, помогающей выражать задуманный образ, о спектакле как зрелище, созданном творческим коллективом театра, о главном его назначении. | презентация | |||||||||
15 | Наследие предков: памятники архитектуры.
|
|
| Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн | Знать скульптора Е. Вучетича, его работы. Уметь изобразить один из памятников. Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Знать основные памятники села, места их нахождения. Уметь изобразить один из памятников. | презентация | |||||||||
| Художник и зрелище. – 11 часов. |
| ||||||||||||||
16 | Образ театрального героя. Силуэт загадка |
|
| Познакомить с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром; овладеть графическими материалами. | Уч-ся должны учиться умению определять персонажи по силуэтному профилю. | Иметь представление об истоках театра; понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказаыватьь о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность; | презентация | |||||||||
17 | Театр кукол (голова и костюм куклы) |
|
| Систематизировать знания: о работе художника в театре, разнообразии его профессий (гример, костюмер, сценограф, осветитель); развивать воображение, творческую фантазию детей, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества. | Знать, что такое перчаточная кукла. Уметь изготовить голову перчаточной кукле. | Знать отличие кукольного театра от других видов театра, виды кукол. Уметь выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы. | | |||||||||
18 | Карнавальные маски |
|
| Дать представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность; | Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; | Знать историю происхождения театральных масок. Уметь конструировать маски (трагические и комические) из бумаги. | презентация | |||||||||
19 | Театральный занавес |
|
| Дать общие сведения о кукольном театре, о способах изготовления кукол; рассказать о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример, художник-сценограф); ввести элементы и приемы эмоциональной разрядки; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность. | Знать устройство театра. Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра. | Знать эволюцию театрального помещения от древнего амфитеатра до современного. Уметь изобразить эскиз театрального занавеса. |
| |||||||||
20 | Сувенирная кукла |
|
| Познакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов; развивать творческие способности, художественную и общую культуру, наблюдательность, зрительную память. | Уч-ся продолжают учиться рисовать по памяти и воображению. | Понимать, что такое сувенирная кукла, знать её назначение. |
| |||||||||
21 | Парад военной техники (к 23 февраля) |
|
| Выполнение групповой работы по оформлению праздничной газеты и открыток. | Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы. | Представить свою работу на выстаку к 23 февраля | презентация | |||||||||
22 | Афиша, плакат к спектаклю |
|
| Познакомить с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта плаката. | Уч-ся должны учиться понимать назначение, художественный язык плаката; понимать значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. | Знать о назначении афиши. Уметь создать эскиз афиши к спектаклю.
| презентация | |||||||||
23 | Цирковое представление. Художник и цирк |
|
| Познакомить с элементами оформления зрелища, созданными художником в цирке (костюмы, грим, детали общего оформления); развивать у детей творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними; формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом | Знать истоки циркового искусства. Уметь изобразить сцену циркового представления с животными. | Знать различные виды циркового искусства. Уметь создать аппликацию на тему циркового представления. | презентация | |||||||||
24 | Открытка для мамы (к 8 марта). |
|
|
| Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы. | Уметь выполнить эскиз открытки самостоятельно, используя различные художественные техники и материалы. | презентация | |||||||||
25 | Музей искусств (интерьер музея) |
|
| Познакомить с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов, с видами музеев; продолжить работу по овладению навыками рисования по представлению и по памяти; воспитывать чувство гордости за национальные произведения искусства и бережное отношение к ним. | Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей русского народа. | Уметь выразить свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. | презентация | |||||||||
26 | Народные мастера: хохломская роспись. Обобщающий урок четверти. |
|
| Обобщить знания детей о хохломской росписи и дать представление об основных элементах орнамента; развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству. | Уч-ся должны научиться выполнять орнамент в традициях мастеров Хохломы. | Знать, чем отличается Гжель, от Хохломы (цвета). | презентация | |||||||||
| Художник и музей. – 9 часов. |
| ||||||||||||||
27 | Натюрморт. В музеях хранятся картины натюрморты |
|
| Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования деталей; развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности; развивать умение рисовать с натуры или по представлению. | Уч-ся должны формировать графические навыки в изображении объемных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры. | Знать, что такое натюрморт, основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные или гуашевые краски | презентация | |||||||||
28 | Красота российских далей. Картины – пейзажи. |
|
| Ознакомить с жанром живописи - пейзажем, его разновидностями, законами композиции; обобщить впечатления учащихся от экскурсий по родному городу, селу; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер. | Уч-ся должны учиться изображать природу в различных состояниях. | Знать, что такое пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Уметь изображать природу в разных состояниях; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения. | презентация | |||||||||
29 | Портрет друга. Картины- портреты. |
|
| Ознакомить с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды; развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус. | Уч-ся должны показать отражение пропорций и мимики лица в портрете. | Знать, что такое портрет, основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь изображать образ человека и его характер, используя цвет; выполнять творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы. | презентация | |||||||||
30 | Скульптуры известных мастеров |
|
| Расширить представления о работе скульптора; развивать умение уловить пластику человеческого тела в объеме, компоновать части в единое целое; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру. | Знать разнообразие материалов, особенности парковой скульптуры. Уметь лепить фигуру человека или животного в движении. | Уметь передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела. | презентация | |||||||||
31 | Музеи архитектуры |
|
| Систематизировать знания об архитектуре, музеях; дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры; формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму; развивать зрительную память и художественное воображение. | Закреплять у уч-ся рисование по памяти и воображению. | Представить творческую презентацию по теме, выбранной группой | презентация | |||||||||
32 | Лоскутный коврик. Коллаж. |
|
| Познакомить с одной из разновидностей художественных музеев - музеями декоративно-прикладного искусства народов Севера, их экспозицией; расширять кругозор детей о художественных народных промыслах, народных умельцах. | Уч-ся должны развивать образное воображение, художественный вкус. | Знать понятие «орнамент». Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» тканей. | презентация | |||||||||
33 | Музеи народного искусства |
|
| Ознакомить с одной из разновидностей художественных музеев - музеем декоративно-прикладного искусства гжели, их экспозицией; расширять кругозор о художественных народных промыслах, народных умельцах. | Уч-ся должны развивать глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус. | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; ведущие художественные музеи России. Уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. | презентация | |||||||||
34 | Картины исторические и бытовые. | |
| Обобщить темы четверти, сделать вывод о том. что музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас; формировать понятие о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества. | Уч-ся должны сделать выводы по пройденным темам учебного года. | Знать отличие исторических и бытовых картин. Уметь использовать художественные материалы; высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.
| презентация |
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Критерии оценок
Оценка "5"
· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
· верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
· допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
· не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
· учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
| |
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011 Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией НеменскогоБ.М. М.: Просвещение. 2013
Учебное оборудование: а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер) б) учебные (столы, доска) в)стеллажи для хранения работ, художественных материалов, методического фонда. | В программе определены цели начального обучения изобразительному искусству; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
|
20